Глава 72. Египетское движение

Фирюза Янчилина
Туристы, впервые оказавшиеся вне отельных пространств, нередко испытывают шок от улиц Хургады. Да, это вам не тепличная жизнь на берегу моря. Здесь приходится включать сноровку, смекалку, интуицию и прочее. И дело не только в хитрых уличных продавцах, которые порой демонстрируют виртуозные артистические трюки, чтобы всучить неискушённому отдыхающему товар подороже. Большую проблему представляют дороги, в основном из-за отсутствия светофоров и правил уличного движения.
Светофоров в Хургаде, действительно, практически нет, всего-то несколько на весь город. Но даже эти несколько расположены странно, вернее, наблюдается явный их недостаток. Одну половину улицы «контролирует» светофор, а на второй половине, с обратным движением, его нет, и поэтому царит хаос. Три таких светофора стояли в Дахаре, а теперь они сломаны, и никто их не ремонтирует. Видимо, не прижилась пока в Хургаде светофорная культура. Я слышала, что и в Каире творится примерно то же самое – уличное движение практически без светофоров. Водителям приходится выделывать всякие-разные выкрутасы, чтобы маневрировать среди остальных автомобилей. Соседка Света предположила, что египетские автомобилисты водят свои машины почти исключительно на интуиции.  Наверно, так и есть. Что удивительно, дорожно-транспортных происшествий относительно мало. Во всяком случае, в России их заметно больше. Сын Руслан и его друг Дима, покатавшись на басиках и такси Хургады, были поражены увиденным. Дима как-то за 10 – 15 минут езды в басике насчитал, глядя в окно, семь аварийных ситуаций, которые, к его удивлению, благополучно разрулились. Он даже не принимал во внимание всякие там подрезки. А как-то Руслан с Анитой, Димой поздним вечером возвращались от нашего дома в отель, куда приехали отдыхать. Преспокойно сели в басик, и только под конец пути обнаружили, что машину вёл… ребёнок, на вид лет двенадцати. Они настолько поразились и испугались, что попросили его остановить машину сразу. Мальчик попытался донести им на арабском, что до нужного района он ещё не доехал, но ребята ни в какую не хотели продолжать путешествие с маленьким водителем. 
А как же быть пешеходам? Трудно им. Можно стоять хоть целый час на обочине, так и не перейдя на другую сторону улицы. Машины будут проезжать мимо, и мало кто из водителей пожелает остановить авто возле пешехода. Как поступаем мы? Конечно, самый лучший способ – всё же дождаться, когда поток автомобилей уменьшится, образуется десятисекундная пустота на дороге, и в это время проскочить на другую сторону. Второй способ – дождаться, когда начнут переходить дорогу египтяне, особенно женщины. Они абсолютно безбоязненно, по-хозяйски, неспешно шагают, особо не обращая внимания на мчащийся рядом с ними транспорт. И машины притормаживают возле них. Самое время присоседиться к местным жителям и перейти вместе с ними на другую сторону.
Вася нашёл ещё один довольно оригинальный способ. Он пользуется… такси. Нет, не садиться в них. Он использует назойливость водителей оранжевых легковушек, которые притормаживают рядом с ним, чтобы предложить свои услуги. В это время Вася проскакивает мимо, оставляя таксистов с носом. А что делать? Приходиться как-то крутиться на дорогах без правил уличного движения.
Я научилась ещё одному приёму. Переходя улицу, поднимаю руку, показывая водителям, что собираюсь переходить. Во всяком случае, они замедляют скорость.
Другой рецепт от Васи таков. Очень оживлённое движение на Дахаре, возле центральной площади. Такая улица представляет проблему ещё и потому, что переходить её мы вынуждены после посещения фруктово-овощного рынка. С тяжёлыми сумками в руках не так-то просто маневрировать на трассе. Вася нашёл простое решение – другой маршрут к остановке басиков. Правда, нужно пройти порядочное расстояние мимо площади, но зато дальше машинное движение спокойнее.
Ну, а теперь немного о средствах передвижения. Так как у нас нет машины, то мы пользуемся общественным транспортом, иногда – такси. Басики мобильны, но не без недостатков. Сиденья внутри расположены плотно. И когда встают люди с задних мест, то тем, кто впереди, приходиться тоже выбираться наружу, чтобы освободить дорогу выходящим. И так неоднократно. Люди могут выходить чуть ли не каждый двести метров. Поэтому лучше сесть или впереди, сразу же за водителем, или на места возле окон.
От Дахара иногда я доезжаю до нашего района на эльгуновском автобусе. В отличие от басиков, он просторный. Но ждать отправления приходиться иногда подолгу, так как он ездит раз в полчаса. Кроме того, водители несколько раз мне делали замечание, особенно при полном автобусе, что до моего района лучше ехать на басиках. В таких случаях я отвечаю им на арабском, что часто езжу в этом автобусе. Водители не сгоняют меня из автобуса, и это хорошо.
Если же вам такие средства передвижения не подходят, то можно пользоваться такси-услугами. Такого добра в Хургаде навалом. Но с таксистами надо быть осторожней. Во-первых, чётко знать, сколько стоит дорога, которую вы собираетесь проехать. Если спросите водителя о цене, почти наверняка услышите завышенную сумму. Поэтому озвучивать цифру должны вы. И начинать нужно с явно низкой. Например, дорога от Променада-Мамши до нашего района стоит минимум 20 фунтов. Я сказала таксисту, что хочу доехать за 15. Он воскликнул расстроено, сказал, что готов довезти за 20. Это как раз то, что нужно. Если бы я сразу сообщила, что хочу доехать до дома за двадцатку, то с большой вероятностью услышала бы цифру 25 или даже 30. Ну, и, конечно, нужно смотреть на внешний вид таксиста, чтобы он не походил на афериста, с такими мы достаточно встречались. И, может вам показаться странным, но самые лучшие водители – правоверные мусульмане – в галабее, бородке, отметиной от совершения обрядов на лбу. Они честные, в дороге не забалтывают пассажира, а молчат. Вроде со словоохотливым весело в пути, но разговорами таксисты могут загипнотизировать человека, а потом «надуть» его. Ох уж, эти говоруны! Как-то я шла по улице. Возле меня остановилась машина, водитель выглянул из окошка и произнёс: «Такси на Дубровку не заказывали?» Нет, не заказывала. Некоторые расстояния мне проще пройти пешком. А потом на басике – до нашей Эль Гаухары. А вовсе не на Дубровку!