Спилберг отдыхает...

Владимир Волобуев
               
(Рассказ основан на реальных событиях, произошедших с Александром К.)

Алкоголь является катализатором многих наших пороков, в том числе и любопытства.

Вот почему сидя за ресторанным столиком с моим товарищем Александром, я спросил, от чего это  у него появился огромный шрам на голове за те  примерно полгода, которые мы не виделись.
 
От такого несколько бестактного вопроса у обычно хладнокровного моего товарища по лицу пробежала то ли какая-то тень, то ли подобие небольшой судороги. Хорошо его зная, я понял, что такую реакцию у него могли вызвать воспоминания только о чем-то из ряда вон выходящем,  типа  катаклизма или какого-то другого  форс-мажора, и  уже немного пожалел за свою бестактность. Все же не все, что дозволено женщинам, простительно для мужчин. Это я опять про излишнее любопытство.

- А, это… - не сразу ответил Александр, проведя рукой по голове, - это мне наказание…

И снова замолчал, а я в эту образовавшуюся в разговоре паузу, попытался представить себе, от кого и за что бы это ему могло быть такое наказание.
 
 На самом деле мне было сложно представить, что бы кто-то мог наказать моего товарища, даже если бы и было за что.  Прежде всего, в силу его нестандартных физических данных. Потому что если бы спешить с коня Илью Муромца - персонажа  известной картины, и поставить его рядом с Александром, то в ширине плеч они, пожалуй, были бы одинаковыми, но по росту Илья  явно бы уступил моему почти двухметровому товарищу, все же пятьсот лет назад богатыри были помельче, это медицинский факт. К тому же,  почти всю свою взрослую жизнь Александр проработал  на Северах, как говорят аборигены, ходил на лося и медведя, не говоря уже об огромном опыте общения с людьми, среди которых было немало гораздо более опасных, чем те же лоси и медведи. Короче говоря, побывал в таких переделках, которые обычному человеку и не снились. От  этого всего и воля у него закалилась до степени дамасской стали, и понятно, какой в целом в его лице получился  сплав.

Между тем Александр продолжил.

- Ну, ты об этом знаешь, последнее время я работал в Усинске. Там, за Полярным Кругом,  мы занимались очисткой земли от нефтяных загрязнений - порой от случайных разливов, а порой и от варварского или даже развиздяйского (как он деликатно выразился) отношения к природе  добытчиков нефти.

- Работа тяжелая, условия - сам понимаешь какие, зато охота, рыбалка – лучше не бывает.  И вот месяца три назад мои тамошние друзья как раз и пригласили меня на рыбалку в один из  уникальных уголков Приполярного Урала, который иначе, как «мечта рыбака» не назовешь. Не надо и говорить, что я принял это приглашение с восторгом, который понять может только другой рыбак, хотя, конечно, при этом сильно позавидовать.

- Находилась «мечта» в верховьях реки Хулга неподалеку - по северным меркам - от Инты, всего в каких-то двух днях хода на гусеничном тягаче. И вскоре мы уже мчались на железном коне, лязгая гусеницами, мимо красот Полярного Урала как раз посередине между Европой и Азией.
 
- Не буду описывать эти красоты – тундру с постепенно меняющей ее тайгой, чистые стремительные реки, заснеженные даже в разгар лета горные перевалы. Оставим это  занятие для писателей и поэтов, а также восторженных туристок. А сами вернемся к рыбалке.

- Строго говоря, мечтой рыбака правильнее было бы назвать не само место рыбалки, а то, что там можно было бы поймать. А поймать там можно было бы не только хариуса, ситка или, допустим, нельму, но при соответствующей удаче и царь-рыбу –  тайменя весом килограммов под пятьдесят .

- Помимо рыбалки друзья пообещали еще и сюрприз - посещение одного из священных мест коренного населения – народа манси.


- И на это предложение я с удовольствием согласился, а то сколько лет прожил в Приполярье, а ни разу в таких местах не бывал.  Дело в том, что жизнь местных народов – в частности, манси, хантов, коми, всегда была очень сложной. Им всегда приходилось бороться с суровой природой за выживание. Пропасть в местной тайге – как дважды два, то есть жизнь человека там  как жестянка. И конечно, без помощи духов в таких условиях  было не обойтись. Поэтому в разных  приметных, а иногда и тайных местах, люди оборудовали им жилища – священные места. Они бывают по берегам рек, на островах, возвышенностях. К таким местам должно относиться с уважением, почтением и страхом. Местные жители даже знают проживающих там духов по имени. А  если кто пришел в место обитания духа, то обязательно должен оставить ему  подарок, чтобы задобрить. В этом смысле местные духи были чем-то похожи на начальство у людей.

- «Обещанное» святилище находилось  в нескольких километрах от места, которое мои друзья выбрали для рыбалки. А поскольку рыбаки еще суевернее, чем, положим, охотники или те же студенты, то посетить духа решили до начала мероприятия, чтобы  попросить у него в этом деле удачи. Ну и в случае чего, чтобы было на кого свалить за противоположное.

- Дух обитал на берегу ручья, вытекающего из озера с мудреным названием - Восточное Балбанты, на его мужской стороне. Так уж оказалось, что у  этого озера были две стороны - вторая была, соответственно, женской. Не знаю, разрешается ли мужчинам посещать женскую сторону, но женщинам посещать мужскую  категорически запрещено. И даже ходили разговоры, что одна излишне любопытная туристка за такое дело была кем-то избита. А поскольку никто из местных жителей в этом не признался, то всё списали на духа.

- Собственно, жилищем духа была площадка размерами, примерно, метров десять на десять среди густого смешанного леса. На ней деревьев было поменьше, а среди них из земли  то тут, то там, торчали деревянные фигурки  идолов, числом, может, около десятка. Фигурки были очень старые, потемневшие от времени, покрытые мхом. В деревьях торчали подарки - воткнутые в них охотничьи ножи, и совсем старые, сильно поржавевшие, и  недавно купленные. Из других подарков можно было увидеть патроны, сигареты, чай.
 
- Мои друзья подарили духу по несколько патронов, а кто-то из них даже оставил довольно  дорогой охотничий нож. И, как положено,  попросили у него удачной рыбалки. Тот же, кто оставил нож, задержался чуть подольше - похоже, попросил у духа нечто большее,чем остальные, но что именно, признаваться не стал.

- Я же ничего у духа не попросил и ничего духу не подарил. Более того, сама сцена, когда взрослые мужики на полном серьезе просят чего-то  у мансийского духа, мне показалась комичной, и я даже рассмеялся: «Типичные предрассудки прошлого».  Все же на дворе двадцать первый век. И с юмором рассудил, что даже религия у нас совсем другая, и  если бы этот дух существовал на самом деле, то вряд ли бы его сила распространялась на нас. Скорее всего, это касалось  бы  только местного населения.

- И  в хорошем настроении начал готовиться к  долгожданной рыбалке, одно предвкушение которой приносило мне море удовольствия.

- Готовился основательно. Положил в лодку мощное удилище для вываживания крупной рыбы, и даже надел вейдерсы…

В шуме ресторана незнакомое слово мне послышалось как «памперсы», и я спросил, а зачем же памперсы, ведь для рыбака и охотника справлять нужду привычнее все же традиционным российским способом - лицом к дереву или с борта лодки, лучше в направлении ветра.

- Да не памперсы, а вейдерсы – поправил меня товарищ, - это такой непромокаемый костюм, в котором долго можно находиться в воде по пояс и даже по грудь и не бояться замерзнуть, все же у нас не Черное море. А чтобы, как говорится, костюмчик сидел, на поясе он затягивается специальным ремнем. Еще одна функция ремня в том, чтобы не дать воде залиться внутрь костюма ниже пояса, если, рыбак, допустим, поскользнется и случайно зачерпнет воды через верх.

- Короче, я надел вейдерсы, но без ремня, потому что у него  очень некстати сломалась пластиковая пряжка. Времени же на поиск какой-либо альтернативы терять не хотелось, хотя  принципиально можно было бы обойтись, например, тем же ремнем от джинсов, которые минуту назад уложил в бардачок.

- То есть мелочами я заморачиваться не стал.  Но совершенно зря, потому что как оказалось в дальнейшем, это едва не стоило мне жизни.

И тут Александр  рассказал мне все про эволюцию своего отношения к мелочам. Чувствовалось, что у человека наболело.

- Не стал заморачиваться мелочами  именно в тот раз, хотя обычно я стараюсь  учитывать  все до деталей – и в работе, и в жизненных планах и даже в хобби. А какое   у меня хобби – ты знаешь. Это дайвинг, которым я занимаюсь уже лет десять. И хорошо знаю, что в дайвинге из-за какой-то мелочи можно потерять жизнь.

- И еще об одной моей ошибке.  У меня в  лодке конструктивно была предусмотрена система автоматической блокировки работы двигателя при отсутствии судоводителя за рулем. Одним из ее элементов являлась предохранительная чека, один конец которой подводится  под кнопку «стоп» на двигателе, а второй через тросик крепится к руке судоводителя. В общем, смысл системы в том, что если человек оказывается за бортом лодки, то чека выдергивается, и мотор глохнет.

- Так вот, этой самой чеки в лодке не оказалось.  Конечно, немец или, допустим, англичанин никогда в такую лодку не сел бы, так как это категорически запрещено инструкцией. Но не срывать же из-за такой мелочи рыбалку!

- А ты бы сел?  - вдруг спросил меня Александр.

- Ну да, сел бы, все же мы не немцы - ответил я, - только сначала что-нибудь подпихнул бы туда, где кнопка «стоп».

- Примерно так же поступил и я – засмеялся товарищ. – Чтобы мотор не глох, я смастерил самодельную отжимную вилку. И все прекрасно заработало, а выпадать за борт лодки я и не собирался.

- Почему тогда я  не последовал своим обычным жизненным правилам, не знаю. Может быть,  радость от предстоящей рыбалки туманила мозги, а, может быть, к этому подталкивало что-то еще.

Мы  махнули по рюмашке,  и рассказ продолжился.
 
- От берега отошли на двух лодках. На первой - друзья, а я, несколько замешкавшись со сборами, – на второй. К тому времени друзья уже были довольно далеко. 

- Хочу, чтобы ты представил характер реки. Это чередование глубоких плесов, шириной метров пятьдесят-шестьдесят, и мелких быстрых перекатов. В эти самые плесы идет на нерест ситок, а вслед за ним и хищник - нельма, таймень. А за тайменем, как водится, – рыбак…

- Полная свобода, свежий чистый ветер, удивительная красота северной природы так подействовали на меня, вызвали такую пьянящую эйфорию, что в глубокой части речки на очередном плесе мне захотелось полететь. И я дал полный газ. Ты знаешь, у меня в жизни крайне редко бывает ощущение безбрежного счастья. В тот момент оно было. Я просто упивался происходящим – рев мощного японского  мотора, ветер в лицо, серебряные брызги во все стороны и ощущение полета. И я привстал на ногах, чтобы еще глубже ощутить это необыкновенное чувство.
 
- А что произошло дальше - я не понял. Скорее всего, лодка налетела на плывун – дерево, плывущее практически у поверхности воды, и плохо заметное издалека. От  удара я потерял равновесие и полетел за борт, теперь уже в приземленном смысле этого слова.

- Когда пришел в себя, понял, что стою на дне. Сквозь толщу воды сверху просвечивало солнце. Прикинул, что до поверхности  было  метра полтора - два.  Как дайвер со стажем, я знал, что надо делать - оттолкнулся ногами от дна, сделал гребок руками, через мгновение  рассчитывая оказаться наверху.

- Не тут-то было. К своему ужасу обнаружил, что от дна я почти не оторвался, потому что ноги как бы приросли к  нему. Позже я понял, в чем была причина этого. Из-за того, что я не надел ремень, вода залилась в костюм, и вместо одних  моих ста килограммов, мне надо было  поднимать наверх и еще сто залившихся в костюм  килограммов воды. Я начал делать лихорадочные гребки. По-видимому, в кровь произошел впрыск адреналина, силы у меня удесятерились, и  сантиметр за сантиметром я все же пошел вверх. Тогда я думал только об одном – о том, что мне категорически нужен хотя бы один глоток воздуха.

- Помню, что этот сравнительно короткий путь мне показался бесконечно долгим по времени. Тем не менее, я выплыл.   Через не могу.  Жадно ухватив спасительный глоток воздуха, вдруг увидел наезжающую  на меня лодку. Она приблизилась так стремительно, что мне ничего другого не оставалось, как попытаться оттолкнуть ее за борт в сторону. Облегчало задачу то, что корпус лодки был резиновый, но, тем не менее, это потребовало огромных усилий, потому что лодка была тяжелая, да еще и на быстром ходу. К счастью, попытка удалась. Нос лодки отвернул в сторону, но от  толчка я вновь ушел под воду. Глаза у меня были открыты, и в кристально чистой воде  я увидел, как в двадцати сантиметрах от моей головы пронеслось плотное белое облако, образовавшееся  из вскипевшей от бешено вращающегося винта воды.  И  вновь пришлось делать невозможное -  выплывать из воды из последних сил.

- Едва приподняв голову над поверхностью, вновь услышал приближающийся рев мотора, и  снова увидел лодку.  Из-за постоянного поворота руля она описала полный круг радиусом метров около пятнадцати, и вновь наезжала на меня. А о том, чтобы ее мотор не глох и постоянно работал, я, как уже было сказано, сам же изобретательно позаботился. И вновь я успел отбросить нос лодки  в сторону, вновь от этого стал тонуть, но выплыл ценой лихорадочных усилий.

- Когда лодка пошла на меня в третий раз, я понял, что ею кто-то управляет, хотя  точно знал, что за рулем никого не было. И  еще я  понял, что этот кто-то хочет меня убить. И тут впервые в жизни я почувствовал, как от ужаса у меня по всему телу поползли мурашки, а на спине начали шевелиться волосы. Хотя, как ни странно,  на спине у меня волос нет. Тем не менее, тогда в воде я ясно чувствовал их шевеление. Думаю, что это чувство мне не забыть никогда.

- В этот раз я всплыл, когда лодка меня уже накрывала. Помню, что время как бы изменило свой масштаб - оно замедлилось. Под водой  как в фильме с замедленным движением я увидел медленно приближающийся к моей голове транец мотора и все тот же вращающийся винт. Также помню, что в мозгу возник вопрос, что предпринять: закрыть от винта голову руками и ждать, когда пройдет весь этот кошмар, или же оттолкнуть лодку теперь уже  за дно и одновременно  отклонить голову в сторону как можно дальше от мотора. Как, примерно, боксер в момент удара перчаткой противника.  Разум подсказал, что надо действовать по второму варианту. Опять же,  я медленно приблизил руки к медленно движущемуся надо мной корпусу лодки. И таким же медленным движением – а быстрее не получалось -  начал отводить  голову в сторону от винта, но понял, что не успеваю.   А потом почувствовал удар в голову, перед глазами все поплыло, но хорошо, что не потерял сознание.

- И чем же закончился этот фильм ужасов? – спросил я у собеседника.

- Когда  вновь сориентировался, почувствовал, что под ногами грунт – по-видимому, пока крутилась вся эта карусель, течением меня вынесло на перекат на мелкую воду.  Лодка с уже неработающим мотором  уткнулась  в берег. Время вновь пошло, как обычно. Голова разламывалась от боли. Проведя по лбу  рукой, увидел, она окрасилась кровью. По-видимому, голову зацепило кромкой винта, но по касательной.  Вскоре подоспели и друзья, увидевшие со стороны кордебалет с лодкой.  Они  остановили кровь и сделали мне перевязку. А закончилось все тем, что по спутниковому телефону друзья вызвали  вертолетный борт из Инты, и на следующий день в больнице мне оказали уже квалифицированную медицинскую помощь.

- А результат всего этого - налицо, или - на лице, - пошутил товарищ.

- А что ты там сказал про наказание, я не понял? – продолжил я любопытствовать.

- Что же тут понимать, - ответил Александр. - Все очевидно. Это Он показал мне, кто есть кто и наказал меня за высокомерие и неуважительное отношение к Нему. Причем также очевидно, что Он хотел меня только наказать. Но не убить. Потому что если бы захотел убить, то, как теперь понятно, сделал бы это легко.  А может, хотел чему-то научить. Почему я так думаю, там, на дне, мне показалось, что я отчетливо услышал мужской голос: «Никогда не пренебрегай мелочами». Или  все же показалось?

- Да кто же этот Он? – теперь я уже не любопытствовал, а уже доставал товарища вопросами. Хотя, вообще-то, мог бы догадаться и сам. Но, по-видимому, из-за воздействия алкоголя мозги немного подклинивали.

-  Он – это Дух народа  манси. Хозяин Священного места. А еще это наказание за пренебрежение к мелочам. Хотя здесь я и сам был виноват.

- Похоже на Спилберга, - высказал я гипотезу.
 
- А я думаю - не согласился Александр, что даже Спилберг с его гениальным, а, может, и больным воображением, не смог бы представить себе, чтобы  у смерти, гонявшейся тогда за мной, было столько отвратительных обличий. В одном обличье она охотилась за мной на дне, а во втором - хотела зарубить винтом лодочного мотора. И еще -  у Спилберга жизнь  виртуальная, а здесь - реальней не бывает, и машинально провел рукой по голове.  Так что Спилберг здесь отдыхает.