Умение прощать это великая сила души!

Гржибовская Лидия
 

 Как прекрасна весенняя пора! Пробуждение природы – это всегда праздник. Первые набухшие почки вселяют надежду на прекрасное завтра. Вот уже и ивушка стала желтоватой красавицей.
 От дум о весне Валентину отвлёк непонятный звук, доносящийся из спальни свекрови. Когда женщина вбежала в комнату, то от удивления она не сразу пришла в себя. Анна Яковлевна, парализованная 12 лет назад, сидела на кровати и тихо раскачивалась из стороны в сторону.
 - Мама, мама, как же так, какая радость, я же говорила, что Вы поправитесь, что у нас всё будет хорошо. Алёша, сынок, иди скорей сюда, у нас бабушка сама села – Валентина радовалась как ребёнок.
 - Валюша, подай мне попить, - попросила Анна Яковлевна.
 Взяв стакан дрожащими руками, бабАня (так её называл внук), быстрыми маленькими глотками стала с жадностью пить. Взяв из рук у Анны Яковлевны кружку, Валя решила положить свекровь, но та вдруг сказала:
 - Дочка – (Боже, да она Валентину никогда так не называла) – сядь рядышком и послушай меня.
 - Давным, давно, когда вы с Серёжей учились ещё в школе, твоя мать очень обидела меня, и я дала себе слово, что я отомщу ей за эту обиду, а оказалось, что месть выпала на твою долюшку. Сколько всего нехорошего я наговаривала о тебе сыну, но он меня не слушал. Только сейчас я поняла, что у вас была чистая и светлая любовь, - прервавшись на мгновение, чтобы передохнуть, Анна Яковлевна продолжала.
 - Ты помнишь тот вечер, когда Сергей привёл тебя в наш дом, и назвал своей женой, вы тогда расписались без всякой свадьбы, помнишь?
 Валентина кивнула.
 - А помнишь, как я тебя встретила? Конечно, помнишь, такое забыть невозможно – сама себе ответила женщина.
 Валентина оцепенела, она никогда не желала вспоминать тот унизительно-оскорбительный для неё вечер, после которого она к своей свекрови в дом не входила десять лет.
 Они с мужем сняли комнатку, и пока не родился Алёшка, копили деньги на квартиру. Сергей наведывался к матери, но всегда возвращался от неё с испорченным настроением, правда жене не старался его показывать, но она чувствовала это каждой клеточкой любящей души.
 За год до рождения Алёшки, неожиданно на работе Сергею выделили однокомнатную квартиру. На собранные деньги была куплена новая мебель, и в их маленьком семейном гнёздышке поселилось счастье.
 От воспоминаний прошлого Валентину отвлёк голос свекрови…
 - Тогда, когда вы ушли, ну в тот вечер, моя злоба вспыхнула с удвоенной силой, уже на тебя, и копилась во мне долгих, десять лет. И это страшно. Я сама себя наказала, жизнь это бумеранг, и она меня наказала, забрав навсегда от меня сына…
 Тот день, когда в семье случилась трагедия, Валентина помнит так, как будь-то это было вчера. Сергей возвращался с ночной смены, когда услышал голос женщины, зовущей на помощь. Он, не раздумывая, кинулся в ту сторону. Двое пытались раздеть бедную, кричащую женщину. Подскочив, Сергей ударил одного из них, и тот упал. Второй бросился на Сергея, освободившаяся женщина побежала, призывая на помощь, но когда эта помощь подоспела, Сергей был уже мёртв.
 На похоронах было много народа, и в момент прощания с сыном, Анне Яковлевне стало плохо, её увезла скорая. Проводив после поминания всех, оставив сына подруге-соседке, Валентина поехала к свекрови в больницу, где врач ей ничего утешительного не сказал. Анну Яковлевну, видимо от всего пережитого, полностью парализовало, она не могла ни говорить, ни шевельнуть пальцами, ни на руках, ни на ногах.
 Все друзья и врачи в один голос советовали определить Анну Яковлевну в дом инвалидов, но Валентина решила иначе. Она с сыном переехала в трёхкомнатную квартиру свекрови, уволилась с работы, и до этого дня ухаживала за больной, немощной Анной Яковлевной. Свою однушку они стали сдавать за неплохую сумму. Плюс хорошая пенсия Анны Яковлевны, да пенсия на Алёшу, всё это давало жить не очень богато, но и не голодать.
 - Знаешь дочка, эти годы для меня были страшным наказанием за мой грех мести, ведь я так желала смерти тебе, я ведь тебя и отравить пыталась…, а вон оно как в жизни бывает, ты и только ты за мной, как за ребёнком ухаживала. Я всё видела и слышала, ты же порой от отчаяния и плакала по ночам, и бога молила, чтобы я на ноги встала. Прости меня моя хорошая, прости за всё, что я подлого совершила. Я лишила тебя самого главного – счастья. А себя лишила радости – видеть живого и здорового сына.
 Валентина молчала, ну что она могла сказать этой женщине, только то, что она давно её простила, и то, что она, и только она помогла ей выстоять после смерти любимого. Как ей объяснить, что она, эта женщина, давала ей частичку тепла и связи с тем, кто был послан для счастья и радости.
 - Доченька, положи меня, я устала, я знаю, что ты меня простила, и поэтому мне не страшно умереть…
 Умерла Анна Яковлевна под утро, когда занималась заря, её лицо озаряла улыбка спокойствия. Её похоронили рядом с сыном. Прощаясь, Валентина прошептала – Спите спокойно, передайте привет Серёже, скажите, что у нас всё хорошо.