Воспоминания Олигофрена. Предвоенное

Алексей Ратушный
Рассмотрим подробнее выписку из моей самой первой Трудовой книжки. "Предвоенным" - я называю период до призыва в ряды Вооружённых Сил СССР.

зап№ год мес чсл Сведения
1 1967 6 1 Экспедиция №101 Партия №8 Зачислен в геофизическую партию рабочим по 2 разряду
2 1967 9 1 Уволен по собственному желанию согласно заявления
Сразу вычислить трудно, но приноровившись можно. Я родился в 1952-ом году.
Вроде бы 1967 – 1952 = 15. Но я родился 16-го декабря! Поэтому летом 1967-го года мне всего четырнадцать полных лет.  В геофизических экспедициях моей мамы я работал дважды.  Одно лето прошло в городке Арти – на сейсмической станции принимавшей отраженные волны со всей планеты. Об этом – третья и четвёртая записи в моей Трудовой книжке. Еще было лето в посёлке Светлый на юге Челябинской области, когда я в основном работал  «в оцеплении», то есть следил, чтобы случайный грибник или охотник не приблизился к месту готовящегося подрыва контрольного заряда. И хотя мы взрывали заряды по сто грамм аммонала на глубинах шесть – восемь метров, работа была напряжённая. «Оцепление» - красиво звучит. Но я и был единственным «оцеплением» в лесу. Об этой работе у меня опубликован рассказ «Алое поле. Аммонал.» Вот, похоже, именно эта работа и отражена в моей Трудовой книжке в записях под  номерами один и два. Так что не судите строго: «Поработал три месяца и уволился!» Ведь это была работа в период летних школьных каникул. Это было последнее школьное лето в моём первом английском классе. Зимой я серьезно заболею и всю третью четверть проваляюсь в разных больницах. То с воспалением лёгких, то с острейшей ангиной, то с тяжелым бронхитом. В начале апреля ко мне придут из класса Света Чернявская и Оля Бармина. Самые красивые девочки класса! Я поклянусь им, что уже «завтра выйду в школу»! Через пятнадцать минут после их ухода меня скрутит в бараний рог острый аппендицит. Операция продлится три часа. Затем сорок дней в больнице и я останусь на второй год. Вот тут летом и случатся Арти!
3 1968 6 5 Уральский филиал АН СССР Принят временно на должность рабочего в институт геофизики
4 1968 8 31 Уволен как временно принятый Начальник ОК УФАН СССР
5 1969 7 8 ВОЕНТОРГ 1272 Принят учеником повара на индивидуальное обучение в столовую №1
Но не только мама была для меня источником работ в период школьных каникул! У меня была еще тётя Нэля (Нелли Александровна) – вторая жена моего дяди Миши. Видя мои грандиозные успехи в легкой атлетике она загорелась идеей использовать мои одарованности в интересах своей организации «Спартак». Так я был трудоустроен в офицерскую столовую Уральского Военного округа на должность ученика повара на индивидуальное обучение. Работал я в мясном цехе этого по сути ресторана для офицеров одного из опорных военных округов Советского Союза. Ежедневно я добросовестно занимался оввалкой мяса, приготовлением мясного фарша для котлет, свежеванием курочек и перепелов. Выпадало множество иных работ – то дочистить картошку после её машинной чистки, то очистка и нарезка больших порций лука, то отбивка антрекотов или нарезка гуляша. Я работал до момента убытия в Краснодар на климатическое лечение от хворей, преследовавших мои легкие, бронхи и носоглотку. А на Спартакиаде я выступил успешно. Тётя Нэля гордилась племянником и строила большие планы на будущий год. Но я уехал в Краснодар и моя связь с мясом прервалась, как выяснилось позже – навсегда. Нет, я не стал вегетарианцем. Просто мясо постепенно исчезло с прилавков провинциальных магазинов. А когда вернулось я уже полностью погрузился в педагогическую деятельность.
6 1969 9 26 Уволен по собственному желанию
7 1970 2 19 ПОЧТАМТ гор. Краснодара Принят доставщиком телеграмм в 4 гос
В Краснодаре я жил дома у Геннадия Александровича и его супруги Риммы Марковны. У них были два очаровательных ребёнка – старший сыночек «Тотоша» и младшая дочурка «Матоша» (Олег и Светлана).Я катал их на саночках, водил в садик и из садика, выполнял мелкие поручения хозяина дома. И трудоустраивался. Но сначала было необходимо прописаться.
- Встань перед зеркалом и отрепетируй самое идиотское выражение лица, на какое только будешь способен – учил меня уму-разуму Геннадий Александрович. – Потом поедешь по деревням вокруг города, найдёшь семью алкашей, изобразишь им это выражение лица и пообещаешь платить пятьдесят рублей в месяц за прописку. Сыграешь натурально и тебя пропишут!
Я так и поступил. Нужную мне парочку я нашел в станице с непонятным мне наименованием «Динская». Сейчас я начал подозревать, что речь всё-таки шла о «Донской», но в украинском языке частенько российское «о» оказывается украинской «и с крапкой» то есть буквой   «i».
Только в феврале было достигнуто желаемое и я стал искать работу, позволявшую тренироваться прямо на рабочем месте. Должность доставщика телеграмм в указанном отношении меня вполне устраивала. И местечко нашлось! Так я стал доставщиком телеграмм и эта работа мне очень сильно понравилась!
8 1970 6 1 Уволен по собственному желанию
Всё кончается когда-то, но однажды и не так!
Несмотря на мою решимость постоянно поселиться в Краснодаре обстоятельства складывались против меня и я должен был, по существу - вынужденно, вернуться в Свердловск. Моё стремление стать архитектором натолкнуло меняна мысль стать сначала строителем и только на этой базе двигаться в архитектуру. И я легко поступил в роскошное учебное заведение на улице Малышева в двух шагах от Манежа УПИ. Собственно строительный техникум и стал моим последним «предвоенным» событием в насыщенной трудами и хлопотами жизни.
9 1970 8 12 Свердловский строительный техникум
10 1972 5 22 Отчислен из техникума в связи с уходом в Советскую Армию
14 1972 5 5 Служба в Советской Армии с 05.05.1972 г по 13.05.1975