Первый детективный рассказ в литературе...

Саша Игин
Пальцев на одной руке хватит, чтобы подсчитать
сколько человек меняло историю мировой литературы
«сашечкины узелки»

ВСТУПЛЕНИЕ...

Детектив - загадка и преступление,
таинство, носящее «реальный» характер.
«сашечкины узелки»

20 апреля 1841 года в филадельфийском журнале «Graham’s Ladies’
and Gentlemen’s Magazine» был опубликован первый в истории
литературы детективный рассказ «Убийство на улице Морг»
американского писателя Эдгара Алана По.

Действие происходит в Париже, где на улице совершается
зверское убийство двух женщин, а главным героем является
эксцентричный частный детектив Дюпен.

Именно с этого произведения принято начинать отсчёт
развития детективного жанра.

Для тех, кто еще ни читал, - сюжет.
- В газетах начинают писать о двойном убийстве
в доме на улице Морг вдовы мадам Л’Эспане и её
дочери Камиллы Л’Эспане.

- Из сообщений прессы рассказчику и Дюпену становится
известно, что убийства произошли в закрытой комнате
на пятом этаже здания.

- Жители квартала услышали крики с улицы, сломали дверь
в дом, затем нашли комнату, из которой кричали, но женщины
уже были мертвы. Изувеченное тело мадам Л’Эспане выбросили
из окна, но перед этим с такой силой перерезали горло
бритвой, что при попытке поднять труп голова отвалилась.
Дочь мадам задушили, а тело спрятали в каминную трубу...

- А дальше?
Дальше - анекдот от Саши Игина.
- В кинотеатре к паре, сидящей на третьем ряду, пришедшим
смотреть крутой детектив, подходит продавец попкорна.
- Что будем брать: - большой или маленький пакетик?
- Ничего?
- Может сок? Зеленый чай? Твикс?
- Нет?
- Ну, извините.
- Да, пожалуйста!
- Ой, извините, кстати: убийца – дворецкий…

В нашей истории убийца… не дворецкий…

Одним словом, - Если не знаешь, что писать, напиши:
«Вошел мужчина с револьвером в руке».

ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ...

Далее Эдгар По написал еще несколько рассказов в данном жанре
– «Тайна Мари Роже» (1843), «Похищенное письмо» (1844), общим
героем которых был знаменитый детектив Огюст Дюпен.

Рассказ Эдгара По был не только первым, но, как многие критики
полагают до сих пор, еще и лучшим детективом. А образ Дюпена
послужил прототипом для многих будущих персонажей-сыщиков, включая:
Шерлока Холмса Артура Конан Дойля и Эркюля Пуаро Агаты Кристи.

Ради терминологической точности отметим, что, создав жанр,
Э.А.По не стал создателем термина «детектив» (англ. detective,
от  лат. detego — раскрываю, разоблачаю).

Его впервые, четверть века спустя, ввела Энн Кэтрин Грин,
его соотечественница, определившая так жанр своего
«Левенуортского дела» (1871).

А как же история? История развития человечества?

История Каина и Авеля - убийца, жертва, причина,
улики, попытка скрыть преступление?
Царь Соломон – психологическая ловушка лжематери и т. п.?
Средневековая китайская новеллистика типа «хуабэнь»?
Шекспир, Вольтер, Бомарше, Диккенс, Бальзак?
Гофман и его новелла «Мадемуазель де Скюдери» (1818),
где есть и тайна, и расследование преступления,
но отсутствует персонаж детектив, который уже имел место
в китайских новеллах типа «хуабэнь»?

Все это было, но…

Подлинную же историю детектива практически все исследователи
отсчитывают со времен появления «логических рассказов»
Эдгара Аллана По «Убийства на улице Морг» (1841).

Писатель создал не только новый жанр, но его основную схему
– «загадка-расследование-объяснение», и его основные сюжеты,
которые и ныне используются в детективной литературе.
 
Бодлер, Дойл, Честертон, Бальзак, Сименон, Достоевский,
Бальмонт, Брюсов… талантом Эдгара По восхищались.
- Они настоящие писатели – им можно. Им - нужно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...

В России, рассказ «Убийство на улице Морг» был впервые
напечатан в журнале «Сын отечества» в 1857 году под
названием «Загадочное убийство».

Сам я Э.А.По не люблю. В детстве любил. Читал.
Гонялся за переводами «Ворона» («Nevermore», 1845 г.).

Но сегодня?
Сегодня, не могу любить писателя, - если не люблю
его как человека.

А я его презираю,
P.S. … невзирая даже на невозможность его ответа…