Моя эстетика

Дмитрий Гендин
«Моя эстетика»

1.
Моя специальность — эстетика. Я — профессиональный «эстет». Я люблю искусство, эта самая страсть суть философствование на тему искусства. Эстетика  на вершине философских дисциплин. Она кажется самой лёгкой, менее фундаментальной, чем, например, логика или онтология. Но разговор в эстетике сложен: у всех свои вкусы, свои чувства, методы передачи чувств. Эстетика логично изучает в принципе алогичное: произведения искусства и передача ими чувств. 

По Канту способность суждения — это стиль философского диалога об искусстве. Для эстетики нужна такая способность, и это уже ремесло.

Почему я выбрал эстетику, а не этику? Я хотел научиться вкусу к изящным искусствам. Я изучал Набокова все 4 года, хотел научиться у него письму. Я занял первое место за диплом по кафедре эстетики философского факультета МГУ. Я рассуждал о «Преступление и наказании» Достоевского и о «Лолите» Набоква. Получил именную премию проф. Яковлева, на которую купил компьютер, за которым сейчас работаю. Моя школьная учительница по литературе считает эту работу — лучшим, что я написал, пользуется работой как материалом уже в своей (учебной) работе.

Я люблю рассуждать о литературе. Ещё ждут своего исследования такие книги: «Снежная Королева», «Собор Парижской Богоматери», «Анна Каренина». Читая книгу так и тянет обсудить драматургию, систему персонажей, находки автора. Философия литературы имеет много подходов и методов. Я не ограничиваю себя каким-либо методом, я говорю то, на что напрашивается сама книга. Меня интересует драматургический и лирический анализ добра и зла.

Из живописи я более всего не равнодушен к Брюллову и его картине «Последний день Помпеи». Здесь он явно задел тему апокалипсиса. Статья про картину пока в сыром виде, как и размышления над «Снежной Королевой».

Из кино мне нравятся Вендерс и Кубрик.

Я люблю делать любовно-эротический анализ произведения, понять с кем автор: с развратителями или  моралистами. Тут общая область с этикой. Но этика пресновата, а эстетика готова во всей красе показать кризис души: например, жизнь и гибель госпожи Бовари. Флобер — моралист. А вот Лоуренс с его книгой «Любовник леди Чаттерлей» выступает как пример порнографии и дегуманизма, Как я отличил Флобера от Лоуренса? Потому что у меня есть способность суждения: совесть-вкус.

У меня много чисто эстетических книг. Многие из них рассказывают о том, что искусство близко к религии. Подлинное искусство — есть теургическое искусство. Красота православных храмов привела к крещению Руси. Эстетика — это переводчик с языка логики и онтологии на язык религии.   

В разговоре о прекрасном нельзя обойти прекрасный пол. Только эстетик может любить глубоко. Образ любимой восхищает эстетика. Сам вопрос о соотношении реальности и образности есть вопрос эстетический. Искусство может быть на грани реальности. Статуя может быть прекраснее реальной девушки. Эстетик и художник вместе рубят окно в потусторонность, вызванную искренней влюблённостью. Красота девушки может быть обманной. Девушка — целостное существо, внешнее не отделить от внутреннего. Проститутка, какой бы формой тело на ни обладала, всё равно эстетически уродлива. Принцип «калокагатия» никто не отменял. У красоты нет стандартов, каждый волен влюбляться в кого захочет, делает выбор сам. Стандарты красоты человека губят красоту его, дегуманизируют. И нет ничего красивее во Вселенной, чем красивая девушка (исключение: Бог).

А искусство так вообще заведомо больше несёт в себе, больше, чем может сказать эстетик. На одно хокку Басё можно написать философский трактат.

2.
Эстетическое окружает нас. Это «эстетика повседневности». Есть эстетика внешнего вида — моды, манеры одеваться. Есть эстетка рекламы, которую мы смотрим каждый день. Есть эстетика в организации домашней библиотеки. Есть эстетика кулинарная, парфюмерная. Эстетика шутки. Человек — это существо эстетическое: создающее эстетическое и эстетическое поглощающее. Писатель пишет, читатель читает и т. д.

Эстетика не есть познание, как эпистемология или гносеология. Эстетика насыщает, ублажает, воодушевляет, заставляет почувствовать. Эстетика — это форма сознания и стиль мышления. Эстетика, перефразируя Достоевского, спасает мир. Эстетика — язык гениев от искусства и философии. Писатели лучше всех понимают живописцев, киношники — писателей и т. п. Кьеркегор писал, что эстетик — это философ, не ставший художником (в широком смысле).

Философ и художник — помощники друг другу.

Мы живём в эпоху тоталитарного знания, власти техники и науки. Религии, искусству и философии приходится обороняться, оправдываться. Физика слишком сужает реальность, это мёртвая реальность, бездушный механизм; здесь спасение в натурфилософии и философия науки. Биология не задумывается о том, что есть жизнь (она говорит, как работает жизнь, как развивалась жизнь, но что такое жизнь, наука не отвечает). Математизация человека суть его гибель (математика может довести до безумия). Эстетика — это сепаратист науки. Но наука-наблюдение, чистая наука  имеет свою параллель в эстетике — деталь. И учёный-физик и художник-биолог, эстетик и художник должны быть очень внимательными людьми. 

3.
Эстетика учит творить, она же учит воспринимать высокое искусство. От наскальной живописи до современной инсталляции эстетика являлась спутницей человека. Что человек изобрёл раньше? Огонь? Или искусство? Человек психологически так устроен, что не может без искусства. Мир образом и есть мир человека. Человек человеку образ. Человек-в-себе, Я, микрокосм другого недоступны нам. Но своё Я, свой микрокосм воспринимает жизнь через образы.
Животному хватает инстинкта, человеку нужны образы: живопись, литератора, кино, танец и т. д., и. п. Физика прошлых веков обещала привести человека к счастью, но счастье заложено в эстетике. Нам хочется жить прекрасно через прекрасное и прекрасным. Искусство антропоморфно.

Нравственный закон эстетичен, как звёздное небо над головой, поэтому этика ниже эстетики. Этика учит, как жить, эстетика учит, как жить красиво. Искусство назидательно. Искусство открывает глубины души. Искусство — уникальный язык общения между всеми людьми. Все мы одинаково верим в любовь Ромео и Джульетты. Их мы судим не по законам этики, а по драматургическим законам эстетики. Этика может скатиться в релятивизм, эстетику н обманешь.

Эстетика — это центр культуры.

Подводя итоги, хочется отметить, что информационные технологии сделали искусство демократичнее, как в области создания произведения искусства, так и в области его восприятия.  Теперь не так дорого обходится создание кино (дешевые видеокамеры и доходчивые программы монтажа). Интернет всему учит и обо всём знает. Литература и живопись получили новые площади для своей реализации. 

Будущее — за эстетикой.

18 апреля 2014 года. Москва.