Киты и смысл жизни

Виталий Андрущенко
                Я за то глубоко презираю себя,
                Что живу - день за днем бесполезно губя...

                (Н. Некрасов)






-

Один человек очень беспокоился , что зря на этой планете... - он живёт зря, зря ест и даже воздух вдыхает без толку. Словом, тратит без надобности (он считал) тот ценнейший ресурс, который могли бы использовать другие,  -  и то, что другие будут пользоваться им не с большей долей смысла, его, видимо, не смущало..

Его даже волновало то, что он занимает пространство! Когда кто-нибудь толкал его на улице или по надобности приходилось протискиваться и потеснять других... Он думал: :"Если бы вместо меня здесь было пустое место - всё было бы хорошо!. Я только мешаю".

Он себя довёл этим до большого отчаяния, - как можно спокойно жить без малейшей доли смысла и при этом занимая и расходуя то, что тебе никто и не давал, для начала; но главное - по сути, отбирая это у других... (по-видимому, осмысленных и более достойных). Нет, так жить определенно нельзя! - к этому наш герой подходил медленно, скачками, от случая к случаю, но неуклонно. Однажды настал момент, когда он так ясно увидел паразитичность своего существования, что продолжать его дальше никак уже нельзя было. Поняв это, он даже обрадовался: "Наконец"  -  и понемногу стал готовиться к тому, чтобы стать желанным ничем...
 


..Тут явился мастер.

-Что такое? - спросил наш отчаявшийся и почти освобождённый, увидев у себя не пороге неизвестного.

-Вызывали, - сказал утвердительно человек и звякнул сумкой с инструментами. - Что-то не так - вот мы и здесь..

-Я не вызывал, - сказал хозяин, напрягаясь: опять этот мир лезет к нему, даже исчезнуть - и то не дадут! Так, сейчас же избавиться от этого...

-Вызывали, - повторил пришедший. - Мне-то лучше знать. У нас нету ложных звонков.

И совсем безцеременно.. толкнул всё ещё хозяина квартиры - прошёл внутрь.

-И что же вы будете искать? - поинтересовался тот, кто остался у порога.

-Пойдёмте где-то присядем, - сказал мастер. Он был в синем чистом комбинезоне с пластмассовыми застёжками и в белоснежной футболке под ним; на ногах... Да не важно, во что он обут! - это уже почти проникновение в частную... и почему "почти"?!.

-Ладно.. - "Может, отделаюсь быстро... У меня ведь ещё дело..." - но при воспоминании о "деле" теперь почему-то возникло не ожидание скорого облегчения, а неприятное чувство (будто он затеял не уход, а какое-то претупление).

-Туда, - сказал хозяин; назовём его... Степаном. Степан и странный мастер прошли в комнату и сели за большой лакированный стол.

-Хороший столик, - заметил мастер; он поставил свою сумку справа у ног - опять звякнуло, и теперь будто новые ноты появились - и с ними сомнение, что внутри инструменты... Степан напрягся сильней - хотя, казалось бы, чего ему бояться?

-Давно покупали? - Человек в комбинезоне водил пальцем по гладкой поверхности... Хозяин ждал и стучал по ней же с другой стороны, а ещё тапком по полу.

-Так в чём неполадка? - наконец спросил мастер и посмотрел прямо на хозяина.

-Да нет никакой!... - Но в процессе горячего восклицания импульс иссяк.

Глаза этого человека говорили о чём-то другом, чем можно было предположить, на что можно было рассердиться. Степан смутился.

-Может, чаю? - неожиданно для себя предложил он.

Гость улыбнулся; потом кивнул.



 *       *

-А вы какой мастер? - спрашивал вежливо, уже улыбаясь, Степан; и этот вопрос был лишний и не тот, но он всё же демонстировал готовность говорить.

Ответ был короткий:
-Просто мастер.

Некоторое время пили чай и не разговаривали. Потом человек в комбинезоне предложил:

-Чай у вас хороший - но давайте сразу перейдём к сути. - И со спокойной готовностью посмотрел на Степана...

Тот вдруг понял, чего от него хотят, - и испугался. С другой стороны, это был шанс. Что сулил ему этот шанс, он ещё не знал.., но определенно какой-то выход, возможность..

Он помялся, подзынькал ложкой о край чашки, частью отыскивая слова, частью возможность уйти и освободиться от этого разговора.. "А вдруг он в самом деле поможет - исправить эту наполадку.?"  И тут же другой голос: "О какой неполадке речь - ты хочешь сказать, что всё, что волновало тебя, сводило с ума, заставило наконец принять оконачательное и разумное решение... ошибка??! ..Вспомни, какое ты облегчение испытал, когда наконец решился!."
Степан вздохнул. Ему захотелось и плакать, и опять остаться одному... И закончить ВСЁ побыстрее!.. чтобы и сомнений уже не было.

-Я не знаю, - выдавил он из себя, смотря в стол, - не знаю...

-Давай  по порядку, - сказал Мастер. - Ведь вас что-то беспокоит.. Так?

-Угу. - Кивнул и подумал, что не нужно было.

-Ну вот. Так что же это? В чём неполадка?. Где, чёрт возьми, у вас течёт?!! 
Последнее было выкрикнуто - и так мощно да неожиданно, что хозяин задрожал.

-Я..я... я занимаю слишком много места, я... - лишний! - стал он сбивчиво давать показания. - Я совсем не имею смысла - и при этом только мешаю другим, и отбираю у них то, что им... я..

-Я, я, я... - пропел монотонно чинитель и отпил чай. - Скажите, откуда у вас взялись эти мысли?

-Что? - не понял Степан; он ещё не верил, что только что всю душу свою вывернул этому незнакомцу...

-С каких пор вы стали так думать? - что вы лишний, что вы зря.

-С каких, с каких.. - Это было не так легко вспомнить - кажется, он с самого детства думал так. Он так и сказал мастеру - мол, с самого дества - только вместо слова "думал" применил слово "знал".

-А-ха, - покивал тот, - значит всегда знали. Отлично. Ну тогда всё хорошо - знания не подлежат сомнениям.

Мастер встал.

Хозяин встал тоже...

-И это всё..?

-А что вы ещё хотели? Я-то думал, у вас неполадка, что-то не так.. Но если вы нечто знаете точно, тогда что тут может быть не так??! Тогда остаётся действовать согласно знанию, оборачивается ли оно для вас положительно или не совсем. И знаете, - Мастер, уже в дверях, нацепляя кепку, смотря пристально, сказал, - я тоже думаю, что вы правы. Вы точно занимаете место! Вот смотрите - в этой квартире, вместо вас могли бы жить, как минимум, два человека... Вы мешаете!  Вот вы используете все эти блага цивилизации - а между тем где-то в Африке люди мрут от голода. Да вы и сами знаете без меня..
-Знаю, -плакал хозяин, - зна-аа-аю...

-Вот видите. Так что тут не о чем спорить. Всего хорошего - увы, ложный вызов.

Это "увы" отчего-то толкнуло хозяина, тот перестал плакать и остановил уже уходящего.

-Постойте, а вы... вы как же?.
 
-Что я? что? - кажется, мастеру уже не терпелось уйти.

-Вы... вы вот так хорошо понимаете это всё.. что я лишний; что я мешаю, занимаю пространство использую зря ресурс. Но ведь не только я!. И вы... Ведь если бы побольше людей это поняли.. а они не понимают. Я никого не встречал, чтобы  понимал. Вы первый. Но вы, понимая отлично всё это, соглашаясь со мной - вы теперь уходите, чтобы и дальше продолжать такую же жизнь?..

-Да, - пожал плечами мастер. - Совершенно верно. Мне не терпиться уйти и что-то такое сделать - поесть хорошо и сытно, пройтись по парку, дыша свежим воздухом.., толкнуть кого-то в трамвае наконец!

-Какой ужас, - произнёс ненужный человек; а потом в одну секунду сделался решителен и втащил мастера обратно в квартиру и закрыл за ним дверь.

-Вот это номер, - сказал мастер. - Ну ладно, давайте по-быстрому - у меня ещё много дел... Что вы ещё хотели мне глупого сказать?

-Так! - тяжело дыша, сказал человек, - вы отсюда никуда не выйдете. Ясно? Вы уйдёте вместе со мной!

-Однако вы разберитесь со своими противоречиями..

Но тут хозяин зашёл сзади и стал толкать его в спину. Затолкав в комнату, закрыл с грохотом и эту дверь, потом, хищно оглядываясь, подошёл к буфету и что-то вытащил оттуда.

-У меня есть кое-что, - сказал он, пряча предмет за спиной, - это принесёт большую пользу человечеству. И до этого я думал, что только я сам смогу принести пользу, уйдя, - а теперь вижу, что есть по крайней мере один человек, который тоже понимает и может принести... Ваше понимание совершенно правильно, но не достаточно глубоко, как я вижу. Ничего, этого достаточно - моего понимания хватит на двоих!

-Что вы несёте? - поморщился мастер. - Что у вас там?

Человек сел за стол и положил перед собой пистолет.

-О. Ха... хм. - Мастер сел по другую сторону, поставил, как прежде у ног чемоданчик. - Это интересно. Значит вы всё-таки НАСТОЛЬКО уверены в своём "знании". Что ж, продолжим разговор.

-Никакого разговора не будет! - выпалил человек. - Каждая секунду нашей жизни, каждый вздох, каждый удар сердца - это...

-Это жизнь, - мягко, но настойчиво произнёс мастер.

-Это.. - отчего-то сбился человек и уже не мог закончить.

-Жизнь здесь одна для всех, - сказал с улыбкой мастер, потом наклонился и совершенно неожиданно вытащил из своего саквояжа круглый аквариум и поставил на стол. Несколько разноцветных рыбок, как ни в чём не бывало плавали в нём... - Вот видите, они делят одно пространство между собой, и нет никакого разногласия! Посмотрите на них...

Ненужный человек завороженно смотрел.

-И даже для огромных китов в мире есть пространство, пища, всё нужное.. Для китов, у которых, верно, по-вашему, люди отбирают пищу, место и жизнь. Да у них целый океан!. и большинство из них всю жизнь не знают такого горя, как человек. Да, с некоторыми случается... Ну а люди - они, конечно, мешают друг другу. Они так жмутся вместе!.. и в то же время не могут просто сосуществовать. Посморите на большие города - сколько тут убийств, аварий, просто ссор... - это не большие семьи; хотя именно такова и семья .. И, в конце концов, не задавали ли вы себе вопроса, откуда у вас эта жизнь, которой вы теперь так тяготитесь, и что поддерживает её?

-Зад-задавал..

-И что?

-Ничего.

-Вот-вот. Ничего и не будет. Но вопрос значимый, согласитесь. Жизнь - это не ваше достояние, это уж точно; будь ваша воля, вы бы наверно и не рождались. Но вы уже здесь, и далеко не одними вашими усилиями продолжается всё это. Так что не будьте высокомерны и не возлагайте на себя всю ответственность. А лучше вообще не оценивайте - и бо как можно непонятное оценить?!. Просто живите.

С этим мастер встал, подхватил сумку и незаметно испарился.

А человек сидел, смотрел то на пистолет перед собой, то на рыбок, мирно и безучастно плавающих в оставленном аквариуме.., и думал: "Кажется, у меня действительно неполадка.. Кто я, Боже? кто я? что. .."

С этим вопросом, сделавшимся вдруг главным в жизни, он жил ещё не один год - и тратил ресурсы, и дышал общим воздухом, и даже потеснял других... заботился о рыбках, часто и подолгу смотрел на них, мирно плавающих в небольшом пространстве аквариума, и чуть ли не ежеминутно (как только мог вспомнить) благодарил Неизвестно Кого за возможность делать всё это и просто быть..








=--

                "Вы - дитя мироздания, не меньше чем деревья и звезды: вы имеете право быть здесь.
И пусть это для вас очевидно или нет, но мир идет так,
как он и должен идти. Будьте в мире с Богом, как бы вы
его ни понимали".

(из старинной рукописи, найденной в одной из церквей Балтимора в 1962-м году)