Стивен Чарнок. Знание Христа Распятого

Инквизитор Эйзенхорн 2
ЗНАНИЕ ХРИСТА РАСПЯТОГО
Стивен Чарнок (1678)
http://www.monergism.com/knowledge-christ-crucified

Церковь Коринфа, к которой апостол направляет это послание, была церковью, процветавшей дарами, однако почти рассыпавшейся на группы из-за надмевавшего знания. Апостол полтора года был знаком с ней, насадил и поливал с ожиданием обильного урожая, но не успел он повернулся спиной, как пришел дьявол и посеял свои плевелы. Эта церковь по-прежнему существовала, но была разделена; она обладала евангельским учением, но слишком многое в ней задохнулось от раскольничьих сорняков.
1. Сделайте выводы. Лучшие церкви, прекрасные, как луна, не лишены пятен. Самые чистые из них имеют свои недостатки; идеальное состояние невозможно здесь, но лишь в будущем мире.
2. Церковь древности является очень опасным правилом. Даже Церкви, ближайшие к апостолам, были подвержены ошибкам, как эта. Семья Христа не ограждена от гордости и амбиций. Если бы история практики и принципов этой церкви без замечаний апостола были переданы последующим векам, они были бы использованы в качестве шаблона; - не церковь, но Писание есть авторитет, которому должно следовать. Отцы не должны быть предпочтительными перед апостолами; церковные практики не являются образцом сами по себе, но лишь поскольку они соответствуют великому и безошибочному правилу Писания.
Апостол, приняв это за основание, объясняет заново все учение, которое он благовествовал им в прошлый визит, но сначала заявляет о том, что он сделал среди них.
1.  Он пришел для них не "в превосходстве слова или мудрости", чтобы возвещать свидетельство Божие. Прийти с человеческой мудростью:
(1). Умаляло бы силу и превосходство Слова, которое, как солнце, само светит в силе своих лучей. Свидетельство Духа является самым ясным и проницательным, и быстрее открывает истину, чем все человеческие доказательства. Плотская мудрость может льстить уху, но она не поражает сердце.
(2). Это отвлекает от славы Божией, которая явлена в простоте Евангелия более, чем в роскоши остроумия. Честью Павла было возвещать учение о Распятом Спасителе, не прибавляя к нему ни славу мирскую, ни славу своей мудрости, и это была сила, которой он посрамил бессилие и слабость людей и власть сатаны, завладевшего до тех пор сердцем коринфян.
(3). Было бы лицемерием с его стороны использовать любые другие аргументы, кроме Божественных. Люди, делающие это, ищут своего, а не славы Божией. Было бы наивно думать, что их фантазии не окажутся им дороже евангельского разума. И поэтому апостол решил для себя не делать ничего более, кроме как представлять Христа, и притом распятого, висевшего на кресте, чтобы души людей могли быть пленены в послушание распятому Господу. Он положил делать не наиболее удобное для себя, но наиболее полезное для нас. Это было сознательное и намеренное решение - не знать ничего из тех тех принципов, которые противоречат истинной мудрости. Я понимаю это так, что он имеет в виду определенные вещи, которые он раньше считал заслугой, а теперь потерей, и отказался от них ради превосходства познания Христа, и думал, что они не стоили времени и усилий, на них положенных. Павел предлагает коринфянам "ничего не знать" - значит  ничего не утверждать, ничего не раскрывать,ничему не доверять:
1. Ни своим традициям, которые заявляют о своей почтенной древности, ибо они вручены от наших предков. Ибо то, что нам положено знать и чем мы восхищаемся - это воистину древнее, это древнейшая из тайн, "Агнец, закланный от создания мира".
2. Ни своей философской мудрости, которой так восхищается мир. Павел говорит: я пришел к вам учить учению не из Афин и даже не из Иерусалима, но с небес. Я пришел к вам возвестить Того, в Ком сокрыты все сокровища премудрости и ведения.
3. Ни своим поэтам, которые формулировали тайны религии. Павел говорит: я пришел к вам учить о Том, на Кого давно указывали ваши сивиллы и их писания, но не знали Его.
4. Ни своим таинственным оракулам, которые так долго вводили в заблуждение мир. Я пришел, чтобы возвестить о Том, по смерти Кого они должны замолчать - Иисуса Христа и притом Распятого, Христа не только в Его Божестве и славе Его Личности, но и как Распятого, то есть в позоре и боли Его страстей, и в преимуществах Его служения.
Это сумма Евангелия и содержит все его богатства. Павел настолько был принят Христом, что ничего слаще Иисуса не входило в его уста и не сходило с его пера. Имя Иисус встречается в его посланиях более пятисот раз. Другие считают, что это звучит так: я никогда не буду знать ничего, кроме Иисуса Христа, хотя Он был распят; то есть буду хвалиться Тем, Кого другие презирают.
"Среди вас": вы, коринфяне, хотя среди вас не много богатых и сильных, получили Христа, Который есть Премудрость и сокровище Бога. Познайте же, что:
1.   Вся человеческая мудрость должна быть отвергнута, если она входит в противоречие с учением Христовым.
2. Христос и Его смерть - это главная тема для мудрых.
3. Все во Христе, и в особенности Его смерть, является предметом веры.
4. Поскольку все во Христе и в особенности смысл Его смерти есть величайшая тайна, Он должен быть главным предметом познания христианина.
Доктрина. Поскольку все во Христе и в особенности смысл Его смерти есть величайшая тайна, Он должен быть главным предметом познания христианина. Это честь Евангелия, и, следовательно, проповедь Евангелия называется словом о кресте (1 Кор.1.18). Здесь нами должно  быть рассмотрено:
I. Причины смерти Христа.
II. Тот, Кто пострадал.
III. Плоды этой смерти.
I. Причины смерти Христа. Его смерть была определена Богом.
Петр говорит об этом перед всеми апостолами, ибо Он был распят "по определенному совету и предведению Бога" (Деян.2.23). Это было принято на небесах, решено до начала времен, хотя совершилось в полноту времени. Поэтому Христос назван "Агнцем, закланным от создания мира", согласно совету и указу Бога; обетование об этом дано было словом Божиим Адаму после его падения, и указание на эту Жертву имело место вместе с обещанием искупления, поэтому эта Жертва действенна в применении ее заслуг к верующим и до фактического страдания Христа. Христос стал грехом за нас не Сам и не по Своей воле, но по Божьему установлению; Бог "соделал Его грехом за нас" (2 Кор.5.21) согласно Своему закону, то есть Он был введен в положение и состояние грешников вместо нас, а не в практический опыт греха, но это было наказуемое состояние грешника, и Он стал жертвой таким образом, чтобы не быть оскверненным грехом. В действительности Бог назначил оправдание через Него так, что Его заслуги не были для нас абсолютными, но условными и основанными на завете. Христос был способен заслужить и приобрести для нас спасение не просто из-за ценности и достоинства Своей Личности, что на самом деле было бы недостойно, но прежде всего в силу завета и соглашения между Отцом и Сыном; то, что Он исполнил для нас, Он принял от Отца для нас и передал нам в Духе.
И поскольку это было назначено Богом, это было:
1.  Актом Его суверенитета. Предположим, что Бог мог простить грех и восстановить абсолютность Своих прерогатив, при этом не отменяя Своих слов о том, что в случае падения человек должен умереть. Как словом Он сотворил землю и привел ее в столь дивный порядок, так одним словом Он мог восстановить человека в его изначальном состоянии, и вечно удерживать его от падения снова, как Он навеки утвердил ангелов в невозможности грешить. Но Бог не избрал этого пути, и Он не сделал чего-то иного, но использовал Свой суверенитет таким образом, чтобы принести Своего Сына в жертву, и Сын поставил Себя в состояние поручительства и миссию Искупителя, ибо таково было повеление Ему со стороны суверенного Бога. "Что Отец повелел Мне, то творю" (Иоан.14.31 KJV), и это личное повеление (Иоан.10.18). И поскольку Бог владеет Им как Слугой (Ис.52.1), Он принял образ раба (Фил.2.6), то есть положение слуги, и делом всей Его жизни на земле от первого до последнего вздоха было исполнять волю Божию, и в итоге Он говорит о Своем послушании как об основе совершенного Им дела и ожидания славы, обещанной Ему (Иоан.17.2).
2. Актом личной любви. Бог в творении видел человека, прекраснейшее творение рук Своих, украшенным Своим образом и подобием, Своей милостью, святостью и праведностью, и имеющим силы устоять, и после этого увидел его неблагодарно восставшим против своего Царя, поправшим Его закон и оскорбившим Его доброту, утратившим свои привилегии, погрузившимся в нищету и обреченным на погибель. Его ум столь ослеплен, чтобы не быть в состоянии найти способ своего восстановления, его воля так порочна, что вместо того, чтобы искать милости у своего Судии, он бежит от Него, а когда это бегство ему не помогает, он пытается защищать себя и замазывать свои преступления, и, добавляя одно зло к другому, он как будто стремится ожесточить сердце Бога против себя  и сделать себя безвозвратно несчастным. Бог же в Своей великой любви и благодати пожелал устроить путь  восстановления человека, ничем не вредя Своей справедливости, заинтересованной в наказании преступления. И вместо того, чтобы наглый бунтовщик и злостный отступник погиб по своим заслугам, вместо того, чтобы предать его наказанию, которое Бог не мог отменить без нарушения Своей истины и ущерба для Своей праведности, Он обрушил его на равного Себе, на самого любимого Им, на Свой восторг от вечности, что  бесконечно Ему дороже любой вещи на небе или на земле. В этом была сама суть Божественной любви к нам, что Он "послал Сына Своего в умилостивление за наши грехи" (1 Иоан.4.10). Только в силу Своей любви Он восстановил человека после падения, и у Него не было большей необходимости делать это, чем творить мир. Как творение ничего не добавляет к счастью Бога, так недостатки в нем ничего в Его счастье не меняют. Необходимость восстановления человека после его падения была для Бога не большей, чем необходимость исправления мира после разрушений потопа. Но чтобы явить Свою любовь наивысшим образом, Он не только восстановил человека, но вместо того, чтобы предать его заслуженным страданиям, наказал Свое собственное недро, чтобы избавить человека от мук. Только благодать была причиной тому, что Его Сын вкусил "смерть за всех нас" (Евр.2.9).
3. Актом справедливости. Как любовь Бога к нам предложила Сына в жертву, и Христос по Своей любви к чести Отца и к нашему благу принял эту обязанность и был готов взять ее на себя для нас, и встать между нами и Божественным гневом, и взять на Себя наши грехи, так было делом справедливости со стороны Бога, Который, будучи Правителем мира, есть также великий Законодатель, справедливо требующий повиновения от Своих разумных творений, и в ответ на преступление Своего закона Он становится Судией и требует Своей справедливостью наказания за преступление, нарушившее закон. И чтобы сохранить закон и справедливость и в то же время дать ответ на вопль о милости, вытереть слезы и успокоить гнев, Бог возлагает наши беззакония на Христа (Ис.53.6), и     Христос принимает наказание на себя, вознести наши грехи телом Своим на древо, и принимает ответственность за грехи наши. И хотя Он никогда не грешил, и не стоял Сам в долгу перед Богом, но став нашим Поручителем и подчинившись ради нас закону, Он поставил Себя также под обязательство понести его наказание. И таким образом вся тяжесть кары, положенной человеку, была возложена Божественным Судией на Христа. То, что Бог не мог получить от должников, Он получил от Поручителя, Который поставил Себя под это обязательство расплаты, и стал обязан понести все проклятие закона, которое иначе должно было лечь на нас, и в соответствии с этим обязательством Бог вменил наши беззакония Ему и наказал их в Нем.
II. Рассмотрим теперь Того, Кто пострадал.
1. В отношении Его достоинства. Сын Божий стал человеком; Господь славы опустошил Себя. Господь ангелов принял образ раба, Господь жизни пролил Свою кровь. Сын Божий склонился бесконечно ниже Себя в нашу природу, чтобы стать жертвой для нашего искупления; Он, что был больше, чем небо, стал меньше, чем червем.
2. В Его готовности к страданию. Будучи равным с Отцом, Он не мог быть принужден;  он охотно согласился, и охотно совершил это. Он не был приведен, как законная жертва, к алтарю; Его враги не так хотели причинить Ему страдание, как Он Сам томился, пока это совершится (Лк.12.50). Эта чаша была охотно испита Им, как растворенная Богом, и враги Его не так злобно посрамили Его, как Он радостно терпел (Евр.12.2). Желание, чтобы чаша миновала Его, было борьбой Его человеческой природы, а не нежеланием Его лично и не раскаянием в том, что Он взялся за Свое дело.   Это было естественное движение, подтверждающее истинность Его человечности, и величие Его в том, что Он должен был пострадать.
3. В величии Его страдания. Его смерть несла всю мыслимую горечь. Это было тягчайшее наказание,  потому что святость Бога иначе не явилась бы в таком свете. Его страдания были:
(1). Бесславными. Господин небес претерпел наказание раба, и был причислен к преступникам. Это была смерть для рабов и злоумышленников; для рабов, чье состояние делает их самыми презреннымм, и для злоумышленников, действия которых сделали их самыми отвратительными. Она названа позорной (Евр.12.2). Его страдания были отточены стыдом; Он страдал и оттого, что Его доброе имя было оплевано, когда хулители назвали Его самозванцем и слугой Вельзевула, и эта хула была возложена на Сына Божия.
(2). Жестокими и острыми, затяжными и долгими; от  Его бичевания Пилатом до Его смерти было шесть часов, и все они были сплошной пыткой; Он страдал от неба, земли и ада, в душе и теле.
(3). Они были проклятием. Как Божье благословение включает все благословения, так Его проклятие включает все наказания; но Он был «сделан за нас клятвою" (Гал.3.13). Здесь должно было быть что-то более страшное, чем просто телесная боль или мучения, ибо Христа не могло поддержать то мужество, которое отличало самых доблестных мучеников; Он нес Свое бремя, пока Он не увидел черное облако между Собой и Своим Отцом, и не вскричал: Боже Мой, Боже Мой, для чего ты Меня оставил? Агония Христа была большей, чем страдания всех мучеников и всех людей в мире, так как Бог возложил на Него грехи всего мира.
III. Рассмотрим теперь плоды этой смерти, то есть самое главное для нас. Это:
1. Умиротворение гнева Божия на нас. Бог был готов к умиротворению, и потому приход Христа повсюду в Писании приписывается любви и благодати Божией, но Его справедливость на самом деле не была удовлетворена до смерти Христа. Как милосердный Бог Он жалел нас, но как Святой Бог Он не мог не воздать за наши преступления; как Бог истины Он не мог не исполнить Своих угроз, и как Бог правосудия, Он должен был отомстить за преступление против него. Он дал нам Христа как Бог милости, и Он потребовал удовлетворения как Бог правосудия. Он предложил Его  в жертву умилостивления, которую мог принести только Он (Рим.3.25-26). Его милость была расположена к нам, но Его правда должна была исполниться. Он благ к человеку, но Он не может быть благ к его греху; Он щедр к твари и желает освободить ее, но Он не может оставить беззаконие безнаказанным. Его справедливость, благодаря которой Он не может ни оправдать виновных, ни осудить невинных, не является препятствием к полному излиянию Его милости на грешный мир. Но когда требовалась Жертва бесконечной Личности и нашего близкого Родственника, Который имел право выкупа, не было никакой вины в справедливости против Него, так как жертва была законно принесена, и не было умаления Божией правды и вины в Его святости в том, что состоялась эта казнь, в которой Его святость явилась совершенно.  Гнев Божий умилостивлен смертью Спасителя, и это примирение фактически применяется в случае принятия верующего. Если бы Бог не был благ, Он никогда не принял замену, и если бы Он не был успокоен, Он никогда не предложил бы ее, и никогда не протянул руку благодати, чтобы по страдании Своем, пригласить нас к примирению с Ним. Нам ничего не остается, кроме как согласиться с Его условиями. Только Распятый Искупитель мог осуществить эту работу. Он есть Бесконечная Личность, состоящая из Божественного и человеческого характера, и наличие одного придает значимость другому. Слово Божие прежде угрожало нам; Его справедливость требовала правды, требовала жертвы,  чтобы восстановить честь Бога, и чтобы было понесено наказание закона, что не могло быть достигнуто силами и святостью любой твари. Все силы земли и величайшие силы ангельской природы, были слишком слабы для столь великой задачи. Правосудие должно было быть удовлетворено; грешник не мог дать это, не испытывая вечное наказание. Христос поставил Себя на наше место,  чтобы освободить нас от кары правосудия и понести то наказание, которое по закону гнев Божий приготовил для нас.  Достоинство Его Личности придает значение этому наказанию и делает его применимым к нам, причем  Его смерть имеет значение, большее, чем погибель целых миров. Это была та смерть, которой требовало Божие правосудие, и при виде ее правосудие было удовлетворено и меч возмездия выпал из его рук. Бог обонял во Христе то приятное благоухание, которое было вполне приемлемо Ему.   Теперь Он мог помиловать грехи верующих со славой Его праведности, а также Его благодати*. Он может по закону оправдать кающегося грешника. Бог удовлетворен страстями Спасителя, Его справедливость и святость были прославлены и закон исполнен, Автор закона удовлетворен и Божья справедливость сохранена. В этом умилостивлении за грехи Бог оказывается благ к виновному человеку; Он протягивает руки в любви, а не заносит меч возмездия. Древние верующие жили в ожидании этого, но они не видели всего совершенства этого замысла, они жаждали его, но не были удовлетворены им до полноты времен. Это исключительно зависело от страсти Христа, ибо на Кресте Бог примирил и убил вражду (Еф.2.14). Христос  был изранен за беззакония наши, и, будучи брошен в печь Божественного гнева, погасил пламя, и как Его прообраз Иона, будучи брошен в бушующем море, подавил бурю, Он понес наши грехи, понеся гнев из-за них, и удовлетворил справедливость страданием Своим. Для справедливости не могло бы иметь значения наказание Его, если бы Он не встал на место нас, чтобы явить на Себе это правосудие над нами и над нашим грехом. То, что сделал Христос Распятый на Кресте, в своей святости, чистоте и силе, искупив наши грехи и избавив нас от меча Божественной мести, если мы  не откажемся принять это, то, чего никто другой не был в состоянии осуществить,  заслуживает познания каждым из нас.
2. Отмена закона. Христос был распят, удовлетворяя правосудие Божие, и отводя от нас громы закона и все его проклятия. "Будучи сделал за нас клятвою, искупил нас от клятвы закона" (Гал.3.13), то есть от приговора Законодателя, осуждающего по закону нарушителей его, так что теперь "нет осуждения тем, которые во Христе Иисусе" (Рим.8.1), потому что они "умерли для закона телом Христовым" (Рим.8.4). Тело Христа умерло и воскресло, и тем самым Он "взял рукописание, которое было против нас, и пригвоздил ко кресту (Кол.2.14). Издревле существовал обычай делать документы обязательств недействительными, прокалывая их гвоздем. Церемониальный закон был отменен Христом во всех отношениях, нравственный же закон - в его осуждающей власти. Также это значит, что Христос "отняв силу у начальств и властей, предал их позору, восторжествовав над ними Собою" (Кол.2.15); под начальствами и властями здесь понимается сила церемониального закона**, которую Он сделал недействительной, ибо когда Он явился лично и открыто, все туманные прообразы отпали. Когда является плод, цветок умирает. "Благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа";  то, что это благодать повиновения заповедям и правде их, означает, что когда прообразы убраны, осуждающей власти нравственного закона больше нет, она убрана смертью Христа, Который Своим Крестом запечатлел новый завет и отменил прежний. Устроение нового завета предполагает завершение старого. Обвинения, которые закон имел против нас, были пригвождены ко кресту, и если закон, который приговорил нас к смерти, был пробит крестными гвоздями, никакой осуждающий приговор не может быть вынесен на основании церемоний или нравственного закона. Церемониальный закон жертвоприношений был тенью Евангелия, и он был предназначен для того, чтобы облегчить людям осуществление веры до появления ее сути;  и поэтому нельзя сказать, что мы мы могли найти иное облегчение или  и что мы должны были быть освобождены от наказания смертью через жертвы животных. Кроме того, апостол пишет это к язычникам Колоссянам, который никогда не были под обязательством обрядового закона, обращенного только к евреям. Апостол приводит это, чтобы поддержать свое утверждение, что их грехи были прощены. Этот аргумент для язычников вообще не мог касаться обрядового закона, против которого они не грешили, но только нравственного закона, и если отменен только первый, то евреи, которые совершили преступления прежде всего против нравственного закона, не имели бы практически никакого утешения, вне зависимости от количества их грехов. Но наш Спаситель на Кресте Своей смертью умертвил осуждающую власть всего закона, а благодаря тому , что Он сделал в Своей жизни послушанием ему, исполнив закон целиком, Он мог предложить Себя на кресте вместо нас, чтобы наказание тех, кто верит Ему, было исполнено не на них, но на Нем как Поручителе, Который пригвоздил рукописание ко кресту. Достоинство Креста Его умертвило смертоносную силу закона, и она не будет оживлена вновь. Так Христос Распятый разоружил закон и его громы, упразднил обязанности закона как завета и разбросал камни, на которых он был записан.
3. За этим  должно следовать удаление вины. Если Бог, Судия мира, умиротворени и удовлетворен, и закон, на котором наша обвинение основывается, и который является свидетельством нашей задолженности, отменен, удаление нашей вины должно обязательно следовать за этим. И это прощение грехов силою Его Крови является главной частю нашего искупления. "В Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов" (Еф.1.7). Он вознес наши грехи телом Своим на древо и избавил от них каждого верующего. Поручитель берет на себя долг должника перед кредитором. Христос забрал проклятие греха от нас, став Сам нашим грехом и проклятием. Принятие на Себя грехов мира было главной целью Его прихода.  Не было бы никакой необходимости для Него принимать нашу природу и подвергать Себя таким страданиям для нашего избавления, если бы мы просто страдали, ибо тогда мы, возможно, были бы спасены просто Его силой, но, будучи в состоянии греха, мы не могли быть освобождены без Его Жертвы, удаляющей нашу вину, а также без Его силы, чтобы извлечь нас из этого состояния. Наш грех стал преградой для сокровища Божиих благословений. Он должен был быть удален, чтобы они могли быть открыты для нас, и он не мог быть удален просто властью, но по полной оплате и удовлетворению долга. Беззаконно освободить должника из рук кредитора силой; это праведно только тогда, когда плата произведена по закону. Потому Христос стал грехом за нас (2 Кор.5.21) в Своей смерти на кресте. Зачем же? Чтобы вина была снята, а грех остался на нас? Нет, и Бог не забирает вину, не изъяв грех, ибо это было бы несовместимо с Его мудростью и праведностью. Божья справедливость не позволяет переносить грех с одной твари на другую, и потому Он принял его на Себя. Поэтому Христос был "соделан грехом за нас, чтобы мы могли в Нем стать праведными пред Богом". Он был сделан грехом, чтобы мы могли рассчитывать без греха на  вменение праведности через Посредника к нам, как если бы она была нашей собственной; поскольку Он представлял нас лично и претерпел за нас казнь,  мы могли бы также получать преимущества правды Его для оправдания от наших грехов, от греха нашей природы и от грехов нас лично; вменяемая нам вина Адама снимается с нас, и больше не  касается нас, и то же самое относится к "оправданию от многих преступлений" (Рим.5.16). Христос как истинный Человек имел прообраз в виде козла отпущения, который брал на себя грехи народа и уносил их в землю забвения, где никто не жил, чтобы грешники не осуждались на смерть за свои преступления.  Разве это не открывает нам распятого Христа,  Который взял такие тяжелые бремена на Свои плечи, чтобы они не могли угнетать нас, и пострадал жертвою вместо нас виновных, чтобы получить вечное искупление для нас (Евр.9.14)? Он дал столь великое искупление за нас Своей жизнью и драгоценной Кровью, что Он заслуживает главного места в нашем разуме и привязанностях, а мы не должны оставаться в наших оковах. Если бы это было просто прощение, с этим можно было бы спорить, но Он употребляет власть, чтобы искупить нас, и платит за нас цену, которую мы никогда не могли быть в состоянии заплатить.
4. Другой плод - это завоевание сатаны. Царство дьявола властвует над человеком не по праву и не благодаря какому-то достоинству, но оно основано на грехе, и хотя мы преданы во власть этого царства справедливостью Бога, это власть не князя, а палача. Если бы мы не грешили, открывая сатане дверь, его яд не заражал бы нас, и его власть не могла бы больно ударить по нам. Он никогда не смог бы обвинить нас, если бы мы не давали к тому повода, и никогда не был бы нашим палачом, если бы мы не подпали руке Божией справедливости. Его сила возведена на наших преступлениях, в силу чего он становится служителем Божественного возмездия. Но распятый Христос сокрушил главу  этого древнего змия, и ранил князя мира сего, лиштл его власти, выхватил у него главную силу обвинений, отменил закон, на котором они основывались, лишил его силы и власти, удовлетворив Божию справедливость, которая предоставляла сатане возможности осуществлять возмездие, и изгнал обвинителя братьев, и Своей смертью уничтожил  силы имеющего державу смерти (Евр.2.14-15, Откр.12.10). То, что дьявол не имел полной власти над Адамом после падения, исходило из вмешательства Поручителя, в силу Его будущей победы, однако обетование, что глава змия будет стерта, из-за слабости веры надолго задержалось в исполнении***, и это породило в людях страх смерти, через который они всю жизнь были подвержены рабству. Так как царство дьявола держалось на разрушении людей грехом,  он мог постоянно возражать против них, что их грехи не искупались, что смерть оставалась как наказание за грех, но крест Христа лишил его этого оружия, и той власти, которая держала людей в рабском страхе, был дан строгий отвеи. Так наш Спаситель Своей смертью на кресте, когда змий уязвил Его в пяту, нанес тому смертельный удар по голове, ибо Победитель оказался вне его досягаемости, и сатана лишился надежды когда-либо вновь поразить его. Права дьявола были отняты у него смертью Христовой, ибо основа его власти, грех, была сокрушена. Сатана был сокрушен не в его личности, но в его власти; он был безвозвратно изгнан из своего владения, которое он узурпировал через своих лжеучителей (Иоан.12.31). И поэтому в Христе Распятом мы больше, чем победители над ним, и это причина для нас познать Христа, Который убил яд змия, сломал силу искусителя, победил его на Кресте Кровью Своею и победил его в нас силой Своего Духа.
5. Освящение является еще одним плодом креста Христова. Чтобы избавиться от вины греха, которая связывала нас к наказанию, нужна была великая помощь, но требуется еще избавить нас от яда греха, который заразил нашу природу. Хотя Бог желает, чтобы человек любил Его по доброй воле, Он не может позволить ему оказаться в самоуспокоенности, если зараза греха пятнает и уродует его душу так, как раньше. Если бы была удалена только наша вина и мы были бы освобождены от наказания, но без восстановления Божия образа в нас, мы были бы по-прежнему непригодны для общения с Богом. Необходимо, чтобы наши души были омыты и очищены, и наши способности возвращены, чтобы мы могли хотя бы в какой-то мере служить славе Божией и цели нашего творения. Бог отвергся бы Своей святости, если бы Он только почтил Свою справедливость, назначив жертву для искупления и защиты Своей чести, но не обновил Свой образ в природе человека. Но и это приобретено смертью Христа. Он пришел с водою и кровью (1 Иоан.5.6), то есть с кровью, чтобы искупить наши грехи, и с водой, чтобы очистить наши души, так, как этого не могло быть в прообразном еврейском утроении, где жертвы лишь избавляли от чувства вины.  Эти две вещи приходят к нам после смерти Христа: прощение наших преступлений и удаление их. Он постановил, что так Он может спасти нас (Еф.2.25, Тит 2.14), и когда Он пришел, чтобы купить благословения, которые мы утратили, Он не опустил эту задачу, которая является одной из самых главных. Его словом совесть очищается от мертвых дел, от греха, который приносит смерть и хуже, чем нечистота мертвого тела, возбранявшая входить в храм, препятствует нашему доступу к Богу. Он сокрушил наши цепи, а также уничтожил наше растление; Он исцелил нашу природу, а также приобрел наше помилование, и обеспечил наше возрождение и восстановление. Его Крестом наш ветхий человек распят (Рим.6.6). Эту власть Он получает, посылая Духа, Который не пришел бы, если бы не пролилась Кровь Христова****. Излияние этой крови было причиной излияния Духа, Он излился на нас через только Христа. Своим крестным страданием Он изъял нашу мерзость, и показал, что мы не можем нанести себе смертельную рану, не ранив сначала Сына Божия. Это самый мощный мотив оживить в нас ненависть ко греху и любовь к святости. Его жизнь славна сама по себе, но она принесла бы нам мало пользы, если бы вода Духа не истекла из скалы, когда Он был поражен, чтобы очистить осквернение в наших душах. Это дается нам через применение Его смерти к верующим, чтобы очистить их сердца от грязи мира, и это не отрицается тем, что они будут просить, искать и стучать (Лк.11.13). Если бы Христос приобрел только прощение без освящения, Он не почтил бы Божью святость и не помог бы нам в нашем состоянии. Небеса - не место ни для нечистых, ни для рабов. Но загрязнение греха должно быть удалено, и власть его отменена, чтобы мы могли как святые приблизиться к Богу, и как свободные разговаривать с Ним. Разве же распятый Христос не заслуживает тогда нашего познания, если Он может не только сокрушить нашего врага, но и уничтожить наш грех внутри нас? Если Он Своим искуплением избавил нас от кары за наши грехи, то Он может привести нас к общению с Богом, стирая злые привычки из наших сердец, ибо без последнего мы не можем наслаждаться первым.
6. Открытие неба для нас. Что значила бы для нас вечная жизнь на дне творения, на земле, испоганенной грехом, когда мы каждый день совершаем постыдные вещи и наносим Богу новые обиды? Но Христос Своей смертью открыл для нас лучшее место, чем это, место более славное, чем рай Адама, который был дан нам для обитания в первом творении. Это место не только построено Словом Божиим, но укреплено и подготовлено Кровью Христа. По закону, осудившему грех, наши тела должны были бы остаться во прахе, а наши души - под приговором гнева Божия. Но наш распятый Спаситель приобрел искупление тела нашего, что засвидетельствовало Его Воскресение (Рим.8.23), и вечную безопасность наших душ в том уделе блаженства, который верующие обретут навсегда. Как Адам принес царство смерти, так Христос принес царство жизни:  "будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа" (Рим.5.17).  Он приобрел для нас не райскую жизнь и не восстановил нас к изменчивому состоянию, в котором был создан Адам, ибо Он не связал нас навсегда с земоею и с первым творением; но Он приобрел для нас вечную жизнь и приготовил нам вечные обители, и не только сообщество святых людей и благословенных ангелов, но благословенное видение Бога там, где прославленные люди будут пребывать вместе с блаженными духами и жить с Ним (Рим.6.8). Это жизнь, в которой наш разум освободится от тумана, и наша воля - от грязных пятен,  и наши чувства от расстройства. Мы потеряли рай грехом, и получили небеса на кресте. И разве это не причина познать Христа Распятого, Который пребывает в нашей небесной обители и приобрел для нас вход туда, который из-за нашего греха должен был остаться навсегда недоступным для нас?
Я мог бы упомянуть еще блага завета, доступ к Богу, примирение и стойкость святых. Но давайте приступим к применению сказанного.
1. Давайте будем благодарны Богу за распятого Спасителя. Нет ни на небе, ни на земле более удивительного чуда; ничто не может соперничать с ним в своем совершенстве. Вся наша любовь и благодарность должны быть обращены к Богу, Который отдал нам Своего Сына не только жить, но и умереть для нас, смертью столь проклятой, болезненной и позорной, чтобы нам могло быть возвращено счастье, которое мы потеряли. Вся наша любовь и благодарность должны быть обращены ко Христу, Который не только заплатил за нас все как Поручитель, но предал Свою душу на смерть, чтобы поднять нас к жизни, был причислен к преступникам, чтобы мы могли иметь долю среди блаженных. Наши преступления делают нас заслуживающими наших страданий, но Он добровольно стал Страдальцем за нас; Он проливал за нас Свою Кровь, Он стал истоптанным виноградом, чтобы успокоить строгость Божественной справедливости, за нас, что были не только несчастными, но виновными, заваленными такими грехами, что делают нас заслуживающими больше ненависти, чем сострадания к нашему горю.   Он был распят за нас Своей любовью, которая преодолела смерть силою Своею, и принял на Себя самые высокие обязательства за нас, так предавших Его. Его смерть является основанием всего нашего блага, и все, у нас есть - это плод, который вырос на кресте. Если бы Он не пострадал, мы были отлучены на веки от престола Бога и спасение никогда не пришло бы, но мы навечно остались бы среди стонов и страданий. Только через Него радуется Бог и вечно радуются наши души; без Него Он всегда был бы недоволен нами, мы пребывали бы во зле и позоре и никогда не видели Его лица. Ничто не является таким доказательством Его любви, как крест; чудеса, которые Он совершил, и исцеления, которые происходили в Его жизни, не сравнятся с благостью Его смерти, когда Он понес наказание худшее, чем любой убийца, чтобы только обрести наше избавление. Если Он дал нам все богатство этого мира и больше; если бы Он дал нам честь ангелов и престол небес, не подвергая Себя кресту, чтобы достигнуть этого, это было свидетельством Его любви, но лишенным столь дивного величия. Это решение Бога - нечто большее, чем просто доброта. Он засвидетельствовал свое решение не только дать нам славу, но дать ее таким образом, чтобы мы были для Него дороже всего, даже когда мы сами не хотели этого. Ангелы на небесах в своем сверкающем блеске являют величие щедрости, но не ту высшую привязанность, следы которой оставил на Его теле Крест.
2. Давайте же находить удовольствие в познании Христа распятого, и чаще размышлять о Нем и познавать Его. Познаем Христа не только как живого, но и как умершего за нас; не только как дышавшего одним с нами воздухом, но и как пострадавшего вместо нас; познаем Его как Жертву, и это будет путем к тому, чтобы познать Его как Прбедителя. Христос Распятый является главным предметом нашей веры. Символ веры опускает всю Его жизнь от рождения до смерти, ибо что бы мы ни узнали о ней, наша вера не будет достаточной без веры в Крест, на котором основано наше искупление. Если бы Христос просто жил с нами, Он не был бы Спасителем. Если наша вера остановится на Его жизни и не дойдет до Его Крови, она не будет оправдывающей верой. Его чудес, которые подготовили мир к Его учению, Его святости, которая явила себя в Его страданиях, было бы недостаточно для нас без Креста. Без него мы были бы под карой за наши преступления, подверженные яду нашей природы, рабству наших грехов и тирании дьявола; без него Бог навсегда остался бы нашим врагом, а сатана - нашим палачом, мы стонали бы под наказаниями за наши грехи и отчаялись в любой улыбке небес. Кроме этой смерти и жертвы, умилостивившей Бога, этой цены нашего искупления,    ничто не является настолько сильным, чтобы ободрить нас, ничто - настолько мощным, чтобы очистить нас, и как мы можем жить, не думая об этом? Мир в котором мы живем, упал бы на наши головы, если бы его не поддерживал Крест, если бы не пришел Христос, давший  удовлетворение за грех человека. Всякое благословение, которым мы наслаждаемся, возможно только через Него; без того, что Он заслужил для нас Своей драгоценной кровью, у нас было бы отнято все за наши грехи. Если мы поймем это, мы постигнем, как Бог ненавидит грех и любит мир и сколько Он отдал, чтобы восстановить падшую тварь. Он явил любовь к нам с неодолимой силой, ибо ничто не преодолеет Его любовь к Своему Сыну. 
 (1). Это будет удерживать нас всю жизнь в покаянии. Мы не можем смотреть на Христа распятого за нас, за нашу вину, и не видеть, что это мы заслужили все, чем Он страдал, и что Он пострадал не по нашей мольбе, ни из-за каких-либо обязательств с нашей стороны, но лишь из Его собственной любви; и размышление об этом заставит нас таять от печали. Разве наша душа не истечет кровью всякий раз, как мы подумаем всерьез о Христе, Который истек кровью ради нас? Если вы увидите преступника, которого ведут на казнь, вы можете пожалеть его, но вы будете с отвращением думать о том, что привело его к смерти. Серьезное размышление о Христе возбудит щедрую благодарность за Его страдания, но и ненависть к нашим грехам и к самим себе за то, что мы стали их причиной. Разве взгляд на Христа, Которого мы пронзили (Зах.12.10), не пронзит нашу душу? Не знаем ли мы через эту кровь,  что злоба греха настолько велика, что она не может быть смыта кровью всей твари? Разве нас не удивит то, что ни у кого нет сил, чтобы совершить эту Жертву, но лишь у Единственного, Кто равен Богу? Разве размышление об этом не повергнет кающегося грешника в ужас? Подумаем о разорвавшейся завесе в храме, и пусть нам будет стыдно, что наши сердца не разорвались надвое! Разве мы не знаем, что безжизненная земля содрогнулась от Его страданий, тогда как наши разумные души остались неподвижны? Могли ли израильтяне, которые понимали  природу и цель жертвоприношений, оставаться без покаяния, видя, что невинная жертва убивалась за их грехи, за вину любого и каждого из них? И если наши сердца останутся каменными, когда мы видим Крест, разве наказание за наши преступления не постигнет нас?
 (2). Это поднимет нашу веру - когда мы видим, как Его Кровь утверждает вечный завет, в котором Бог благ к нам в Своем обетовании. Все Его обещания основаны на Кресте; они получают жизнь от смерти Христа и с Креста изливаются на нас. Где вера может найти силу, как не в благодати, явленной в удовлетворении справедливости? Где она может найти жизнь, как не во взгляде на ее предмет? Когда мы видим Христа распятого, мы можем доверять Богу. Это значит, что Он не пожалеет ничего для нас, ибо Он уже не пощадил для нас самое дорогое, что у Него есть. Есть ли большая уверенность, которую Он может дать? Есть ли на небесах или на земле больший залог Его любви?
 (3). Это будет для нас возможностью приблизиться к Богу. Не только это, но смелость и уверенность в приближении к Богу были приобретены Распятым Христом (Евр.10.19). Прежде Бог удалился от человека, хотя человек желал приблизиться к Богу; теперь Бог приглашает, и человек может прийти; человек призывает, и Бог отвечает*****. Что может быть более обнадеживающим, чем верить, что Он Своей кровью соделал нас царями и священниками Богу (Откр.5.9-10); ибо этой царственной Жертвой Он понес на Себе проклятие, которое должно было пасть на наши головы?   Мы должны думать об этом каждый раз, когда мы идем к Богу в молитве: Его смерть открыла для нас престол Бога. Это прогонит тот страх, что обезоруживает наши силы, и исполнит наши души восхищения перед этой Жертвой, чрез которую мы видим лик Божий, улыбающийся нам. 
(4). Это будет средством нашего дальнейшего возрастания в святости. Любовь ко греху, который стоил Искупителю мира столь дорого, несовместима с глубоким и серьезным познанием Распятого Спасителя. Мы не должны видеть никакой прелести в грехе, которая не может быть преодолена путем этой восхитительной любви, которая проявляется в каждой капле крови Искупителя. Можем ли мы, живо думая об этом, грешить против столь великой нежности, сострадания, благодати и других совершенств Божиих, которые звучат так громко в наших ушах с креста Иисуса? Должны ли мы верить в Его мучения, ради того чтобы избавить нас от ада, и все же сохранять любой дух, ведущий нас по пути в ад? Должны ли мы видеть Его на кресте открывающим врата рая и все же повернуться спиной к Голгофе, где Он так желал приобрести нас, и не отдать себя Ему во владение?   Должны ли мы видеть и слышать Его стоны на нашем месте и вместо нас, и сметь думать, что мы вправе вменить Его дело и боль ради нашего помилования ни во что? Несчастна та душа, более чем грубая, которая может ходить в такой вражде с видением распятого Христа. Можем ли мы не чувствовать свой грех, который проявился так ужасно на кресте? Можем ли находить какое-либо удовольствие в том, что причинило такую боль нашему лучшему Другу? Можем ли мы любить то, что принесло проклятие Тому, Кто стал за нас клятвою? Не зная Христа Распятого, мы ходим во грехе, как будто Он пришел дозволить его, а не разрушить его. Должное внимание к этой смерти сможет склонить нашу волю к новым желаниям и решениям. Мы должны буквально задушить роскошь, честолюбие, суетность, которые преследуют наши души. Мы не осмелимся идти к любой неправде через раны Христа. Мы не должны, слыша Его предсмертные стоны, лелеять то, за разрушение чего Он страдал. Мы не должны делать дела тьмы под излиянием Его Крови, ибо мы делаем их тогда прямо под подножием Креста Его. 
(5). Это будет основой всякого утешения. Какое еще утешение нам нужно, если мы можем взирать на Христа Распятого, как на нашего Поручителя, и видеть самих себя распятыми в Нем, и когда мы можем рассмотреть наши грехи, как наказанные в Нем и снятые силою Креста Его? Это было не ангел, который был распят за нас, но Сын Божий, не один из многих, но равного достоинства с Отцом; Тот, Чьей пролитой крови было достаточно, чтобы уничтожить всю кару наших преступлений, и этого не могли бы сделать все неисчислимые ангелы небес, если бы это было поручено им. Он не был распят за некоторые, но за всякого рода беззакония. Когда мы увидим суд над миром, какое утешение у нас будет без знания и чувства распятого Христа? Какой ужас это для приговоренного к смерти - видеть готовящуюся виселицу, веревку и палачей! Но когда мы видим умилостивление, данное за нас, искупление гнева, путь удовлетворения закона и отмену осуждения, все его ужасы исчезают и наступает сладкий и дивный покой. С этим знанием и чувством мы не должны испытывать ужас при приближении смерти и даже при наших последних вздохах, если мы знаем Того, Кто задыхался за нас под тяжестью креста. Кровь Христа - бальзам, упавший на смертную рану. Он, удалив вину греха, вытащил жало смерти. Когда мы дрожим, чувствуя наши грехи, ужас суда и проклятия закона, давайте посмотрим на распятого Христа, спасение от всех наших несчастий. Его крест купил наш венец; Его муки искупили наше преступление; Его смерть разоружила закон, и Его Кровь омыла душу верующего. Эта смерть является погибелью всех наших врагов, основанием всего нашего счастья и вечным свидетельством Божественной любви. Потому у нас есть все основания, чтобы решить вместе с апостолом не знать ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого.

* Здесь имеет место последовательность онтологическая, но ни в коем случае не временная (хронологическая), что четко вытекает из остальных слов автора, разделяющего убеждение, согласно которому Искупление всегда ретроактивно, т.е. распространяется и на святых, живших до Голгофы. С точки зрения высокого кальвинизма и гиперкальвинизма именно в этом состоит неизменность Божией любви, которая не может зависеть от времени совершения искупления. В условиях Англии XVII в. идея вечного оправдания подверглась дискредитации антиномистами, что спровоцировало ряд ошибок в полемике со стороны пуритан, стремившихся исключить идею, что святые пользуются безоговорочной любовью Божией и до возрождения (как противоречащую их нужде в покаянии). Проблема оставалась нерешенной вплоть до Джона Гилла.
** Спорное толкование, не единственное у пуритан и не характерное для большинства христианских и даже протестантских традиций, заостряющих внимание на космическом значении дела Христа.
*** Серьезная ошибка, вытекающая из общего инфралапсарианского строя богословия С.Чарнока. Высокий кальвинизм убежден, что никакие тварные факторы, даже падение, не могут изменять или корректировать замысел Божий, или же сдвигать то, что должно было произойти в "полноту времени" (Гал.4.4). Ср. комментарий Ж.Кальвина на этот стих: "Итак, это время, установленное Божественным провидением, было и подходящим, и уместным, и то, что управляется провидением Божиим, является и своевременным, и правильно устроенным. Поэтому время, когда стало полезным открыть Сына миру, должен был определить и открыть только Бог. Этим обуздывается всякое любопытство, дабы кто не дерзнул, не довольствуясь тайным советом Божиим,  затеять спор, почему Христос не явился раньше"(Кальвин Ж. Толкование на Послания апостола Павла к Римлянам и Галатам. Минск,2007. С.492-493) 
**** Также имеет место только онтологическая последовательность. Однако формулировка автора неаккуратна и допускает ошибочные толкования.  Безусловно, явления Святого Духа имели место в Ветхом Завете, а не только после Пятидесятницы, и они совершались только в перспективе Голгофы. Опасность данного утверждения - в возможной мысли, что в ВЗ святые якобы не имели полноценного общения с Богом и поклонялись Ему только плотски (что в дальнейшем стимулировало еретический хантингтонизм и теологию Нового ковенанта). На самом деле, как Кальвин пишет о ВЗ, "тогда некоторые люди были наделены большими, чем мы, дарами, но они оставались малочисленными, не составляя всего тела. Но даже если их было много, надо смотреть не на то, каково было их внутреннее состояние, а на то, какое домостроительство применял Бог для управления народом... Сегодня Бог, разорвав оковы, более милостиво управляет Своей Церковью и не держит ее под столь суровым надзором" (Кальвин Ж. Ук.соч. С.490-491).
***** Крайне некорректное утверждение, способное создать ложное впечатление, что человек способен искать Бога и в условиях полного падения (Рим.3.23), а призыв ко спасению совершается только в Новом Завете. С.Чарнок безусловно признавал полное падение, принятое Вестминстерской ассамблеей (ВИВ 6.2-5).


Перевод и комментарий(С) Inquisitor Eisenhorn