Философ Веня

Екатерина Щетинина
В нашем коттеджно-дачном кооперативе, что на берегу чудного, экологически чистого пруда в поселке Комсомолец расположен, проживает некий загадочный "Философ Веня". Так его уважительно зовут местные. А один, особо продвинутый сосед как-то назвал его даже Мастером. Прямо так вот – с большой…  То есть, слыхала я о Вене-философе за три своих дачных сезона многократно. Однако лично не доводилось мне его повстречать - до нынешнего ранне-весеннего дня.

Почему он слывёт «философом», почему загадочно-уединённо обитает - не ведала я. И никто не объяснял мне того. Видимо потому что и я сильно к этим расспросам-общениям не стремилась. Только доносилась с его "философского участка" наверху, что ближе уже к рощице шелестяще-лиственной, а не к воде чистопрудной, музыка. С утра до ночи, почитай, звучала она с Вениной делянки - то популярная классика вроде "Времен года" Вивальди, то классическая попса типа "Для меня нет тебя прекрасней..."

И музыка эта в удачном сочетании со словом "философ" заинтриговывала, надо признаться, мою впечатлительную натуру. Это вызывало  образы: то слегка печального мыслителя под старой раскидистой яблоней, то богемного длиннокудрого поэта с высоким челом, то харизматичного толстовца с косой саженью в плечах… Много ли нам надо для фантазий, которых так жаждет порой наша консервативно-романтическая душа в этом сугубо утилитарном мире?
 
Удовлетворить мое давнее любопытство Вениной персоной помог господин случай. Он состоял в том, что после полудня на участках отключилась электроэнергия. По этой бытовой причине смолкла даже извечная Венина музыка. А матушка моя, с которой мы сегодня пребывали на даче вдвоём, в силу возраста и особенностей организма ну никак не может обойтись без чего-нибудь горячего – бульона, чая, растворимого кофейку на худой конец.
«Придётся-таки разжечь плиту, а это ой-ёй-ёй...» - подумала в связи с этим я с хорошо знакомым раздражением. От него было неудобно. Но оно всё же накатывало нередко - мать недослышала, капризничала временами, объяснять ей что-либо становилось тяжело... Пытаясь подавить в себе эту неприятную волну, я пошла искать спички. Догадливый читатель (а они такие нынче пошли!) уже понимает, что спичек я – банально - не нашла. И, как выяснилось при взгляде на ещё пустынную в этот мартовский день округу, кроме как к Вене-философу идти мне за ними было некуда. Что ж, вполне уважительная причина для визита – констатировала я сама для себя. И внутренне собравшись – всё же к философу иду, к современному Сократу-отшельнику – я стала подниматься вверх по еще не просохшей  с зимы упруго-гутапперчевой тропке.

Я шла на гору, на отшиб к Вене не спеша, даже как-то торжественно, и с тайным страхом думала: а что если он, глядя прямо в глаза, спросит меня о смысле жизни? Или о том, что по моему мнению первично – материя или идея? Как и какими словами отвечу  мудрецу? Не ударю ли лицом в грязь? Всё же с высшим образованием…  На всякий случай я пыталась припомнить сразу всё, что изучала по философии и научному атеизму, включая экзистенциализм, позитивизм и сенсуализм, а также ведущие постулаты Ясперса, Хайдеггера, Соловьева и Бердяева. Вертелось на языке и мудреное словечко "солипсизм"... Но всё равно - за эти десять минут дороги к Вене мне стало ясно как божий день, что я ровным счетом ничего не смыслю в вопросах жизни и смерти, а тем более каузальности бытия. В приступе самокритики осознала я вдруг свое полное невежество в науке о сознании и его проявлении в общественных формах! Словом, от моей былой уверенности в себе не осталось и следа...
"Интересно, а как он к православию относится? А может, он, этот Веня, мастер дзена или Рейки?»  – гадала я.  Тогда будет вполне простительно мне предстать чистым листом пред его конфуцианские очи... Подумаешь, мало ли чего бают мужики, что, мол, сильно он премудрый он, этот Веня! Знаем, плавали. И в столицах разных краснобаев встречали… Я успокаивала сама себя. Но тем более волновалась, чем ближе подходила к высокому плетню из лозы, скрывающему его хижину.

Входя в открытые ворота, я услышала равномерный стук железа о камень и почти сразу увидела сидящую в профиль ко мне щупловатую фигуру «философа» с банданой в цветочек на голове. Он сидел в окружении множества камней.... Черных, серых, белых… Из гранита и мрамора. Да-да, тех самых, надгробных. Я в изумлении уставилась на эту неожиданную картинку. Но дело, действительно, было в том, что Веня работал с ними – он высекал на них  имена и две даты с прочерком.  А также краткие как жизнь памятные надписи: «Помним, любим, скорбим»… Высекал под музыку и щебет птиц.  Бизнес у него был такой. Малый… И разговаривать ни с кем времени у Вени не находилось, некогда - заказы-то всё растут и растут… Смертность то бишь. А жизнь дорожает еще быстрей... Так буквально в двух словах объяснил мне свою философию Веня.

Но спичек всё же дал. Мельком глянув на меня и не отрываясь от дела, вынул из кармана мятый коробок.

Минутой спустя я возвращалась назад - мимо еще не пробудившихся деревьев и кустарника с едва наметившимися, по сути еще эфирными, почками, осторожно, скорее ритуально, дотрагиваясь до них рукой. Вот тебе и отшельник! Вечно я вот так - медом не корми понастроить воздушных замков и чудесных иллюзий насчет людей, а потом чары падают вмиг... Но на душе моей, взбаламученной не к ночи помянутыми "измами", после Вениного мемориала воцарился дивный покой. И поглядывая вдаль на сверкающую гладь пруда, я облегченно похихикивала над самой собой, над своими недавними самолюбивыми страхами, придуманными образами и размышляла примерно так: а жаль, что у философа-Вени нет времени на слова для живых людей, ведь он и впрямь с утра до вечера имеет дело с вечностью-бесконечностью. И кто знает, может и придёт момент, когда всё, о чем думал Веня над этими прочерками меж двух дат, накопившись до критической отметки, лопнет вдруг, как эти набухающие почки, потечёт свежевымытой мыслью и взойдет над нашей тихой округой новым звёздным откровением? Всяко бывает...
Ведь философ - это не слова, а прежде всего, образ жизни. Или я ошибаюсь?
Хотя бизнесмен вряд ли может относиться к разряду высокодуховных мыслителей, для него важнее другое...

..........................

На  пороге дома меня встретила матушка с недовольным выражением лица:
- Ну, где же ты там ходишь? Сколько можно ждать? Я уже извелась тут совсем!...

Странно, но от моего недавнего раздражения ее капризами не осталось и следа. Ни капли. Я с нежностью обняла пожилую женщину за плечи, поправила её растрепавшиеся поредевшие волосы... Перед моими увлажнившимися глазами всё еще маячила молчаливая фигура "философа" Вени. И этот маленький прочерк между двумя датами...