109. ВАгошков. ЕфратовоТросна тожь. Сторожи, шляхи

Василий Иванович Агошков
109. В.Агошков. Ефратово-Тросна тожь.

СТОРО’ЖИ И ШЛЯХИ

В 1876 и 1890 гг. Кромская земская типография печатала книгу Гавриила Михайловича Пясецкого «Историческое описа-ние города Кром Орловской губернии». Назван город Кромы от реки Крома, а река названа ещё в то время, когда она была кромкою, т.е. внешнею или пограничною в Северском княжест-ве. Как видим, автор проводит северную границу Новгород- Се-верского княжества по реке Кроме. В 1595г город Кромы был уже готов, и из него устроено в разных местах семь сторож.

9 апреля 1595г князь Кольцов-Мосальский доносил об этом. Сторо’жи, кроме прочих, поставлены: на Руде, верх Очки, – два сторожа, с проездом до Губкина болота (ныне село Губкино Малоархангельского района?), за Вылским лесом под Погоре-лыми лесками – четыре человека. Оберегали местность к верх Озеркам и к верх Рыбницы (Озерки, видимо, Глазуновского или Свердловского районов). На Оке, на Быстрой поставлены были 2 человека для охранения Пахнутцовой дороги.
 
А вот и ценная для нас информация: на Свапе, у устья Ту-реи на верх Боброка стояли два человека, наблюдали вниз по Свапе со стороны Бокаевой дороги. Ещё четыре человека сто-рожили вверх по Ракитне от впадения данной реки в Оку.

Автор отмечает, что из г. Кром для наблюдения за движе-ниями татар, с ранней весны до поздней осени, высылалось 20 человек «козаков и детей боярских». Они были расставлены по всем четырём дорогам, которыми обыкновенно вторгались крымцы в наши пределы. Город Кромы принадлежал собствен-но к сети городов, оберегавших Свиную дорогу, которая прохо-дила западнее Кром, по направлению к Болхову. Раньше мы го-ворили о том, что между селом Никольским и дер. Берёзовкой находился овраг Сторожевой. Ещё один лог под таким названи-ем был западнее дер. Редогощь (Радогоща). А на современной карте района, восточнее села Муравль, отмечена балка Заста-ва! Не есть ли они верным указателем того, что здесь были сто-ро‘жи, организованные 400 и более лет назад?!

Долго не мог найти «верх Боброка», пока не догадался, что это речка Бобрик. Конечно, именно здесь и должны были стоять «козаки», так как отсюда идёт достаточно прямая и маловодная дорога на Гнилец- Турейку - Тросну, или на Гнилец- Воронец-Каменец, далее на деревню Моховое или село Макеево. Так что река Свапа полностью была во власти сторо’жей, которые на-блюдали за Бокаевой дорогой. Интересно, что это за шлях и по-чему о нём мало известно? Прежде всего, видимо, потому, что он был не основным, а побочным, боковым!

Орловский краевед В.Г. Емельянов, исследуя старинную Книгу Большому Чертежу, пришёл к выводу, что Бокаев шлях от-ветвлялся от Свиной дороги где-то восточнее г. Дмитровска и уходил в сторону с. Черни и с. Ломовца Троснянского района. У краеведа есть карта, на которой нанесены почтовые тракты. Из Кром один из них идёт в сторону г. Дмитровска и у села Крупы-шино сворачивает к верховьям рек Ракитня и Чернь, по их во-доразделу уходит к дер. Суровцово, где находился постоялый двор. Не пролегал ли Бокаев шлях именно здесь: от Тросны шёл к д.Турейке, недалеко от которой и располагалась застава, а за-тем между с. Гнилец и д. Красавкой уходил в сторону д. Соборов-ка и пгт. Поныри, где соединялся с Пахнутцовым шляхом...

Мы можем представить себе жизнь предков троснянцев в то время. Постоянные тревоги за свою судьбу, за то, что попадут в плен или будут убиты. Поэтому-то и селились люди среди болот, которых благодарили за приют и кров. Татары, пишет Г.М. Пя-сецкий, вихрем промчатся по Кромскому уезду и уйдут грабить далее, а ты сиди в осаде и жди. Воевода не выпустит никого из засады, пока не уймётся буря. Ясно, что подобная тревожная жизнь накладывала особый отпечаток на характер троснянских жителей. В 17в набеги крымских татар на наши земли не пре-кратились.

Не успела крепость Кромы, как говорится, стать на ноги, как начавшаяся Смута в первом десятилетии ещё в боль-шей степени внесла в сердца людей тревогу и беспокойство.

Только с 1625г Кромы вновь начинают приходить в себя, а люди собираться по своим сёлам и деревням. Были постепен-но в течение 17 века забыты и сторожи по югу уезда.
Отец Петра I, Алексей Михайлович, стремится укрепить ук-раинные // окраинные крепости. Присоединение Малороссии (Украины) отодвинуло южные границы далеко от наших земель, и люди вздохнули более свободно. Со времени Петра Первого для троснянцев наступили времена для мирной торговой жизни. Город Кромы из военного превратился в гражданский. Увы, от-деление в декабре 1991г Украины и Беларуси от СССР вновь сделало нашу область noгpaничной. Почти!..
 
Если в начале XVIIв в течение целых 25 лет сторо’жами ни-кто не занимался, то мы можем сказать, что наши названия: балка Застава, овраг (лог) Сторожевой (дважды) возникли в конце XVIв (а может, и раньше ). Сохранение данных топонимов до сих пор говорит о том, что здесь несли службу местные жите-ли. Деревни Сторожевая есть сейчас в Ливенском и Мценском районах, пос. Сторожище – в Дмитровском, на дороге из города Севска Брянской области в Кромы. Наличие подобных названий говорит о тревожной, полной опасности жизни наших предков.

* Книга Большому Чертежу (общепринятое сокращение КБЧ) – подробное описание карты всей территории России и соседних госу-дарств XVI-XVII веков, так называемого «Большого Чертежа всему Мос-ковскому государству», составленного по указанию царя всея Руси Иоанна Васильевича после 1552г и перерисованного вследствие полного износа около 1600 года. Первый известный полный свод географических и этнографических сведений о России и сопредельных государствах. Дос-товерно известная (возможно, третья) редакция составлена в 1627 году в Разрядном Приказе. Из Википедии.


(С) В.И. Агошков.