Из отчета Межгосударственной Комиссии по проблемам климата (IPCC, 2014)
12.5. Климатические перемены и вооруженные конфликты
12.5.1. Изменение климата как причина конфликта
За последнее десятилетие отмечается заметный рост исследований, в которых изучается связь между климатическими переменами и насильственными вооруженными конфликтами. В данном разделе приведен весь спектр исследований с использованием различных методов и данных для понимания связи между климатическими переменами и вооруженными конфликтами. В Главе 19 приводятся более детальные сведения с количественной оценкой влияния климатических факторов на насилие всех видов, включая насилие против личности. В Главе 19 отмечается, что влияние климатических факторов на насилие представляет собой новый риск и новую область исследований. В данной главе, вооруженные конфликты определяются как конфликты, в результате которых гибнет не менее 25 человек/год. В них входят: внутригосударственные конфликты, межгосударственные конфликты с участием правительств, негосударственные конфликты, в которых нет прямого участия правительств, и односторонние конфликты, с организованным насилием против гражданских лиц (Themn;r and Wallensteen, 2012).
Существуют специальные исследования, в которых изучается связь между широкомасштабными климатическими разрушениями и коллапсом прошлых империй. Связь устанавливается с помощью статистического анализа и данных, полученных в результате археологических и исторических исследований. Например, время коллапса империи Кхмеров в бассейне реки Меконг в начале 15-го века совпадает с необычно сильной и длительной засухой (Buckley et al., 2010). DeMenocal (2001) приводит доказательства того, что драматические перемены климата совпадали с коллапсом ранее процветающих цивилизаций, включая Анасази, Акадию, классическую Майя, Мохику, и Тиванаку. Другие исторические данные указывают на связь между климатом и состоянием общества в малый ледниковый период. В некоторых исследованиях показано, что малый ледниковый период в середине 17-го века связан с усилением политических волнений и войн (Parker 2008, Zhang et al., 2011), включая Европу (Tol and Wagner 2010), Китай (Brook 2010), и Оттоманскую империю (White 2011b).
Все эти исследования подтверждают тот факт, что климатические перемены усиливают политические перемены и ведут к определенным условиям, как-то: переход к минимальному производству, конфликтам за территорию и авторитарным системам правления с минимальными правами на периферии. Прямые причинные связи климатических перемен и перемен в цивилизациях пока не выяснены до конца. Поэтому следует заметить, что данные исторические факты не могут быть прямо перенесены на современный глобализированный мир. Делается осторожный вывод о том, что ухудшение климата может привести в будущем к широкомасштабному политическому коллапсу (Butzer 2012).
Большинство исследований связи между климатическими переменами и вооруженными конфликтами сконцентрировано на изменчивости климата и межгосударственных конфликтах в современную эпоху. Большая часть исследований основана на количестве осадков и температурных колебания как показателях изменений климата. В нескольких работах исследуется соотношение между кратковременным потеплением и вооруженными конфликтами (Burke et al., 2009; Buhaug 2010; Koubi et al., 2012; Theisen et al., 2012; O’Loughlin et al., 2012). В некоторых отмечается слабая связь, в других отсутствие связи, и в целом отсутствует данные, указывающие на прямую связь между потеплением и вооруженными конфликтами (Theisen et al., 2013).
Большинство работ сконцентрировано на Африке и собранных с помощью спутников данных об осадках, начиная с 1980. В глобальном исследовании Hsiang et al. (2011) приведены изменения климата с 1950 г, и отмечается, что в странах, подверженных влиянию ENSO (Эль-Ниньо) риск войны возрастает во время действия Эль-Ниньо. Это исследование подтверждается другими исследованиями, в которых найдена связь между изменениями количества осадков и гражданской войной (Miguel et al., 2004; Hendrix and Glaser 2007; Hendrix and Salehyan 2012; Raleigh and Kniveton 2012), но противоречит другим работам, в которых не найдена прямая связь между засухой, наводнениями и гражданской войной (Buhaug 2010; Buhaug and Theisen 2012; Koubi et al. 2012; Theisen et al. 2012; Slettebak 2012). Во всех работах совпадают выводы о том, что в специальных условиях (например при высоком доходе на душу населения, при эффективных правительствах), факторы риска возникновения вооруженных конфликтов из-за перемен климата пренебрежимо малы (Bernauer et al., 2012; Koubi et al., 2012; Scheffran et al., 2012a; Theisen et al., 2013).
Многие отмечают, что перемена климата явилась существенной причиной массовых убийств в районе Дарфура, в начале 2003 (см Mazo, 2009). В пяти исследованиях ставится под сомнение перемены климата в качестве главной причины войны в Дарфуре (Kevane and Gray, 2008; Brown, 2010; Hagen and Kaiser, 2011; Sunga, 2011; Verhoeven, 2011). В них приводятся следующие причины массовых убийств, а именно:
• Исторически в данном регионе отмечалось насилие и приток оружия;
• Манипуляции элитами в Хартуме этническим противостоянием;
• Ослабление механизмов разрешения традиционных конфликтов, в том числе из-за голода;
• Систематическое исключение местных групп населения из политического процесса, включая этнические группы Фур, Массалит и Загава (Fur, Masalit and Zaghawa);
• Замедленное экономическое развитие и недостаточный объем социальных услуг и защиты, ввиду ошибочной политики правительства, политической нестабильности, и коррумпированной официальной помощи развития.
Во всех исследованиях данного конфликта говорится о том, что нельзя выделить ни одну из перечисленных причин в качестве главной (Kevane and Gray, 2008; Hagen and Kaiser, 2011; Sunga, 2011; Verhoeven, 2011). Большинство авторов называют действия правительства более значимыми, чем влияние климата, отмечая тот факт, что подобные изменения климата не вызывали конфликты такого размаха в соседних странах, и что в прошлом народ Дарфура справлялся с изменениями климата без широкомасштабного насилия.
Все большее число исследований изучает связь между изменчивостью климата и внутренними конфликтами. Есть общее мнение о том, что увеличенный или уменьшенный объем осадков в экономиках, бедных ресурсами, способствует росту насилия в местных конфликтах, в частности в сельских районах Африки (Benjaminsen and Ba, 2009; Benjaminsen et al., 2009; Adano et al., 2012; Butler and Gates, 2012; Fjelde and von Uexkull, 2012; Hendrix and Salehyan, 2012; Raleigh and Kniveton, 2012; Theisen, 2012). Во всех этих случаях, в качестве критически важного фактора подчеркивается важность институтов, которые должны уменьшать риски и мирно урегулировать конфликты (Gausset, 2005; Hidalgo et al., 2010; Adano et al., 2012; Benjaminsen et al., 2012, Butler and Gates, 2012, O’Loughlin et al., 2012, Theisen, 2012). Для обнаружения прямой связи между изменениями климата и насилием некоторые исследователи изучали влияние изменений климата на факторы, увеличивающие риск гражданской войны (Bergholt and Lujala, 2012, Koubi et al., 2012).
Гражданская война исследовалась достаточно широко с помощью количественных и качественных показателей, и существует полное согласие в отношении факторов, повышающих риск гражданской войны, а именно: историческая память о гражданском насилии, низкий уровень доходов населения, отсутствие экономического роста, экономические потрясения, неэффективные политические институты, и конфликты в соседних странах (Miguel et al.,2004, Weede, 2004; Hegre and Sambanis, 2006; Dixon, 2009; Blattman and Miguel, 2010; Br;ckner and Ciccone, 2010). Тем не менее, почти во всех работах отмечается недостаток теорий, объясняющих данные связи.
Многие из факторов, повышающих риск гражданской войны и других вооруженных конфликтов, чувствительны к климатическим переменам. Например, в Главе 10 показано, как климатические перемены влияют на замедление экономического роста и препятствуют росту доходов на душу населения в бедных странах, в частности в Африке, где отмечается наивысший риск конфликтов (Mendelsohn et al., 2000, Mendelsohn et al., 2006, Stern, 2007, Eboli et al., 2010). Взрывоопасные ситуации могут также вызываться климатическими переменами или вести к экономическому шоку (Bergholt and Lujala, 2012; Hallegatte, 2012; Adam, 2013), хотя прямая связь между катастрофами и вооруженными конфликтами оспаривается (Pelling and Dill, 2010; Bergholt and Lujala, 2012; Slettebak, 2012). В исследованиях указывается, что климатические перемены подрывают эффективность институтов, ответственных за производство и распределение продуктов (Barnett and Adger, 2007; Scheffran et al., 2012b) и таким образом ослабляют государство и увеличивают риск конфликтов. Однако, в некоторых случаях, катастрофы могут приводить к ситуации, когда в конфликтной среде, возникает возможность установления мира и улучшение государственного управления (Kingsbury, 2007; Olson and Gawronski, 2010; Bruckner and Ciccone, 2011).
Подсуммировав, можно сказать, что существует общее обоснованное понимание того, что изменения климата или изменчивость погоды ведет к повышенному риску вооруженных конфликтов при определенных обстоятельствах (Bernauer et al., 2012; Gleditsch, 2012; Scheffran et al., 2012; Hsiang et al., 2013), даже если такое влияние трудно оценить. Данный вывод основывается на достоверном знании факторов, увеличивающих риск гражданских войн, и понимании того, что некоторые из этих факторов чувствительны к переменам климата. Существует также общее согласие в литературе, что необходимо дальнейшее теоретическое изучение и данные для объяснения процессов, ведущих от климата к конфликтам; например для того, чтобы помочь формальным и неформальным институтам избежать насилия (Barnett and Adger, 2007; Scheffran and Battaglini, 2011; Buhaug and Theisen, 2012, Gleditsch, 2012; Murtinho and Hayes, 2012). Окончательные выводы относительно влияния будущих климатических изменений на вооруженные конфликты пока сделать невозможно, учитывая недостаточное теоретическое обоснование причинных связей (см Box 12-5).
12.5.2. Конфликты и повышенная опасность, связанные с климатическими мерами
В результате исследований выясняется, что смягчение последствий от перемен климата и меры по адаптации могут приводить к риску вооруженных конфликтов, а также к уязвимости определенных слоев населения (Bumpus and Liverman, 2008; Adger and Barnett, 2009; Webersik, 2010; Fairhead et al., 2012; Marino and Ribot, 2012; Steinbruner et al., 2012). Этот вывод основывается на достоверных данных о политических конфликтах из-за распределения природных ресурсов (Peluso and Watts, 2001). В случаях, когда институты, отвечающие за права собственности и управление конфликтами неэффективны или нелегитимны, усилия по смягчению или адаптации к климатическим переменам приводят к перераспределению доступа к ресурсам и могут вызывать конфликты.
Действия, предпринимаемые в ответ на климатические изменения, могут усугублять существующее неравенство или недостаток ресурсов (Marino and Ribot, 2012), ограничивать доступ к земле и другим ресурсам, необходимым для проживания и подрывать другие критические аспекты безопасности (Bumpus and Liverman, 2008, Fairhead et al., 2012).
Неспособность справиться с парниковыми газами находится в противоречии с местными требованиями и правами собственности [на землю] и может повышать риск конфликтов среди населения, в частности там, где институты, обеспечивающие право собственности, слабы, или поддерживают отдельные группы (Barnett and O’Neill, 2010; Butler and Gates, 2012, McEvoy and Wilder, 2012). Исследование последствий расширения производства биотоплив связано с захватом земли, потерей плодородной почвы и социальными конфликтами (Molony and Smith, 2010; Borras et al., 2010; Dauverge and Neville, 2010; Vermeulen and Cotula, 2010). В одном исследовании отмечается возможная связь между ростом производства биотоплив, ростом цен на продукты и социальными волнениями (Johnstone and Mazo, 2011).
Предоставление финансовых ресурсов в качестве платы за услуги экосистем в таких проектах как проект по уменьшению выбросов от обезлесивания и деградации леса (Reduced Emissions from Deforestation and Forest Degradation, REDD) может привести к конфликтам из-за ресурсов и прав собственности [на землю] (Melick, 2010). Например, попытки обеспечить ‘готовность REDD ’ в Танзании (Beymer-Farris and Bassett, 2012; 2013; Burgess et al., 2013) и бассейне Конго (Brown et al., 2011) были встречены с враждебностью и привели к конфликтам между местными сообществами и экологами и правительством.
Эриксен и Линд (2009) обнаружили, что методы климатической адаптации в Кении усугубили конфликты. Ослабление последствий от климатических перемен увеличивает потребность в менее углеродных формах энергии, включая гидроэнергию, что исторически приводило к социальным конфликтам и уязвимости населения (например в результате насильственного переселения), и это вызывает опасение в отношении роста насилия и уязвимости населения в будущем (Conca, 2005; McDonald-Wilmsen et al., 2010; Sherbinin et al., 2011). Другие исследования указывают на то, что расширение использование ядерной энергии приводит к угрозе ядерного распространения и опасности ядерного терроризма (Socolow and Glaser, 2009, Steinbruner et al., 2012). Борьба с климатическими переменами также может способствовать понижению конфликтности в различных случаях, что объясняется в Разделе 12.5.4.
12.5.3. Насильственные конфликты и уязвимость к климатическим переменам
Многие требования к адаптации к климатическим переменам находятся под угрозой из-за продолжающихся или недавно возникших вооруженных конфликтов (Barnett, 2006, Brklacich et al., 2010). Существует достаточное количество доказательств, собранных политической наукой и социо-экономическими исследованиями, свидетельствующие о том, что насильственные конфликты подрывают безопасность и способность отдельных людей, сообществ и государств справляться с переменами климата (Stewart and Fitzgerald, 2001; Blattman and Miguel, 2010). Можно считать с большой достоверностью, что там где возникают вооруженные конфликты, способность населения адаптироваться к климатическим переменам понижается. Это отражено на Рис 12-2, где видно, что страны, пережившие конфликты, имеет низкую адаптивную способность (Barnett, 2006; Lind and Eriksen, 2006; Eriksen and Lind, 2009; Adger, 2010).
Вооруженные конфликты разрушают рынки и инфраструктуру, ограничивают образование, развитие человеческого капитала, приводят к смертям и увечьям, и уменьшают экономическую способность отдельных граждан, сообществ и государства (Stewart et al., 2001; Goodhand, 2003; Blattman and Miguel, 2010). Таким образом конфликт приводит к нищете и ухудшает условия жизни: это в свою очередь повышает уязвимость к действию климатических перемен (Nigel, 2009; Deng, 2010a, Hilson and van Bockstael, 2011). Так, вооруженные конфликты – главная причина голода (de Waal, 1993, Messer and Cohen, 2011, Rowhani et al., 2011). Вооруженные конфликты ограничивают доступ граждан и сообществам к природным ресурсам (Pike, 2004; Detraz, 2009; Kolmannskog, 2010; Raleigh, 2011), тем самым ограничивают их способность адаптироваться к климатическим переменам. Ограничение передвижения во время вооруженных конфликтов (из-за, например, размещения мин в районах боевых действий) ограничивают доступ граждан и сообществ к естественному капиталу и повышают уязвимость во время перемен климата (Berhe, 2007; Unruh, 2011).
Параллельно, существует ряд исследований, указывающих на негативное влияние вооруженных конфликтов на доступ к продуктам и услугам экосистемы, на неэффективное использование природных ресурсов и ухудшающих теми самым состояние среды. Хроническая политическая нестабильность в Зимбабве, например, привела к нелегальной охоте в заповедниках (Lindsey et al., 2011). Война и миграция больших групп населения может также повлиять на биоразнообразие и вызвать значительное обезлесивание (Chase and Griffin, 2011; Lindsell et al., 2011; Stevens et al., 2011).
Способность действовать коллективно – критически важно для адаптации к климатическим переменам, и она также может подрываться вооруженными конфликтами, в зависимости от природы насилия и стратегий, принимаемых в ответ. (Deng, 2008, 2010b). Когда конфликт усиливает существующие горизонтальные неравенства между этническими или религиозными группами, подстрекает к неповиновению местным или правительственным институтам, или изолируют людей и семьи, социальный капитал для адаптации климатическим переменам также подрывается (Bogale and Korf, 2007).
Миграция людей из-за конфликтов также нарушает социальные сети и затрудняет безопасное проживание, доступ к земле, или доступ к социальной защите (Kolmannskog, 2010; Raleigh, 2011). В ситуациях с военными конфликтами финансовые или природные ресурсы, предназначенные на борьбу с климатическими изменениями, могут попасть в руки местных элит или незаконных институтов и усугубить положение населения (Brown et al., 2011; Verhoeven, 2011).
Вооруженные конфликты могут ослабить способность правительств действовать эффективно, что в свою очередь препятствует адаптации (Tignino, 2011; Feitelson et al., 2012). Например, исследования показывают, что затяжной политический конфликт ослабляет способность государственных институтов на разных уровнях эффективно управлять водными ресурсами в Полосе Газы (Shomar, 2011), на Балканах (Skoulikidis, 2009), и Ближнем Востоке (Zeitoun et al., 2012). Нестабильность мешает процессу планирования в городской среде Палестины (Raddad et al., 2010) и районах Ирака (Hassan,2010). Вооруженные конфликты могут также подорвать способность государств предотвращать или реагировать на природные бедствия и гуманитарный кризис (Keen, 2008). Неверие в способность правительства реагировать на вызовы, наличие нелегитимных полицейских или военных сил, или конфликт государства с локальными силами, препятствуют проведению эффективных спасательных работ (Wisner, 2001).
http://ipcc-wg2.gov/AR5/report/final-drafts/