Мой музыкальный харьков. 5

Ростислав Рыбальченко 2
4. МОИ ЛОЦИИ ПО МОРЮ МУЗЫКИ
Часто граждане столкнувшись с классической музыкой не желают ее слушать, говорят что она сложная, ее не понимают.
Действительно симфоническая музыка для понимания ее глубин требует больших знаний о ней и есть даже специальная область – музыкознание, как и литературоведение.
Только незначительная часть людей образованных легко приобщается к «сложной» музыке.
Зародившийся интерес к симфонической музыке удовлетворялся не только специальными учебными заведениями, а многочисленными пособиями, лекциями в виде популярных путеводителей. Это явление было развито в Советском Союзе.
Например в Харькове, напротив горсовета в угловом здании, был небольшой магазин «Ноты», где можно было купить многое имеющее отношение к музыке: ноты, самоучители, популярную и серьезную литературу по музыковедению. В магазине продавались и специальные плакаты рассказывающие о жизни и творчестве композиторов. Все они были хорошо иллюстрированы. В моем доме длительное время висели такие плакаты о Бетховене и Чайковском. Популярная литература в виде небольших брошюр были написаны известными музыковедами в доступной форме. Рубрики этих книг говорили сами о себе: «Путеводитель по русской музыке», «Русская классическая музыкальная критика», «Путеводитель по советской музыке», «Великие деятели русского искусства Петр Ильич Чайковский», «Массовая музыкальная библиотечка. Бизе» и много других подобных. В итоге у меня собралась неплохая музыковедческая библиотека. 
Готовясь к очередному концерту, я часто обращался к своей музыкальной библиотечке.
Все это обилие популярной литературы о музыке, живописи было ответом на возникшие УНИВЕРСИТЕТЫ КУЛЬТУРЫ.
 Основная работа в этой области была возложена на всесоюзное общество «Знание», которое имело разветвленную сеть центральных лекториев.   
 
Этой культурной работой занимались также многочисленные клубы по интересам. Вопросам культуры много места отводили многочисленные издательства. Расцветала поэзия, литература, театр и живопись. Нигде в мире такого движения не наблюдалось и фактически это было реальное воплощение слов Маяковского О ВЕСНЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Сейчас я думаю, что эта акция, или проект задуманный сверху нес много романтического, была попытка сделать классическую музыку доступную для широких слоев населения, о чем еще мечтал на заре Советской власти А.В. Луначарский.
Бесспорно, эти усилия государства способствовали повышению общеобразовательного уровня советских людей, но что касается любителей симфонической музыки, то эта часть людей общества оставалась элитарной и количество слушателей филармонии не прибавилось и я был единственным слушателем из студенческого коллектива своего института.