Шахматистка

Лена Июльская
Вечер. Конец августа. Огромный оранжево – красный диск солнца повис на горизонте. Безветрие. Тишина.
 Утопающий в зелени сада, стоял деревенский дом. Ветка с сочными яблоками освещалась из его окна. Сквозь прозрачные шторы виднелась комната.
 За столом, стоящим посередине, сидели Катя и ее старший брат Андрей,  увлеченные каким-то занятием.
- Опять мне мат – обижалась Катя, потерпев поражение - Ну, ничего, я все равно научусь играть в шахматы – уверенно сказала она.
 Обладая упрямым характером, Катя всегда добивалась того к чему стремилась.
Для этого она могла изменить весь образ жизни, пожертвовать свободным временем, ограничить поток информации, отбирая наиболее необходимую, запрограммировать органы чувств так, чтобы видеть, слышать и чувствовать только то, что касалось достижения поставленной цели.
 В их небольшом поселке с финским названием Хаппо-ое не было ни Дома культуры, ни кружков, где можно было бы научиться играть в шахматы.
 Даже до школы Кате приходилось идти три километра. Она училась в пятом классе.
 Худенькая, невысокого роста. Ее русые волосы аккуратно заплетены в косички. Лицо озаряли красивые зеленые глаза, излучающие не по-детски умный взгляд.
Кроме Андрея у Кати был еще средний брат Владислав. На год старше ее. Она часто проводила время в кругу своих братьев и их друзей.
Как пацанка гоняла с ними в футбол, хоккей. Бывало, парни соберутся играть в карты. Не хватает партнера. Зовут Катю. Она быстро усваивала карточные хитрости.
 Общение с ребятами влияло на ее характер. Эмоции становились ярче, решения жеще, ум более гибким и проницательным.
Как-то раз их отцу в качестве премии был вручен мотоцикл «Минск».
И вот уже Катя бороздит на нем просторы родного поселка.
Даже сидящий сзади, старший брат немного струхнул, глядя, как она газует на всю «катушку».
-Катя, едь потише, опасно!
 Но она не знала страха. Свистящий ветер закладывал уши.
 В глазах восторг. Уверенность. Азарт. Тебе все подвластно. Ты хозяйка своей судьбы!
 Эйфорию прерывает голос брата, пытающегося докричаться до нее сквозь ветер:
-Катя, нам пора ехать домой.
 Сейчас к отцу придет дядя Коля играть с ним в шахматы.
 Это слово она услышала бы даже из космоса. Действовало безотказно.
 Их отец был заядлым шахматистом. Это он привил детям любовь к этой логической, интеллектуальной игре.
 Название которой берет начало из персидского языка: шах и мат, что значит буквально шах умер, а адекватно передает смысл игры - смерть королю.
 Многие люди считали, что шахматы обладают сказочной силой, что в них скрыта великая тайна.
 В этом была уверена и Катя. Сейчас она с нетерпением ждала поединка, чтобы наблюдать за игрой отца.
 Он бережно берет коробку с шахматами, слышится постукивание деревянных фигурок внутри. Как будто они просыпаются. Труба зовет.
 Снимает маленький крючок с гвоздика. Высыпает содержимое на стол, переворачивает коробку, и она превращается в шахматную доску с 64-мя черно – белыми квадратиками.
 Отец с дядей Колей аккуратно расставляют фигуры. По 16 штук у каждого. Это так называемый материал. В начале партии у сторон материальное равенство.   Чего, к сожалению никогда не бывает в обществе людей.
 Отец берет две пешки: белую и черную. Прячет их по отдельности в своих больших кулаках. Дядя Коля делает выбор. Отец играет белыми.
 Катя ближе двигается к столу. Садится поудобнее.
 Партия начинается.
 Полное отрешение от всего постороннего. Даже часы начинают тикать немного тише, перестают потрескивать дрова в печи. И только плавно струится дымок от папиной папиросы, лежащей в пепельнице.
 Отец делает первый ход, продвигая королевскую пешку вперед.
 Соперник также продвигает королевскую пешку со своей стороны.
 Дебют разыгрывается быстро.
 У белых уже заметен перевес в мобилизации сил.
Рисунок игры усложняется. Черным не удается перехватить инициативу в центре.
 Динамичность шахматной борьбы усиливается.
 Катин взгляд тенью бродит за передвигаемыми фигурами по лабиринтам шахматной доски.
 Два соперника сидят друг против друга. У каждого в уме развивается своя стратегия боя.
 Казалось в эти деревянные фигуры вдыхается жизнь, и они оживают.
Катя замечает, как ей по – дружески подмигивает белый конь.
 И она видит, что отец сейчас может сделать «вилку».
Не серебряную, не позолоченную, а, пожалуй, подороже. Раз конь так заржал от восторга.
 Царская трапеза. Ферзь и ладья. Попались голубчики ловкому коньку – горбунку, который может прыгать через головы остальных. С парнокопытным компромисса не будет.
 Ферзь в растерянности. А то пальцы «веером». Гонора-то было, как у отца, когда он деньги получает.
 Даже достойная альтернатива – ладья не спасет.
 Конь косит на ферзя своим лиловым глазом. И ферзь оказывается за бортом шахматной доски.
  В стане черных суматоха. Второго такого авторитета нет. Король в панике. Фигуры и пешки чувствуют, что от них требуется все возможное и даже больше.
Дядя Коля сосредоточился. Его голова буквально нависла над шахматной доской.
 Задачи обороны для черных чрезвычайно сложны.
 «В этой битве умов черные, не зная, какой маневр, предпримут белые, стараются его разгадать и помешать им. Но белые со своей стороны делают все, чтобы догадаться о тайных намерениях черных и дать им отпор».
 Паузы увеличиваются.
 Черные теряют несколько темпов и попадают под сильнейшую атаку белых. Преимущество, которых, налицо. Отец начинает реализовывать комбинацию с матовым финалом.
 Катя с восхищением наблюдает за завораживающим сплетением матовой сети.
 Судьба черных предрешена.
 Им ставится мат.
 Дядя Коля поздравляет отца с победой. Катя вздыхает с облегчением. Такое чувство, что она за это время немного похудела.
Убирают со стола пепельницу, незаметно наполнившуюся окурками папирос.
 С отцом Катя часто не могла играть, в силу его занятости. Среднего брата Владислав это увлечение не заинтересовало.
- Я не собираюсь посвящать всю силу своего ума нелепому занятию: Во что бы то ни стало загнать  в угол деревянной доски деревянного короля».
Хорошо хоть старший брат Андрей всегда соглашался играть с Катей.
  Андрей играл напористо. Каждый ход имел смысл. Катя не успевала и глазом моргнуть, как все  его фигуры уже в центре.
А она все еще чего-то копошится. Дебют получался у нее вялым, скомканным.
- Научи меня так быстро мобилизовать силы и грамотно начинать игру – просила Катя.
-Так, смотри, как я хожу и запоминай.
- Я стараюсь – виновато отвечала она.
 После дебюта наступала средняя фаза партии – миттельшпиль, где развивались основные события.
 Катя пыталась создать свой репертуар игры. С трудом, но нащупает хрупкую комбинацию, которая, правда, после очередного хода брата, рассыпалась на мелкие кусочки.
  Первое время, из-за зевков и многочисленных ошибок Кати, партии между ней и Андреем заканчивались до наступления заключительной фазы игры – эндшпиля.
И тогда брат обычно предлагал прогуляться на свежем воздухе.
И если была зима, то они отправлялись на лыжную прогулку.
Катя помнит, как однажды, был солнечный день. Деревья стояли белые, как будто их кто-то специально обвалял в муке. Ослепительно серебрился снег. Около кустов, как красные яблоки, сидели нахохлившиеся снегири.
 Вот чудаки. Птицы на зиму улетают на юг, а эти наоборот.
И песни у них звучат особенно по-зимнему. Как хрустальный звон сосулек.
 После такой очаровательной сказки как будто заново рождаешься. Получаешь заряд бодрости и жизненной энергии.
 А потом горячий ароматный чай с долькой лимона.
Это ли не блаженство?
 Тело млеет от приятной усталости после лыжной прогулки, от тепла родного уютного дома.
 У Кати была дружная спортивная семья. К ним часто приходили парни со всего поселка.
 Устраивались и шахматные турниры. В которых Катя, тоже принимала активное участие.
 Здесь она набиралась опыта, повышала свое мастерство.
 И хотя рейтинг пока был не высок, она мужественно сражалась с соперниками, которые были старше ее и одни парни.
 После каждого турнира все замечали, что Катя играет все лучше и лучше.
 К ней уже относились как к достойному сопернику.
- Ну что, любители шахматных ощущений – приветствовал всех один из участников турнира.
А, сыграв с Катей, шутил:
- Ну, ты шахматный композитор.
 Даже отец не заметил, когда это дочь научилась так хорошо играть в шахматы.
Партии между ними продолжались уже дольше.
 Отцу иногда приходилось серьезно подумать, прежде чем сделать ход.
А потоми вовсе, если придет уставший после работы, мог даже проиграть ей.
Но у Кати все равно закрадывались сомнения, что отец немного поддавался.
Но когда уж точно она ликовала, если нечаянно выиграет у старшего брата. Он расслабится, отвлечется. А у нее наоборот – вдохновение.
 Бывают такие дни. То ли из-за расположения звезд на небе, то ли из-за физиологических ритмов, но ощущаешь необыкновенную ясность ума, феноменальную зрительную память, творческий подъем, полет фантазии.
Ты хитрый, как лиса, сообразительный, как вундеркинд.
И в этот день у Кати было такое состояние.
Ее внимательный взгляд сто раз пробегал по всем фигурам своим и противника.
 Тут же мозг перерабатывал полученную информацию.
Занимаемые позиции, уязвимость защиты, свободные проходы для атаки, надежность охраны королей.
 Возможные варианты маневров на несколько ходов вперед, как у себя, так и у противника.
 И все это происходило за несколько минут. Казалось, из-за ограничения поля деятельности, ум становился более живым и гибким.
 В этот раз Кате удавалось думать на опережение. Она искоса поглядывает на брата. Неужели он не видит, что может проиграть?
 Но, видимо, этот день был не его.
 Последний ход и м-а-а-т!!
 Матч-реванш состоялся.
 Смирясь с фактом поражения, Андрей поздравляет сестру:
-Да, ты определенно делаешь успехи. Молодец!
 К их столу, где они играли, подошла маленькая девочка. Дочь одного из гостей, приехавших к ним.
-А я тоже знаю кое-что про эту игру. Мне папа читал.
«На шахматных полях ничего не растет. Из шахматных досок не строят теремок. А в шахматных клетках не держат зверей». Андрей посмотрел на нее и сказал:
-Ну, например, у Тамерлана были собственные шахматы. Среди фигур попадались верблюды, жирафы и даже крокодил. На следующий день гости уехали. Отец девочки подарил Кате книгу Стефана Цвейга «Шахматная новелла». И Катя стала ее читать.
 Приближалось время ужина.
-Дочка, иди кушать, а то все уже остыло – звала ее мама.
-Сейчас, сейчас иду. Только дочитаю страницу – отвечала Катя.
 Ей всегда хотелось понять, из-за чего во время игры в шахматы, тебя охватывает всепоглощающее чувство наслаждения и восторга. Окутывает приятный шахматный дурман. Казалось ты сидишь неподвижно. Скованный сосредоточенностью. Дыхание еле слышно. Оно почти замерло. И лишь иногда глубоко вздохнешь, как будто вспомнил, что тебе нужно дышать. А возможно из-за того, что кипящая внутри тебя энергия нуждалась в дополнительном кислороде. Ведь шахматы это тоже спорт. Те же усилия, кураж, адреналин, сжигаемые калории.
 Но «изюминка» этой борьбы скрыта внутри спортсмена. И зритель этого не видит.
 Читая книгу, Кате было приятно осознавать, что не одна она об этом думает.
 Одержимая страстью к шахматам, она жадно пробегала взглядом по строкам, отражающим мысли другого человека:
«…в этой игре сочетаются самые противоречивые понятия: она и древняя и, вечно новая, механическая в своей основе, но приносящая победу только тому, кто обладает фантазией. Ограниченная тесным геометрическим пространством и в то же время безграничная в своих комбинациях.
 Непрерывно развивающаяся и совершенно бесплодная. Мысль – без вывода, математика – без результатов, искусство без произведений, архитектура без камня. И, однако, эта игра выдержала испытание временем лучше, чем все книги и творения людей… и никому не известно имя божества, принесшего ее на землю, чтобы рассеивать скуку, изощрять ум, ободрять душу».
 От чтения этих строк, Катя получила такое же удовольствие, как от нежного прикосновения теплых солнечных лучей, как от волшебной трели соловья тихим летним вечером, как от плеска волн, шуршащей пеной касающихся твоих стоп.

 Прошло время. Катя уже училась в восьмом классе. И тут к ним в школу приехали ребята из районного центра.
 Шахматисты.
 Знающие шахматную теорию. Обучающиеся в шахматных кружках. Напыщенные, высокомерные.
 Уверенные в том, что вряд ли здесь найдутся достойные им соперники. Об этом приезде гостей как то заранее не сообщалось. И в школе стали искать умеющих играть в шахматы.
 Мальчики нашлись быстро. А вот из девочек оказалось, что одна Катя умела играть.
 Девчонки к ней прибегают и галдят:
- Катя, иди скорей, надо сыграть в шахматы.
 Катя сильно волновалась. Это был первый поединок вне дома. Вот она села напротив своей соперницы. По возрасту – ровеснице.
 Поединок начался.
 Сначала Катя осторожничала, приглядывалась. Но уже через несколько ходов она поняла, что ничего страшного нет. Более того, она сделала вывод, что играет лучше этой девушки. Было налицо преимущество Кати. Вскоре она увидела комбинацию, только бы соперница ее не заметила. Но гостья сидела обескураженная. Она никак не предполагала, что в такой сельской школе кто-то может так хорошо играть.
 Окончательно растерявшись, она не могла сосредоточиться, и была невнимательная. И тут Катя тихим голосом произнесла, как бы извиняясь:
-Вам мат.
 Но это прозвучало, как гром с ясного неба.
 Соперница не могла в это поверить. Но все-таки поздравила Катю с победой.
 К гостье подошел парень из их команды.
-Ну что, гроссмейстер, можно поздравить тебя с победой?
-Можно. Только не меня, а вон ту девушку.
-Да ты что?! – и парень, серьезно озадаченный таким ответом, смотрел на хрупкую фигурку Кати, которую обступили недоуменные школьники. Ликующие и торжествующие, гордые тем, что шахматистка из их школы одержала победу.