Примечания к Сборнику Москва-Пересыпь

Валерий Каменев
Раздел Примечания вынесен (как и положено) в конец книги. Можно его пропустить. Автору показалось жалко не представить тот материал, который был использован при написании. Факты всегда интересны тем, кто отдает дань точности. Саму книгу снял с открытой публикации, можно скачать в Интернете. Правда, кто распоряжается моими авторскими правами, мне неизвестно.

1. Рескрипт вице-адмиралу де-Рибасу
27 мая (7 июня) 1794 г.
"Уважая выгодное положение Гаджибея при Черном море и сопряженные с оным пользы, признали Мы нужным устроить тамо военную гавань, купно с купеческою пристанью. Повелев нашему Екатеринославскому и Таврическому генерал-губернатору, открыть тамо свободный вход купеческим судам, как наших подданных, так и чужестранных держав, коим силою трактов с империей нашей существующих, можно плавать по Черному морю, устроение сей Мы возлагаем на вас и всемилостивейше повелеваем вам быть главным начальником оной, где и гребной флот Черноморский, в вашей команде состоящий, впредь главное расположение свое иметь будет; работы же производить под надзиранием генерала графа Суворова-Рымникского, коему поручены от Нас все строения укреплений и военных заведений в той стране.
Придав в пособие вам инженерного подполковника Деволана, коего представленный план пристани и города Гаджибея, утвердив, повелеваем приступить, не теряя времени, к возможному и постепенному произведению оного в действие. На первый раз употребите на сие те 26. 000 рублей, которые по донесению вашему от 1-го мая сохранили вы по ненужности еще в найме вольных для флотилии греческих матросов, присовокупляя к ним и те, кои впредь вам сберечь можно будет.
А дабы еще облегчить вас в сем деле по возможности, позволили Мы заимствовать для насыпа гавани материалы, назначенные по генеральному плану об укреплениях тамошних предположению, ради сооружения в будущем 1798 году в Очакове блокфорта, с тем чтобы таковые же материалы были к вышеозначенному времени заготовлены вновь. Для перевозки оных в Гаджибей, можете брать суда из гребного флота, из которого и служителей к производству поведенных работ употребляйте, без изнурения их однако же излишними трудами, производя по вашему рассмотрению плату заработных денег.
 По прочим же надобностям вашим имеете вы во всем относиться к помянутому генералу графу Суворову-Рымникскому и требовать его наставлений, как в самом производстве работ, так и в пособии на оные деньгами, могущими оставаться, по хозяйственному его распоряжению, от сумм вообще для крепостных строений отпускаемых, для чего и отчеты в издержках ему представлять имеете.
Мы надеемся, что вы не токмо приведете в исполнение сие благое предположение наше, но что ведая, колико процветающая торговля спошествует благоденствию народному и обогащению государства, потщитеся, дабы созидаемый вами город, представлял торгующим не токмо безопасное от непогод пристанище, но защиту, ободрение, покровительство и, словом, все зависящее от вас в делах их пособия: чрез что, без сомнения, как торговля наша в тех местах процветает, так и город сей наполнится жителями в скором времени.
Пребываем к вам впрочем Императорскою Нашею милостью всегда благосклонны" ЕКАТЕРИНА

2. Иностранцы, сыгравшие при зарождении города видную роль.
Адмирал Иосиф де-Рибас – основатель и первый градоначальник,
голландский военный инженер Франц де-Волан – его непосредственный помощник по составлению плана города и постройке порта,
 лейтенант драгунов французской королевы герцог де-Фронсак - через 6 лет он принял от де-Рибаса управление городом
и граф де-Ланжерон (бывший полковник французской службы) - преемник де-Фронсака, впоследствии тоже градоначальник Одессы. При нем в Одессе было учреждено «порто-франко» - свободная от пошлин торговая зона.
Иосиф де-Рибас по происхождению был испанцем. Вначале служил лейтенантом в неаполитанских войсках. На службу Россию перешел в 1769 году. Участник Чесменского сражения. Был женат на дочери знатного Петербургского вельможи, был представлен Императрице Екатерине. В 1784 году отправился на юг в распоряжение князя Потемкина.

В Одессе де-Фронсак больше известен как герцог де-Ришелье или просто Дюк (duke – герцог). Имя и титул он получил после смерти своего отца. Памятник герцогу де-Ришелье, возведенный в 1826 году на Приморском бульваре, в народе известен как памятник именно Дюку! И парк, им заложенный, сегодня известен, как Дюковский. Де-Ришелье не был французским эмигрантом – он поступил на русскую службу, как и граф Ланжерон, с разрешения своего короля. В Одессу приехал в 1803 году в возрасте 37 лет. Полное имя: герцог Арманд – Эммануил Ришелье. Сам себя в Одессе называл Эммануилом Осиповичем и требовал от подчиненных его называть так же.

Отметим характерную деталь, касающуюся упомянутых И. де-Рибаса, Ф. де-Волана и А. де-Ришелье. Во многих источниках эти фамилии упоминаются в двух вариантах – французском и русском (при котором приставка «де» присоединяется к фамилии). И этому существует объективное объяснение. На первом этапе своей жизни в России эти лица сохраняли французский вариант написания своих фамилий, затем перешли на русский –упрощенный. В книге «Старая Одесса» используются оба варианта. Например, в своем «Рескрипте» Екатерина II еще в 1974 году использует написание Деволан. Сам Александр де-Рибас (внучатый племянник Иосифа де-Рибаса) сохраняет французский вариант написания своей фамилии, как автор «Старой Одессы». Но в тексте книги он упоминается уже как Александр Михайлович Дерибас. А вот Ланжерон в этом же источнике представляется однозначно: Александр Федорович Ланжерон.
Отметим детали, способствующие процветанию молодого города: Иосифу де-Рибасу покровительствовала Екатерина II. К Ришелье же, когда он стал градоначальником, благосклонно относился новый император Александр I.

3. Письмо Феликса де-Рибаса герцогу Ришелье
«Ваше Сиятельство, Милостивый Государь! Известно, что Ваше Сиятельство всегда желаете, живущим в Одессе доставить удовольствие.
Я, будучи равно с прочими, обязанным Вашему сиятельству и, в знак того моего чувствования, приемлю смелость покорнейше просить Ваше Сиятельство принять от меня, без заплаты, навсегда в пользу города сад мой, который при двухэтажном моем доме состоит на Греческом форштадте.
Вашего Сиятельства Милостивый Государь Всепокорнейший Слуга
Ф. де-Рибас». 22 ноября 1806 года

4. Песни об Одессе (избранные: офизиальные, не самодеятельные и не блатные, которых не менее сотни)

4.1 Песня из оперетты «Белая акация»

Музыка: Исаак Дунаевский.
Слова: Владимир Масс и
Михаил Червинский.
Исполнитель: Идалия Иванова

Когда я пою о широком просторе,
О море, зовущем в чужие края,
О ласковом море, о счастье и горе,
Пою о тебе я, Одесса моя!

Я вижу везде твои ясные зори, Одесса,
Со мною везде твое небо и море, Одесса,
Ты в сердце моем, ты всюду со мной,
Одесса, мой город родной!

Когда я пою о любви без предела,
О людях, умеющих верить и ждать,
О гроздьях душистых акации белой,
Тебе я спешу эту песню отдать

Я вижу везде твои ясные зори, Одесса,
Со мною везде твое небо и море, Одесса,
Ты в сердце моем, ты всюду со мной,
Одесса, мой город родной!

Когда я пою о заветных желаньях,
Что с детства лелеем мы, в сердце тая,
О долгих разлуках, о кратких свиданьях,
Пою о тебе я, Одесса моя!

Я вижу везде твои ясные зори, Одесса,
Со мною везде твое небо и море, Одесса,
Ты в сердце моем, ты всюду со мной,
Одесса, мой город родной!
***
4.2. Одесса, жемчужина у моря

Слова и музыка Модеста Табачникова
Исполнитель: Аркадий Звездин (Аркаша Северный)

Вдали туманы за рекой покрылись синевой.
Стоит у моря золотой, Одесса, город мой.
Он песнею встречает, он песней провожает,
Одесса-мама, город мой родной.

Припев:
Ах Одесса, жемчужина у моря!
Ах Одесса, ты знала много горя!
Ах Одесса, любимый южный край,
Цвети, моя Одесса, Цвети и процветай!

На свете есть такой народ – в Одессе он живет.
И где ни встретишь тот народ – Он весело поет.
Кого вы ни спросите, ответят одесситы:
Такими уж нас мама родила!

Припев.

Когда по Пушкинской с тобой вдвоем гулять пойдем,
Зайдем мы в садим городской, на пляжик золотой.
Одесские каштаны прикроют наши раны,
Тогда с тобой мы песенку споем.

Ах Одесса, не город, а невеста!
Ах Одесса, нет в мире лучше места!
Ах Одесса, любимый южный край,
Цвети, моя Одесса, цвети и процветай!
***

4.3. Виднеются в тумане огоньки
Исполнитель: Аркадий Звездин
(Аркаша Северный
Он же, автор музыки и слов
(предположительно)
Виднеются в тумане огоньки,
И корабли уходят в море прямо.
Поговорим за берега твои,
О, милая моя, Одесса-мама!

Города, конечно, есть везде,
Каждый город чем-нибудь известен.
Но такого не найти нигде,
Как моя красавица Одесса!

Вену и Париж я исходил,
Много улиц поступью отметил,
Но даю зарок, чтоб я так жил,
Лучше Дерибасовской не встретил.

Девочки дарили нам цветы,
Спору нет - красивы парижанки,
Но красивей их во много раз
Сонька, что живёт на Молдаванке.

Город Вена - прямо хоть куда!
Говорят, красивей не бывает.
Но Одессу-маму никогда, да!
Я на эту Вену не сменяю.

Мне здесь знакомо каждое окно,
Здесь девушки хорошие такие!
Одесса, мне не пить твое вино
И не утюжить клёшем мостовые.

Виднеются в тумане огоньки,
А мы себе уходим в море прямо!
Поговорим за берега твои,
Любимая моя Одесса-мама!
***
4.4.Мясоедовская улица моя
Авторы песни достоверно
не установлены

Есть у нас в районе Молдаванки,
Улица обычная, друзья.
Старенькие дворики подметают дворники,
Что б сияла улица моя.

Припев:
Улица, улица, улица родная,
Мясоедовская улица моя.
Улица, улица, улица родная,
Мясоедовская милая моя.

Там живут проверенные люди,
Никто там не ворует и не пьет (компот!)
Если вы не верите – можете проверить –
Улицу родную я берег.
 

Были годы, здесь бродил Утесов (Леня),
Под гитару песни пел свои.
А когда собрал свой джаз, то исполнил в первый раз
Песенку, про улицу мою.

Припев.

Конечно, про Япончика все знают,
Хоть, он на Мясоедовской не жил.
Прошлое ушло давно, вместе с старым миром, но…
И он по нашей улице ходил.

Предложили мне сменить квартиру,
С чудесным видом на Москва-реку,
Я согласен на обмен,
 лишь прошу учесть момент,
Только вместе с улицей моей.
***

4.5. Шаланды, полные кефали
Музыка: Н. Богословский.
 Автор слов: В. Агатов.
Исполнитель: М.Бернес
Шаланды, полные кефали,
В Одессу Костя приводил,
И все биндюжники вставали,
Когда в пивную он входил.
Синеет море за бульваром,
Каштан над городом цветет.
Наш Константин берет гитару
И тихим голосом поет.

Припев:
Я вам не скажу за всю Одессу
Вся Одесса очень велика.
Но и Молдаванка, и Пересыпь
Обожают Костю моряка.

Рыбачка Соня как-то в мае,
Причалив к берегу баркас,
сказала Косте: "Все вас знают,
А я так вижу в первый раз!"
В ответ, достав "Казбека" пачку,
Сказал ей Костя с холодком:
"Вы интересная чудачка,
Но дело, видите ли, в том..."

Припев.
Фонтан черемухой покрылся,
Бульвар Французский был в цвету.
«Наш Костя, кажется, влюбился», –
Кричали грузчики в порту.
Об этой новости неделю
В порту шумели рыбаки,
На свадьбу Костину надели
Со страшным скрипом башмаки.

Я вам не скажу за всю Одессу
Вся Одесса очень велика.
День и ночь гуляла вся Пересыпь
На веселой свадьбе моряка.
***

4.7. В тумане скрылась милая Одесса
 Музыка: В.Соловьёв-Седой
Слова: А.Фатьянов, С.Фогельсон
Исполнитель: Л.Утесов

В тумане скрылась милая Одесса —
Золотые огоньки.
Не горюйте, ненаглядные невесты,
В сине море вышли моряки.

Недаром в наш весёлый, шумный кубрик
Старшина гармонь принёс,
И поёт про замечательные кудри
 Черноморский молодой матрос.

Напрасно девушки на нас гадают
Вечерком в родном краю —
Моряки своих подруг не забывают
Как Отчизну милую свою.

Так не горюйте, нежные невесты,
 Возвратятся моряки
В край родной, где возле города Одессы
Золотые светят огоньки.

***
4.6. У Черного моря
Музыка: М.Табачников
Слова: С.Кирсанов
Исполнитель: Л.Утесов

Есть город, который я вижу во сне,
О, если б вы знали, как дорог
У Черного моря открывшийся мне
В цветущих акациях город,
В цветущих акациях город
У Черного моря

Есть море, в котором я плыл и тонул,
И на берег вытащен, к счастью
Есть воздух, который я в детстве вдохнул
И вдоволь не мог надышаться,
И вдоволь не мог надышаться
У Черного моря

Родная земля, где мой друг молодой
Лежал, обжигаемый боем
Недаром венок ему свит зололтой
И назван мой город героем,
И назван мой город героем
У Черного моря

А жизнь остается прекрасной всегда,
Состарился ты или молод
Но каждой весною так тянет туда,
В Одессу – в мой солнечный город,
В Одессу – в мой солнечный город
У Черного моря,
У Черного моря
***










4.8. Одесский порт
Музыка: Модест Табачников.
Слова: Илья Френкель.
Исполнитель: Л.Утесов

Одесский порт в ночи простёрт.
Огоньки на Пересыпи светятся.
Тебе со мной и мне с тобой
Здесь, в порту, интересно бы встретиться.

Хотя б чуть-чуть со мной побудь.
Ведь я иду в кругосветное странствие.
В твой дальний край идёт трамвай
Весь твой рейс до шестнадцатой станции.

Махнёшь рукой, уйдёшь домой.
Выйдешь замуж за Ваську-диспетчера.
Мне ж бить китов у кромки льдов,
Рыбьим жиром детей обеспечивать!

Я не поэт и не брюнет.
Не герой, – заявляю заранее.
Но буду ждать и тосковать,
Если ты не придёшь на свидание.

Шумит волна, плывёт луна
От Слободки за Дальние мельницы.
Пройдут года, но никогда
Это чувство к тебе не изменится.
***

5. Как менялась власть в Одессе в годы Гражданской войны
–До 10.12.1917 г – Одесса – уездный город России.
–10.12.1917 провозглашение в Одессе Советской власти, выход из состава Украинской Народной Республики.
–21.12.1917 объявление Одессы вольным городом.
–17.01.1918-13.03.1918 – Одесская Советская Республика. Юдовский Владимир Григорьевич – председатель Совета Народных Комиссаров. Смирнов (подпольная кличка – Ласточкин) Иван Федорович – председатель военно-революционного комитета (с февраля).
–19.02.1918-26.02.1918 – вторжение войск Румынии.
–14.03.1918-12.12.1918 захват Одессы войсками Германии и Австро-Венгрии. Командующий оккупационными войсками – Эдуард фон Бёхм-Эрмолли, с 6.05.1918 – Альфред Кросс. (Смирнов Иван Федорович – председатель подпольного областного комитета партии и ревкома).
–12.12.1918-18.12.1918 захват Одессы войсками С. В. Петлюры. Мустафин Владимир Андреевич – генерал-губернатор.
–18.12.1918-8.04.1919 захват войсками Великобритании и Франции. Альбер-Шарль-Жюль Бориус – главнокомандующий.
–С 8.04.1919 – В Одессе Советская власть.

6. О пароходе «Адмирал Нахимов»
Пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» представлял собой пароход, построенный в Бремене (Германия) в 1925 году (первоначальное название «Берлин»). В 1938 году пароход был передан германским Военно-морским силам и превращен в госпитальное судно. В начале 1945 года пароход подорвался на минах и затонул у Свинемюнде. В 1947 году судно было поднято советскими водолазами и перешло в собственность СССР в счет репараций с Германии. После восстановления в 1957 году переименовано в «Адмирал Нахимов» и переведен с Балтики на Черное море, став самым крупным черноморским лайнером.
(Примечание: по некоторым сведениям, пароход в ходе восстановления не был ориентирован в последующем на использование в качестве круизного средства. По этой причине не был оборудован достаточными вентиляционными устройствами для кают, находящихся ниже основной палубы. Поэтому в этих каютах иллюминаторы держались постоянно открытыми, что также способствовало быстрому затоплению. Хотя это обстоятельство и не имело решающего значения при катастрофе, но усиливало панику).
Технические характеристики судна:
Водоизмещение: 23500 т;
Длина: 174,3 м;
Ширина: 21,1 м;
Мощность механизмов: 12000 л.с.;
Скорость: 16 узлов;
Запас надежности 60-летнего судна, к тому же получившего в войне катастрофические разрушения, был весьма сомнительный. Кроме того, старое судно не отвечало современным требованиям безопасности плавания, которое гласит: пассажирское судно должно оставаться на плаву, даже если у него полностью затоплены два любых отсека. Вопреки этому, «Нахимов» не обладал этими качествами – он мог оставаться на плаву только с одним затопленным отсеком. Судно имело документы на годность к плаванию до 30 ноября 1986 года. Почти за два месяца до катастрофы (8 июля 1986 года) пароходство составило акт о том, что к дальнейшему использованию пароход не пригоден. Вместе с этим было принято решение о продолжении эксплуатации до завершения сезона, после чего пароход должен был стать на «прикол».
Занятно, но…из этого ничего не следует
Сам адмирал был смертельно ранен на Малаховом кургане в 1855 году, после чего скончался.
Минимум четыре из семи кораблей, ранее носившие имя Нахимова, терпели крушения. В 1897 году грузовой пароход «Нахимов» затонул у берегов Турции. Во время Цусимского сражения в 1905 году японцы потопили броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». Советский лёгкий крейсер «Червона Украина» (оригинальное название — «Адмирал Нахимов») был потоплен в 1941 году.
Современный тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» заложен в 1982 году. Сдан ВМФ 10 мая 1989 года. Проектант - ОАО «Северное ПКБ» (Санкт-Петербург). 14 августа 1999 года принят в плановый средний заводской ремонт. Срок ввода в строй после ремонта – 2013 год.
Будем надеяться на благополучную жизнь этого корабля.

По версии профессора В. Чуева, капитан т/х «Пётр Васёв» В. И. Ткаченко наблюдал на экране САРП некое третье судно, на которое делал расчёт расхождения, в то время как переговоры по радио вёл с «Адмиралом Нахимовым».

7. О капитанах
Капитан парохода «Нахимов»
В 1984 году капитаном «Адмирала Нахимова» назначается 56-летний Вадим Георгиевич Марков - опытный капитан, бывший ведущий капитан пароходства (ранее водил такие суда как «Леонид Брежнев», «Фёдор Достоевский», «Армения»). В период, предшествующий назначению на Нахимов, работал в одном их советских деловых представительств в Лондоне. Там он был уличен КГБ «в злоупотреблении служебных полномочий» (по странному совпадению обстоятельств, его делом занимался Крикунов) и в качестве наказания был назначен капитаном Нахимова. С самого начала у Маркова с Чудновским отношения не сложились. Чудновский был членом парткома и не мог скрыть своего негативного отношения к лондонскому «проколу» Маркова. Последний, в свою очередь пытался уличить Чудновского в недостаточном профессионализме.
Дальнейшая судьба капитанов
Капитан Виктор Ткаченко, сменив фамилию на фамилию жены – Тальор, переехал на постоянное место жительства в Израиль. В сентябре 2003 года яхта под командованием Виктора Тальора потерпела крушение вблизи Ньюфаундленда. Позже останки яхты и погибших людей, в том числе капитана, нашли у канадского берега. Похоронен В. Ткаченко в Тель-Авиве.
Капитан Вадим Марков остался жить в Одессе. После освобождения работал в Черноморском пароходстве капитаном-наставником на пассажирских судах. После продолжительной болезни В.Г. Марков скончался 31 мая 2007 г. в Одессе.

8. Космонавты первой двадцатки (первый отряд космонавтов), которым не удалось совершить околоземный космический полёт. Приводится в связи с книгой Георгия Шонина:
Анатолий Карташов (отчислен в 1961 году по медицинским показаниям – после  центрифуги на спине были обнаружены мелкие кровоизлияния).
Валентин Бондаренко (погиб в барокамере от пожара по нелепой случайности: уронил на включенную электроплитку проспиртованный ватный тампон, которым он протирал кожу перед тем, как прикрепить датчики).
Валентин Варламов (отчислен в 1961 году по медицинским показаниям – после неудачного прыжка в воду при купании в открытом водоёме повредил шейные позвонки).
Марс Рафиков (отчислен в 1962 года за нарушение режима – выезд без разрешения за пределы гарнизона. По видимому «самоволка» стала лишь последней каплей. Ему припомнили и похождения в ресторанах, и поездку в Сочи, где Рафиков привлёк к себе внимание своим не корректным поведением).
Иван Аникеев, Валентин Филатьев и Григорий Нелюбов (в 1963 году были отчислены за нарушение воинской дисциплины, проявившееся в стычке с военным комендантом).
 (Нелюбов после своего отчисления и перевода на новое место службы в Приморский край не смог смириться с крушением своей мечты. Он запил и 18 февраля 1966 года в возрасте 31 года погиб под поездом на станции Ипполитовка).
Дмитрий Заикин (отчислен по медицинским показателям, у него была обнаружена язва).

9. При написании использованы материалы:
9.1. По истории города:
1. Александр де-Рибас «Старая Одесса», Одесса, 1913 (репринт 1994). На материалах этой книги изложена историческая канва периода зарождения города и начала XIX столетия, в том числе приводимые официальные документы.
2. И. Бабель. «Избранное». Кемерово, 1955.
3. К. Саркисьян, М. Ставницер. «Улицы рассказывают». Одесса, 1973 и др.
9.2. Касающиеся жизни и судьбы Михаила Винницкого: В. Домиль. А. Кравец. Интернет – версия «Независимой газеты» и др.
9.3. Из жизни Петра Столярского: Воспоминания Д. Ойстраха, М. Голдштейна: «Петр Столярский», Александра Лавита «ФАКТЫ» (Одесса) и др.
9.4. Раздела «Они были первыми»: опубликованные в интернете материалы Ф. Зинько, А. Крикуненко, И. Масленникова, Г.Черненко, Я. Янчака и др.
9.5.Раздела «От Одессы до космоса рукой подать»:
1.Официальный сайт ЦПК им. Ю.А. Гагарина.
2.Журнал Компании «Видеокосмос» – «Новости космонавтики», N 7, 1997 г.
3. © 1991–2012 ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом»;
4.Владимир ШУНЕВИЧ.  «Биографии, мемуары, истории». Все права защищены 2008-2013 и др.
5. www.inauka.ru. (В.Глушко - С. Королев).
9.6. Раздела «Катастрофа»:
1. Файл: Collision – sh.jpg (файл доступен по лицензии Creative Commons Attribution 2.5 Generic. Авторство: Aleonov at ru.wikipedia).
2.JOYPLAYGROUN «Спасите наши души. Гибель лайнера» (Bonik 2200)
3. Сайт «Проза.ру». Файл: «Катастрофа Адмирала Нахимова. Своя правда»© Роман Шулевский, 2013