Садитесь за стол с продуктами от И...

Юрий Комболин
Хочу поделиться с вами: Петербургу повезло по сравнению с Москвой, другими городами России и ближнего зарубежья. Повезло потому, что в нашем городе в марте 1991 года было создано товарищество с ограниченной ответственностью И..., офис которого находится в доме № .. по Каменоостровскому проспекту. И, наконец, потому, что коллектив И... делает работу, которая ещё недавно по силам и достатку была только государству – поставляет на продовольственный рынок нашего города дешёвые и экологически чистые продукты из Дании, Нидерландов, Швеции, Бельгии и Польши. Варёные колбасы трёх-пяти видов, овощи и фрукты, бекон, фарш развозятся собственным автотранспортом клиентам – в добрую сотню магазинов города. И каковы должны быть объёмы торговли и связанные с нею хлопоты, если при ценах, когда товар бывает ниже по стоимости отечественных аналогов, месячный оборот И... составляет не одну сотню миллионов рублей.
А началось всё, по словам директора фирмы И... Е. В. Б...а, более чем скромно: с одного брокерского места на товарно-сырьевой бирже «Санкт-Петербург», офисной комнаты и двух сотрудников. И до октября 1992 года – чисто посредническая работа, без соприкосновения с товаром.
Второй этап во времени простирается до июля 1993 года: оптовая торговля спиртными изделиями зарубежного производства при штате в десять человек.
И, наконец, то, что представляет И... ныне: три десятка сотрудников, офис на Каменоостровском, дом .., арендуемые склады и холодильники, собственные автомобили и экспедиторская служба, сложнейший бухгалтерский учёт, который с помощью компьютеров осуществляют три бухгалтера, для двоих из которых основной рабочий инструмент – этот самый компьютер. С их же (компьютеров, разумеется) помощью отслеживается движение товара, который идёт в сотню магазинов города мелкими, порой, партиями, дробно и так же дробно поступают платежи.
При этом надо учитывать нестабильность рынка, недостаточную опытность собственных сотрудников и недобросовестность иных клиентов. И ещё проблемы, которые могут возникнуть при работе с товаром, который имеет сроки реализации, особенности хранения и перевозки, товарный вид да мало ли что ещё. И я не выдержал, твердым голосом спросил Евгения Витальевича: зачем им это хлопотное и не такое уж прибыльное дело? «Да, - ответил мне директор, - есть спокойнее и доходнее бизнес, скажем, торговля спиртным. Клиент сам искал фирму, сам приезжал уже с деньгами, и немалыми, сам увозил товар. И когда мы этим занимались, мы знали, как проверить крепость любого напитка и его вкусовые качества, и каждый из нас здесь был специалистом».
А потом он сделал потрясающее откровение для молодого человека и молодого предпринимателя, каковым и является. Он сказал, сидя за компьютером, которым владеет профессионально, что он и все его соратники, а это весь коллектив И..., руководствуются одним из высказываний Генри Форда, как-то заметившего, что цели только чистой наживы не могут стать залогом настоящего успеха. И голос его был твёрд.
Так бывает – до покалывания кончиков пальцев ощущаешь, что человек говорит правду. Это подтверждало всё, что я узнал об И.... Здесь нет ни одного сотрудника со специальным торгово-экономическим образованием, хотя все тридцать человек закончили институты, пятеро даже медицинские. И ошибки от незнания специфики торговли случаются. Но их склонны здесь считать некой неизбежностью, которая даёт недостающий опыт и не только самому виновнику ошибки, а всему коллективу. Так было, например, с яблоками, когда с доброй улыбкой, уже после реализации, им было сказано, что выплаты произведут с удержанием положенного, но не оговорённого процента на гнилость.
Таких примеров у каждого работника фирмы пяток-десяток наберётся, но директор считает, что это не повод, чтобы расстаться с человеком, так как очень важен элемент личного доверия друг другу, а степень его в И... высока. И доверие это покрывает недостаток опыта, профессионализма, которые наработать можно, и они нарабатываются, узнаются тонкости хранения, отгрузки, сдачи, приёмки каждого вида товара.
Брошенная на ходу шутка, неуловимый жест, особая интонация – всё говорит, что здесь собрались люди одного уровня образования и воспитания, одного менталитета. Когда в стране случились перемены, они поверили, что личный материальный успех приносит пользу не только тебе одному, но и обществу, и это важно, поверили в перспективу будущей России, оставили казённые, порой даже уютные кабинеты, встали на свой путь и успешно работают на выбранном поприще.
В И... осознают, что с внедрением в розничную торговлю опоздали, по крайней мере, на этом этапе развития новых экономических отношений, но, тем не менее, имеют один магазин, который используют для нарабатывания и аккумуляции своего опыта. Главную же, реальную перспективу здесь видят в развитии оптовой торговли в Петербурге продуктами питания, ориентированными на самые широкие слои населения, и выход на региональный и внутрироссийский оптовый рынок, который не насыщен вообще, но особенно теми товарами, на которые ориентируется И.... И здесь опыт нарабатывается: пусть региональные сделки пока можно считать эпизодами, но они имеют тенденцию к стабильному повторению. Конечно же, это происходит не само собой, а благодаря усилиям всего коллектива И.... И большому доверию клиенту. Это уже стиль фирмы, который, как бумеранг, возвращается доверием клиентов: И..., пользующейся высоким кредитом доверия у клиентов-поставщиков, товар отпускается на реализацию, и это – при остающейся ещё в силе неуверенности в партнёре из России.
Как в подборе кадров важна личная рекомендация одного из работающих, так и в выборе партнёров-поставщиков И... не устанавливает отношений с незнакомыми фирмами. Известность, солидность, равноправность отношений – вот критерии, по которым отбирались зарубежные партнёры. Поэтому и товар от них поступает с сертификатами качества государственных служб стран Бенилюкса или того государства, где находится фирма-поставщик.
Работая с импортом, приходится жёстко отслеживать курс доллара, малейшее возвышение которого отзывается на работе И..., дестабилизируя её. Последний скачок курса можно сравнить только с океанским тайфуном. И всё-таки контейнеры морем и сушей шли и идут в адрес петербургской российской фирмы И..., имея обратные адреса почти половины стран Европы.

Журнал All information, № 37, 24 января 1994 г.