Морские авиаполки ТОФ в забытой войне 3часть

Александр Семёнов 7
  Морские авиаполки ТОФ в Забытой Корейской войне 3часть
  (Посвящается пилотам 781ИАП ТОФ)

   Об этом, товарищ, не вспомнить нельзя:
   В одной эскадрилье служили друзья,
   И было на службе и в сердце у них
   Огромное небо, огромное небо,
   Огромное небо, одно - на двоих!

   Эдита Пьеха - Огромное небо –
    Слова Р. Рождественского


      На фото (из архива Семёнова А.Д.): авиаэскадрилья из 781-го ИАП ТОФ после служебной командировки в КНР (фото позже октября 1953г). Крайний справа в нижнем ряду (предположительно) - комэск майор Клочков И.Ф., второй справа в нижнем ряду (точно) – пом.ком.полка майор Семенов Д.В., четвертый справа в нижнем ряду (предположительно, требуется подтверждение близких) – капитан Куцыгин А.И.


      После короткой переподготовки на материальной части 133-й ИАД, освоив истребители МиГ-15бис, летчики 781-го морского ИАП к марту 1953 года имели в своем составе 25 боеготовых экипажей, базировавшихся на приграничном китайском аэродроме Мяогоу. Этот аэродром стал для полка основным местом базирования до конца боевых действий в Корейской Забытой войне, за исключением июня месяца, когда 22 экипажа 781-го ИАП выполняли полеты на перехват противника с аэродрома Дапу. Уже в начале марта моряки стали выполнять первые боевые вылеты совместно с армейскими летчиками под их прикрытием. С учетом ошибок в подготовке к боевым действиям летчиков 578-го полка ТОФ на этот раз ввод был осуществлен под более строгим контролем со стороны «старожилов» корпуса, летчиков 216-й ИАД.

      Вот описание некоторых боевых вылетов и боёв морских пилотов 781ИАП ТОФ из книги «Красные дьяволы в небе Кореи» (автор Сейдов И.А.):
      В марте из-за усталости летного состава 216-й ИАД ей ограничили число вылетов на боевые задания, дав немного отдохнуть. В мартовских боях в основном участвовали летчики 32-й ИАД и летчики 781-го морского ТОФ (с 9.03.1953). Прикрытие аэродромов первой линии, а также усиление в ходе больших сражений осуществляли летчики 133-й ИАД с аэродромов Мукдена и Аньшаня.

     ...Итог же боев 9 марта таков: корпусом сбито два самолета противника, свои потери — также два самолета и погибли два летчика. Правда, в этом сражении участвовали, и летчики морского 781-го ИАП ТОФ, и, по воспоминаниям летчика этого полка Антона Михайловича Касприка, в этом вылете он шел ведомым у командира аэ капитана Клочкова И.Ф. Во время патрулирования на ведущего откуда-то сверху свалились два «сейбра» и, проскочив ведомого, бросились на самолет Клочкова. Но Касприк не растерялся, контратаковал эту пару «сейбров», ударил мощной пушечной очередью по одному из Ф-86, и тот взорвался в воздухе. Это была первая победа морских летчиков из 781-го ИАП, однако эту победу полку не засчитали - не было подтверждения с земли.

      27 и 28 марта было несколько мелких стычек летчиков корпуса с «сейбрами», в которых наши летчики сбили два Ф-86: 27-го отличился старший лейтенант Берелидзе Г.Н. из 224-го ИАП, а 28-го (марта) первую официальную победу одержали морские летчики 781-го полка ТОФ — отличился капитан Луковников В.Д. Мы потерь в этих боях не имели. Командование 5-й ВА не подтверждает потери Ф-86 в эти два дня.
Последний крупный бой в марте состоялся 29-го числа. В нем участвовали летчики 32-й ИАД и 781-го ИАП. Весь день в районе Супхун ГЭС шли воздушные бои мелких групп истребителей с обеих сторон. ...В другом бою сошлись группа «мигов» из 781-го ИАП ТОФ, и группа Ф-86 из 51-го ИАКр(США). В этом бою капитан Попов Н.И. сбил один «сейбр», но и «сейбры» не остались в долгу: сбили самолет капитана Ильиных, который спасся на парашюте. Как проходил этот бой, рассказывает Сажин Вадим Петрович, участник этого вылета: «Вылетели мы тогда тремя группами: впереди две шестерки во главе с майором Бакарась, а позади шла восьмерка из состава 3-й аэ. Шли вдоль побережья залива на высоте 11 000м. Я видел «сейбры» в заливе, они блеснули на солнце, но их маневр не удалось увидеть. В это же время вижу пару «мигов» справа от нас немного ниже и сзади — это был Ильиных со своим ведомым. Я запросил по радио: «Кто справа? Смотри внимательно, с залива выходят «сейбры». Ильиных назвал свой позывной. Ни он, ни ведомый обнаружить «сейбры» не могли — сильно мешало солнце.
      Через несколько мгновений вижу: пара Ф-86 заходит для атаки по Ильиных. Я передал ему об опасности, но «сейбры» были уже близко, и ведущий Ф-86 открыл огонь. У Ильиных полетел фонарь кабины, пошел дым. Я ему крикнул: «Прыгай!» Эту команду он услышал и нажал на гашетку катапульты. Катапультировался он в бессознательном состоянии, так как у него осколки перерезали ремешки кислородной маски, а на этой высоте в 11 000 м. без кислорода не проживешь. Тут же вижу, пошла трасса из миговских пушек по тому «сейбру», что стрелял по Ильиных, — «сейбр» окутался разрывами снарядов и начал падать. Его ведомый переворотом пошел за ним, туда же пошел и ведомый Ильиных. Огонь вела пара капитана Попова, с ведомым Боровинским, они шли позади нас с майором Бакарась. Мы ушли вперед. Задняя группа вела бой с группой Ф-86, и Боровинскому пришлось отбиваться от Ф-86. Его долго преследовали, и тому пришлось сесть на аэродроме китайцев, а не на свой». 
Итог же этого боевого дня, к сожалению, не в пользу летчиков корпуса: за день был сбит всего один самолет противника, потери составили три самолета, и один «миг» был подбит. Американцы же заявили о четырех победах, и все они были на счету летчиков 4-го ИАКр.

      7 апреля американцы предприняли новый налет ИБА в глубь «Аллеи “Мигов» под прикрытием «сейбров». На его отражение ушли летчики 32-й ИАД, а также пилоты 781-го ИАП ТОФ — 216-я ИАД была в резерве. Однако, обнаружив с помощью постов РЛС подход нескольких групп «мигов», штурмовики, вовремя предупрежденные, ушли, избегая встречи с «мигами», в залив. Поэтому наши летчики не встретились в этот день с ИБА (истребительно-бомбардировочной авиацией) противника, но провели несколько боев с «сейбрами» из заслона.
      ...В других боях с «сейбрами» в этот день отличились морские летчики, сбившие один «сейбр»: две эскадрильи полка (22 экипажа) под командованием подполковника Снопкова Н.Д. в 20 км к северу-востоку от Сенсена вступили в бой против 16 самолетов Ф-86, представлявших истребительный «заслон». В этом бою, проходившем на высоте 2000 м на вертикалях, благодаря четкому взаимодействию и взаимной выручке с наращиванием сил старший лейтенант Боровинский А.А. сбил один Ф-86, остальные же самолеты противника, рассыпав строй, ушли в сторону Корейского залива.

      21 и 22 апреля летчики корпуса вылетали на отражение полетов ИБА в «Аллею “мигов”», сбив при этом несколько «тандерджетов». Так, 21 апреля один Ф-84Г сбил командир 878-го ИАП подполковник Дронов С.Д., а 22 апреля отличились летчики 781-го ИАП ТОФ, сбив один и подбив другой Ф-84. Американцы признают потерю 21 апреля одного своего палубного Ф9Ф-5 из состава ВФ-153, самолет которого разбился в районе Вонсана. Его, возможно, и сбил подполковник Дронов, приняв за Ф-84. А вот старший лейтенант Каменщиков В.Г. из состава 781-го полка сбил Ф-84Г с № 51-865 из состава 8-й аэ 49-го ИБАКр (США), пилот которого, Джозеф Зейглер, пропал без вести.

       24 апреля 1953 года у летчиков корпуса были последние бои в апреле месяце.
       13 мая в районе Ансю состоялось несколько стычек летчиков корпуса с пилотами 51-го ИАКр (США), которые, к сожалению, закончились неудачно для наших пилотов. Так, майор Джон Джирадо из 25-й аэ в воздушном бою сбил заместителя командира 1-й аэ 224-го ИАП капитана Батракова Н.Д., и он был вынужден спасаться на парашюте. А вот летчику 781-го ИАП ТОФ старшему лейтенанту Каменщикову Василию Георгиевичу не повезло — он погиб в воздушном бою с Ф-86. Его сбил лучший ас 51-го ИАКр (США) и 39-й аэ капитан Джозеф Макконелл, которого совсем недавно «искупал» в Желтом море майор Федорец А.С. Американцы в этих боях потерь не понесли.
 
       ...Первое сражение разгорелось уже 1 июня, когда американцы предприняли крупный налет ИБА в район Хитхен–Ансю. В отражении принимали участие летчики 32-й и 216-й иад, которые взяли на себя «сейбры» передового заслона, а в район работы истребителей-бомбардировщиков из состава 18-го и 8-го ибакр на Ф-86Ф-25 прорвался 781-й ИАП ТОФ, который рано утром стартовал с аэродрома Аньдун. Со стороны залива в район Ансю вышла армада штурмовиков под прикрытием «сейбров» 4-го ИАКр. Они шли на разных высотах 12 000–13 000 м. В этом бою морские летчики сбили один «сейбр» и подбили еще один Ф-86. Командир аэ капитан Клочков И.Ф. в этом бою подбил один штурмовик, но ему его не засчитали. Но и «морячки» понесли тяжелую утрату — из боя не вернулся старший лейтенант Василий Степанович Тимошин. Его сбил капитан Лонни Мур из 335-й аэ 4-го ИАКр (США). Летчики 32-й и 216-й иад провели несколько стычек с Ф-86 1 июня, но побед над ними не добились, как не было и потерь в этих боях.

       4 июня летчики ОВА сбили английского летчика Джона Кинга, который проходил боевую стажировку в составе 25-й аэ — его Ф-86 остался в корейской земле. Еще один «тандерджет» летчики ОВА (объединенная воздушная армия КНР и КНДР) сбили 6 июня. Также с промежутке с 1 по 4 июня были потеряны два Ф-86Ф-30 — один из состава 18-го ибакр, а другой — из разведывательной 15-й траэ. Возможно, что один из них стал жертвой старшего лейтенанта Найденова из 781-го ИАП, одержавшего победу 1 июня. Хотя американцы заявляют, что оба «сейбра» разбились при взлете с аэродрома.
Однако между этими событиями состоялось большое сражение в районе Сиодзио, в котором участвовало до сотни «мигов» из состава 32-й, 216-й иад и 781-го ИАП ТОФ совместно с дивизиями ОВА (КНР и КНДР). С американской стороны дрались оба авиакрыла перехватчиков из 4-го и 51-го ИАКр.
Бои разгорелись недалеко от Супхун ГЭС, южнее от р. Ялуцзян возле Сиодзио. ...В других стычках в этот же день летчики 676-го ИАП подбили один «сейбр», а летчики 781-го ИАП ТОФ сбили один Ф-86, потеряв один свой самолет. Был сбит летчик 676-го ИАП старший лейтенант Леонид Соловьев, но он благополучно спасся на парашюте.

      5 июня произошла трагедия в районе аэродрома Аньдун. При заходе на посадку со стороны залива были атакованы «сейбрами»-охотниками летчики 781-го ИАП, которые понесли потери на взлете. Взлет с аэродрома Дапу производило звено старшего лейтенанта Кучеренко Е.П., которое было атаковано восьмеркой Ф-86.
Сразу был сбит ведомый командира старший лейтенант Царенко Владимир Федорович на высоте около 500 м — он катапультировался, но не хватило высоты для раскрытия парашюта, и летчик погиб. Кучеренко удалось сбросить подвесные баки и обстрелять одно звено «сейбров» и даже удалось поразить один из «сейбров», но тут он был сам подожжен и катапультировался на краю аэродрома — ему хватило высоты для раскрытия парашюта, и он остался цел. ...В другом бою погиб еще один летчик полка старший лейтенант Пушкарев Борис Владимирович.

      7 июня. Командование 5-й ТВА США заявило, что летчиками «сейбров» 7 июня сбито 5 «мигов», из них 4 на счету летчиков 4-го иакр, два из которых в этом бою сбил капитан Ральф Парр из 335-й аэ. Также были потеряны и два Ф-86: один из них серьезно повредил «миг» — это был Ф-86Ф с № 51-2905 из состава 39-й аэ. Видимо, позже этот «сейбр» был списан. Еще один Ф-86Ф-30 с № 52-4384 из состава 67-й аэ 18-го ибакр также разбился «при взлете», его пилот Миллер уцелел. Первый «сейбр» стал добычей капитана Андреева А.Г. из состава 535-го иап, а второй — капитана Семенова Д.В. из морского 781-го полка.

      10 июня «Сейбрам» удалось все же сбить на посадке машину капитана Василия Баландина из 781-го ИАП ТОФ в районе аэродрома Дапу, но он сумел спастись на парашюте. При этом он получил перелом плечевой кости, вывихнул себе шейные позвонки и попал в госпиталь. Приземлившись недалеко от аэродрома, Баландин не мог самостоятельно идти, т. к. у него были тяжелые травмы. Его подобрали китайцы и на носилках несли его до самого аэродрома Дапу — почти 20 км бегом. В награду за это командир полка подполковник Снопков выдал им из своих запасов один миллион юаней — для китайцев тогда это были большие деньги!

      12 июля. Первую победу в последнем месяце войны летчики 64-го ИАК одержали только 12 июля, но были и потери. В этот день бои прошли в районах аэродромов Аньдун и Дапу, где «сейбры»-охотники попытались подловить кого-нибудь из летчиков 64-го ИАК или ОВА, и, к сожалению, им это удалось. Так, в районе аэродрома Аньдун, где базировался 781-й ИАП ТОФ, «сейбры» подловили на посадке группу «мигов» из морского полка и сбили на высоте всего 15 м капитана Виктора Михайловича Белова. Он вместе с самолетом врезался в землю — это был последний погибший летчик 781-го ИАП ТОФ, оставшийся лежать на русском кладбище в Порт-Артуре.
      О том, как это было в подробностях, рассказывает участник этого вылета Сажин Вадим Петрович: «Был такой аэродром Дапу, который располагался между гор. Локаторы ничего не видели. Обычно его блокировали, когда наши группы взлетали или садились. Мы пришли на посадку без горючего, аэродром был плотно блокирован. У меня вообще топливо было на нулях. Мой ведущий Иконописцев меня завел к четвертому развороту и дал команду садиться. Когда я от него отошел, то увидел сзади пару Ф-86, которая разворачивалась в мою сторону. Я резко «нырнул» вниз до высоты 10–15 м и между сопок на этой высоте вышел на полосу. У меня еле успели выйти шасси. Тут Иконописцев крикнул по радио: «Тебя бьют!» — но я был уже на полосе. Оглянувшись, увидел, что на земле горит самолет — это был самолет капитана Белова. В это время мне навстречу катится «миг», — разошлись по правой стороне. И такое бывало! Белова сбили на высоте 150–200 м. Он шел за мной. Мы знали, что у «сейбров» прицел не приспособлен вести стрельбу сверху на малых высотах. Почему Белов не снизился, как и я, — непонятно!» — В этом вылете шестерку «мигов» 781-го полка под командованием подполковника Снопкова Н.Д. навели на группу из 30штук Ф-86Ф-30. О том, как проходил этот бой, рассказывает Вадим Петрович Сажин: «Недалеко от границы Китая и КНДР, на берегу залива (15–20 км от залива), был гранатный завод. Его часто бомбили самолеты противника Ф-86Ф-30 с бомбами. Они выходили со стороны залива, пикировали на завод, бросали бомбы и после этого становились обычными «сейбрами», готовыми вести бой с «мигами». Вот нам и надо было им противодействовать на высотах 600–1000 м. Бывало, что мы там действовали не одни, приходили группы и из других полков одновременно с нами. Бомбили они в спешке, старались быстрее освободиться от своего груза.
          
       Вот и в том вылете мы столкнулись с большой группой этих истребителей-бомбардировщиков. Много было стрельбы, вообще была целая кутерьма. Наша задача в этой шестерке была, конечно, уберечь командира полка. Пришлось оттянуть на себя часть «сейбров» и дать возможность командиру уйти в облака. Вот в том бою мы и наблюдали столкновение двух Ф-86 — они столкнулись на выходе из пикирования. Это видел не только я, но и другие летчики нашей группы». Американцы признают потерю двух своих Ф-86 с № 51-2836 и № 51-12972 из состава 335-й аэ 4-го ИАКр, летчики которых, Эуген Элдридж и Альберт Кокс, пропали без вести. Они были записаны на счет капитана Семенова Д.В. и старшего лейтенанта Куцыгина А.И. как подбитые.

       В бою (19 июля) «сейбры» сбили один «миг» из состава 781-го ИАП: со стороны залива выскочила незамеченной пара Ф-86 и со стороны солнца атаковала группу «мигов» морского полка и подбила самолет старшего лейтенанта Луговцева Е.И., и он на высоте 11 000 м катапультировался. Его попытались атаковать повторно, но пара старшего лейтенанта Иконописцева и его ведомого старшего лейтенанта Сажина пресекла эту попытку, и Луговцев благополучно приземлился на корейской территории. А далее со штурманом полка Луговцевым произошла история, чуть не закончившаяся для него трагически. Как известно, все наши летчики были одеты в китайскую форму, но поверх формы наши летчики обычно надевали кожаные летные куртки, и на земле было трудно определить, американский это летчик или советский. Обычно китайские и северокорейские солдаты и гражданские определяли наших летчиков по сапогам, сделанным из красного цвета кожи. Так вот, Луговцев в тот полет вылетел обутым в простые ботинки, и это сыграло с ним злую шутку. Приземлившегося недалеко от Аньдуня, его схватили китайцы, связали и тянули за веревки в свой особый отдел.         Спасло Луговцева то, что мимо проезжала наша кочующая зенитная батарея. Солдаты услышали ненормативную русскую лексику, остановились и отобрали его у китайцев. Затем доставили его в госпиталь в г. Аньдун — он также неудачно катапультировался и повредил при этом позвоночник и долго ходил забинтованный в гипс. Это была последняя потеря боевой техники в составе 64-го ИАК в этой войне.

      20 июля летчики 64-го ИАК одержали в небе Кореи свои последние победы в этой войне, проведя с американскими летчиками одни из последних воздушных боев. В этот день летчики корпуса в основном вылетали в район Супхун ГЭС и Аньдуня на прикрытие этих важных стратегических объектов. Отличились летчики 781-го ИАП ТОФ, которые в составе восьмерки МиГ-15 под командованием заместителя командира полка майора Бакарася П.П. вылетели на прикрытие железнодорожного моста через р. Ялуцзян в районе г. Аньдуня. Уже на взлете их атаковала большая группа Ф-86. Сбрасывая ПТБ на бреющем полете, летчики полка вступили в бой с «сейбрами». Огонь по противнику открывался с дистанции 500–800 м. В результате, находясь в тактически невыгодных для себя условиях, но благодаря своевременной информации с КП полка и проявив хорошее взаимодействие звеньев и пар, действуя смело, дерзко и настойчиво, морские летчики добились победы над противником, сбив два Ф-86 и еще один подбив. Отличились в этом бою майор Чирков А. Н. и старший лейтенант Шерстнев З.М., а также капитан Клочков И.Ф., подбивший один из «сейбров». Отрадно и то, что в этом бою наши летчики потерь не имели.

      О том, как закончилась для нас война, можно судить по рассказу Сажина Вадима Петровича, бывшего летчика 781-го ИАП ТОФ: «Война заканчивалась в Корее 27 июля 1953 г. в 00 часов, мы об этом знали накануне. Интересный был день 27 июля: до полудня мы не летали, была низкая облачность, потом появились в облаках разрывы. Мы сидели в беседках, курили, обсуждали, как у нас сложится жизнь после войны. В этот момент я заметил в разрыве облаков два Ф-86. Дал команду: «Воздух!» Однако все подумали, что это шутка, но эта пара «сейбров» зашла на аэродром и дала несколько очередей из пулеметов по нам и самолетам. После этой стрельбы в курилках оказалось пусто —попрятались кто где.
        Потом смеялись друг над другом, кто как прыгал. Никто не пострадал, да и самолеты не получили повреждений. «Сейбры», видимо, просто дали «праздничный» салют в честь окончания войны и таким образом поздравили нас с ее окончанием! В тот день были вылеты, но без воздушных боев, каждая сторона предпочитала не рисковать в последний день войны.

        Вечером был соответствующий праздничный ужин. Так закончилась для нас эта война». После окончания боевых действий в августе из состава 64-го ИАК убыли в Союз 216-я иад (в Бакинский ВО), 133-й иад (в Ярославль) и 32-я иад (в Приморье). Под Владивосток также убыл в состав своей 165-й иад ТОФ и морской 781-й ИАП. Каждая из этих частей внесла свой посильный вклад в боевую работу 64-го ИАК.

        Летчики морского 781-го ИАП ТОФ сбили в составе корпуса в небе Кореи 12 самолетов США, подбили 7. Свои потери составили 9 самолетов и 5 летчиков:
   13 мая: старший лейтенант Каменщиков Василий Григорьевич. Сбит F-86 в районе Ансю. Пилот погиб.
   1 июня: старший лейтенант Тимошин Василий Степанович. Сбит F-86 в районе Хитхен–Ансю. Пилот погиб.
   5 июня: старший лейтенант Царенко Владимир Федорович. Сбит F-86 во время взлета с аэродрома Дапу. Пилот погиб в результате неудачного катапультирования.
   Старший лейтенант Кучеренко Е.П. Сбит F-86 во время взлета с аэродрома Дапу. Пилот катапультировался и выжил.
   Старший лейтенант Пушкарев Борис Владимирович. Сбит F-86. Пилот погиб.
   10 июня: капитан Баландин Василий. Сбит F-86 во время посадки на аэродром Дапу. Пилот катапультировался и выжил.
   12 июля: капитан Белов Виктор Михайлович. Сбит F-86 на высоте 15 м на посадке на аэродром Аньдун. Пилот погиб.
   19 июля: старший лейтенант Луговцов Е.И. Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил. В период командировки погибли в боях 5 лётчиков:

    Эффективность боевых действий 781-ИАП ТОФ была выше по соотношению к сбитым самолетам противника 1,33 : 1 в пользу 781-ИАП. Отличительной особенностью тактики действий 781-ИАП ТОФ по сравнению с 578-ИАП ТОФ, являлось то, что воздушные вылеты и бои велись группами в составе авиаэскадрильи (164раза против 66раз-578ИАП).
    Многие летчики-тихоокеанцы за участие в боевых действиях были отмечены орденами и медалями, а часть взаимодействовавших с ними летчиков ВВС и ПВО – удостоены звания Героев Советского Союза (майор Карелин А.М. – 351-й ИАП и капитан Михин М.И. - 216-я ИАД).
    (Продолжение следует)            


   Использованные материалы:
   1. Сейдов И.А. «Красные дьяволы» в небе Кореи. Советская авиация в войне         1950-1953гг. Хроника воздушных сражений. М. «Яуза». «Эксмо». 2007.
   2. Почтарев А. (полковник) «Поединки в небе Кореи». Статья/ Морской сборник. №10 - 1998г. (стр.72-75).
   3. Левшов Павел Владимирович «Аварии и катастрофы, произошедшие в ВВС ВМФ в период с 1945 г. по 2007 г.».