Почему в Армении строят церкви?

Карин Андреас
(на фото: слева Цицернакаберд - мемориальный комплекс в Ереване, посвящённый жертвам Геноцида армян 1915 года - 12 склонившихся плит символизируют 12 уничтоженных провинций, взметнувшаяся ввысь стелла разделенная на неравные части символизирует гору Арарат,
справа самая большая и самая маленькая книги Матенадарана - Института древних рукописей)

Почему в Армении строят церкви?

Во всех армянских церквях 24 апреля раздастся поминальный звон по жертвам геноцида 1915-23 годов в Османской империи. Армяне пойдут на холм Цицернакаберд в Ереване к мемориальному комплексу памяти. Из-за рубежа приедут потомки тех, кто смог спастись. На холме несколько дней будет звучать скорбная музыка Комитаса.

24 апреля 1915 года  была арестована армянская элита Стамбула: писатели, музыканты, врачи, юристы и вместе с ними композитор Комитас. После ареста, сопровождаемого насилием, их сослали в глубь Анатолии, где Комитас стал свидетелем зверского уничтожения светлых умов нации. Благодаря влиятельным людям, Комитас был возвращен в Стамбул, но пережитый кошмар не оставлял его. Комитаса поместили в психиатрическую клинику, затем увезли во Францию. Почти 20 лет, до конца своих дней он провел в лечебнице близ Парижа. Большинство его рукописей были уничтожены.

Трудно найти хоть одну армянскую семью, в которой не узнали горечь потерь. Несколько поколений выросло в разных странах – потомки тех, кто смог избежать участи полутора миллионов, ставших жертвами  тех кровавых дней.

В совместной Декларации от 24 мая 1915 года стран-союзниц (Великобритания, Франция и Россия) массовые убийства армян впервые в истории были признаны преступлением против человечности.

Основными организаторами геноцида считаются лидеры младотурок Талаат, Джемаль, Энвер и Шакир. Партия младотурков, свергнув султана, хотела прийти к власти и обратились к армянским партиям за помощью, обещав отделение Западной Армении от Османской империи. Армяне поверили и помогли им. Младотурки пришли к власти, но не собирались делить территорию.

Теперь им нужно было «избавиться» от армян. Младотурки хотели построить новое мусульманское государство - вслед за армянами пострадали греки, ассирийцы и болгары. Союзниками в осуществлении этой идеи стали курды. Им они обещали Курдистан на территории Западной Армении, если курды «освободят» его от армян. Под «освобождением» понималась резня или депортация армян в направлении Сирийской пустыни Дер Дзор. Сейчас курды в этом откровенно признаются, потому что турки их обманули. Вот почему курды встали на путь терроризма – они еще надеются создать Курдистан со столицей Диарбекир.

Были среди них и милосердные – они забирали в свой дом детей, а девушек на выданье брали в жены.

Как осуществлялся замысел турков?

Шла первая мировая война и все здоровые армянские мужчины от 18 до 60 лет были призваны в армию. Около 100 000 армянских солдат османской армии были разоружены и затем убиты – они не принимали участие в сражениях. Мирное население разоружали, точнее отбирали всё, что могло быть оружием защиты, вплоть до кухонных ножей. Некоторых убивали сразу в их доме. Мужчины заключались в тюрьму, а затем выводились из города в пустынные места, где их убивали. Стариков, женщин и детей сгоняли в пустыню, где они были обречены на смерть от банд мародёров или от голода и жажды.

Были чиновники, которые не подчинялись приказу уничтожать армян. Их лишали должностей, назначая тех, кто был особенно жесток.

В некоторых городах и провинциях армяне оборонялись.
Армянское население, жившее в районе горы Муса-лер, недалеко от Антиохии, в июле 1915 года бежало в горы и там организовало успешную оборону, отражая атаки османских войск в течение семи недель. Около 4000 человек были спасены французским военным судном.
Сопротивлялись армяне в Урфе, Муше, Зейтуне и Ване.

Вместе с населением уничтожалось культурное наследие: армянские памятники и церкви взрывались, рукописи сжигались, кладбища распахивались под поля, армянские кварталы городов разрушались или занимались турками, курдами, черкесами и переименовывались.

Многие храмы были разрушены, ещё большее их число преобразовано в мечети и караван-сараи или используются как зернохранилище и загоны для скота.

Есть государства, чьи руководители отвергают факт геноцида, цинично заявляя: пусть историки разбираются. Они надеются, что очевидцев нет в живых, а у потомков достаточно других забот. Но память жива. Хотя я родилась и выросла в СССР, мои деды и бабушки рассказывали то, что видели своими глазами. Чаще принято вспоминать о геноциде на территории Западной Армении. Однако и в Восточной Армении тоже были жертвы.

В 1918 году власть от младотурков перешла к Кемалю Ататюрку, но политика осталась прежней.

Аппетиты турков простирались дальше Западной Армении: они грезили о стране Туран населённой турко говорящими мусульманами, включая Кавказ и Среднюю Азию. На пути их планов была Восточная Армения. И здесь они задумали добиться своего чужими руками, призвав на помощь банды – уверили их, что армяне богаты, а церкви полны сокровищ.

В Восточную Армению хлынули многочисленные и хорошо организованные банды. Здесь в Армении их называли таджиками, но то были бандиты разных национальностей. Им противостоял лишь Эриванский гарнизон. Мирное население оборонялось как могло.

Кто-то смог защититься, а кто-то нет. От рук бандитов погибли два старших брата моего деда Мисака. Сам он чудом спасся, тогда ему было десять лет.
Одна банда двинулась к высокогорному селу Дарпас, в нескольких километрах от Сисиана. Там от рук бандитов погиб мой прадед священник.
Банда ворвалась в село и в поисках сокровищ направилась к церкви. Они все перерыли, но ничего не нашли. Озлобленные бандиты сожгли священника в центре села на глазах у селян и семьи священника.

Сыновья священника, которым было около десяти лет, поклялись построить храм на месте гибели отца. Обещание выполнили правнуки священника.

Вот почему была построена церковь в селе Дарпас и получила имя святого, которое носил священник после возложения его в сан. Согласно традиции, во дворе церкви установили хачкар (крест-камень) в память о священнике Степаносе.

На общем фоне тех событий гибель священника всего лишь капля в море, но память потомков жива.
Несмотря на кровавые планы младотурков, армяне выжили и у Мисака много правнуков.

***

Кто-то разрушает и сжигает, а кто-то рискуя жизнью спасает рукопись.

Самая большая книга в Матенадаране весит двадцать семь с половиной килограммов, а размер ее 75 на 55 сантиметров и поражает своей грандиозностью и массивностью. Это «Проповеди Муша», написанные около 1200 года в Тароне. В «Проповедях» шестьсот страниц, все из телячьей кожи. В тот год, когда эту книгу изготовили, пришли иноземцы, владельца ее убили, и она попала к мусульманскому судье-кади. Монахи из Муша собрали пожертвования и выкупили рукопись у кади. В монастыре в Западной Армении рукопись хранилась до трагических событий 1915 года. Ее спасли от гибели две женщины. Бежав от резни, они захватили с собой «Проповеди», разделив книгу пополам. Рукопись переходила из рук в руки. Одна половина попала в Эчмиадзин. Спустя долгое время, по счастливой случайности, нашли закопанную во дворе армянской церкви близ Эрзрума вторую половину рукописи. После долгих скитаний обе половины книги соединились в Матенадаране. А самая маленькая книга весит 19 граммов – это церковный календарь XVI века.

***

До 1960 года турецкая политика заключалась в планомерном уничтожении исторических свидетельств пребывания армян на территории Турции.
В начале 1990-х британский историк и писатель Уильям Далримпл нашёл свидетельства продолжающегося разрушения армянских исторических памятников.

Хотя многие памятники ветшали из-за землетрясений, а также из-за крестьян-злато искателей, ищущих армянские сокровища, зарытые, как они считали, под церквями, есть и явные случаи преднамеренного разрушения.

***
Фонд охраны дикой природы и культурных ценностей совместно с Музеем-институтом Геноцида армян и компанией ВиваСелл-МТС 26-го апреля организуют уже ставший традиционным сбор и переработку цветов, которые были возложены к Мемориалу жертвам Геноцида армян 24-го апреля.

В рамках мероприятия цветы, возложенные к вечному огню, бережно собираются, стебли отделяются от лепестков, из которых готовится специальный компост для обработки садов, а лепестки собираются и используются для переработки в бумагу, которая впоследствии используется Музеем-институтом Геноцида армян для изготовления открыток, благодарственных грамот и писем.
***