Каждому свой урок сказки для Ведарки

Лана Гнедко
- Ведарка, вставай, внученька!
- Бабушка, а можно еще чуть-чуть поваляться?
- Только чуть-чуть, ведь дела ждут тебя. Ты не забыла – сегодня в лес идти, да ягоды собирать.
- Ой, как не хочется, бабушка! Почему мы должны их собирать всегда?
- У каждого свои обязанности, Ведарка. Вот не соберем мы ягод – не будет варенья, и тогда какой будет чай вечерами зимними?
- Горький…я всё поняла, уже встаю, бабушка!
- Вот и умница, внученька. Пока солнышко светит – поспешай. А вечером сказку получишь сладкую…

- Умаялась я, бабушка. Боюсь, и сказку не дослушаю – засну…
- Это хорошо, внученька – значит, много дел переделала нужных. А коль уснешь раньше, чем сказку доскажу – значит, во сне увидишь.
- А так можно, бабушка?
- Конечно, внученька!
- Тогда закрываю глазки да слушаю…
- Слушай да внимай, чтоб уроком стала…

…давно это было – в те времена, когда каждый человек от рождения ведал, что он должен исполнить в своей жизни. И никто и не задумывался – откуда эти знания. Делали свое дело – и всё. Вот только начал кое-кто противиться тому, и стали люди бросать свои дела недоделанные, а пытались делать то, что никогда не делали. И мастерство свое стали утрачивать, ведь мастера каждый стал заниматься тем, в чем навыка не было.
И не ведали они, что надвигалась беда неминуемая.
Светило их, которое каждое утро поднималось из-за горизонта на востоке, однажды не проснулось. Испугались люди, и паника обуяла их.
 Что делать? Отродясь такого не было. И у многих дела остались незаконченные с вечера, которые поленились они доделать. И день наступил, а тьма продолжала царствовать на Мидгарде.
Зажигали люди лучины от очагов своих,  но слаб был их свет, и не мог он осветить так, чтобы смогли закончить люди дела свои.
Бросили они тогда жилища свои, и спрятались в чаще густой, снарядив при этом посланников, чтоб нашли те свет, что смог бы осветить деяния да жизнь их.
Долог ли или краток был путь тех посланников – неведомо, ведь раньше дни люди исчисляли по дням да ночам. и тропинок не видели, и пробирались сквозь буреломы, да скатывались в яры глубокие. И по ночам слышали вой ужасный, но продолжали идти они, и вышли на опушку леса, и упали без сил они, и уснули крепким сном. А утром…
Да-да, утром светило поднялось на востоке, и осветило все вокруг. И увидели посланники те, что гора пред ними предстала огромная, а у подножия её стояла хижина малая. И вышел оттуда старец, и поклонились в землю посланники, и молвил тот старец:
- Знаю я ваши беды. Утратил ваш народ свет, что указывал вам пути-дороги жизненные. Отказались исполнять то, что каждому следовало, вот и перестали видеть светило вы. А оно по-прежнему светит, но увидеть его может лишь тот, кто не отказывается от пути своего, да уроки исполняет справно.
- А почему сейчас мы видим светило, и утро настало, как и раньше?
- Исполняли вы яростно то, что поручил ваш народ вам. И преграды не остановили вас, и звери дикие не испугали.
Что же делать нам, научи горемычных!
- Неужели до сих пор не поняли вы? Нельзя научить этому, лишь понять да осознать можно. Не прозрели вы, да что ж поделать – попробую помочь вам, коли сами захотите этого. Сегодня отдыхайте, а завтра с первыми лучами солнца поднимемся на вершину горы этой – гляди, и увидите вы то, что вам нужно
- Некогда нам отдыхать, народ наш погибает в чаще лесной. Можно сейчас отправиться?
- Что ж, и это верно.
…и стали подниматься посланники те вместе со старцем. И – чудо! И силы стали прибавляться у них, и ход их становился все быстрее. А старец не то, что отставал от них – впереди шел, неведомым образом находя петляющуюся тропинку среди скал.
И поднялись они на вершину как раз во время – когда солнце было в самой верхней точке небесной. И открылось пред ними картина невиданная, красоты чудесной.
И сказал старец:
- Смотрите внимательно – увидите, значит, спасете свой народ.
И стали всматриваться вокруг внимательно посланники, и слепило глаза светило, и слезы катились, но не смогли увидеть ничего они.
И тут опустил глаза вниз самый молодой из посланников, что и брать-то не хотели с собой. И увидел он, как муравьи невидимой тропкой каждый спешил в муравейник, и несли они туда то, что требовалось. И поднял он глаза, и увидел, как пчелы кружат над цветами, собирая нектар сладкий, и тут же спешили они в ульи свои. И птицы червячков да мошек ловили, чтоб накормить птенцов своих.
И воскликнул тогда он:
- Да взгляните же! Каждый исполняет то, что положено, и порядок во всем!
- Мал ты, да глаза тебе не застило еще! – впервые улыбнулся старец. – Поняли вы теперь, отчего солнца свет перестали видеть? – обратился он к остальным посланникам.
- Каждому – свой урок, да свое дело делать надо.
- Вот и славно. Поспешайте теперь, ждут вас…
…и отправились назад посланники те, и был быстрым и спуск с горы той высокой, на которой прозрели они, и путь их обратно. И зашло солнце за горизонт вечером, но продолжали они идти, поспешая. И вернулись они к народу своему, и с их появлением поднялось, как и раньше, солнце на востоке.
И вернулись люди в дома свои, и принялся каждый вспоминать мастерство свое, чтобы положенное выполнять, а, сделав – помогали тем, кто позабыл все. И стала налаживаться жизнь людей тех, и солнце каждый вечер, попрощавшись, утром вновь освещало все вокруг.
…- спишь уже, внученька?
- Сплю, бабушка, - во сне пробормотала Ведарка, и сон продолжился её. А был он чудесней чудесного – и солнце светило ласковое, и птицы пели песни свое, и букашки ползали, а сама Ведарка нашла полянку ягодную, и собирала она их, чтоб варенье наварить сладкое, чтоб на всю зимушку лютую хватило.