Школа

Вера Коновалова Младенцева
Первый раз, в первый класс, я пошла в селе Калиновка. Школа стояла между двух частей села. Попасть в неё можно было с двух сторон. Один путь пролегал через узенький переулок, второй - через колхозный огород.

Но в обоих случаях, для меня существовали  препятствия.

Если я шла в школу по  переулку, то ежедневно меня там караулил мальчик - инвалид(дурачок). Улыбаясь, он протягивал мне ладонь, в которой горкой лежали   семечки. И хотя я понимала, что он меня угощал, но эта его улыбка пугала меня... Я давала такого стрекоча, что мои пятки прилипали к мягкому месту, а он,  не понимая, что мне страшно, бежал за мной с протянутой ладонью, из которой на землю  сыпались семечки.

Второй путь пролегал через колхозное поле. На краю поля находилось сельское кладбище. На нём хоронили умерших с обеих сторон села. У русских на могилах ставили деревянные кресты, а у ульчей - тумбочки-домики, в которых лежали украшения - бусы, серьги, кольца, посуда и другая утварь - всё то, чем пользовались умершие при жизни.  Торчащие кресты и тумбочки, просматривались сквозь кустарники и деревья, которые росли на кладбище и вызывали панический ужас, который заставлял постоянно оглядываться. Подходя к изгороди колхозного поля, я долго стояла и ждала попутчиков. Но если мне доводилось идти одной, то я там летала со скоростью ветра. А если в селе кто-то умирал, то в такие дни я выбирала первый путь. Страх к этому  месту ещё нагоняли  старшие дети, своими страшилками. Рассказывали, что кто-то видел  ночью на кладбище светящие фосфорные столбы, которые передвигались за человеком, если он проходил мимо могил, и что это  духи умерших, которые могут забрать к себе живого человека.

Школа, которую, при любых обстоятельствах, я  обязана была посещать, имела один единственный класс. В нём учились дети в две смены. С первой смены ученики 1 и 3 классов, со второй смены 2, 4. У каждой смены была своя учительница. После двух четвертей, те кто учился в первую смену, переходил во вторую и наоборот. 
Так что, мне хватило испытать страху с лихвой, особенно, когда моё обучение в школе было во вторую смену.

Моей первой учительницей была Золотарева Нина Михайловна.
Уроки преподавались так: новый материал учитель разъяснял малышам, а старшие занимались каждый своим делом. После того, как давалось задание маленьким и они уже самостоятельно исполняли его, учитель начинал работать со старшими детьми. Редко кто может похвалиться тем, что он учился со своим старшим братом или сестрой в одном классе. А мне повезло! Я училась со своей старшей сестрой, которая на 2 года старше меня - я в 1  классе, она - в 3-ем. Но почему-то в школу с ней мы ходили разными дорогами, видно из-за чьей-то вредности.

Вторую смену, 2-й и 4-й классы, учила Климова Зоя Васильевна. Когда наша учительница болела, Зоя Васильевна подменяла её.

У Зои Васильевны было легко учиться по русскому языку, так как она имела волжский говор - "Окала". А мне этот говор был знаком с рождения, так как мои мама, бабушка и дедушка были с Волги и слова: кОрОва, вОрОна, пОшли, гОвОри, и другие с выраженной буквой О - ласкали слух.
Возможно, благодаря этому, диктанты впоследствии я писала без ошибок.
(Светлая и добрая память моим первым учителям).

Со мной в первом классе учились дети ульчей. Для них, при школе, был открыт нулевой класс и они проходили обучение уже по второму году и умели считать и писать, а я нет. От этого я испытывала дискомфорт и чувствовала себя неумехой. Но во второй четверти, это делала уже и я, не хуже их.

В школе, в том понимании как сейчас, ни буфета, ни столовой не было. Но, на большой перемене нас ожидал огромный кусок свежего хлеба, густо намазанный вкуснейшим вареньем из крыжовника и стакан сладкого чая.
Варенье варила тетя Таня Андреева. Она же топила дровами печь в школе.

А вот крыжовник, в то время, был редкостью  на Амуре, и мы гордились своим небольшим школьным приусадебным участком , где он и произрастал. Посадки этого колючего, плодоносящего кустарника производили в 1953 году учителя - Марфан Надежда Иннокентьевна, Климова Зоя Васильевна и учащиеся этой школы.
Сахар для варенья, а так же тетради и ручки, приобретались с продажи излишек крыжовника населению.

Крыжовник рос и в колхозного саду. Клочок земли для него был огорожен колючей проволокой. А вот туда он попал, благодаря основателю села Калиновки, латышу(а может эстонцу) Лодэ Карлу Карловичу(1869г.рождения), который поселился на утёсе Кадаки вместе с братом Яном. Впоследствии это место стало называться селом Калиновка, куда стали переселяться ульчи из Мариинска, Больбы и других поселений Нижнего Амура.
В каких годах там появились эти первые переселенцы, в архивах не сохранилось. Многие считают, что это было в 1928-1932 годах.

Кроме крыжовника братьями Лодэ были привезены деревца слив, ранеток и груш.
Мне довелось отведать вкус тех ароматных западных груш, которые в фазе спелости просвечивались на солнце.

Росли они недалеко от утёса, за очень высоким, из плотно сбитых досок, забором. Хозяйкой этого сада-огорода была ульчанка. Проходя мимо, в любое время года, можно было увидеть её, сидящую на высоком крыльце дома, в атласном, красиво расшитом  национальном халате. Её лицо, испещрённое множеством морщин, казалось необыкновенным. На вид, в моём  понимании, ей было лет сто и она постоянно курила  трубку.

Несмотря на постоянное присутствие хозяйки, её сад иногда подвергался нападениям мальчишек.Они умудрялись проникнуть через плотный забор и вынести оттуда волшебный трофей, в виде ароматной жёлтой груши. У нас этого шустряка  звали Володей. Добыв трофей, он делился этим таинственным плодом с нами.

Жительница села, Артёмова Галина Серафимовна(1945г.р.), в девичестве Лучшева, вспоминала, как  у своего дома на утёсе, они собирали вёдрами ранетки, выращенные первым поселенцем, Лодэ(его домик когда - то стоял там).

А коль я как-то задела эту семью, то расскажу немного и о них.

Семья Лушевых-Мовданча состояла из 12 человек, 10 из них - дети, как говорили  "мал мала меньше".
Отец, Серафим, был русским. Мать, Елена, энергичная, коренастая, маленького роста, круглолицая - ульчанка.  Их, очень маленький домик, стоял почти на утёсе и был тесен для такой большой семьи.

В селе находился клуб, в который ходил народ как с одной стороны села, так и с другой. Кино ставили один раз в неделю. Приезжал из соседнего села киномеханик и крутил кино. Чуть позже, там появилась своя кинобудка, со своим киномехаником и фильмы стали крутить чаще, по доставке их в село почтой.

Когда в клубе показывали двухсерийные фильмы, то Елена, многодетная мать, брала билет на первый ряд и тут же мгновенно засыпала, издавая похрапывание. Очевидно это было единственное место, где она могла отдохнуть и выспаться.

Жители не будили её, хотя  вначале это похрапывание отвлекало от сюжета фильма. Этим они выражали сочувствие, уставшей от забот женщине.

После окончания фильма, Елена, отдохнувшая, бодренько вскакивала и бежала домой - варить, стирать, одним словом - исполнять свой материнский долг.

И ещё немного о школе. После окончания 4 класса, детей отправляли в интернат, в близлежащее село, где они получали среднее и полное среднее образование. На выходные и каникулы родители забирали своих чад домой.
---------------------------------