Этюд на Тему Гегелевской Диалектики
Часть 1.
.
Отрывок из «Энциклопедия философских наук», том 1. М,1975,;
«с. Для-себя-бытие», §96, стр 236.
*
а) «Для-себя-бытие как отношение с самим собой есть непосредственность, а как отношение отрицательного с самим собой оно есть для-себя-сущее, единое, одно ( das Eins) - то, что в самом себе не имеет различий и, следовательно, исключает другое из себя».
Часть 2. Прояснение для себя Гегелевского языка и осмысление Сути Содержания.
Заодно с этим (и в рамках этого отрывка) заглянём в Суть самого «Мышления».
**
Для Анализа разграничим Отрывок на 3 смысловые части.
-
1)«Для-себя-бытие как Отношение с самим собой Есть непосредственность»,
2)«а как Отношение отрицательного с самим собой оно Есть для-себя-сущее, единое, одно ( das Eins) - то, что в самом себе не имеет различий и»,
3) «следовательно, исключает Другое из себя».
***
Часть 3. Подробности. Разъяснения.
-
(п.1) МЫШЛЕНИЕ как «для-себя-бытие» И «как Отношение с самим собой Есть непосредственность»?
Что ЭТО Значит?
- Мышление как «для-себя-бытие» - это как ОНО есть на самом деле, т.е. ПРОЦЕСС «Мысления» или же «мыслетворение». (Что по сути одно и то же).
- МЫШЛЕНИЕ «как Отношение с САМИМ СОБОЙ Есть непосредственность»? – Что ЭТО Значит?
НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ Мышления (как ОНО Есть «в себе» на самом деле) – это та череда Отдельных МЫСЛЕЙ, которые сменяют друг друга, и как в песне Газманова - «Мои Мысли - мои скакуны» этим выражается суть.
«Отношение с самим собой» - подразумевает, что МЫСЛИ «внутри» самого МЫШЛЕНИЯ (некоторого мыслящего «Субъекта»(=человека)), Осознаются этим (человеческим) Мышлением и контролируются его СОЗНАНИЕМ!
-
(п.2)
«а как Отношение ОТРИЦАТЕЛЬНОГО с самим собой ОНО Есть для-себя-СУЩЕЕ, Единое, Одно ( das Eins) - то, что в самом себе НЕ ИМЕЕТ РАЗЛИЧИЙ и»,
- Это всё ПОНЯТЬ несложно, если само МЫШЛЕНИЕ (как оно обрисовано и Представлена нами в виде множества отдельных Мыслей), «вложить» в ОДНО более Общее ПОНЯТИЕ (того же Рода), а именно в СОЗНАНИЕ (всё того же Мыслящего Субъекта, в голове которого и протекает этот ПРОЦЕСС – Мышления).
Диалектическое «ОТРИЦАНИЕ», (описанное на замысловатом философском языке самим Гегелем) направляет Логику в «русло» Единой Отдельной «СУЩНОСТИ» ( важная «подсказка») и не может быть истолковано никак иначе, как Понятие Сущности Мышления - это СОЗНАНИЕ!
Почему СОЗНАНИЕ «не имеет в себе различий»? – спросит читатель.
Да потому, что Сознание человека вмещает в себя ВСЕ Мысли, которые входят сами в сознание, не спрашивая разрешения на входе. И какие бы Мысли ни были – плохие или хорошие, они все фиксируются в нашем Сознании – с большим или меньшим нашим Вниманием к ним.
-
(п.3)
«следовательно, исключает ДРУГОЕ из себя».
Сознание (вмещающее в себя Мышление со всеми его Мыслями), и Вдруг такой поворот!
Оно «исключает ДРУГОЕ из себя!»
Что понимается здесь, в Сознании, под этим «ДРУГИМ», которое к тому же - «исключается» из этой самой «области» - «Сознания».
Нетрудно ПОНЯТЬ, учитывая тот факт, что Гегель «Идеалист», и потому Область МЫШЛЕНИЯ ( с её Мыслями), а также всё СОЗНАНИЕ целиком лежит в иной ОБЛАСТИ чем реальное Бытие («бытие-для себя» и «В СЕБЕ»!)
ВНЕ БЫТИЯ СОЗНАНИЯ и всей СУЩНОСТИ находится область материального мира, с его реальными Материальными Формами бытия. Материя и Дух - строго РАЗГРАНИЧЕНЫ у Гегеля.
ПОТОМУ материальные «ОБЪЕКТЫ» ИСКЛЮЧАЮТСЯ из «внутренней сферы» СОЗНАНИЯ и Мышления. Для них у Гегеля создан другой мир – Мир ЯВЛЕНИЙ.
Мир СУЩНОСТИ – это мир: Духа, Сознания, Мышления, Мыслей, ПОНЯТИЙ …
Это ИДЕАЛЬНЫЙ мир. Это мир ИДЕЙ!
***
Вот ПОКА и всё.