Старочеркасский Ефремовский монастырь

Светлана Багаевская
                «175 лет со дня основания
                Старочеркасского Донского Ефремовского   
                девичьего  монастыря. (1837-1926 гг)»

 12 сентября 1837 года торжественно был открыт  девичий монастырь на подворье атаманов Ефремовых в станице Старочеркасской. Основательницами монастыря стали  две невестки войскового атамана  Степана Даниловича Ефремова: Ульяна Алексеевна Ефремова была дочерью войскового атамана А И Иловайского и Евдокия Иоакимовна Ефремова, урождённая Карпова. Монастырь был устроен при непосредственном участии Архиепископа Новочеркасска и Георгиевска Афанасия и наказного атамана, генерал-лейтенанта Максима  Григорьевича Власова.  Обустройство  монастыря проходило трудно через скандалы, споры и комиссии, которые приезжали в станицу Старочеркасскую для разбирательств. (Рапорт о ходе дела по учреждению Старочеркасского Донского Ефремовского девичьего монастыря. Фонды «СИАМЗ»  НВ№170)

 Первый спор разгорелся из-за  домовой церкви Ефремовых, построенной в честь иконы Донской Божьей матери на территории  атаманского подворья. Её заложил в 1756 году войсковой атаман Данила Ефремович Ефремов. Церковь была построена и освящена к 1761 году. До 1812 года церковь использовалась только членами семьи Ефремовых, затем она была передана в веденье Старочеркасского благочинного протоиерея  Иоанна Красовского, который не желал добровольно передавать здание церкви и церковное имущество  девичьему  монастырю. 30 сентября 1837 года был подписан  указ № 6772  из Консистории «О передаче той церкви с имуществом ея, по описям, начальнице монастыря монахине Минодоре, при строительнице онаго Ефремовой  и священно-церковнослужителях.» ( Архив Донской Духовной Консистории, дело  хоз. 1837 г. №20, стр 194-197).  Протоиерею  Красовскому пришлось подчиниться официальному указу и передать церковь Ефремовскому  монастырю.

 Второй спор разгорелся из-за строительства новой ограды вокруг подворья. Ограда, которая была построена ещё Д Ефремовым, к 1837 году разрушилась. План новой ограды, составленный войсковым архитектором есаулом Фоминым, не понравился жителям станицы из-за того, что он предусматривал расширение площади  монастыря за счёт территории улицы и базарной площади на 9 саженей. Недовольные станичники вызвали комиссию с проверкой, в результате план Фомина был одобрен и окружной начальник дал разрешение на постройку   новой  ограды, которая была построена к 1838 году. 

 На первых порах денежное содержание монастыря было скудным. Средства выделялись от Московского опекунского совета в Новочеркасскую духовную консисторию, а затем переправлялись в Ефремовский  девичий  монастырь. Кроме этих денег, монастырь жил пожертвованиями  членов семьи  Ефремовых. В веденье монастыря также  была передана земля «Зелёного двора» Ефремовых в размере 23 десятины(34,2 га). При содействии Ефремовых постройки атаманского подворья были приспособлены под монастырь. Перестройку подворья производил купец 3-й гильдии Зиновий Иванов за 40 тысяч рублей ассигнациями. Подробных сведений о первоначальном облике монастырских зданий не сохранилось, так как за почти 90 лет существования монастыря одни здания разрушались, на их месте возводились другие.

 При организации монастыря все постройки атаманского подворья, кроме дворца, где в тот момент проживала устроительница  Евдокия Иоакимовна Ефремова, были переданы в веденье монахини Минодоры, казначеи Усть-Медведицкого монастыря. Она стала первой настоятельницей девичьего  Ефремовского монастыря и управляла им с 1837 по 1838 год, затем вернулась обратно в Усть-Медведицкий монастырь.

 После Минодоры на должность настоятельницы монастыря была назначена  монахиня Ироида — казачья дочь Урюпинской станицы Войска Донского 1773 года рождения. В 1790 году она поступила в послушницы Усть-Медведицкого монастыря. В 1800 году перешла в монашество. В 1836 году произведена в сан игуменьи. В фондах нашего музея имеется фотокопия ведомости переписи монахинь Старочеркасского Ефремовского монастыря 1838 года, где указывается, что игуменье Ироиде 65 лет от роду.( Ведомость Новочеркасской епархии Старочеркасского Донского Ефремовского  девичьего монастыря игуменьи Ироиды 1838 г.  фонды «СИАМЗ» КП№2519).

 В 1839 году в монастыре была учреждена должность казначеи, в обязанности которой входило управление трапезой, пополнение провизии монастыря, а также все денежные операции. Первым казначеем  монастыря стала послушница, дочь Новочеркасского полковника — девица Александра Ивановна Кумшатская.

 В 1840 году игуменья Ироида в связи с преклонным возрастом и слабым здоровьем была отправлена на покой. Третьей по счёту игуменьей стала монахиня Ефросинья, в миру Екатерина Иоакимовна Карпова, вдова генерал-майора Дьячкина, родная сестра Евдокии Иоакимовны Ефремовой.(ГАРО ф 226 оп 2 д 2748 лл 1-4).  Ефросинья родилась в 1780 году, овдовев поступила в монастырь в возрасте 54 года. В 1839 году она приняла монашество.

 Монахиня Ефросинья перестроила церковь в честь иконы Донской Божьей матери в 1841 году за 6 тысяч рублей. Перестройку произвёл мещанин города Козлова Тамбовской губернии Иван Попов. В результате было перестроено здание церкви,  расширена  её  трапезная и устроен ещё один престол в честь Даниила  Столпника.  Строительные работы были закончены через год. 

 В 1845 году на средства Евдокии Иоакимовны Ефремовой был отлит большой колокол для церкви в 167 пудов 10 фунтов (2тонны 672 кг). Монахиня Ефросинья тоже делала личные пожертвования девичьему монастырю. Она передала монастырю безвозмездно: серебро — позлащённый сосуд, 6 небольших икон в серебряных ризах, 3 воздуха белого атласа шитые золотом и синелью, ризы золотой парчи и малинового бархата, шитых золотом, золотой стихарь с оплечьями зелёного бархата с изображением Господа Саваофа.
    
 В 1849 году  станица Старочеркасская подверглась сильнейшему наводнению. С 1 апреля стала прибывать вода и затопила не только станицу, но и весь монастырь, в «главном алтаре вода стояла на 1, 5 аршина, в самой церкви на аршин выше пола, в монастырском  корпусе воды было 2, 5 аршина; нижние  жилые  помещения, кладовые, погреба и все сараи, а равно и трапезные были заполнены водой..»( Кириллов. Старочеркасский  женский монастырь.  1897Г с 104.)
    
 Настоятельница монастыря  монахиня Ефросинья чувствуя свою близкую кончину сама  предложила казначею Лавру назначить своей преемницей, которой пришлось  восстанавливать монастырь после наводнения. Умерла Ефросинья 9 февраля 1850 года, в этом же году умерла и её сестра,  устроительница монастыря  Евдокия Иоакимовна  Ефремова.
   
 Монахиня Лавра стала четвёртой настоятельницей монастыря. Она родилась в 1789 году в тульской губернии в купеческой семье. В 40 лет, так и не выйдя замуж, ушла послушницей в Серпуховский монастырь. В 1835 году Лавра была пострижена в монахини. В 1838 году она приехала в девичий  Ефремовский монастырь в возрасте  49 лет. Через год Лавра стала  казначеей монастыря, на её руках скончалась настоятельница Ефросинья и она стала управлять монастырём с 1850 года.
   
 Монастырь расширял свои  владения  в станице Старочеркасской, так у казака  Жученкова  Иловайская Елизавета Стапановна, урождённая Ефремова, купила каменный трёхэтажный дом с дворовым местом за 1150 рублей серебром. Платова Анна Степановна, урождённая Ефремова, у войскового старшины Тимофея Протопопова купила деревянный дом с дворовым местом за 1429 рублей серебром. Две родные сестры объединились и передали в дар монастырю купленные ими подворья. В результате  к монастырскому подворью был присоединён целый переулок с восточной стороны по улице длинной почти 12 метров и к реке Дон 77 метров.(Кириллов. Старочеркасский женский монастырь. 1897 г  с108.)
      
 В 1863 году Елизавета Степановна Иловайская стала просить разрешение на постройку больницы и новой  церкви при ней  на территории монастыря в честь Пресвятые Богородицы «Всех скорбящих радости». Она предоставила план и фасад здания больничной церкви для утверждения митрополиту Иоанну, который одобрил это начинание. Священник Александро- Невской церкви Иоанн Диков освятил место под  новую церковь. Однако она не была построена, так как Елизавета Степановна  вскоре скончалась и не кому было финансировать этот проект.(Кириллов. Старочеркасский женский монастырь. 1897 г с120.)
    
 В 1862 году игуменья Лавра произвела ремонт  домовой церкви и заменила вредные для здоровья чугунные полы на деревянные.  Имеются документы от 1866 года, в которых содержатся ответы настоятельницы монастыря Лавры о невозможности устройства богадельни на территории монастыря из-за отсутствия свободного помещения.(ГАРО. Ф. 46, оп 1, е х 784).  В этом архивном деле подшиты отчёты архитектора Айвазова: цветные планы дома под богадельню;  акт  осмотра дома  под богадельню  и смета  на его переделку. В акте осмотра архитектор отметил, что в доме имеются русские печи. Чей это дом и где находился сведений не сохранилось. В архивном деле имеются данные о том, что 27 марта 1867 года 20 женщин переехали со всем своим имуществом: комплектным бельём и столовой посудой в новую богадельню.   Женщинам выдаётся по 2 ситцевых платья на лето и 1 пальто зимой из недорогих тканей.
   
 В 1870 году в девичьем монастыре возникли беспорядки. Постаревшую  Лавру отстранили от должности по немощи и нездоровью. Ей была назначена пенсия. Игуменья Лавра умерла в 1873 году.(Фото надгробия игуменьи Лавры. "СИАМЗ" КП №7547) 
   
 Пятой настоятельницей монастыря была монахиня Инокентия, в миру Александра Ивановна  Петрова. Она родилась в 1830 году в дворянской семье Донской области. В 23 года ушла в Ефремовский монастырь послушницей. В 1860 году перешла в Усть-Медведицкий монастырь. В 1867 году была пострижена в монахини под именем Иннокентия. В 42 года стала настоятельницей Старочеркасского девичьего монастыря. Здания монастыря нуждались в срочном ремонте. Иннокентия вместо небольших домиков-куреней выстроила большие корпуса келий.
    
 В 1881 году была выстроена новая каменная стена вокруг монастырской территории с двумя воротами. В эти же годы было заложено и построено новое подворье монастыря в Новочеркасске на Крещенской улице недалеко от вокзала. Благодаря хлопотам игуменьи Иннокентии Старочеркасский девичий  монастырь увеличил свои капиталы и земельные наделы. Она открыла при монастыре золотошвейную мастерскую, которая приносила большой доход. Монахини - золотошвеи   даже  освобождались от общих служб в храме и ежедневных молитв.
   
 Госпожа Кундрюкская пожертвовала двухэтажный дом монастырю в котором 1 сентября 1884 года было открыто женское училище. Здесь девочки  изучали  закон  Божий, русское и славянское чтение, счёт и рукоделие. В 1884 году на учёбу приняли 45 девочек.
   
 19 августа 1888 года монастырь посетил архиепископ Макарий.(Донские Епархиальные ведомости №22 1888 г стр. 946). Ему был оказан торжественный приём. Он отметил чистоту и порядок в монастыре. Монахини выразили благодарность гражданину Колесникову, который на собственные деньги отреставрировал два придельных иконостаса и позолотил  главки на церкви в честь Донской Божьей матери.(ГАРО №1461 журнал Донской краеведческий вестник № 12 1915год с 1053-1054).
   
 Сохранилось письмо Попова Х И заведующего Донским музеем  Алексею Михайловичу Коклюгину в Москву, где он просит его обратиться к Ивану Андреевичу Колесникову и намекнуть о бедности исторического общества, так как Колесников регулярно делает пожертвования Старочеркасскому монастырю.  Попов пишет, что Иван Андреевич родился в Старочеркасске, его отцом был управляющий имением Евдокии Ефремовой. Мать Колесникова рано умерла и он воспитывался при женском монастыре. Колесникова считали богатым человеком, поскольку он работал управляющим у Саввы Морозова. Попов в своём письме указывает: « .. не смотря на то, что Колесников не совсем казак отец его был малороссиянином, а мать казачкой, но ему нравиться, когда его называют казаком..» (ГАРО ф55 оп 1 с х  527 лист  7). Письмо датировано  первым маем 1901 года.
   
 Имеется рапорт игуменьи Иннокентии архиепископу Донскому и Новочеркасскому Макарию от 25 января 1890 года  о том, что монастырю нужна ещё одна церковь на  подворье.(ГАРО  с р 226 оп 3 с х  9260). В рапорте  она сообщает, что Домовая церковь регулярно затапливается водой, поэтому нужна небольшая, но сухая церковь. Поскольку на строительство новой церкви средств нет, Иннокентия просит разрешение об устройстве церкви в её покоях. На рапорте имеется резолюция архиепископа с благословением на устройство тёплого храма в доме настоятельницы  под присмотром архитектора.
   
 Монахиня Иннокентия имела много наград: в 1877 году она получила знак красного креста по уходу за ранеными; в 1882 г  и в 1886 г она дважды была удостоена золотыми наперсными крестами; в 1911 году удостоилась золотой медали на андреевской ленте с бриллиантовым украшением, которую ей даровал Император Николай Второй.( ДЕВ 191 № 14 с 203). Настоятельница   Старочеркасского девичьего  монастыря монахиня Иннокентия умерла 25 сентября 1914 года на 85 году жизни и была похоронена возле алтаря Донской церкви на монастырском подворье.
      
 Шестой настоятельницей монастыря была назначена  монахиня Флорентия   в 1914 году.(ГАРО ф  р 2577 оп 1 л9). Она была в преклонных летах и слаба здоровьем, поэтому фактически монастырём управляла Аполинария, рясофорная послушница, которая делал массаж настоятельнице и лечила её в домашних условиях от жестокого ревматизма.
    
 От 13 февраля 1917 года имеется рапорт(ГАРО ф 226 оп 22 сх 15) в духовную консисторию священника Богородской церкви монастыря Павла Ковалевского о том, что Аполинария Захарова не пускала никого к одру безнадёжно больной Флорентии. Ему по просьбе монахинь пришлось применить силу, без этого  настоятельница отошла бы в вечность без напутствия святыми тайнами. В рапорте, также была просьба удалить из монастыря послушницу  Аполинарию  Захарову.
   
 После скандала монахини избрали седьмую настоятельницу монастыря монахиню Ангелину.(ГАРО ф р 2577 оп1 д7 л 2 об). В миру её величали Татьяной Вовк, она была вдовой ростовского купца и имела хорошее образование. В 1903 году она была назначена учительницей в монастырской школе для девочек. В 1914 году стала казначеем монастыря. В фондах Старочеркасского музея имеется ведомость о денежных расходах монастыря за 1916 год, подписанной  монахиней Ангелиной.(ГАРО ф 226 оп 5 д 31 лл 27-30).
   
 11 апреля 1917 года консистория признаёт решение сестёр, и 28 мая того же года монахиня Ангелина была возведена в сан игуменьи, настоятельницы Старочеркасского монастыря. Время было смутное и тяжёлое. Бесконечная смена власти, воровство притеснения и наводнения не способствовали расцвету монастыря.
   
 Весной 1917 года станица Старочеркасская подверглась сильнейшему наводнению уровень вод поднялся более пяти метров. В августе  в монастыре была проведена ревизия. В резолюции комиссии написано: «Внешний вид печален, после наводнения много построек разрушено, другая часть требует ремонта...» ( ГАРО ф 226 оп22 д 15 л29-35).
   
 В отчёте комиссии отмечена хорошая работа монастырской лавки, в которой можно было купить не только иконы и книги, но и бакалейно-галантерейные товары. Ревизоры также отметили в отчёте, что библиотеки в монастыре нет, есть старинный шкаф с книгами, но весь в пыли и паутине. У комиссии сложилось впечатление, что шкаф не открывали долгое время.
   
 Комиссия, кроме Старочеркасского подворья, обследовала и филиалы монастыря Челбинское, что находилось в 20 верстах от станицы Цимлянской в хуторе Чувильдеевом и в городе Новочеркасске. Челбинский филиал монастыря занимал около 20 десятин земли, здесь проживало 68 сестёр. В Новочеркасске на монастырском подворье проживало 116 сестёр в кирпичных благоустроенных зданиях. В отчёте комиссии отмечается, что на службе в храме бывают не все сестры около 20, которые к тому же шумят, разговаривают и бывают не внимательны к службе. Пение в храме стройное, но безжизненное, без воодушевления.
   
 В рапорте комиссии приводится быт и распорядок дня у сестёр монастыря. Подъём в 4 или 6 часов утра в зависимости от времени года. Сразу утренние молитвы по келиям, затем послушание: кому на работы, кому на службу в храме. Завтрак в 8 часов утра по келиям, после все шли на работы для монастыря. В 12 часов общая трапеза, во время которой проводилось славянское чтение  «Житие святых». Обед состоял из двух блюд: первое — борщ или суп, второе каша или лапша. В праздничные дни подавали рыбные и молочные блюда, а также взвар. После обеда вновь работы на монастырь или старших монахинь. В 5  часов вечера начиналась всеобщая служба в храме, после ужин по келиям и работа на себя. В 10 -11 часов после вечерних правил — сон.
    
 В монастырь вход был свободный с утра и до 7 вечера, остальное время суток все ворота были на запоре. Молитвенные правила выполнялись по келиям, общие молитвы только в храме. В праздничные дни производились проповеди, в остальные дни только по воле настоятельницы. Посты соблюдались строго. Все послушницы жили под присмотром монахинь и выполняли всю физическую работу. Обеты послушания, место жительства и целомудрия соблюдались довольно строго. Практиковали ежегодные на месяц и более отпуска.
    
 Во время отпуска сёстры добывали себе пропитание и одежду, так как монастырь от себя давал не много. В год сёстры получали по одному подряснику и одной сорочки. На руки сёстрам выдавались деньги по 3-5 рублей, а певчим по 10-15 рублей. Из продуктов монастырь давал хлеб и кормил обедом, остальные продукты у каждой сестры были собственные. Отдельных помещений для хранения своих продуктов не было, поэтому все коридоры были загромождены различными хозяйственными вещами и продуктами.
   
 В феврале 1919 года на донской земле появились красные дивизии. Правительство Дона стало эвакуировать свои учреждения и ценности. В Старочеркасскую станицу был отправлен специальный отряд во главе с супругой войскового атамана А Богаевского — графиней Келлер. Этот отряд вывез большую часть церковных ценностей из Старочеркасска.
      
 В ноябре того же года в Старочеркасском   монастыре неизвестно кем было похищено с 2 икон: Донской Божьей Матери и Азарянской Божьей Матери — драгоценные камни: бриллианты, алмазы и жемчуг. (Из рапорта начальника стражи 7-го участка Старочеркасской станицы Медведева от 19 ноября 1919г ГАРО ф 226 оп 22 д 168 св 3 л 5)
      
 По свидетельским показаниям старожилов станицы Старочеркасской  атаманский дворец до революции оставался за семьёй Ефремовых, монахини ухаживали за дорогой мебелью дворца и следили за порядком. Во время безвластия во дворец Ефремовых были переведены покои игуменьи Ангелины.
   
 В 1921 году в монастыре советская власть провела повальные обыски келий, чердаков, сараев. При обыске были найдены процентные бумаги, выпущенные при царе, золото, серебро, огромное количество муки, сахара, а также пудра и помада. У некоторых монахинь находили портреты знакомых офицеров белой гвардии, а у одной монахини был обнаружен любовный французский роман «Наслаждение» Габриеле д Аннунцио.(Ю Немиров  «Встреча в Австрийских Альпах»)
   
 Летом 1921 года в станицу Старочеркасскую прибыла группа Ростовских краеведов под руководством Лаврского для съёмок, зарисовок и изучения архитектурных памятников  18 века. Лаврский посетил монастырь, его поразили портреты Данилы, Степана и Меланьи Ефремовых, которые висели в покоях настоятельницы монастыря монахини Ангелины. Лаврский с фотографировал портреты и описал их.
   
 23 сентября 1921 года был торжественно открыт музей имени Степана Разина в 8 комнатах второго этажа атаманского дворца Ефремовых.  В остальных комнатах были покои игуменьи. Первым директором музея была   Анна Митрофановна Гринёва. В конце 1921 года в станицу Старочеркасскую стали прибывать части Красной Армии, их разместили в зданиях монастыря. Гринёва лично беседовала с командующим С М Будёным и, он отдал распоряжение  освободить подворье и дворец от постоя красноармейцев.
   
 В 1922 году был издан декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей. В газете «Советский юг» за май — июль 1922 года было опубликовано много интересных сообщений о ходе изъятия церковных ценностей в Старочеркасске. В частности, в одной из статей, с радостью сообщается о том, что белоказаки не успели вывезти 8-ми пудовый серебряный литой ящик престола и серебряное паникадило из домовой церкви Ефремовых.
   
 В июне 1924 года волостной исполком без ведома и согласия Донского областного музея опечатал все помещения Ефремовского дворца и вселил туда детский дом беспризорников и трудновоспитуемых.  Музей сократили до трёх комнат, покои настоятельницы были переведены в монастырское здание рядом со дворцом. Старинная мебель дворца была вывезена в Батайский райисполком.
    
 В архиве имеется акт осмотра мебели дворца от 2 декабря 1925 года художником-скульптором И П Тарасовым.(ГАРО ф 2577, оп 2, д 11, л 22-23).   Тарасов был вытребован в город Батайск, как эксперт для определения музейного значения мебели, вывезенной из атаманского дворца Ефремовых. В архивном деле имеется опись, обследуемой мебели с указанием фирмы изготовителя, где в большинстве указывается фирма «Ампир». Тарасов отмечает   хорошую сохранность мебели, благодаря бережному обращению и хранению в чехлах. Дальнейшая судьба мебели неизвестна.
    
 В 1925 году журналист Погодин, работавший в газете «Правда», писал: «Монастырь тут остался сотни полторы монашек, звонят, молятся, но в сельсовете монастырь зарегистрирован, как «Товарищество по виноделию».(Ю Немиров. «Встреча в Австрийских Альпах».) Через год монастырь окончательно был расформирован.
   
                Список   литературы и документов:
   1.Ведомость Новочеркасской епархии Старочеркасского Донского Ефремовского  девичьего монастыря игуменьи Ироиды 1838 г.  фонды «СИАМЗ» КП№2519
   2.Рапорт о ходе дела по учреждению Старочеркасского Донского Ефремовского девичьего монастыря. Фонды «СИАМЗ»  НВ№170
   3.Арх. Донск. Духовн. Консистории, дело  хоз. 1837 г. №20, стр 194-197
   4.ГАРО. Ф. 46, оп 1, е х 784
   5.ГАРО №1461 журнал Донской краеведческий вестник № 12 1915год с 1053-1054
   6.ГАРО ф55 оп 1 с х  527 лист  7
   7.ГАРО ф 226 оп 2 д 2748 лл 1-4
   8.ГАРО  с р 226 оп 3 с х  9260
   9.ГАРО ф 226 оп 5 д 31 лл 27-30
   10.ГАРО ф 226 оп 22 сх 15
   11.ГАРО ф 226 оп22 д 15 л29-35
   12.ГАРО ф 226 оп 22 д 168 св 3 л 5
   13.ГАРО ф  р 2577 оп 1 л9
   14.ГАРО ф р 2577 оп1 д7 л 2 об
   15.ГАРО ф 2577, оп 2, д 11, л 22-23
   16.ДЕВ 191 № 14 с 203
   17.Н  Лаврский «Черкасск и его старина»  Ростов. 1991 год  с 34
   18.Кириллов. Старочеркасский  женский монастырь.  1897Г с 104.
   19.Ю Немиров  «Встреча в Австрийских Альпах» Ростов 1985 г
   20.Донские Епархиальные ведомости №22 1888 г стр. 946
                Ноябрь 2012 год.                С. В. Багаевская