Поликлиника в ухе

Владимир Меркулов
Автор: Владимир Меркулов


                                                  "Музыка — высшее в мире искусство... Музыка — это стенография чувств."

                (Лев Николаевич Толстой)                                                         
ГОВОРЮ И СЛЫШУ...

Человеческий слух капризен. Он значительно капризнее, чем многие полагают. Сложившийся 'сидячий' порядок в жизни - дома и на работе, насыщенные жирами кушания, употребления спиртных напитков, курение, способствуют опасному увеличению холестерина в крови, не щадят кровообращение, в том числе и в области, прилегающей к уху, что влечет за собой развитие тугоухости. Болезни, да и просто возрастные изменения в организме ухудшают слух. Причем правое ухо страдает больше левого. Ухудшение слуха провоцируют развивающиеся сердечно-сосудистые недомогания, диабет. Врачебная статистика утверждает: потери слуха более свойственны людям, имеющим первую группу крови. У молодых людей, отличающихся избыточным весом (с длиной окружности живота от 102 см, у женщин - 88 см), в возрасте старше 25 лет риск тугоухости увеличивается вдвое. У женщин независимо от группы крови ухудшение слуха встречается в 2-3 раза чаще, чем у мужчин. Не правда ли, не слишком оптимистичная перспектива?

Диапазон звуков, слышимых ухом как мужчинами, так и женщинами в цветущем возрасте, простирается от 16 до 18 000-20 000 Гц (колебаний в секунду). При всем том разговорный речевой аппарат человека реализует воспроизведение звуков в лимитированных пределах: у мужчин - в границах частот от 80 до 150 Гц, у женщин - от 120 до 400 Гц. Чтобы слышать и понимать речь, уху требуется поддиапазон от 60 до 6000 Гц. Расширенный диапазон (от 60 до 6000 Гц) необходим потому, что речь представляет собой сложные (непериодические и нелинейные) смысловые колебания, которые помимо основных тонов содержат еще много кратных им по частоте гармонических составляющих.

Человек не только разговаривает и внимает речам - он еще и поет, слушает музыку, голоса природы. Верхние звуковые пределы голосов оперного пения составляют примерно: 125-575 Гц - у тенора, 260-1400 Гц - у колоратурного сопрано. Для того чтобы в полной мере ощутить все разнообразие звуков оркестровых инструментов, а также их тембровую окраску, от уха требуется воспринимать полосу частот, превышающую 6000 Гц (предел поддиапазона, реализующего речевое общение).

В возрасте близком к 40-50 годам у большинства людей частотный диапазон слуха ограничивается 7000-8000 Гц. Специалисты по охране труда и психологи считают его достаточным для выполнения множества текущих обязанностей на работе и дома. Как будто бы больше и не надо. Однако ученые-аудиологи не согласны с этим. Они предполагают, что частотные ограничения аппарата слуха ослабляют жизненный тонус, понижают интерес к окружающему миру. Если вы слышите в ночной тишине тиканье ходиков или будильника, это еще не означает, что ваш слух хорош. Хорошо, когда ночью слышно тиканье ручных механических часов с расстояния 6 м. Ориентировочно можно считать, что это нижний предел слышимости, для большинства людей недосягаемый.

Статистика США и европейских стран свидетельствует о том, что примерно 16% ведущих здоровый образ жизни людей сохраняют хороший слух в возрасте до 60 лет, а 12% - до 70.

«МУЗЫКА ЛЕЧИТ ДУШУ»

Вынесенное в заголовок словосочетание можно было прочитать на корпусах музыкальных инструментов, сделанных средневековыми итальянскими мастерами. Великие мыслители, ученые и поэты древности - начиная от легендарного древнегреческого поэта-сказителя, создателя легендарных эпических поэм Гомера (Homeros/Homer; VIII век до н. э.) до знаменитого средневекового персидского учёного, врача и философа/представителя восточного аристотелизма Авиценны (Ibn Sina/Abu Ali al-Husayn ibn Abd Allah ibn Al-Hasan ibn Ali ibn Sina; 980–1037) - оставили нам свидетельства того, какую важную роль играла музыка в жизни народов тех времен, ее лечебного воздействия.

В XIX веке в Европе после того, как знаменитый французский врач-психиатр, автор первого научного руководства по психиатрии и реформатор психиатрии Ж.Д.Эскироль (Jean-Еtienne Dominique Esquirol; 1772-1840) провел первые опыты по применению музыкальной терапии для лечения душевнобольных, она, то есть музыкальная терапия, получила довольно широкое распространение в европейских клиниках. Благодаря трудам выдающихся российских физиологов, неврологов и психиатров - замечательного русского физиолога, физико-химика, естествоиспытателя и почётного члена Императорской Санкт-Петербургской Академии наук Ивана Михайловича Сеченова (1829-1905), видного учёного по физиологии, фармакологии, анатомии сердечно-сосудистой и нервной систем Ивана Михайловича Догеля (1830—1916), незаурядного физиолога, популяризатора науки и переводчика по происходению из старинного дворянского рода грузинских князей Ивана Романовича Тарханова (1846—1908), известного русского невропатолога и основоположника рефлексологии и патопсихологии, члена Императорской Санкт-Петербургской Академии наук Владимира Михайловича Бехтерева (1857—1927) музыкальная терапия нашла применение и в России. В 1913 году по инициативе и под руководством именно В.М.Бехтерева были в России основаны «Комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов», а затем «Общество для определения лечебно-воспитательного значения музыки и гигиены».

Первое упоминaние об использовaнии музыкaльной терaпии в США дaтировaно 1914 годом, когдa в журнaле American Medical Association (Америкaнская медицинская aссоциaция) было опубликовaно сообщение об использовaнии фоногрaфa, проигрывающего с виниловых грампластинок записи классической музыки для "успокоения и отвлечения пaциентов" во время хирургических оперaций. В 1918 году Columbia University (Университет Колумбия города Нью-Йорка) рaзрaботaл первый курс Musictherapy (Музыкотерaпия) для восстановления здоровья офицеров и  солдaт, получивших рaнения и психологические травмы во время Первой мировой войны. Тогда же впервые поступили предложения о применении музыкотерапии в домах престарелых и тюрьмах.

Повышенный интерес к врачеванию музыкой возобновился в годы по окончании Второй мировой войны. Музыкотерапия была предложена в помощь ветеранам боевых действий - для нейтрализации пограничных эмоционально неустойчивых расстройств личности. В среду 2 июня 1950 года в США была основана The National Association for Music Therapy (Национальная ассоциация музыкальной терапии), а в 1974 году - American Association for Music Therapy (Американская ассоциация музыкальной терапии), которая с 1980 года начала издавать журнал Music Therapy (Музыкальная терапия). В 1998 году обе методические организации объединились под эгидой American Music Therapy Association (Американская музыкальная терапевтическая ассоциация) с официальным печатным органом  Journal of Music Therapy (Журнал музыкальной терапии). В 1993 году The Music Therapy Centre (Центр музыкальной терапии) появился в Торонто (Канада).

Интерес к музыкальной терапии проявился и в европейских государствах. В 1975 году креативный The Music Therapy Centre (Центр музыкальной терапии) был учрежден в британском Лондоне. К настоящему времени в Великобритании соседствуют The British Society for Music Therapy (Британское общество музыкальной терапии) и The Association of Professional Music Therapists (Ассоциация профессиональных специалистов по музыкальной терапии), которые под патронированием The British Association Music Therapy (Вританская Ассоциация музыкальной терапии) с 1995 года дважды в год выпускают The Journal of British Music Therapy (Британский журнал музыкальной терапии); издание имеет также The Facebook page (BjmtBamt/«Фейсбук» информационная страничка).

В 1985 году в Германии Institute of Music Therapy (Институт музыкальной терапии) открылся при медицинском факультете негосударственного The University Witten/Herdeckethis (Университет Виттен-Хердеке - земля Рейн-Вестфалия). В том же году (1985) в итальянской Генуе была основана вселенская The World Federation of Music Therapy (Всемирная федерация музыкальной терапии) с региональными отделениями во многих районах мира. После чего музыкально-терапевтические центры и общества были также организованы в Австрии, Швейцарии, Швеции. В 1997 году «Международная академия интегративной музыкотерапии» заработала в Москве.

Определенно, что во второй половине XX века в США и развитых странах Европы музыкальная терапия выделилась как отдельное направление. На этих территориях по музыкальной терапии готовят специалистов учебные заведения, издаются научные и научно-популярные журналы, проводятся внутренние и международные конференции.

ОТЕЦ СОВРЕМЕННОЙ ЗВУКОВОЙ ТЕРАПИИ

В начале 1950-х годов во Франции талантливый исследователь, врач-фониатр и оториноларинголог А.Томатис (Alfred A.Tomatis; 1920-2001) предложил рассматривать орган слуха как генератор, возбуждаемый приходящими извне звуковыми волнами и заряжающий энергией мозг, а через него весь организм. Он показал, что человек слышит непросто: воспринимаемые наружным ухом воздушные колебания возбуждауют нервные окончания внутреннего уха, посредством которых они преобразуются в электрические импульсы. Некоторые попадают в слуховые нервы и перципируются как звуки, другие - в мозжечок, ответственный за сложные движения и чувство равновесия. Создаваемые звуками электрические потенциалы также поступает в кору головного мозга, регулирующую высшие психические функции человека, сознательное управление его поведением. А.Томатис предположил, а в последующем и доказал, что мозг человека, у которого орган слуха 'глух' на частотах выше 7-8 кГц или имеющий выраженные недомогания (например, потерю чувствительности и др.), склонен к некоторой потере взаимодействия с внешним миром, деградации и, следовательно, к потерям энергетики. Иными словами, мозг не может компенсировать уменьшение информативности поступающих через ухо сигналов, а посему сокращает объем выполняемых операций по побочному электризованию внутренних органов тела  и самочувствию. Было заявлено еще, что "недомогающее" ухо оказывает неблагоприятное влияние на сознание и подсознание. Обобщенно говоря, А.Томатис усмотрел непосредственную связь между диапазоном слухового восприятия человека, диапазоном вибраций голоса и состоянием его здоровья.

На основе проведенных исследований А.Томатис пришел также к заключению, что голосовой и слуховой аппараты неразрывно связаны между собой. С годами у людей голос 'тускнеет' и теряет чистоту потому, что ухудшается способность слышать и воспроизводить высокие частоты; у пожилых мужчин и женщин с нарушениями слуха голос становится как бы дребезжащим.

[КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА]

 Пьер Солье директор «Моцартовского центра»:

<Настоящий эксперимент, проведенный профессором Томатисом... Это не было одним из тех серьезных и сложных испытаний, о которых часто пишут в научных изданиях. Фактически это был весьма забавный эксперимент. Профессор Томатис попросил, чтобы известный оперный певец исполнил одно из произведений из своего репертуара. В то время, как он пел, профессор Томатис закрыл его уши специальным устройством – акустическим фильтром, которое блокировало звук определенной частоты. В результате этого качество исполнения, которое до эксперимента было безупречным, сильно ухудшилось. Это произошло из-за того, что голос потерял звук, блокированный фильтром. Этот эксперимент, и многие другие, дали основание для выведения Первого Закона Томатиса:

«Вы не можете воспроизвести звук, который не можете услышать» [1].>

В 1960 - 1970-х годах А.Томатису удалось выяснить, что внутреннее ухо взрослого человека сохраняет способность к регенерации, а слуховые центры полушарий головного мозга проявляют пластичность, означающую готовность к налаживанию утраченной функции, то есть к восстановлению стимулирования клеток мозга электрическими импульсами, приходящими по нервным волокнам из улитки внутреннего уха [2]. Более того, стало понятно, что и здоровое ухо с некоторыми отклонениями в слухе совместно с мозгом восприимчиво к расширению качественных характеристик, изначально заданных ему от рождения.

А.Томатис  предложил лечить и корректировать нарушения слуха путем передачи в ухо внешних звуковых раздражителей от электроакустических вещателей. Он установил, что основные тоны (в интервале от 3000 до 8000 Гц) активизируют воображение, творческую активность, улучшают память, а среднечастотные (750-3000 Гц) уравновешивают мышечное напряжение, вносят успокоение.

А.Томатис пришел к выводу, что музыка обладает поистине мистической силой. Для реализации своих идей в области звуковой терапии он предложил использовать радиоаппаратуру, чтобы транслировать больному классическую музыку, содержащую высокочастотные звуки и гармоники таких инструментов, как скрипка, флейта, арфа, фортепьяно, кларнет и др. Из композиторов он особо выделил великого австрийского композитора, пианиста, скрипача и органиста В.А.Моцарта (Joannes Chrysostomus Wolfgang Theophilus Mozart; 1756-1791). По мнению А.Томатиса, тональный звуковой ряд у В.А.Моцарта близок к тембральным окраскам человеческого голоса. Кроме того, в своих сочинениях композитор свободно использовал плавные тридцатисекундные переходы от «forte» (громко) к «piano» (тихо), совпадающие с биоритмами в полушариях головного мозга.

В.А.Моцaрт очень близок к представителю венской классической школы, одному из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет, австрийскому композитору Ф.И.Гайдну (Franz Joseph Haydn; 1732—1809) и другим композиторaм его времени, но А.Томaтис тaк ответил нa постaвленный вопрос о выборе:

"Моцaрт окaзывaет воздействие, силa которого несрaвнимa с другими. Будучи исключением из исключений, он окaзывaет высвобождaющее, лечебное, я бы дaже скaзaл целительное воздействие. Силa его превосходит все, что мы можем видеть у его предшественников, современников или последовaтелей.

Нет сомнений в том, что ритмы, мелодии и высокие чaстоты музыки Моцарта стимулируют и зaгружaют творческие и мотивaционные облaсти головного мозгa. Возможно, ключом к понимaнию его величия является то, что звуки его музыки чисты и просты. Моцaрт не плетет зaхвaтывaющую и тонкую ткaнь, кaк великий 'мaтемaтический' гений Бaхa. Он не вздымaет приливные волны эмоций, кaк мощный Бетховен. Его произведения не отличaются порaзительной ровностью григориaнских хорaлов, тибетских молитв или гимнов Шейкерa. Он не успокaивaет тело, кaк хорошaя фольклорнaя музыкa, и не принуждaет его бешено двигaться, кaк нa предстaвлениях рок-звезд. Его ум, нежность и простотa неизменно потрясaют нaс. Для меня музыкa Моцaртa подобнa великой aрхитектуре Индии времен Великих моголов. Вспомните янтaрный дворец в Джaйпуре или Тaдж-Мaхaл. Им свойственны прозрaчность, сводчaтость и ритмичность, которые создaют безбрежное прострaнство, столь волнующее человеческий дух."

Подобными музыке В.А.Моцарта были признаны григорианские песнопения, а также произведения великого русского композитора, дирижёра, педагога и музыкального журналиста Петра Ильича Чайковского (1840-1893), великого немецкого композитора (автора более 1000 произведений), органиста-виртуоза и музыкального педагога И.С.Баха (Johann Sebastian Bach; 1685-1750), выдающегося итальянского композитора, скрипача, дирижера и католического священника А.Вивальди (Antonio Lucio Vivaldi; 1678-1741),  знаменитого немецкого композитора опер, ораторий и концертов эпохи барокко Г.Генделя (George Frideric Handel; 1685-1759),  выдающегося польского композитора и пианиста-виртуоза Ф.Шопена (Fredericе Chopin; 1810-1849), великого австрийского композитора (автора около 600 вокальных композиций) и одного из основоположников романтизма в музыке Ф.Шуберта (Franz Peter Schubert; 1797-1828), немецкого композитора и дирижера, одного из самых значительных композиторов эпохи романтизма Р.Шумана (Robert Schumann; 1810-1856). Было подмечено, что оркестровые и камерные сочинения перечисленных композиторов, исполняемые в темпе один такт в секунду, оптимальны для музыкальной терапии.

Разработанная программа лечения предусматривала 20 или 40 посещений студии музыкальной терапии с двухчасовыми прослушиваниями рекомендованных 'концертов'. Новаторский подход в работе с пациентами заключался еще в том, что им разрешали заниматься лечением на дому с предварительной консультацией в стационаре. Больные могли по собственным ощущениям изменять время проигрывания лечебных произведений, подбирать их по собственному вкусу.

Чудесный метод восстановления слуха с помощью коррекции функции собственного уха быстро получил признание и широкую известность. Методику проверяли в нейрофизиологических центрах медицинских академий и университетов разных стран, и повсюду она встречала одобрение. Через короткое время А.Томатису пришлось расширить клинику в Париже и пригласить помощников для приема увеличившегося потока пациентов. В дальнейшем институты и центры А.Томатиса открылись в крупных городах многих экономически развитых стран. Биографы А.Томатиса утверждают, что за время пятидесятилетней работы лично у него побывало на приеме порядка 100000 пациентов. Звуковые 'внушения', выправление слуха и дикции получили у него известный венгерский актер Дж.Барди (Gyоrgy Bаrdy; 1921-2013), знаменитый французский актер Ж.Депардье (Gеrard Xavier Marcel Depardieu; 1948 года рожд.) и др. Помощники и близкие стали А.Томатиса называть «Маэстро Моцарт» или «Эйнштейн звука».

[Интересно, что Ж.Депардье задумал серьёзно заняться актёрским делом еще в ранней молодости и решился поступить на курсы Ж.Л.Коше (Jean-Laurent Cochet; 1935 года рожд.) - одного из известнейших преподавателей театрального искусства во Франции. На приемном экзамене Ж.Депардьё выбрал сложнейший отрывок из французской классики и так несуразно его исполнил, что в аудитории начали другие студенты смеяться. Однако Ж.-Л.Коше заметил актёрский дар Ж.Депардье и порекомендовал юноше начать в школе заниматься, даже не требуя платы за обучение. Более того, Ж.-Л.Коше направил Ж.Депардье к логопеду-дефектологу А.Томатису, чтобы тот поправил расстройство речи, которое у Ж.Депардье было с детства. Ж.-Л.Коше  оплатил из собственных средств курс лечения, что помогло Ж.Депардье избавиться от заикания и в целом выправить систему речи и слуха.]

Для практической реализации лечебного метода широко использовалась домашняя звуковая аппаратура: стационарные стереосистемы, музыкальные центры, радиолы и магнитолы, а также портативные аудиоплееры с выходом на громкоговоритель или головные телефоны. Лучшими наушниками считаются те, что имеют большие амбушюры. Воздушный объем внутри них, демпфируя звук, защищает ухо от неожиданных громких звуковых всплесков. Вся эта аппаратура и методика, используемыя в лечебных целях, оказывают благотворное влияние и на совершенно здорового человека, слушающего музыку. Погружаться в слушание рекомендуется, выключив яркое освещение. Сочетание звука с телевизионным изображением, например прослушивание и просмотр оперного спектакля, может способствовать не только совместному лечебному регулированию функций уха и мозга, но и большему проникновению в музыкальное произведение.

В УТРОБЕ СО СТЕРЕОМУЗЫКОЙ

Еще одно достижение, названное специалистами феноменальным, принадлежит А.Томатису в области педиатрии - лечение музыкой детей в утробе матери. А.Томатис провел исследование и доказал, что ухо еще не родившегося ребенка начинает слышать звуки извне по прошествии 4,5 месяца после зачатия. Чтобы повысить интеллект ребенка и привить ему интерес к музыке на самом раннем этапе развития, Томатис предложил проводить музыкальные сеансы для будущих мам как в специально оборудованной клинике, так и в домашних условиях. Музыкальные произведения он рекомендовал те же, что и для взрослых, - классическую музыку (однако без резких перепадов громкости), а также детские колыбельные песни.

Обобщив результаты тридцатилетних научных исследований и практики, А.Томатис выпустил книгу "Pourqoui Mozart?" («Почему Моцарт?») в 1991 году. Пересказал ее и популяризировал метод А.Томатиса в книге The Mozart effect американский просветитель в области музыкальной терапии Дон Кемпбелл в 1997 году; на русском языке книга «Эффект Моцарта» в переводе с английского вышла  в белорусском издательстве «Попурри» в 1999 году [3].

Специалисты провели множество инновационных исследований по проверке положительного влияния классической музыки (в частности, сочинений В.А.Моцарта) на различные аспекты жизни, помимо лечебной и театрально-концертной деятельности. Разработаны музыкальные программы из произведений для скрипки или фортепьяно с оркестром, симфоний, сонат, вокальных партий и др. Установлено, что музыкальное воздействие (эпизодическое, периодическое, фоновое) на человека повышает успеваемость в учебе, уменьшает количество ошибок при подготовке сложных текстов и редактировании их, повышает производительность труда.

[КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА]

  Светлана Каширина - отоларинголог поясняет природу доминантности правого уха:

<Дело в том, что речь на самом деле идет не о 'здоровости' нашего уха.... Оно может слышать идеально. Но сравните глагол 'слушать' и 'слышать'. Можно хорошо слышать но при этом не слушать. Дело все в анатомическом строении, физиологии слуха. Путь, по которому информация идет к мозгу от левого уха, длинее. Правое ухо напрямую связано с левым полушарием, где происходит обработка языка. Это прямая и быстрая связь. Если Вы слушаете левым ухом, то звуки сначала попадают в правое полушарие, где нет языкового центра, а значит, информация должна быть перенаправлена в левое полушарие. А так, как это длинный путь, то информация поступает с запозданием. Люди с доминантным левым ухом постоянно будут играть в догонялки. Но информация приходит не только с опозданием, но еще и неполная. Этот переход может занимать 0.40 секунды, у каждого он может быть индивидуален.(предел между 0.10 и 0.20, а, особенно 0.15, может провоцировать систематическое заикание)

Люди с правой аудио-латеральностью способны намного лучше контролировать голос и речь…. Силу, частотность, тембр, ритм, поток. Эта одна из причин, почему многие артисты и певцы проходили тренировку у А.Томатиса..

Доминантность уха также оказывает влияние на наше эмоциональное состояние. В 1975 году немецкий исследователь Баденхорст (D.C.Badenhorst) писал: "Индивидуумы с правым доминантным ухом демонстрируют высокую способность реагировать спонтанно и соответствующе на эмоциональные воздействия. Они также представляют более экстравертный тип, будучи более отзывчивыми и способными контролировать эмоции и менее подверженными к беспокойству, неудовлетворенности и агрессии."> 

ИЛЛЮСТРАЦИИ

1. Альфред Томатис;
2. Восковая фигура играющего на скрипке Шерлока Холмса (из «Музея восковых фигур мадам Тюссо» в Лондоне);
3. Материнский музыкальный театр;
4. Слушающие В.А.Моцарта младенцы в роддоме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пьер Солье.Слуховая терапия А.Томатиса. Web-адрес: http://www.mindmachine.ru/articles/tomatis.htm)
2. В.Меркулов. Заглянем в улитку. Слух с точки зрения инженера. Журнал «Наука и жизнь»  №10, 2006. Web-версия: http://www.nkj.ru/archive/articles/7615/
3. Д.Кемпбелл. Эффект Моцарта. Изд-во «Попурри», Белоруссия, 1999. Web-версия:



Журнальная версия статьи опубликована в журнале «Наука и жизнь» 2006, №12 (http://www.nkj.ru/archive/articles/8345/).


Меркулов В.: hodakova.a@sc.ru.ru