Как поссорился Фазиль Мустафа с Али Керим ага

Эльшад Алиев
Эту историю рассказал мне старый таксист Рамиз. Я часто пользовался его услугами и вот сегодня, собравшись на свадьбу к приятелю, сел в его старенький “Мерседес”.
-Да будет с Вами благословление Аллаха! На свадьбу собрались?
-Да, приятель женится, надо поучаствовать в торжестве,- ответил я
-Как же, как же, обязательно надо. Мой покойный отец, да успокоит его душу Всевышний и души всех умерших, говорил, что на свадьбы не обязательно ходить, а вот на поминки необходимо. Так и меня учил. Но вот в середине восьмидесятых прошлого века случился один эпизод, который поменял мое мнение. Я теперь на все свадьбы хожу, сам не смогу-сына отправлю, а если и он не сможет, то деньги через кого-нибудь из гостей обязательно пошлю.
-Что ж такое произошло? - поинтересовался я, удобно откинувшись на заднем сидении и приготовившись слушать занимательную историю, знал, что дядя Рамиз мастак на такие истории.
-Вы же знаете, что я родом из бакинского села. Нравы у нас до сих пор не такие, как в городе. Городские все распоясались  А мы все по уважению, по заветам дедов живем.
Был у нас в селе такой мужик, Фазиль Мустафа, фамилии у них не было, по деду и шли – Мустафа. Крутой такой был, вроде и не аксакал еще, но как -  то смог соединить вокруг себя людей, прислушивались к нему. Его даже местный молла побаивался. Фазиль Мустафа верующим не был, то есть намаз не делал, алкоголь употреблял, но как вести себя знал, никто его упрекнуть не мог. Вот так как-то и стал он неожиданно в совете наших аксакалов сидеть и аксакалы  его принимали.
Был он самый старший в семье, а еще у них было трое детей, три девочки. Отец рано скончался,- извините, - вдруг прервал он себя, - не надоедаю я Вам своим рассказом?
-Нет, что ты, дорогая дальняя, все равно надо о чем-то говорить.
-Не скажите, я уже сорок лет таксистом работаю, одним из первых желтые такси в Баку я получил. Как – то раз сел ко мне один мужик, в советское время это было, хмурый такой. Только адрес сказал и сел. Я сразу понял, что – то у него настроения нет. Ну и молчу. Доехали мы до места, по счетчику вышло три рубля. Он достал десятку и говорит:
-Возьми все. Первый раз за всю свою жизнь таксиста вижу, который всю дорогу молчал.
Дядя Рамиз от души расхохотался. Я тоже. Действительно, молчаливого таксиста и я не встречал.
-Так вот, про Фазиля Мустафу, - продолжил дядя Рамиз, - За сестер своих он отвечал, как старший брат. Мать матерью, а он мужчина, глава дома. Где-то к середине семидесятых он всех сестер замуж выдал,  за уважаемых людей сыновей, а потом и сам женился, тоже на уважаемом человеке дочке. К этому времени авторитет у него совсем повысился, многие аксакалы умерли уже, а про него говорили, что он еще Ленина видел, хотя , на самом деле, не видел, Сталина еще может, ведь Фазиль в двадцать третьем родился, а Ленин в двадцать четвертом умер, это все знали.
Так вот, по всем вопросам веры к местному молле ходили, по всем другим  - к нему. Многие его за это не любили, но мой отец, да успокоит его душу Аллах, всегда говорил, что хотя Фазиль и моложе нас, но думает и решает как настоящий аксакал.
А был у нас еще сосед, Али Керим ага, дурной человек, я думаю, хотя мне ничего плохого и не делал, да и другим я не слышал. Но какой-то он был не свой. Знаешь, сынок, ну как-то не клеился он что-то в наши ряды, понимаешь?- дядя Рамиз выпустил баранку и пытался  руками показать, будто что-то склеивает.
-Скользкий, что ли назвать? Вроде и на свадьбы ходит, и на поминки, и разные собрания в сельсовете посещает, но глаза всегда хитрые такие, бегают. У него во дворе огород был, сразу за забором, выращивал всякую зелень, как и мы все, мы же бакинцы, работать не любим, заводы там, фабрики, свой участок есть , кинза, укропчик, петрушку – на продажу. Редко кто как я таксистом, а так свой огородик доход дает, от дома далеко ходить не надо.
-Ну, это ты загнул, дядь Рамиз! Сколько хочешь я тебе бакинцев в пример приведу, которые в огородах не копались.
-Правильно, я не отрицаю. Ты не обижайся. И на промыслах  работали и на заводах и фабриках. Но большинство любило цветочки, зелень, арбузики выращивать. Всю Россию тогда наши бакинские пригороды гвоздиками обеспечивали. У меня брат, Микаил, Миша, гвоздиками в Москве торговал.
-Ладно, ты мне объясни, чего это ты про Фазиля рассказывал, а перешел на Али Керима? И причем тут свадьба?
-А-а, не торопись, сынок. Все скоро поймешь. Вот прошло какое-то время и стали соседи говорить, что сестра Фазиля Мустафы сошла с верной дороги, понимаешь? Вроде, пару раз видели ее как в машину она садилась чужую, у станции метро “Азизбеков”. Не работает она, что делала там? Почему в машину садилась? Фазиль Мустафа сильно рассердился, пошел в дом к сестре и поговорил, оправдывалась она, говорила, что ездила к портнихе, и ни в какую машину не садилась никогда. Фазиль ей запретил выезжать из дома, прямо при муже этот разговор был, сказал, что честь их семьи запятнана уже этими слухами, не дай Бог, оказалось бы правдой – убил бы ее.
Вроде все успокоились, но не только он сам, все переживал, что и его имя в этих слухах поласкают.
А потом грянул гром для всех нас. Как все произошло – никто точно не знает, даже на суде не выяснили. Говорят, выследил он сестру, доказательства были и убил. Ножом. И сам в милицию пришел, сдался и признался. Его на пятнадцать лет посадили.
Сидел он, говорят, хорошо, уважали его, за честь семьи постоял.
За это время многие его позабыли, да и время такое было, Горбачев, перестройка, Карабах… Вернулся он и все потянулись к нему, авторитет его вырос, к тому же сидел, да не один год.
В это же время Али Керим ага собрался дочку замуж выдавать, мальчик из Мардакана был, где дача Есенина была , все спрашивали у Али Керима, что так далеко дочку отдаешь, что, у нас своих ребят нет? Но он все говорил, что сейчас гласность и перестройка, кого дочь захотела, за того и отдаю.
Естественно, самым уважаемым гостем на свадьбе был Фазиль Мустафа. Правда, родственникам молодоженов не совсем это нравилось, его авторитет был на этом торжестве выше родителей невесты.
Ну да ладно, прошла свадьба, все мы там были, ели – пили, потом веселые разошлись.
И стали говорить, что теперь Фазиль Мустафа готовится к свадьбе, пора пришла его младшего сына женить. И то правда, парню тридцать стукнуло, когда его отца посадили ему еще и пятнадцати не было, теперь взрослый парень, вроде, девушка на примете есть, осталось согласие получить. Кто из наших соседей не дал бы согласия самому Фазилю, авторитету, кровью и сроком искупивший запятнанную честь семьи? И для всех нас он был настоящим мужиком, а не зеком, действовавшим по нашим понятиям.
Так вот, согласие получили, день свадьбы назначили.
У нас, сынок, до сих пор обычай мужскую и женскую свадьбы отдельно проводить сохранился. И это правильно, ты делаешь свадьбу, определенное количество мест выделяешь для другой стороны, а все остальные твои. Все расходы твои, но и вся прибыль твоя. А когда общая свадьба, места ограничены, не всех можешь пригласить, к кому ходил или кого хотел.
Так вот, у переезда соорудили две огромные палатки. Позвали нашего известного певца Агахана с его ансамблем, все как нужно было так и сделал Фазиль Мустафа. Отличная свадьба была, скажу тебе по секрету, была и отдельная, маленькая палатка, там и в покер играли и анашу подавали. Никого не забыл и не обидел отец жениха.
А на следующий день позвал меня Фазиль Мустафа. Сказал, чтобы я на своем такси приехал. Удивился я, но ослушаться не посмел, хотя слабенькое похмелье и было.
Приехал я к нему во двор. Там уже стояли еще двое наших соседей. Сели они ко мне в машину и приказали ехать к Али Кериму.
Здорово я удивился, тут идти всего два шага, а ехать? Вопросов не задал и поехал, а в машине запах обеда стоит, принюхался, с заднего сиденья, в зеркальце посмотрел, прижимает к себе один из соседей корзинку, оттуда и пахнет нашим национальным блюдом бозбаш. Все строгие, молчат, и я молчу.
Подъехали ко двору Али Керим ага. Вышел все, в том числе и я. Калитка не запирается у нас никогда, толкнул ее и вошел во двор Фазиль Мустафа. Мы за ним. Навстречу вышла жена хозяина, она во дворе прибиралась, увидела нас, лицо платком прикрыла, поздоровалась, пригласила в дом. Фазиль Мустафа отказался, попросил позвать Али Керима во двор.
Тот, видимо, нас видел в окно, сам спустился, поздоровался, тоже в дом пригласил.
Фазиль Мустафа строго посмотрел на него и произнес:
-В прошлом месяце ты свадьбу своей дочери сделал, пусть будет счастливой. Вчера я своему сыну. Ты посчитал нужным и пригласил меня на свадьбу, я посчитал своей обязанностью и пришел. Я тоже посчитал нужным и пригласил тебя на свадьбу своего сына, но вот ты не посчитал ни своей обязанностью, ни своим долгом прийти к нам на торжество.
Али Керим ага пытался что-то возразить, но Фазиль Мустафа не дал ему этой возможности.
- Я на зоне испортил свой желудок, много есть и пить не могу. На свадьбе твоей дочери я съел всего одну пиалу кюфтя-бозбаша. Уходя, записался в списках гостей и положил двадцать пять рублей.
Вот,- он взял из рук соседа корзину, - Здесь кюфтя-бозбаш, приготовленный специально для тебя, - Фазиль Мустафа положил корзину на землю, - Забирай свой бозбаш и верни мои двадцать пять рублей.
Моего похмелья как не бывало. Много чего я видел и слышал, но такого – никогда.
-Что ты говоришь, Фазиль? - изумился Али Керим ага, - Дай я объясню….
-Мне объяснений не надо. Я все сказал. Вот твой бозбаш, возвращай мои деньги.
Али Керим ага секунду помедлил, посмотрел на соседей, на меня, быстренько ушел домой. Через минуту возвратился с целой двадцатипятирублевой и протянул ее Фазиль Мустафа.
Тот без лишних слов положил деньги в карман и мы вышли. С тех пор они не разговаривали.
Мы подъехали к Дому Торжеств, время поджимало, уже слышались волнующие звуки танца “Вагзалы”.
-Это очень поучительная история, сынок, - улыбнулся дядя Рамиз, - С того дня  я всегда на все свадьбы хожу,не смогу - сына пошлю или деньги.


                20 Марта 2014 года