Закарпатцы о Крыме и не только о нём

Саша Егоров
               
В конце марта я снова приехал в Закарпатье. Цветущие сливы, груши, магнолия, сакура, тюльпаны и нарциссы на придомовых участках и на улицах города, изумрудные с новой травой газоны создавали идиллию спокойствия и умиротворенности.

Даже не верилось, что где - то за горами идёт борьба за власть, теряются и создаются новые территории, действуют вооружённые формирования и ведутся информационные войны. Правда, включив телевизор, сразу попадаешь на передовую линию идеологической компании. Но в городе всё спокойно, народ приветлив и жизнь ничем не отличается от таковой прошлой весной. Вот только цены в магазинах напоминают, что на дворе 2014 год.

Я стараюсь не обсуждать политические и национальные темы. У каждого свои представления о жизни и выяснение кто главнее и древнее только поссорит с хорошими людьми. Но всё же совсем обойти эти вопросы не получается и я приведу несколько эпизодов показывающих отношение закарпатцев к происходящему.

Валентина. Давнишняя знакомая, украинка, примерно 60 лет. «Забрала Россия Крым. Я всегда говорила, что так и будет. Вот и наступило».

Василий Васильевич. Коллега по бывшей работе, работающий пенсионер, коренной закарпатец. «А я и рад, что Крым присоединили к России. Это сколько денег в него Украина вкладывала. А теперь пусть они и пенсии платят, и дороги строят и работой обеспечивают крымчан. В бюджете больше денег останется. Да и проблемы с крымскими татарами с Украины на Москву перейдут».

Валентина. Украинка, пенсионер, приехала 10 лет назад в Закарпатье из Донецка к сыну. Работала в Воркуте. «И чего к нам россияне лезут? Неужели у них своих забот нет? Заключим мы договор об ассоциации с ЕС или нет наше дело». На моё возражение, что невыгодные условия для Украины там были и народ бы стал жить хуже, ответила. «Я согласна и десять лет терпеть, но зато внуки будут жить как в Европе. А в России и через десять лет ничто не изменится».

Лёша. Русский, гос служащий, коренной закарпатец. Около сорока лет. «А мне всё равно, чей Крым».

Наташа. Украинка, 18 лет. Закончила торговый колледж, продавец в супермаркете. «Без России мы никуда. Работы в Закарпатье нет. Старики пусть в земле ковыряются, а мы хотим нормальной работы не за 1000 гривен в месяц (4000 руб.). Мой парень поехал в Москву зарабатывать на свадьбу и заработал там за полгода столько, сколько здесь за три года не получит. Сейчас работает в Сибири шофёром. Тяжело и холодно, но зато хорошо платят. Путин молодец. Заботится о своих и об украинцах. Россия и Украина должны быть в одном государстве». На мой вопрос, а как думают её подруги по работе сказала « Многие не согласны, но я не боюсь и везде так говорю».

Девушки Саша (16 лет, учащаяся колледжа) и Александра (23 года, бухгалтер). Украинки, коренные закарпатки. « Много закарпатцев работает в России, у нас хорошей работы не найти. Это правда. Но Путин оккупант, захватил наш Крым».

Вот такие настроения в головах некоторых жителей благословенного Закарпатья. Это не соц опрос и среди знакомых не встретились  люди с радикальными взглядами, но они  есть. Это я знаю точно.