Возвращение на Родину

Азман Хасбулаева
-А теперь, сынок, сказала Айзан, мы находимся в Иране. Нам очень хорошо вместе.
Ты скоро окончишь медакадемию, будешь работать. Станешь лучшим хирургом мира.
-Так же сынок?
-Что скажешь?
-Я ещё вот о чём думаю, земля ведь круглая. Мы в любое время можем встретить своих соотечественников, твоего отца, нам нужно изменить  фамилию, имя, отчество. Нужно изменить свою внешность, чтобы нас никто не узнал. Я боюсь за тебя.
-Твой отец принёс много зла людям, поэтому тебя могут похитить с целью большого выкупа, или просто убить назло отцу.
-Давай, сынок, маме неспокойно на душе. Я тебя еле нашла.
Они поделились мамиными опасениями с Аль- Манапом. Он одобрил их планы.
Через месяц ректор получил документы Айзан и Руслана в переделанном виде,
Внешность тоже он помог изменить, используя услуги своих друзей.
Теперь Айзан  успокоилась, но так как она с детства была приучена к труду, она тяготилась своим праздным пребыванием в доме Аль-Манапа.
Её поняли и нашли работу в цветочном магазине.
Когда в очередной раз вся семья Аль-Манапа собралась за ужином, ректор уже привык к матери Руслана, потому что был благодарен судьбе, ей, что встретил Руслана и полюбил как сына, а теперь к ней он начал испытывать особый трепет: глаза у него загорались
при виде Айзан, сердце громче стучало. Она  становилась неотъемлемой частью его жизни.
         Она чувствовала это и была благодарна ему за всё: за то, что он спас Руслана, поставил его на ноги, за то, что помог ей,  Аль-Манап столько сделал, что это было для неё как в сказке. Айзан  не знала, как лучше поступить, но так долго  не могло продолжаться.
 Все пошли  по своим комнатам. Айзан, как всегда, пошла к Руслану.
-Аль-Манап пришёл к ним и предложил сходить в театр завтра на интересный спектакль.
-Я не смогу, отец, у меня занятия, сходите вы с мамой.
В театре было много людей: от яркости и великолепия, от пестроты рябило в глазах.
Айзан никогда не была в таких местах. Ей было очень приятно, что рядом с ней
такой чуткий и внимательный человек, что ей он нравится и впервые за много  она может быть счастлива. Её сердце стучало и тянулось к этому человеку.
После театра они поехали в ресторан, где под звуки красивой музыки  Аль-манап протянул  небольшую бархатную шкатулку со словами:
-Айзан, я долго присматривался к тебе и полюбил всей душой. Судя по тебе, я понимаю,
что это взаимно, не так ли? Если не так, я тебя ничем не обязываю.
-Руслан, ты знаешь и до тебя был моим сыном, и после, даже, если ты уедешь, всегда моим останется. Я на всю жизнь для него отец.
-Это ребёнок, посланный мне Всевышним.
Она взяла шкатулку, раскрыла её и ахнула:
-Да это же целое сокровище! Брильянтовое колье, набор кольца и серьги.
-Да, Аль-Манап, вы не ошиблись, я тоже к вам неравнодушна.
-Выходи за меня замуж, я думаю, Руслан только обрадуется за нас.
-Я согласна.
Домой они приехали поздно, уже все спали.
Утром Аль-Манап сообщил Руслану о своём намерении.
-Я рад, отец. Ты знаешь, я очень люблю тебя.
Руслан подождал, пока мама выйдет на кухню, она всегда выходила, чтобы проводить его на работу, и, едва увидев мать, улыбнулся:
-Ах ты, проказница, я очень рад за тебя, знаю, всё знаю про вас с отцом.
Айзан залилась краской, ей стало так стыдно, она опустила голову перед сыном, как маленькая девочка.
 А Руслан сделал вид, что не заметил смущение матери, и пошёл в свою комнату.
-Ты должен восстановить справедливость, Родина ждёт тебя,  вспомнил Руслан голос,
снившийся ему во сне. А как я могу восстановить, что могу сделать один?
-Можешь! Продолжал голос, ты только ступи на свою родную землю, тебя ждут.
-Кто меня ждёт? Те самые, которые пытались сделать из меня зомби?
-Приедешь, узнаешь, поезжай к себе на Родину.
-Неужели это вещий сон? Или это просто снилась чепуха.
Но так или иначе, сон озадачил Руслана. Весь день он думал о сне.
-Я должен поехать на Родину, думал Руслан. Фамилия у меня другая, правда, имя то же самое, гражданство иранское, а в Чечне  настороженно относятся  ко всем из ближнего Востока. Ничего язык чеченский знаю, с людьми умею работать, может, я действительно нужен на Родине.
Руслан уже проходил интернатуру, о нём неплохо отзывались профессорско-преподавательский состав академии, прочили блестящее будущее в этой области.
 Совсем скоро, в центральной больнице, которой Руслан проходил интернатуру, среди молодых специалистов прошло совещание, что в Чечню требуются хорошо подготовленные медицинские работники,  особенно хирурги.
-Может, кто сам изъявит желание поехать?
-Я поеду, неожиданно для себя сказал Руслан.
Совещание проходило почти с час. Выбрали десять лучших врачей, среди которых был Руслан.
Дома Руслан сообщил родителям о своём решении.   Те восприняли в штыки сообщение Руслана.
-Сынок, ты что, а как же я? Столько страдала, еле  нашла тебя, я не смогу без тебя, тогда   мама тоже  с тобой!
-А про меня забыли? Руслан, ты мой сын, знаешь, что люблю тебя очень. Но ответь мне на
один  вопрос: как тебе пришла в голову мысль о поездке в Чечню?
-Внезапно, отец. Я чувствую, что должен поехать, что нужен там, на Родине, как врач, который может принести пользу своей Родине.
-Но в Чечне и без тебя есть врачи, сын мой.
-Есть, но я также хочу внести свою лепту помощи у себя на Родине.
-Ну, что ж, не могу ничего возразить, да и бесполезно, но прежде всё ж, сын мой, подумай!
-Хорошо, отец, спасибо тебе за то, что понимаешь меня.
-Не пущу! Не пущу, Руслан, и не думай, ты, что мне крылья подрезаешь?
-Мама, я уже взрослый!
-Для меня всегда ты маленький, мой сын, никому тебя не отдам, никуда не отпущу!
Аль-Манап и Руслан посмотрели друг на друга и поняли, что мама, действительно, настроена препятствовать отъезду Руслана на Родину.
-Мама, я ведь очень люблю тебя и не могу тебя огорчать, ну, успокойся, ты сама не своя,
на тебе нет лица, слышишь?
-Айзан впервые перед сыном и Аль-Манапом дала волю слезам.
Оба были в растерянности и как могли успокаивали Айзан.
Руслан пошёл к себе. Аль-Манап сказал:
-Видишь ли, дорогая, наш сын повзрослел и имеет право принимать собственные решения, как бы тебе ни было больно. Если ты будешь препятствовать, то добьёшься его отчуждения к себе.
-Но ты ведь не этого хочешь?
-Нет! Я боюсь потерять его.
-А сейчас, думаешь, не потеряешь? Ведь, если он решил поехать, он поедет. Уж я его знаю.
-Поэтому не советую тебе запрещать.
-Пока он терпит, потому что любит тебя как маму.
-А потом он обидится на тебя, что мешаешь ему и уедет без твоего благословения.
-Лучше не мешай ему. У него своя дорога в жизни. Я тоже люблю его.
Мать подумала, действительно, Аль-Манап прав. Хоть сердце разрывается от тревоги и тоски, еле нашла, Аллах помог, снова могу потерять. Надо положиться на Всевышнего,
а другого выхода у меня нет.
Пришёл Руслан, стал говорить о своём отъезде, о том, что хирургом  он думает начать
работать в Чечне, так как там врачи  нужны.
-Конечно, мама, я  могу найти работу в любой клинике Тегерана, в центральных больницах, но зная, что нужен на Родине, с моей стороны считаю нечестным оставаться
здесь.
-Сынок, я пыталась отговорить тебя, видит Всевышний, и правдами, и неправдами.
Теперь не буду стоять на твоём пути, не буду препятствовать твоей поездке, поезжай.
Но, я, как мать имею право просить тебя о том, чтобы берёг себя.
-Хорошо, мама, иш Алагь!
Волновалась Айзан и потому, что  Руслан уезжал в качестве дипломированного работника
врача, гражданина Ирана, под фамилией Расаль , имя по документу было Аль Мухамад.
-Как же он там будет приспосабливаться к населению и к родным местам? Ведь придётся
без меня.  А там ещё страшно, ещё продолжается война. Что же делать?
Я мать, но ничего не могу изменить, не могу запретить, придётся смириться с решением сына, иначе, зная его упрямство, могу его потерять.
Провожали Руслана в азропорту Тегерана. Аль Манап старался не показать своего волнения, но это не совсем у него получалось. Айзан вцепилась в сына, когда объявили посадку и стала целовать руки сына, щёки, нос.
-Не позорь меня, мама, ведь я взрослый. Всё в руках Всевышнего.
-Не волнуйся, всё будет нормально.
-Как же я люблю вас, дорогие мне сердцу родители!
-Прощайте! Я буду звонить!
Самолёт унёс дорогого их сердцу мальчика, а Айзан с Аль-Манапом стояли ещё некоторое время в оцепенении.
 Спустя некоторое время, Аль-Манап с Айзан поехали домой, разговор не клеился.
Дома их ждал накрытый к обеду стол, но аппетита не было. Айзан чувствовала, что Аль-Манап очень сильно переживает, это ещё больше сближало их.
Утром они проводили сына, к обеду Руслан позвонил, что он долетел нормально, что его встречала целая делегация чиновников, что для него подготовили двухкомнатную квартиру в центре города, что работать он будет хирургом в первой  городской больнице.
-Не переживайте, иш Алагь, всё будет нормально.
Айзан плакала, потому что представляла запах родной земли, где она появилась на свет,
где прошло её  детство, где тайком от родителей каталась на горных санках,  потому что девочкам не разрешалось кататься и выходить из дома. А высокогорные альпийские луга,
переливающиеся как бриллианты, будто  разбросанными умелой рукой яркими неповторимой красоты цветами, пахнущие особым дурманящим запахом, вобравшие в себя настолько необыкновенных цветов, что душа, видя такую дикую красоту, восклицала:
-О, какая красота! Как хорошо всё-таки жить! Как хороша жизнь! Всё это моментально пронеслось в голове Айзан.
-Смотри, сынок, береги себя!
-Мам, я ж уже не маленький, привыкай без меня.
-Хорошо, Руслан, постараюсь.
В доме было пусто без Руслана. Так оба привыкли к нему, что казалось чего-то не хватает.
-Что-то аппетита нет у тебя, сказал Аль-Манап. Может закажешь новые какие блюда.
-Нет, не хочется, ответила   Айзан.
Спать не хотелось. Оба молчали.