Губерман Игорь

Майя Уздина
7 июля 2014  года Игорю Мироновичу Губерману исполнится 78 лет. А кто может рассказать об Игоре Губермане лучше, чем он сам? Предоставляю слово поэту.

"С радостью хочу начать с того, что я - коренной москвич, шестьдесят пять лет тому назад родившийся в Харькове. Я думаю, что мама увезла меня туда рожаться, чтобы, не тревожа папу, сделать мне обрезание. Поскольку ровно на восьмой день я уже вернулся в Москву с отрезанным - так шутили впоследствии - путем в аспирантуру.  Впрочем, это ни моих родителей, ни тем более меня тогда отнюдь, не волновало. До двух лет я не говорил, а объяснялся жестами - уже соседские родители стали бояться, что со мной общались их дети. Но потом я все-таки заговорил, а все, что умолчал, наверстываю до сих пор»…


Даже этой крохотной цитаты достаточно, чтоб почувствовать юмор и самоиронию автора. Постараюсь цитировать его как можно меньше. Пока это будет в моих силах.
 
Видела я Игоря Губермана мельком, в доме его близкого друга, на сцене, по телевизору.Но как будто и не расставалась с ним.  Его стихи, как фразы Жванецкого,  не могут  отпустить. Невольно  прискакивают  в любой  ситуации. А слушать его   сплошное удовольствие!

Однажды в Хайфе он выступал в переполненном зале. Даже на сцене сидели зрители. Хохотали так, что  сидевшая на сцене солидная дама, схватившись за живот, выбежала. На что Губерман отреагировал, как на лучший отзыв зрителя.
 
Но, конечно, они - эти короткие гарики, вызывают и серьёзное глубокое раздумье над всем, чего  они касаются. Эта новая форма, созданная  Игором Мироновичем Губерманом, привлекает к себе много сочинителей и подражателей.

Впервые я увидела Губермана в доме матери его друга  Юлика Китаевича. Это был трагический день для  его друга и моих друзей. Неожиданно  умер отец Юлика.  Я работала рядом, после звонка  подруги Иды Ароновны,  матери Юлика, я немедленно прибежала. Вскоре приехал сын, а вслед за ним и  его друг Игорь Губерман.  Дружба была крепкая и на всю жизнь. В дальнейшем я вернусь  к рассказу об этой дружбе.

В конце 1950 годов Игорь  познакомился с Александром Гинзбургом,
издававшим один из первых самиздатских журналов «Синтаксис». В кругу его общения  были  и другие свободолюбивые деятели литературы, изобразительного искусства.

 Писал научно-популярные книги, но одновременно  проявлял себя как поэт-диссидент. Свои произведения подписывал псевдонимами  И.Миронов, Абрам Хайям.

В 1958  году окончил МИИТ, транспортный институт, получив диплом инженера-электрика. Несколько лет работал по специальности. Сам он об этом говорит так:
 «…сохранил замашки пролетария: носки меняю редко и подозрителен к высоколобым очкарикам».

В 1979 году Губерман был арестован по сфальсифицированному обвинению (о покупке краденых икон) и приговорён к пяти годам лишения свободы. Не желая лишнего политического процесса, власти судили Губермана как уголовника по статье за спекуляцию.

О его дальнейшей судьбе мне постоянно рассказывала его прекрасная тёща- Лидия Борисовна Либединская.  Она навещала Игоря, помогла построить в  Сибири дом.
 
Попал в лагерь, Игорь  вёл дневники. Используя дневниковые записи, в 1980 году пишет книгу  «Прогулки вокруг барака». Книга появляется в 1988году.

За время, пока Игорь был на поселении в Сибири, его друг Юлий Китаевич, эмигрировавший с семьей в США ещё в 1974 году,  постоянно выступал за освобождение Губермана. Он устраивал демонстрации перед советским посольством. Вместе с другими протестующими держал в руках плакат, призывающий к свободе  Губермана. Один из таких плакатов хранится в доме Губермана. А в книге «Прогулки вокруг барака» есть глава, посвященная Юлию Китаевичу.

В 1980 году, через год после ареста Игоря, Юлий Китаевич вместе с  женой издали в Америке сборник «Бумеранг» — первую книгу стихов Губермана под его именем. Ради шутки Юлик пристроил туда и несколько своих стихов.

Позднее, репатриировавшись в Израиль, Игорь опубликовал стихотворный сборник «Гарики на каждый день», со следующим посвящением: «Юлию Китаевичу — любимому другу, автору многих моих стихов». После выхода этой книги Юлия не раз спрашивали, не тот ли он Китаевич, который пишет за Губермана стихи.   

«Поэтому считаю уместным заявить со всей серьезностью, что свои стихи Игорь пишет сам. И я пишу сам, хотя некоторые мои стихи получаются похожими на его. Но это уже целиком моя вина».  Журнал "Вестник-Online"
 
В 1984 году поэт вернулся из Сибири. Долго не мог прописаться в городе и устроиться на работу.

В 1987 году Губерман эмигрировал из СССР, с 1988 года живёт в Иерусалиме. Часто приезжает в Россию, выступая на поэтических вечерах. Русскоговорящие жители разных стран с радостью встречаются с писателем. Его знают и любят.

 Гарики

В чужую личность мне не влезть, а мной не могут быть другие…
И я таков, каков я есть, а те, кто лучше, — не такие.

Сегодня для счастливого супружества
 у женщины должно быть много мужества.

В нашей жизни есть кулисы, а за ними — свой мирок,

 там общественные крысы жрут общественный пирог.

С сайта http://www.inpearls.ru/

Из нас любой, пока не умер он,
себя слагает по частям
из интеллекта, секса, юмора
и отношения к властям.

Когда-нибудь, впоследствии, потом,
но даже в буквари поместят строчку,
что сделанное скопом и гуртом
расхлебывает каждый в одиночку.

Между слухов, сказок, мифов,
просто лжи, легенд и мнений
мы враждуем жарче скифов
за несходство заблуждений.

Эта мысль — украденный цветок,
просто рифма ей не повредит:
человек совсем не одинок —
кто-нибудь всегда за ним следит.

На все происходящее гляжу
и думаю: огнем оно гори;
но слишком из себя не выхожу,
поскольку царство Божие — внутри.

Мой небосвод хрустально ясен
и полон радужных картин
не потому, что мир прекрасен,
а потому, что я — кретин.

Блуд мировых переустройств
и бред слияния в экстазе —
имеют много общих свойств
со смерчем смыва в унитазе.

Женщиной славно от века
все, чем прекрасна семья;
женщина — друг человека,
даже когда он свинья.

Мужчина — хам, зануда, деспот,
 мучитель, скряга и тупица;
чтоб это стало нам известно,
нам просто следует жениться.

Творец дал женскому лицу
способность перевоплотиться:
сперва мы вводим в дом овцу,
а после терпим от волчицы.

Съев пуды совместной каши
и года отдав борьбе,
всем хорошим в бабах наших
мы обязаны себе.

Живя в загадочной отчизне
из ночи в день десятки лет,
мы пьем за русский образ жизни,
где образ есть, а жизни нет.
                ***
Вожди России свой народ
во имя чести и морали
опять зовут идти вперёд,
а где перёд, опять соврали"


ВОПРОСЫ к ГУБЕРМАНУ:


Очень, очень я люблю записки.
А ещё в письме мне рассказали: некий человек прочёл мои стишки своей
соседке, вострой старушке.
Ей понравилось, она спросила, жив ли я и где я живу. Услышав, что в
Иерусалиме, очень удивилась - почему? Ей объяснили: потому что еврей.
И вострая старушка непритворно изумилась: Какой же он еврей, если он
пишет русским матом?

Я даже друзьям порой завидую, когда им пишут примечательное что-то.
Саша Городницкий, например, такую получил записку на своём концерте:
некая явно интеллигентная женщина длинно написала ему,
какой теперь повсюду беспредел и безобразие, как тяжко нынче жить
простому человеку, а закончила прекрасной фразой:
Какое счастье, Александр Моисеевич, что вы не дожили до этого времени!

Одну историю мне рассказали - чисто лингвистическую, она в семье
любимая, эта история. Сын женщины-рассказчицы сюда в Израиль приехал
совсем маленьким, так что русский язык у него по большей части
выученный.
И было ему уже семнадцать лет, когда мать решила пойти куда-то
учиться. А экзамен там был очень сложный, и в тот день с утра она
изрядно волновалась.
А сын очень мать любил, и волновался вместе с ней, и в конце дня
позвонил ей, чтобы спросить, сдала ли. Вроде бы сдала, сказала мать.
И сын тогда спросил: А экзамен был письменный или оральный?

А теперь подряд что попадётся.

После прочтения Ваших книг считаю, что неразумно и неприлично
приходить на встречу с Вами трезвым, чем вступаю в антагонизм с женой.
Кто прав? Кстати, у меня с собой. Окажите честь. Алексей, ряд 14 (не
еврей).

Игорь Миронович, посвятите мне, пожалуйста, гарик! Только
приличный, а то мама расстроится! Катя.


Добрый вечер, Игорь Миронович! И спасибо Вам большое. За стихи, за
книги, за оптимизм и глубину. Хочу поделиться двустишием, которое
несколько лет назад написал один хороший человек.
По-моему, она может считать себя Вашей духовной внучкой:
Пришла весна, запели птички,
Набухли почки и яички.

Скажите, Вы Вашим ртом ещё и едите?

Когда я собиралась на концерт, предложила своему другу пойти со мной.
На что он сказал: "Даже смотреть не хочу на этого плагиатора - столько
мыслей у меня из головы украл!"


Игорь Миронович, можно ли сказать, что мы сегодня культурно провели вечер?>


Игорь Миронович, скажите, что делать девушке с двумя детьми,
которая хочет замуж за еврея?

Спасибо Вам за Ваше творчество, наш ребёнок, ему 14 лет, слушая
Ваши стихи, решил почитать Пушкина...

Неужели вы до сих пор бухаете? И как сохраняете бодрость духа? И
есть ли Бог? Спасибо.

Игорь Миронович! Мой муж - еврей. Я ему часто говорю: все
нормальные евреи - врачи, инженеры, а ты - милиционер. Я права?

Детская история. Грустный Антон приходит из детского сада.
Мы спрашиваем - что случилось?
- Плохо кормили. - А что давали?
- Молоко, ****ь, и дыню.

Игорь Миронович, как Вы потеряли девственность?

В интернете мы прочитали заметки Дины Рубиной о Вас. Интересно! А
хули Вы о ней ничего не напишете?!

Игорь Миронович, не обидит ли Вас, что Ваша книга лежит у нас в
уборной? Именно благодаря Вам мы проводим там значительно больше
времени. Спасибо!

Игорь Миронович! Вот такая история. Внуку 3,5 года, провожает
прабабушку домой. "Поцелуй бабу Галю", - говорит его мама. Правнук
отвечает: "Что-то не больно я люблю старух целовать!"

Игорь Миронович, правда это, что миром правят евреи, или всё-таки их жёны?

Игорь Миронович! Жги! Да не угаснет русский запал в недрах еврейской души!

Скажите, на Ваш взгляд, чего не хватает России? Только не говорите,
что евреев.

Игорь Миронович! Моя девушка смотрит на Вас с восторгом. Что нужно
сделать, чтобы на меня она смотрела так же?


Выйду замуж за еврея любой национальности! Игорь, помогите! 6 ряд,
20 место.

Игорь Миронович, как Вы думаете - Бог юмор понимает?

Игорь Миронович, слышно ли Вам, как смеётся на балконе моя мама?
 
СОЧИНЕНИЯ:

Чудеса и трагедии чёрного ящика, 1969;

Третий триумвират. М.; Детская литература, 1974

Бехтерев: страницы жизни, 1977;

Игорь Губерман Гарик. «Еврейские Да-Цзы-Бао». Иерусалим, 1978

Губерман Игорь. «Бумеранг». Ann Arbor, USA, Hermitage, 1982

Губерман Игорь. «Прогулки вокруг барака», Englewood, USA, Hermitage, 1988

«Гарики (Дацзыбао)» (Иер., 1988)

«Прогулки вокруг барака» (Иер., 1990)

«Гарики на каждый день», Москва, «ЭМИА», 1992

«Второй иерусалимский дневник» (М., 1994)

«Штрихи к портрету» (М., 1994)

Собр. соч. в 4 т. Нижний Новгород, 1996;

Антология Сатиры и Юмора России XX века. Т.17, М., 2001;

Окунь А., Губерман И. Книга о вкусной и здоровой жизни. Спб., 2003

Гарики предпоследние. Гарики из Атлантиды. Эксмо, 2004

Губерман И., Окунь А. Путеводитель по стране сионских мудрецов. Лимбус Пресс, Издательство К. Тублина. С-Пб.-М. 2009. 552 стр. ISBN 978-5-8370-0571-8.

Игорь Губерман Книга странствий. — М.: Эксмо, 2009. — 432 с. — ISBN 978-5-699-34677-6


ИГОРЬ ГУБЕРМАН: БОЛЬНО, ТОЛЬКО КОГДА СМЕЮСЬ
Пожилые записки, Время,431 стр., 2009.
Вечерний звон, Время, 509 стр., 2009.
Прогулки вокруг барака, Время, 493 стр., 2009.
Книга странствий, Время, 558 стр., 2009.
Ссылки

Фильм — портрет «Гарики и Человеки» — Телевизионный сериал (7 серий), ТВС, премьера 2 января 2003
Рецензия на книгу «Праздники на каждый день» на сайте booknik.ru
Интервью с Игорем Губерманом на радио «Эхо Москвы»
Интервью с Игорем Губерманом
Интервью с Игорем Губерманом, автор — Евгений Кудряц
Интервью с Игорем Губерманом, в журнале «Чайка»
Свобода чудовищно похожа на лагерь. Еврейский мир (газета), автор В. Топаллер
Губерман Игорь (Электронная еврейская энциклопедия)
О новой книге Игоря Губермана «Гарики из Иерусалима»
Губерман Игорь Миронович (р.1936), российский поэт, известный своими сатирическими четверостишиями «гариками».
Концерт Игоря Губермана в Аугсбурге (Видео, 2006 год)
Примечания

120 минут счастья
Губерман Игорь
ГУБЕРМАН Игорь Миронович