Телефон

Юрий Фейдеров
Телефон, это средство коммуникации, средство общения…
Можно долго говорить о том, что такое телефон и как его появление изменило жизнь.

Тридцать, сорок лет назад телефоны мало у кого были. И жили совершенно спокойно. И если дети где-то задерживались, мы не психовали, как теперь, когда телефон вне зоны связи или разрядился аккумулятор.
 Раньше как? Едешь в гости к другу и не знаешь, дома ли он? И ничего.
Поэтому о встречах старались договариваться заранее. А потом сидишь в гостях, поспорили до хрипоты и тут бы плюнуть и уйти, а вроде бы неудобно…   Друг всё-таки.
А теперь всё совершенно просто. Теперь у нас в семье два домашних телефона, да ещё по два мобильника на каждого члена семьи. А ещё интернет и Скайп в ноутбуке или планшете.
Только мысль пришла в голову, сразу позвонил с мобильника и нашёл своего друга в любом месте города. А если он сразу не ответил, возмущаешься. Даже в голову не приходит, чем может в это время человек занимался. И может твой звонок ему в этот момент нужен, как дырка в голову…  Я конечно о том, что человек может в душе мылся или в туалете сидел… А не о том, о чём вы подумали…

Или вот я разговариваю со своей родственницей, а она мне по-родственному уже почти час про свои проблемы рассказывает. Ей бы сразу сказать, чем я ей помочь могу. Так ведь ей же совершенно не требуется, чтобы я совал свой нос в её дела. Ей нужны мои уши просто потому, что ей поговорить не с кем…

Хорошо, что мне в голову приходит полезная мысль. И я со второго своего мобильника набираю её номер, и она мне сейчас же говорит: «Извини, мне кто-то дозвониться не может». Благо, она не знает мой второй номер. А я сразу же сбрасываю звонок и выключаю на время свой первый телефон.

Бывает, звонит друг и начинает долго рассказывать про свои скандалы с зятем, или ссоры с женой. А у меня своих проблем хватает, и я тоже хочу ему высказаться. А он перебивает и всё о своём. Хорошо, что мне удаётся в паузе вставить: «Извини, ко мне тут соседка зашла, надо поговорить…

А ещё в телефоне интернет появился…
Сижу в очереди к врачу и читаю рассказы в «Проза.ру».  Замечательно! Иначе, чувствую, что рядом сидящая тётка привязалась бы ко мне с разговором. И долго бы рассказывала про свои болячки…  А меня свои проблемы беспокоят.

Несколько лет собирался поехать на Украину, повидать родственников и своего друга – сослуживца армейского. А тут «Майдан»…
Хорошо, телефон есть… Звоню…

Родная тётка на Украине вся в переживаниях за детей и внуков. Старший её сын, мой двоюродный брат потерял работу. Его работодатель закрыл фирму и уехал за границу до лучших времён. Как жить?
А младший её сын оказался в Симферополе во время всех решающих событий. Радуется перспективе.
А мой сослуживец, учитель математики, ездит в Запорожье, охраняет памятник воинам погибшим в Отечественной войне и участвует в митингах против Киевской Хунты.

Да… А что было бы без связи? Ведь есть у меня родственники, которые бежали в 90-е из Крыма от безработицы… И оказались в США. Без телефона и интернета мы потеряли бы друг друга…  Как потерял я когда-то в юности любимую девушку.

Было это давно. Шёл третий год после окончания школы.  Наши отцы – офицеры демобилизовались и разъехались по разным городам.  Мы учились в институтах в разных городах  и намечали встретиться летом. Она прислала письмо с предложением встретиться в Одессе, где жили её родственники, но адреса не написала. Я ответил согласием и просил написать адрес и дату её приезда туда.

Наступило лето, каникулы. Писем от неё не было. В это время друг моего отца сообщил, что есть горящая путёвка  на теплоход, путешествие по Дону и Волге. Надо было срочно давать ответ, беру ли я путёвку на двоих или одного?
И я решил звонить моей девушке, чтобы всё обговорить.

А в те времена, чтобы позвонить в другой город, да ещё человеку, у которого телефона в доме не было, требовалось несколько дней.
Я заказал на телефонной станции переговоры. Там отправили телеграмму по адресу с приглашением прийти на переговоры. На третий день я пришёл в назначенный час и стал ждать…

Стояла июньская жара. В зале переговорного пункта нечем было дышать. Все лавочки перед ним были заполнены дожидающимися звонков.
Ждать нужно было не менее часа. Но уже через пол часа выяснилось, что линия перегружена так, что будет задержка на два часа.  Я прождал четыре с половиной часа  и ушёл, когда сказали, что моему абоненту телеграмма не была доставлена. И если я пожелаю, то запрос повторят. А это опять приходить на третий день.
Но я должен был завтра точно ответить, беру путёвки или нет?

Всю ночь я мучился и не мог решить, что делать.
Идя на встречу с Алексеем Дмитриевичем, я решил, что такой шанс, как путешествие на теплоходе выпадает один раз в жизни. И я могу себе позволить 20 дней отдыха. А за это время напишу письмо и постараюсь дозвониться потом, после возвращения.

К сожалению, созвониться и потом не удалось. А ответное письмо пришло только осенью.
Она писала, что переехала на другую частную квартиру. Упрекала меня в том, что я не проявил настойчивости для встречи летом.
Я не стал оправдываться, ощущая недосказанность в её письме. Но это лето разорвало наши отношения навсегда… Я стал взрослее. И мне казалось в то время, что я вырос из своей юношеской романтической любви. 

А спустя два года, после службы в армии, стал искать её. И искал всю жизнь. Хотя, в зрелости уже не из-за любви, я нашёл свою любовь, а от любопытства. И нашёл перед самой её смертью. Номера телефона её не было, и повидаться не успел…

Вот что такое телефон. И как многое зависит от него…