Вагоновожатый всея Руси

Александр Козлик
     Было это в 1975 году. Работал я тогда  инспектором уголовного розыска 1 отделения милиции Октябрьского района Ленинграда и учился на вечернем отделении Ленинградского государственного университета им. Жданова, на юридическом факультете.
     Работать инспектором уголовного розыска и учиться на вечернем, дело не легкое, уходил из дома в 7 утра и приходил около 23 часов. Начальство мое было не в восторге оттого, что они должны были отпускать меня к 19 часам на занятия, из-за чего мне  постоянно  поступали предложения перейти на заочную форму обучения. Но я уперся, так как хотел слушать лекции известных, в то время, профессоров Университета: Филановского, Иоффе, Толстого, Лукашевича и других. Все-таки я чувствовал, что учусь и не зря. Многое из того, что я слышал, приходилось применять на практике, особенно по уголовному праву и поэтому все эти знания хорошо укладывались в голове.
     В университете, со мной в одной группе, учился Юра Виноградов, он  не прошел по конкурсу на дневной и пошел учиться на «вечерний», сразу же после окончания учебы в школе.
    Работа моя в уголовном розыске тогда была в почете, и Юра стал приходить ко мне, интересовался, помогал.
     Как-то он обратился ко мне с просьбой, что его хороший знакомый, Володя, который учится в университете на дневном, хочет пройти практику в милиции. Юра сказал мне, что Володя ходил с ним на тренировки по самбо, при этом  выполнил норму кандидата в мастера спорта. 
     Я не возражал и предложил Юрию привести приятеля для того, чтобы познакомиться. Через несколько дней, у меня в кабинете вместе с Юрием появился Владимир: невысокого роста, худощавый, спокойный и немногословный. Он произвел на меня хорошее впечатление.Обратил я еще внимание, что часы он носил, да и сейчас, моему носит, на правой руке. Я спросил его , почему он так носит. На что он ответил мне, что все вагоновожатые так носят. При чем тут были вагоновожатые, я так и не понял, но не стал выяснять. Мы обговорили с ним, в каком объеме ему необходимо ознакомиться с документами и как  он будет проходить практику. Так я познакомился с будущим Президентом Российской Федерации Путиным Владимиром Владимировичем.
    Я думаю, что в то время, никто не мог предсказать, что это произойдет. Уж очень скромным и немногословным был Володя и, в то время, совсем не был похож на человека «кто зажигает сердца и ведет  в светлое будущее».
    В течение двух недель, Володя появился у меня несколько раз, познакомился с документами, необходимыми для прохождения практики, участвовал несколько раз в рейдах, но каждый день, конечно, не приходил, так как у него постоянно были тренировки и соревнования.
    После окончания практики и подписания характеристики, естественно на отлично, обменявшись телефонами, мы с  ним расстались и практически не общались.  Хотя нет, он появился у меня  и попросил оформить его помощником инспектора уголовного розыска, была тогда такая общественная единица, что-то наподобие  дружинника. Я оформил его и выдал удостоверение. Он должен был появляться у меня хоть раз в месяц, но я его больше не видел. Пытался как-то вытащить для проведения рейда, но он все время был занят и я бросил это бесполезное занятие. О его судьбе я больше узнавал от Юрия.
    Вот Юрий и рассказал мне интересную историю, случившуюся с Владимиром. Но так как, эта история известна мне со слов Юрия, поэтому я не могу гарантировать о ее достоверности.
    Возвращался как-то домой поздно ночью Владимир. Улицы были пустынны, только одинокие фигуры быстро мелькали вдалеке.  Неожиданно откуда-то из переулка с криком о помощи, выбегает женщина и бежит в его сторону. За ней, с палкой в руке, бежит мужчина и кричит: «Убью, стерва!» Вообще-то, явление обычное, но  женщина бежит к Владимиру и ему ничего не оставалось делать, как встать между мужчиной и убегающей женщиной. Мужчина увидел, что Владимир встал на его пути, замахнулся палкой и хотел нанести удар по голове, но ведь Владимир, уже ни один год тренировался по самбо. Перехватил руку, и бросок через бедро. Мужчина лежит, а палка  у  Владимира в руках.  Тут женщина обернулась и, увидев, что ее любимый лежит на земле, с криком: «Убили», бросилась к Владимиру. Тот,  видя, такое дело поспешил быстро ретироваться и дал себе зарок, больше не встревать в подобные разборки.
     С Владимиром мы виделись  очень редко и встречи наши носили случайный  характер, интересовались друг у друга: «Как жизнь, как дела?»,и разбегались по своим делам.
     После окончания университета, при встрече, Владимир сказал, что идет работать в военную прокуратуру, но я уже знал от Юрия, что поступил он на работу в КГБ. Секреты есть секреты, я был не в обиде.
.     Долгое время мы не виделись,  услышал я уже имя Владимира, вместе с именем мэра  Санкт-Петербурга  Анатолия Собчака.
      Последний раз я видел его в 1996 году, когда были перевыборы мэра. Собчак решил пройти по Невскому проспекту, пообщаться с народом накануне выборов. Я в то время был начальником следственного управления Центрального района города. В этот день был ответственным от руководства управления и должен был обеспечивать общественный порядок и безопасность. Был в форме полковника и стоял в стороне недалеко от группы, где беседовал с гражданами, Собчак. В это время подъехал на автомашине Владимир, тогда он был заместителем мэра. Выйдя  из автомашины,  Владимир осмотрелся  и увидел меня, узнал. Подошел, поздоровался, спросил, как дела. Мы немного поговорили и  он извинился, сказал, что надо подойти к шефу и вскоре уехал.
     В то время, впервые в городе, было подготовлено здание для УВД и передано оно было для следствия. Я по указанию руководства, подготовил презентацию с участием прессы и телевидения. Решил рискнуть и пригласить Владимира, как заместителя мэра. На мой звонок, ответила секретарша. Я представился и попросил соединить меня с Путиным. Однако не тут то было. На вопрос: «По какому делу?». Я ответил, что по личному. Оказалось, что он занят. Я оставил свои телефоны и попросил Владимира, перезвонить. Однако звонка не было. Я еще дважды с ним пытался связаться, но это было бесполезно. Владимир был уже «недоступен».