Стоял апрельский тёплый день

Эльвира Гусева
Стоял тёплый апрельский день,  с утра чуть поморосил дождичек, освежив всё вокруг. Воздух, лишённый пыли, стал  чистый, с едва ощутимым ароматом весны. В это время у нас принято убирать могилы  родственников  на  поселковом кладбище.

Вооружившись  необходимыми  орудиями труда, я  направилась  делать уборку. За осеннее-зимний период  много  опавших листьев и сухой травы скопилось рядом с захоронением  моих самых дорогих людей. Потихоньку траву подрезала,  листья вымела, памятники  протёрла, выбросила все прошлогодние цветы, заменила их новыми, яркими.

Устала, присела отдохнуть на лавочку, смотрю, покуда, видит глаз,  и  удивляюсь: сколько же моих земляков  здесь похоронено! Есть могилы ухоженные, аккуратные, чистые,   есть  такие, которые уже года два-три не убирались  и много  могил, которые не убираются совсем,  значит, нет  у них родственников,  или живут далеко, не приезжают, так как приехать уже  не  к  кому. Грустно стало.

Вдруг откуда ни возьмись, появилась моя  хорошая знакомая – Татьяна. У неё прошлой весной  умер старший  сын, а осенью она схоронила мужа. Совсем одна осталась. Подошла ко мне, присела.
- Закончила уборку? – спросила она.
- Да, сейчас пойду  ещё одну  могилу  уберу,- ответила я.
- А я всю неделю хожу сюда, каждый день  убираю могил восемь –десять, - Татьяна указала рукой   вглубь кладбища.

- А  чьи  могилы ты убираешь? – не поняла  я.
- Бесхозные, все подряд, - Таня  наклонила голову. – Людей жалко, ведь они же не виноваты, что к ним никто не приходит…
У меня похолодело всё внутри.

- Танюша, да какая же ты умница, - я  смотрела на неё,  и  удивлялась. Я бы, наверное, никогда не догадалась до такого. Какой же должна быть душа у человека, чтобы вот так просто, никому ничего не говоря, молча, делать добро.
- Ну, ладно, я пойду дальше, мне ещё надо три могилы убрать, - Таня поднялась  и направилась  вдоль  ряда. Я  проводила её глазами.

Татьяну я знаю давно, ничего особенного за ней не замечала, жила она, как все, скромно, тихо, но вот пришла, навалилась беда, один за другим ушли самые родные её люди, осталась она совсем одна.

Её слова заставили меня      задуматься:  а  если  каждый  проявит свою активность, убрав могилы родственников, уберёт ещё  и  несколько забытых могил. Хуже от этого никто не станет, а  вот добра, милосердия и сострадания  в  жизни, может быть, прибавится…