Оружие и судьбы. История винтовки С. И. Мосина

Федор Колпаков
Сценарий проведения вечера-портрета
«Оружие и судьбы. История винтовки С.И. Мосина»

Участники: ведущий за сценой, два ведущих (мужчина и женщина) на сцене, оператор ПЭВМ.
Материальное обеспечение: ПЭВМ, видеопроектор, экран, костюмы ведущих.

В зале с приглушенным светом, на экран выведено название вечера. Исполняется марш «Прощание славянки». Начинается показ слайдов, на которых демонстрируется винтовка Мосина. Одновременно с исполнением марша и началом показа слайдов ведущий за сценой  начинает рассказывать.

Ведущий за сценой: Винтовка Мосина. Этот образец стрелкового оружия нашей армии известен всем без исключения. Вы безошибочно узнаете её на кадрах кинохроник, фотографиях тел лет и плакатах военной поры, она украшает не один памятник и монумент в нашей стране и за рубежом, редкая театральная постановка о событиях военной поры обходится без неё. Большую службу сослужила эта винтовка выдающегося оружейника Сергея Ивановича Мосина русской и советской армии.

Одновременно с окончанием слов ведущего за сценой, заканчивается исполнение марша, на экране остается слайд 8. На сцену выходит ведущий. Ведущий может быть в форме офицера русской армии последней трети XIX века – в сюртуке с поясом, брюках, заправленных в сапоги, фуражке.

Ведущий: Сергей Иванович Мосин родился в селе Рамонь Воронежской губернии. Его дед, Игнат Мосин, был крепостным крестьянином, затем солдатом, участвовал в Отечественной войне 1812 года и погиб в одном из сражений. Сын Игната, Иван Игнатьевич, с малолетства воспитывался в школе кантонистов, в восемнадцать лет начал военную службу, участвовал в войне с Турцией. В 1837 г. его произвели в подпоручики, но через год он неожиданно уходит в отставку и становится управляющим имениями и предприятиями в богатом поместье. Женится на одной из местных крестьянских девушек Феоктисте Васильевне.
Их сына Сергея с ранних лет жизнь не баловала. Едва достигнув четырех лет, он лишился матери и остался на попечении отца. Первоначальное образование получил при содействии помещицы, у которой служил отец.
16 августа 1861 г. Сергей Мосин был принят в Тамбовский кадетский корпус, в июне 1862 г. переведен в Воронежский кадетский корпус, который он закончил в 1867 г. с отличием. В 1870 г. Мосин оканчивает Михайловское артиллерийское училище. По окончании Михайловской артиллерийской академии в 1875 году Мосин был назначен на должность помощника начальника инструментальной мастерской Тульского оружейного завода, а затем начальником этой же мастерской.

В этот момент поочередно демонстрируются слайды с изображением учебных заведений

К началу 80-хх годов Мосин уже известен, как специалист в области конструирования стрелкового оружия. Он активно погружается в работу по разработке магазинной винтовки, которая должна поступить на вооружение русской армии, заменив собой устаревшие образцы оружия иностранных систем.

К этому времени показ слайдов закончен и на экране изображен портрет капитана Сергея Ивановича Мосина.

Ведущий за сценой: Так получилось, что с 30-хх годов XIX века русская армия не имела стрелкового орудия отечественной системы. Все образцы носили имена их заграничных создателей «Гра», «Крнка» и «Бердана». И это было не допустимо для родины Кулибина и Левши, страны, имевшей глубокие традиции создания превосходного стрелкового оружия.

Ведущий: В 1885 году Мосин отправил в Главное артиллерийское управление винтовку новой системы. Из 119 образцов, представленных отечественными и зарубежными конструкторами, именно она была отобрана для войсковых испытаний. Представитель парижской оружейной фирмы «Г. Рихтер», внимательно следившей за новинками в области вооружений, специально побывал в Туле, чтобы предложить Мосину продать право на производство и использование созданного им оригинального магазина в винтовках системы «Гра» за 600 тысяч франков.
Но Сергей Иванович категорически отказался от предложения. Вскоре французы подняли планку, предложив уже миллион франков, но капитан не счел нужным даже ответить фирме. Примечательно, что о сделанных предложениях он так никому и не скажет, и письмо из фирмы будет обнаружено в бумагах конструктора только после его смерти.
Напряженная работа, целеустремленность и талант оружейника, спустя некоторое время дали свой результат. В 1889 году Мосин создал новую винтовку с серединным магазином на пять патронов.

Одновременно с заключительными словами ведущего на экране появляются слайды с видами  винтовки в различных ракурсах. После этого на экране появляется слайд с портретом С.И. Мосина.

Ведущий за сценой: Намечавшееся перевооружение русской армии обещало огромные доходы иностранным фабрикантам-оружейникам, которые спешили этим воспользоваться. Однако предъявленные комиссии осенью 1889 г. известные в то время образцы магазинных винтовок Лебеля, Манлихера, Нагана и других оказались «неудовлетворительны или по устройству магазина, или по непрочности и неудобству затвора». При строгом и беспристрастном подходе к оценке зарубежных винтовок миф о пресловутом «превосходстве» западноевропейской оружейной техники оказался явно несостоятельным.

Ведущий: После испытания большого количества однозарядных и магазинных винтовок комиссия остановила свой выбор на магазинных винтовках систем бельгийца Леона Нагана и русского оружейника капитана Сергея Мосина. Поскольку обе винтовки имели определенные недостатки, конструкторам было предложено устранить их. И в феврале 1891 года Мосин изобретает отсечку-отражатель, сделавшую его винтовку самой надежной из всех существовавших тогда систем.
После этого в ходе испытаний, проводившихся в нескольких армейских частях, было сделано 500 тысяч выстрелов. Но на заседании приемочной комиссии мнения разделились: за винтовку Мосина проголосовало 10 человек, за винтовку бельгийца Нагана – 14.
Однако один из самых авторитетных отечественных оружейников того времени – генерал Чебышев – написал докладную императору Александру III: «Если подсчитать, сколько получалось всех задержек в действиях магазинов, то окажется, что их было при стрельбе из винтовки капитана Мосина 217 – втрое меньше, чем из винтовки системы Нагана – 557». Поражала и простота конструкции винтовки состоявшей из 42 деталей вместо 70, как у других моделей.

Ведущий за сценой: Напряжение вокруг винтовок возрастало. И вот, 16 (28) апреля 1891 года указом императора Александра III на вооружение российской армии была принята одна из лучших магазинных винтовок мира, спроектированная капитаном Сергеем Мосиным.

Одновременно с окончанием этих слов на сцене появляется ведущая. Ведущая может быть одета  в платье конца XIX века.

Ведущая: Эта официальная история создания «русской трехлинейной винтовки» попала на страницы всех военных и исторических книг, справочников по стрелковому делу. Но была и иная история, которая вносит в это повествование живую струю, освежая ее романтикой человеческого тепла, преданности и любви.

Ведущий: Считается, что выпускник столичной академии Сергей Мосин уехал служить на Тульский оружейный завод, чтобы быть поближе к отцу – управляющему имением местного помещика Арсеньева. Но это лишь половина правды, а другая половина в том, что именно в усадьбе Арсеньевых пребывала женщина, так покорившая артиллериста.

Ведущая: Варвара Николаевна Арсеньева, племянница писателя Тургенева, была намного моложе мужа-помещика, имела от него двух маленьких мальчиков. Но брак этот не был счастливым. Муж чаще бывал в столице, чем дома. Жена слыла в обществе домоседкой – занималась хозяйством, детьми и чтением французских романов, но душе хотелось чего-то большего. После нескольких встреч с молодым военным инженером она разглядела за его внешней сдержанностью глубокую нежность и какую-то детскую ранимость, за словами участия – готовое вырваться признание в любви. Но общество, муж, дети…

Ведущий: С момента их первой встречи Сергей стал часто бывать у отца. В очередной приезд он узнал, что между супругами произошел разрыв, Арсеньев перебрался в Петербург и почти не бывал в имении. Варвара Николаевна жила по-прежнему замкнуто и никого не принимала. Роман с Варварой Николаевной стремительно развивался.

Во время рассказа ведущего за сценой ведущий и ведущая стоят на сцене рядом. Он держит руками правую руку дамы. Они неспешно и любовно беседуют. На экране портрет С.И. Мосина.

Ведущий за сценой: Через некоторое время  о связи артиллерийского капитана с замужней женщиной заговорили в губернском свете. Нашлись и доброжелатели, «капнувшие» Арсеньеву в Петербург. Под Рождество он приехал в Тулу и случайно столкнулся с Сергеем Ивановичем в Дворянском собрании. Вспыхнула ссора, Арсеньев позволил себе оскорбительно отозваться о Варваре Николаевне. Мосин вызвал его на дуэль, но тот не принял вызова и сообщил о нем заводскому начальству. 5 января 1883 года Мосина пригласили в заводскую канцелярию ознакомиться с приказом: «Трое суток домашнего ареста дано капитану Мосину за вызов на дуэль тульского землевладельца Арсеньева…».
Выйдя из-под ареста, он вновь отправился в Дворянское собрание и, дождавшись появления Арсеньева, публично повторил вызов. Арсеньев и на сей раз отказался от дуэли, зато накатал жалобы начальнику оружейного завода и начальнику артиллерии Московского военного округа. Заводской генерал Бестужев-Рюмин, лично знавший Мосина, снисходительно объявил тому выговор «за нарушение тишины в общественном месте».
Начальник артиллерии подверг «капитана Мосина за учиненный им в публичном месте поступок домашнему аресту в течение двух недель с исправлением служебных обязанностей», поставив господина Арсеньева в известность о наложенном «в ответ на его просьбу» взыскании. Письмо жалобщику пришлось отправлять в Петербург, куда тот скрылся подальше от дуэлянта.

Закончив беседу, ведущие, не отпуская рук друг друга, продолжают рассказ.

Ведущий: Летом 1883 года в Петербурге Сергей Иванович попробовал встретиться с Арсеньевым, чтобы добиться от него развода с Варварой Николаевной. Однако в личной встрече ее муж Мосину отказал, но в беседе с представлявшим Мосина присяжным поверенным потребовал за свое согласие на развод 50 тысяч рублей отступных.

Ведущая: Для армейского офицера, не имевшего состояния и богатой родни, это была запредельная, фантастическая сумма. Получая жалования чуть более 1000 рублей в год, собрать такую сумму русскому офицеру, капитану было просто не реально. Разрешить эту проблему могло только чудо. Наездами, бывая в гостях у Варвары Николаевны, Сергей Иванович неутомимо работает над созданием новой винтовки. Понимая, что только своим трудом и талантом он может заработать средства необходимые для «выкупа» своей любимой и достойного существования семьи.

Ведущий за сценой: 21 августа 1891 г. Сергей Иванович подает свою винтовку на соискание Большой Михайловской премии, приложив к ней чертежи, краткое описание оружия и правила обращения с ним. Михайловская премия была самой престижной наградой за изобретения в области артиллерии и оружейного дела. Она присуждалась один раз в пять лет, ибо ее учредители справедливо считали, что выдающиеся изобретения чаще и не появляются. 25 ноября Мосин получил извещение о том, что Главное артиллерийское управление присудило ему высшую военно-техническую премию русской армии. Это было окончательное признание не только его заслуг, но и фактическое признание его авторства на русскую магазинную винтовку.

Ведущий: Произошло то чудо, на которое уповал Сергей Иванович. В денежном эквиваленте премия составляла те самые 50 тысяч рублей так не достававшие им с Варварой Николаевной. Премия была получена, влюбленные смогли обвенчаться.

Ведущая: Как причудливо устроена жизнь, как промыслительно сплетены судьбы людей. Каким удивительным и где-то непостижимым образом любовь двух русских сердец дала нашей армии оружие, которое на протяжении более семидесяти лет было главным стрелковым оружием страны.

Одновременно со словами ведущего за сценой на экране появляется слайд с одним из поздних портретов Мосина.

Ведущий за сценой: 21 апреля 1894 г. полковник С.И. Мосин. был назначен начальником Сестрорецкого оружейного завода. Вообще после 1894 г. на Сергея Ивановича посыпались награды и почести. В декабре 1894 г. его избирают совещательным членом Артиллерийского комитета ГАУ и это было высшее признание профессиональных заслуг оружейника. В последующие годы его награждают целым рядом орденом, 9 апреля 1900 г. Сергей Иванович был произведен в генералы. Большой успех принес С.И. Мосину и всем оружейникам 1900 год. На Всемирной выставке в Париже 3-линейная винтовка была удостоена высшей награды – Гран-При. Это было международное признание заслуг изобретателя и всей русской промышленности, в подъеме которой Мосин сыграл заметную роль.

Ведущий: Однако исключительно полезная деятельность генерала Мосина прервалась довольно рано. В середине января 1902 г. Сергей Иванович простудился, через несколько дней ему стало хуже, вызванный врач определил крупозное воспаление легких, начал лечение, но было уже поздно - недуг приобрел необратимый характер. 26 января 1902 г. около четырех часов пополудни выдающийся русский конструктор-оружейник скончался.

Во время слов ведущей на экране последовательно проходят слайды с места захоронения С.И. Мосина и памятника Мосину в Туле.

Ведущая: Официальные круги проявили безразличие к памяти Мосина. Только популярный журнал «Нива» и «Оружейный сборник» поместили некрологи, указав, что его трудами Россия получила «свое собственное ружье, сделанное на русских заводах». Сослуживцы Мосина подняли вопрос о проведении подписки в войсках, чтобы увековечить его имя. Военный министр отказал, разрешив лишь поместить портрет Мосина в зале завода и составить капитал в... пятьсот  рублей для премирования изобретателей. Он был похоронен на городском кладбище Сестрорецка. В царской России вскоре забыли о Мосине.

Ведущие стоят на одном их краев авансцены.

Ведущий за сценой: Но слава созданного Сергеем Ивановичем Мосиным оружия жива и по сей день. Конструкция русской винтовки обр. 1891 г., обладавшей высокими боевыми и эксплуатационными качествами, простотой устройства и безотказностью действия, обеспечила оружию долговечность, с которой не может сравниться, ни один из иностранных образцов подобного оружия. За длительный период своей службы трехлинейка подверглась лишь незначительной модернизации, что свидетельствует о ее высоких качествах и отличной конструктивной проработке. Винтовка оставалась на вооружении Российской и Красной Армии более 70 лет.
Заключительным аккордом в длительной жизни этой винтовки стало широкое использование ее снайперской модификации в частях Ограниченного контингента советских войск в Афганистане в 1979-1989 гг., спустя сто лет после ее изобретения.
Этот нехитрый на сегодняшний взгляд образец становился страшным и эффективным оружием в руках опытного и умелого солдата. Именно с изучения винтовки начинали свой путь многие поколения защитников Отечества.

Ведущие завершают вечер.

Ведущий: Велики перед Родиной заслуги Сергея Мосина. Генерал В.Г. Федоров выдающийся советский оружейник и создатель первого в мире автомата начинал свою практическую работу на Сестрорецком оружейном заводе под руководством Мосина.
Под впечатлением трудов Мосина определили свой жизненный путь прославленные советские конструкторы В.А. Дегтярев и Ф.В. Токарев. Г.С.Шпагин, автор не менее легендарного ППШ, писал: «Каждый советский оружейный конструктор начинал свою работу с изучения винтовки капитана Мосина». И это убедительно свидетельствует о том, какое значение имела работа Мосина для развития отечественного оружия.

Ведущая: Сергей Мосин всю жизнь сражался на два фронта – за любимую женщину и свою винтовку. И обе битвы он выиграл… Удивительно, как многое  взаимосвязано в судьбах людей и их творений! Не повстречай 26-летний военный инженер Сергей Мосин свою первую и единственную на всю жизнь любовь, русские солдаты в первую половину ХХ века воевали бы не с «трехлинейками» образца 1891 года, а с «магазинками» льежского фабриканта Нагана или «берданками» американского образца. Да и отечественная школа конструкторов орудия, возможно, не нашла бы признания в своем Отечестве. И не было бы у нас автоматов Федорова и Калашникова, пистолетов Токарева, Макарова и Стечкина.

Ведущий: Все они современные создатели отечественного оружия выросли на традициях первых русских оружейников, ставивших честь и любовь много выше карьеры с сопутствующими ей благами…

Исполняется марш «Прощание славянки».