ч. 2-я, 1991 год. Латвия

Яна Ольгина
Ольга Янченко, из блокнота журналиста СССР.
 Вот те и реклама!
***
Итак, 1991 год. Я в Латвии, в санатории Кемери, у меня сюда путёвка от Минздрава БССР. Приехала. И, как говорится, с корабля – на бал. А бал этот -- съёмки фильма «Мачеха», заказ Москвы. И в главной роли – Ивар Калныньш. С него – то и название материала. Почему?
 
Потому что уже сегодня, в 2005г. на экране ТВ вдруг вижу его… в рекламе! О! Ивар! С коробочкой кофе! Чо, уже голодает? А ведь хвалился при встрече со мною в июле 1991г. своей непотопляемостью :
 -- Я не боюсь ничего и никого! У меня на все случаи жизни есть и специальности, и возможности жить в своё удовольствие! Я всё умею!

 Да, он доказал всем, что это правда. Но пока мой рассказ о других участниках фильма «Мачеха», потому что они тоже очень талантливые люди каждый в своём амплуа. Тем более. что съёмки идут почти в военных условиях: и время, и обстановка, и…деньги.
 
Например, администратор Вера Рождественская вся в поту от забот, страха не уложиться в заданную смету: сколько же надо денег на превращения скромных условий санатория в пышные убранства усадьбы графа де Граншан, привередливого генерала времён Бонапарта Наполеона!

Только за доставку пони из цирка Риги сюда, в Кемери требуют сказочную сумму! Ужас! А эти типовые тексты договоров с актёрами! По количеству съёмочных дней? Но ведь в эти дни входят и репетиции, и дубли, и отмена съёмок из – за смены погоды, болезни обслуги, от слома декораций, а то ещё хуже -- из-за вдруг появившихся перед камерой туристов – экскурсантов !..

 А тут ещё внук Симонова Кирюша – Леон захандрил! А торт на день его рождения при жаре в 30 % для дубля пришлось спасать самый неоригинальным методом – съёсть всей труппой…Да, был накрыт стол на все 32 человека. Как говорится, нет худа без добра…Было весело и вкусно. И я там был, мёд - пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…

 Слежу за священнодействиями оператора Дависа Симаниса. Выпускник ГИТИСа, стаж работы с камерой более 20 лет.
 
Но вот главный герой всей это заварихи -- Ивар Калныньш. Взгляд его на Дависа с высоты своего таланта и востребованности…Крупный план! Гляди в оба! А профиль? Нет, это не тот ракурс! И всё сначала…

А тут ещё трагедия – Ивар ванну днём принимал. Недоглядел – вода на пол, за двери, на нижний этаж! О! Что было!
 
Стройный, худощавый Симанис, загорелый, в смешных коротких штаниках – шортиках, очень быстро, но придирчиво осматривает место для кадра. Взгляд на небо, как свет падает на героя и площадку? Убрать лишнее с площадки! Нет, встань туда же! Камера у него вроде пулемёта.

 Я, как назойливая муха, тоже тут: -- Давис, как вам живётся в семьё генерала де Граншан?
 -- О! Это не жизнь, это пытка! Да он и не граф, плебей несчастный! Вот приспосабливаю для него здешние возможности к бальзаковским потребностям…Нет, костюмы приличные, как у генерала тех времён.
 -- Но я вижу богатейшие костюмы и на других актёрах…
 -- Да, спасает киностудия Риги. От неё только это и осталось. Всё разделили на фирмы…Кто что ухватить успел…Наша вот теперь зовётся «Аль Ко».
 -- Спасибо! А можно мне с вами на площадку?
 -- Я вам сочувствую. Тоже работёнка не по блату…Кто вам её подкинул? Хоть заплатят прилично?

 Я смиренно молчу. Мастер не поймёт…Работаю на общественных началах, да ещё и плачу за это самопожертвование своей инвалидной пенсией. Творчество, как искусство, требует жертв.Да я ещё с повышенной температурою, с моей вечной пневмонией...
 
Но тут красота. И на природу тутошнюю грех жаловаться. Перед террасой дворца с южной стороны – открытая оранжерея в форме прямоугольника с типовым овалом. Розарий, цветники, ровные линии дорожек. И всё это благолепие окружено густым кольцом каштанов, дубов, берёз, елей, орешника. Чудо природы и умения, знания дела настоящих садоводов. Аккуратно подстриженный изумрудного цвета газон, благоухают белоснежные цветы жасмина. Сказка!
 
На этом царском фоне репетируется сцена встречи Кирюшки -Леона с Буцефалом, маленькой лошадкой, подарком от жениха его сестры. Кстати, именно из –за неё и разгорится драма Ивара Калныньша и Гали Шепетновой…(Ой, в фильме это между Гертрудой и Фердинандом.

Ох, горячая ситуация! И ведь она не только по сценарию, но и в жизни этих живых, талантливых людей…там запылала. И я в неё была включена в роли няньки этого шалуна Кирюшки Симонова). Да, было дело…

 На чердак этого дворца забрался избалованный до нельзя внук Симонова, изображая уже кого – то в настоящем времени. И мне за ним пришлось лазить по тем высотам в темноте, в пылище, в страхе и за себя, и за него – не покалечиться бы!.. Так он там ещё и драгоценность свою, мобильный телефон потерял! И я вынуждена была искать его. И ведь нашла! Иголка в сене! Чудеса в решете!

 Итак, репетиция Кирюшки с Буцефалом. Резвая пони бьёт копытцем, вскидывает гордую головку, норовит сбросить неловкого седока. Леон – Кирюшка восьмой раз подходит к ней, вскакивает в богато расшитое седло. И опять падает. И опять терпеливый вышколенный наполеоновский служака, прихрамывая, выводит лошадку из-за розария.
 
Наконец режиссёр доволен: -- Paldies! Stop! Labi! Будем снимать! Приготовились! И всё сначала…Но Ада Неретниеце почему-то взмахивает веером, падает в кресло…Я пытаюсь понять причину её недовольства. С четвёртого этажа санатория мне видна вся картина съёмок.

Ага! Вон оно что -- на заднем плане оранжереи, прямо в центре кадра из-за кутов орешника высыпла густая толпа экскурсантов – туристов соседнего санатория!
 Директор фильма неутомимая Майя Медынска опрометью кидается ей наперерез: -- Стойте! Сюда нельзя! Здесь съёмки! Назад! О-о! Кадр испорчен! Плёнка коту под хвост!
 Переполох на полчаса. Наконец площадка освобождена и всё с начала…А я мысленно вижу этот кадр на экране телевизора: среди пышных с кружевами, лентами юбок до пола, с причудливыми чепчиками и веерами дам 19 – го века – вдруг голые коленки и плечи наших современниц…Бальзак упал бы в обморок от такого антуража.

 А в белом зале перед графской библиотекой -- белый концертный рояль. Позолота канделябров, витые медные подсвечники, дубовая резная тяжелая дверь. Вся в белом, атласном, в кружевах, лентах, в бантиках и оборочках божественная Полина --дочь графа де Граншан от первого брака.

Момент сватовства к ней ненавистного жениха. Но этого требует мачеха…Гертруда, яростно желающая освободиться от падчерицы и приблизиться к таинственному новому секретарю генерала – Фердинанду…

 В роли Полины -- студентка театрального института г. Паневежиса Аурелия Анужите, прехорошенькая, молоденькая, стройненькая, красивенькая личиком и уже знающая о своих возможностях, и уже умеющая успехи в кино…Фердинанд – Ивар пленён ею и бой разгорается…

 И я в состоянии боя – мой хронический бронхит с фарингитом на фоне переутомления делают успехи. Я иду к врачу. Температура у меня уже зашкалила за все нормы. Меня госпитализируют! Это ужасно! Коту под хвост моя санаторная путёвка и этот мой репортаж…

Я молю врача: – Дайте способ выжить! Творческий процесс для журналиста, как говорят, от Бога, сильнее всех бед. И я работаю на износ.

 Аптека, базар, фрукты, овощи, снотворное, отдых. И вот долгожданное интервью с Иваром!
Иду в библиотеку. А в зале переполох. Ночью украли магнитофон и колонки!

Парадные двери санатория были не заперты…Вот почему тут представители МВД. Занятная картинка. Смена властей. Как говорится, куй железо, пока горячо…И куют, уже не боясь, не стыдясь, не рискуя быть пойманными…

 А мне в библиотеку. Встреча со знаменитостью для журналиста важнее этой картинки.
 -- Итак, Ивар, сколько ролей сыграно за…?
 -- С 1975 года = 47. Интервью у меня? Раз пять в году. Нет, это не слава. Это популярность. Амплуа? Я – герой любовник. Да, всегда и везде. Мой возраст? Мне, вроде бы, от 35 до 40…сегодня. Дети у меня? Есть. Две дочери. Очень любимые! Мама моя домохозяйка, папа мой электрик, вернее, механик.
 
Я сам работаю с 14 лет. Всегда хотел быть самостоятельным. С 8-го класса в вечерней школе. Работал в Вычислительном центре Рижского госуниверситета. Чуть было не стал его студентом. Но при Рижской киностудии была студия молодого киноактёра. Я там играл в оркестре. Так музыка и театр перетянули.
 -- Ваше амплуа не портит вам жизнь?..
 -- Стараюсь видеть себя со стороны. Мужчина обязан контролировать свои поступки. Обязан защищать женщину.
Но и женщина должна стараться быть женщиной, которую есть за что уважать. Не люблю скандальных, крикливых, но и вялые мне не по душе. Всё очень непросто…
 -- А как с ревностью? При вашем амплуа…супруге вашей…
 -- Ревность в любви не помощник. Уходит дорогой для тебя человек – пожелай ему счастья, удачи с другим. Есть форма отношений между полами, культура общения. Когда есть достаточный уровень культуры между мужчиной и женщиной не может быть недоразумений.
 -- А как со свободой? Сегодня это так назойливо…
 -- Я всегда был свободен. Это от знания Закона. Никогда не был ни пионером, ни комсомольцем. Выживут ли театры в Латвии?

Я не боюсь безработицы. Уже купил хутор. Да. Займусь, в крайнем случае, хозяйством. Всё умею делать сам. С лошадьми я на короткой ноге. Люблю их, чувствую их норов, умею с ними управляться, и они меня уважают за это. Знаю земледелие. Я неплохой электрик, механик.

Меня приглашают сниматься все киностудии всех республик. В Минске буду этой осенью. Позвоню вам. Вот ваша визитка. И вы мой адрес запишите. Приглашаю в гости!
 -- Спасибо! У вас ракетка. На корт идёте? Где он?
 -- Нет, надо ехать. Я на своём «Виллисе». Мне километры нипочём. домчу туда – сюда, успею на съёмки. Репетировать? Справлюсь!..
 -- Вы в фильме говорите по – русски чисто. А тут с акцентом…
 -- Да, меня обычно дублируют. А на лошадях я всё сам. И серфинг, и плавание, и рыболовство, естественно, люблю. Конный спорт, как батут, мышцы подбирает.
 -- Да, мне пришлось это на себе самой проверить…Укрепляла свой мышечный корсет, немцами травмированный в июне 1941года…
 -- Вот как? И что?
 -- Ещё один перелом, с краевым отломом тела позвонка L-4 поясничного отдела. А были в грудном, шейном и копчике…Извините. По теме разговора откровение.
 -- А почему вас, Ивар, комары здешние – крокодилы не кусают?
 -- Это уже вопрос к ним…

 И разговор о комарах подхватывают любознательные пациенты санатория: -- О! Мне ночью не до них было. С потолка вдруг дождь хлынул! Оказалось, что это Калныньш в своём люксе ванну принимал…

 Звукооператор Нормундс Клявиньш подходит к нам с магнитофоном: -- Я из местной газеты. Позвольте? Вот о вас в «Юрмале написали»!
 Так, читай, что там!
 -- А то, что если латышская Сигулда – это миниатюрная Швейцария, то наш Кемери – это провинция Франции!

Так вот почему генерал де Граншан поселился в санатории «Кемери», прихватив с собой всю свою семью да ещё и чужака в лице Фердинанда – Ивара, который всем им нос натянул…
 
А от меня всем участникам этой эпопеи несказанная благодарность за то, что была я свидетелем таких интересных дел, встреч и перипетий.
 3 – 23 июля 1991г.
 ***
© Copyright: Ольга Янченко, 2005.
***