Объективный реквием

Аннетта Сокольникова
У неё был неплохой "послужной список". Таблетки, скальпель - тонкие инструменты для настройки компаса души перед долгим плаванием.

- Когда я умру, то стану бабочкой. И никто не сможет причинить мне боль. Я просто улечу. Бабочка ведь - символ души.

Так она говорила. С лёгким смехом, глядя на собеседников. И те тоже смеялись, не замечая, что смех у неё не такой уж и лёгкий.

Фильмы часто накладывают отпечаток, очень весомый, на жизнь человека, на его восприятие мира. Чисто внешне этот фильм, "Целитель Адамс", был очень простым. Комедия с элементом драмы. А на деле... Нет. Скорее уж, смех сквозь слёзы. Практически, как в жизни. В фильме повезло всем, кроме одной девушки. Впрочем, ей, наверное, тоже повезло, ведь её желание сбылось. Когда она умерла, она стала бабочкой. Вопрос, хотела ли она умереть?

У человека, склонного к самоубийству, чувство юмора, как правило, напрочь отсутствует. Так ли это? Если говорить про героиню этого рассказа, то не так. Человек, которого считали (да она и сама о себе так говорила) неформалом, странной личностью, сумасшедшей, странной, лживой, больной, жестокой, эгоистичной - обладал неплохим чувством юмора. Да, временами юмор доходил до гротеска. Зато, он был. У неё хватало этого самого юмора, чтобы стебать не только весь мир, но и саму себя, что требует куда более изощрённых усилий. И ведь получалось!

- Что есть самоубийство? В первую очередь, это грубейшее нарушение правил вежливости. Ведь, в случае удачного самоубийства, человек является в гости к богу без приглашения.

Она действительно так считала, пока не осознала, что бога-то, собственно, нет. Значит, являться не к кому. Так смысл - тянуть? Её совершенно не останавливал тот факт, что самоубийцы, по общепринятому мнению, горят в аду - в наказание за свой поступок.

- Какая мне разница, если моя сегодняшняя жизнь - это тоже самое, что ад? Возможно, сковорода и не так болезненна, как её описывают.

Она говорила это без пафоса. Это было абсолютно объективное мнение, которое она легко могла - и сотни раз делала это! - обосновать, опираясь на конкретные доказательства и факты.


Самоубийца - это человек, погибший при попытке бегства от самого себя. В конечном счёте, это действительно так, хоть люди и считают, что самоубийцы бегут от своих проблем. Но кто создаёт проблемы? Сами люди - своей пассивностью, активностью или откровенным попустительством или дуростью. Значит, человек, желающий свести счёты с жизнью, убегает от самого себя.

Попыток было несколько. В первом случае от сковородок и чертей спасла вовремя (смотря, на чей взгляд, конечно) приехавшая бригада "скорой помощи". В последующих тоже что-то не складывалось. От передоза таблеток появился тремор рук, от попытки вскрытия вен - шрамы на запястьях. Сначала она их закрывала рукавами платьев. Потом перестала.

- Да, мне надоели косые взгляды, но не настолько, чтобы я сознательно скрывала сознательное решение, пусть и неудачное. В конце концов, это мои руки. Мои вены. Что хочу, то и делаю.

Особенно её раздражали вопросы о том, зачем она пыталась умереть. Сама она придерживалась той точки зрения, что спрашивать у заключённого, почему он сидит в тюрьме, а у самоубийцы, зачем он пытался покончить с собой, и не великодушно и... не деликатно. Да и вообще, кому какое дело до личного решения? Добро бы, она называла причину, и, заламывая чуть надрезанные (это, если бы она была той самой актрисой, которой её позиционировали) руки, говорила:

- Ах, я это сделала из-за (имя, действие), я ранена в самое сердце!

Рук она не заламывала. Резала не чуть, а вполне грамотно. И никого не винила.

- Причина во мне самой. Это не из-за кого-то, это из-за того, что я сама - не хочу так дальше жить.

Она не была ранена в "самое сердце". Сердце было просто разбито. Не кем-то, а само по себе. Разбилось - однажды. Потому, что она так чувствовала.

Когда кто-нибудь из знакомых пытался её увещевать, говоря дежурно-идиотское о том, что "всё будет хорошо", она, сузив свои и без того раскосые глаза, усмехалась:

- Может, я тебе ещё и спасибо потом скажу?

- Конечно, скажешь!

- Ну-ну. В предсмертной записке, если только. Не предполагала её писать, но и тут повеселю людей. Вместо жалоб и проклятий напишу тебе благодарность. За то, что насмешил.

Да, её чувство юмора было немного ядовитым и циничным. Но - было. Она с лёгкостью смотрела на мир, говоря, что ей нравится наблюдать за людьми. Со временем она поняла, что люди, по натуре, злы, равнодушны и пусты. Просто, одни находят в себе силы и желание пустоту эту заполнить. Другие же предпочитают жить, "как все", под девизом: "Чужие проблемы нас не касаются".

- Я не ищу сочувствия. Но я надеялась на понимание. А тут что? Прописные истины и это кошмарное "всё будет хорошо". Самое смешное, что никто не может - по пунктам и обстоятельно - рассказать, как это, "всё хорошо"? Естественно, с учётом моих приоритетов.

Она любила шутить на тему самоубийства.

- Ну ок, отберут у меня колющее/режущее/стреляющее/душащее/отравляющее. Ну поставят решётки на окна. Что тогда? Тогда... Тогда я просто вспомню о том, что я диабетик. Оригинально, кстати, прозвучит: "Я от всего устала, принесите мне торт, пожалуйста!"

Смешно, да? Да. Но... Она не шутила, говоря об этом. Сидя в компании знакомых, которые были - насколько она позволяла им - в курсе её проблемы, она сказала однажды, что ей хочется умереть не для того, чтобы исчезнуть. Наоборот, ей хочется остаться. Не в смысле запомниться всем, а в смысле остаться в здравом рассудке - там, за чертой.

- Если я не прекращу это, я сойду с ума. Я уже близка к этому. Да, мне будет абсолютно по фигу всё, но вам - нет. С другой стороны, общество больно хроническим бездушием. Значит, и вам всем будет всё равно. Тогда смысл? Да, задачка... Смысл тогда умирать?

Она долго молчала, а потом выдала:

- Нет, всё же я права. Всё логично.

- Ты не хочешь больше умирать? - спросили её.

- Я вообще не хочу умирать. Я жить не хочу, вот, в чём дело.

Да, она была весьма странной, не так ли?

Считается, что последнее слово по самоубийцам (или их записка) всю вину за смерть взваливает на мир. Та, о ком я пишу, считала иначе. Она совершенно искренне говорила, что никто не виноват в её желании умереть, и, как следствие, не будет виновен в её смерти.

- Я реалист. Просто, я вижу чётче и лучше, чем те, кто будет переживать. Если будет переживать. Иногда бывает так, что милосерднее - отпустить. И не плакать, так как человек, совершивший самоубийство осознанно, получил то, что хотел - он избавился от жизни. Значит, он счастлив. К сожалению, люди всегда с трудом радуются за других, это проблема, и большая. И добавляла, вполголоса, глядя куда-то в сторону:

- Это общество больнО, мой единственный.

Единственному же было фиолетово и на самоубийство, и на все её теории. Он её не слышал.

А как разнятся представления о самоубийстве на Западе и на Востоке! В западной культуре суицид считают трусостью, грехом и слабостью, в восточной же самоубийство - проявление силы. Почему? Если проанализировать, то причины сознательного лишения себя жизни - разные. На Западе причиной обычно служат долги, в которых люди запутываются. Восток же - дело тонкое. Там, чаще всего, суицид - это способ сохранить честь, отвести беду от близких, избежать позора.

- Причина и там и там - одна. Страх, стыд, боль. Но относятся к самоубийству восточные и западные люди - по-разному.

Она улыбалась. Часто, вспоминая фразу из старого фильма, она утешала своих знакомых, доведённых до отчаяния какими-то проблемами, говоря:

- Для того, чтобы умереть, найдётся десяток причин. А есть у тебя хоть одна причина, чтобы жить? Это сложно, знаю. Но поищи её. Хотя бы одну. И ты выиграешь.

У неё самой с причинами, чтобы жить, было туго. Она долго искала - хотя бы одну. Даже находила. Но тут же понимала - нет... Жить-то не будет хотеться, просто жить будет надо. А "надо" - безлично-хамская обязаловка, от которой тошно.

Три долгих года она читала про самоубийство. В одной статье говорилось, что смерть многолика. У самоубийства не может быть всего одна причина. Когда за что-то зацепиться можно, значит, это ещё не конец. Ещё можно остаться. А если зацепиться не за что? Тогда... Это конец. У смерти может быть одновременно лицо толпы, лицо самой эпохи, лицо газеты, телефона, друга, лицо отца, учителя. У смерти даже может быть лицо любимого человека
и даже материнское лицо.

Только, появился вопрос: это то лицо, ради которого стоит жить? Или то, из-за которого тянет уйти?  Она не могла быть объективной, потому, что видела всегда только одно лицо. В обоих вариантах. Лицо человека, разбившего её мир. Но оно же и создало её мир - с ноля. Заново.

- Как же ты не понимаешь, мой хороший, что проблема существует? И что она глубже, чем могли себе представить мистики, мудрецы и учёные? О любви писали оды, сказки, поэмы. Создавали бессмертные шедевры - во имя любви. От любви не умирают. От неё уходят в бессмертие. Это только кажется, что любовь может пройти. Над теми, кто делает из любви трагедию, смеются. Хочешь, я посмеюсь над самой собой? Посмеюсь, так как я не смогла назвать любовь - смешной?

Она знала, о чём говорила. Да, возможно, не только она умела так глубоко и так сильно чувствовать. И не только ей было так больно, что хотелось смерти. Но она не могла быть объективной по отношению к кому-либо. Только к себе. Потому, что никто не может судить любовь и любящих, пока сам не осознал, не полюбил, не разбился. Чтобы воскреснуть.

Resugram. Надпись под татуировкой на правом плече. Под татуировкой в виде бабочки. "Воскресну".

- Воскресну - пророчеством. Пророчеством о том, что только заплатив самую страшную цену, обретёшь прозрение. Или его обретёт тот, ради (или за) которого - платишь. А ты сама? Это уже не имеет значения. Чтобы воскреснуть, надо умереть.

Однажды ей попалась на глаза вот эта заметка:

В 1969 году профессор Упсальского университета философ Ингмар Хеделиус заявил, что самоубийцы - это не трусы и не слабаки. Это очень сильные люди. Он предложил учредить в Швеции (там как раз наблюдался пик самоубийств) суицидальную клинику, куда могли бы обратиться те, кто решил уйти из жизни. В клинике этим людям оказали бы всестороннюю социальную, медицинскую, психологическую помощь и попытались бы отговорить от рокового намерения. Однако, если решение останется твёрдым, этим людям помогли бы легко и безболезненно умереть. Тридцать лет назад это предложение не прошло. Но минет ещё тридцать лет, и оно будет принято - не в Швеции, так в какой-нибудь иной стране. Предложение-то, ей-богу, хорошее, без фарисейства.

- Профессор Хеделиус был прав. Самоубийцы - сильные люди. Потому, что слабаки и трусы просто неспособны испытывать столь сильные эмоции, что жить не хочется. Это равносильно общепринятой теории о том, что настоящие мужчины не плачут. Плачут. Но только самые сильные. Потому, что слабые не могут чувствовать. Все эмоции проходят мимо них, они даже не чувствуют их. С сильными сложнее. Внешне флегматичные и закрытые, они однажды снимают броню. И тогда... Плотину всегда прорывает внезапно.

Нельзя заставлять человека жить, против его воли, если ничто его не держит. Ни объятия матери, ни глаза любимого, ни руки друзей. И нельзя осуждать его за желание не быть. Это жестоко. Но... Если душа и сердце вступают в жёсткий конфликт, как быть тогда?

Тогда она, оправдывая своё прозвище сумасшедшей, написала этот текст - от третьего лица. Никаких записок. Никаких знаковых стихов. Никаких фотографий с лужами крови. Ничего. Только вот этот, вполне объективный философский реквием. Реквием по бабочке.

- Элегантное самоубийство - это лучшее произведение искусства.

У неё всё же было чувство юмора.


P.S. Комментарии не приветствуются и не актуальны.