Гражданское авиастроение в России

Мицуков Сергей Владимирович
Люблю ниспровергать мифы и выдумки о своей Родине. Нет, честно, вот планируется сделать нечто хорошее, масштабное, при этом действовать по правилу: "недоделанное дуракам не показывают", в информационном обществе невозможно. И тут же стаи "бандерлогов" поднимают вой, хохот и кидаются банановой кожурой, типа, "В Рашке? Сделают?! Да всё украдут и пропьют. А что не украдут и не пропьют сами развалится".
При этом, как пример, приводят деяния своих "кумиров", за которых дружно голосуют, почитают, наподобие Прохорова, который свой Ё-мобиль делал-делал, да так и отпихнул за один доллар или, не к ночи помянутого Чубайса с чубайсятами, которые за что не берутся, хоть за энергетику, хоть за наноболтики и наногайки, всё сольют и испоганят.
Но, кроме этих "эффективных менеджеров", есть ещё и вполне себе нормальные обычные люди, что неспеша восстанавливают целые отрасли, разрушенные и растащенные чубайсами и прохоровыми.
1. Сухой Супер джет 100.
Сколько бы не говорили, что это "провальный проэкт" и его никто не купит, однако уже в этом, 2014 году, производство выходит на уровень 40 самолётов, в 2015 построят уже 50 (по самолёту в неделю), а к 2016 выйдут на запланированное производство 70 самолётов в год. Заказ на 200 "супер джетов" уже в заводском портфеле, плюс идут переговоры с Китаем, который собирается купить 100 самолётов, сумма контракта 3,5 млрд долларов.
2. Иркут МС-21
Создаётся в Иркутске. Среднемагистральный самолёт в нескольких вариантах (150-180-210 мест). В 2015 планируется первый полёт, на рабочее производство 40 самолётов в год планируется выйти к 2020 году. "Твёрдых контрактов" с предоплатой уже заключено на 160 штук МС-21.
3. На базе МС-21, который специалисты уже назвали "самолётом 21 века", разрабатывается дальнемагистральный широкофюзеляжный самолёт, условное название "лайнер 2020".
В данное время идут переговоры ОАК (Объеденённой Авиастроительной корпорации) с Китаем, который готов профинансировать большую часть разработок, при условии, что в последующем строительстве самолётов будут участвовать и китайские компании.
4. Дальнемагистральный сверхзвуковой ТУ - 244. Создаваемый ещё по советским наработкам ТУ 144 и "Конкордам". Предположительное начало эксплуатации к 2025 году. Потенциальный рынок только в России - 100 самолётов.
Если кто-то думает, что спроэктировать самолёт, ввести в производство - легко, то он заблуждается.
Бразильские самолёты состоят из произведённых в Бразилии запчастей лишь на 5%.
Современные, номинально американские, "Боинги", американские лишь на 20%, кстати, в их создании принимают участие и авиафирмы из России. Корпорация "Боинг" планирует инвестировать в производство запчастей и титана на территории РФ 27 млрд. долларов.
А вот, тот же "Сухой супер джет", российский на 60%. И доля российского участия в его производстве только растёт.
Так что, гражданское авиастроение в России развивается достаточно бурно, после печальной "ельцинской ямы", когда стояло всё вообще.
Вопрос: зачем это надо? Вкладывать миллиарды (разработка одной модели обходится 6-10 млрд долларов), когда есть множество нерешённых проблем, с ЖКХ, бюджетниками-пенсионерами, дорогами и садиками для детей? Не лучше ли нефть с газом продать и тупо те же "боинги" с "эйрбасами" купить?
А вот не лучше. Нефть не вечна. А проблемы с ЖКХ, дорогами и пенсионерами, как раз из разряда вечных. И чем будет наполняться бюджет России через лет 50-100 нужно думать и делать именно сейчас.