Климатические перемены и вооруженные конфликты

Виктор Постников
Из отчета Межгосударственной Комиссии по проблемам климата (IPCC, 2014)

12.5. Климатические перемены и вооруженные конфликты

12.5.1. Изменение климата как причина конфликта

За последнее десятилетие отмечается заметный рост исследований, в которых изучается связь между климатическими переменами и насильственными вооруженными конфликтами.  В данном разделе приведен весь спектр исследований с использованием различных методов и данных для понимания связи между климатическими переменами и  вооруженными конфликтами.  В Главе 19 приводятся более детальные сведения с количественной оценкой влияния климатических факторов на насилие всех видов, включая насилие против личности. В Главе 19 отмечается, что влияние климатических факторов на насилие представляет собой новый риск и новую область исследований.  В данной главе, вооруженные конфликты определяются как конфликты, в результате которых гибнет не менее 25 человек/год.  В них входят: внутригосударственные конфликты, межгосударственные конфликты с участием правительств, негосударственные конфликты, в которых нет прямого участия правительств, и односторонние конфликты, с организованным насилием против гражданских лиц (Themn;r and Wallensteen, 2012). 

Существуют специальные исследования, в которых изучается связь между широкомасштабными климатическими разрушениями и коллапсом прошлых империй.  Связь устанавливается с помощью статистического анализа и данных, полученных в результате  археологических и  исторических исследований.  Например, время коллапса империи Кхмеров в бассейне реки Меконг в начале 15-го века совпадает с необычно сильной и длительной засухой (Buckley et al., 2010). DeMenocal (2001)  приводит доказательства того, что драматические перемены климата совпадали с  коллапсом ранее процветающих цивилизаций, включая Анасази, Акадию, классическую Майя, Мохику, и Тиванаку.  Другие исторические данные указывают на связь между климатом и состоянием общества в малый ледниковый период.  В некоторых исследованиях показано, что малый ледниковый период в середине 17-го века связан с усилением политических волнений и войн (Parker 2008, Zhang et al., 2011), включая Европу (Tol and Wagner 2010), Китай (Brook 2010), и Оттоманскую империю (White 2011b). 

Все эти исследования подтверждают тот факт, что климатические перемены усиливают политические перемены и ведут к определенным условиям, как-то: переход к минимальному производству, конфликтам за территорию и авторитарным системам правления с минимальными правами на периферии.  Прямые причинные связи  климатических перемен и перемен в цивилизациях пока не выяснены до конца.  Поэтому следует заметить, что данные исторические факты не могут быть прямо перенесены на современный глобализированный мир.  Делается осторожный вывод о том, что ухудшение климата может привести в будущем к широкомасштабному политическому коллапсу (Butzer 2012).

Большинство исследований связи между климатическими переменами и вооруженными конфликтами сконцентрировано на изменчивости климата и межгосударственных конфликтах в современную эпоху. Большая часть исследований основана на количестве осадков и температурных колебания как показателях изменений климата.  В нескольких работах исследуется соотношение между кратковременным потеплением и вооруженными конфликтами (Burke et al.,  2009; Buhaug 2010; Koubi et al., 2012; Theisen et al., 2012; O’Loughlin et al., 2012).  В некоторых отмечается слабая связь, в других  отсутствие связи, и в целом отсутствует данные, указывающие на прямую связь между потеплением и вооруженными конфликтами (Theisen et al., 2013).

 Большинство работ сконцентрировано на Африке и собранных с помощью спутников данных об осадках, начиная с 1980.  В глобальном исследовании Hsiang et al. (2011)  приведены изменения климата с 1950  г, и отмечается, что в странах, подверженных влиянию ENSO  (Эль-Ниньо) риск войны возрастает во время действия Эль-Ниньо.  Это исследование подтверждается другими исследованиями, в которых найдена связь между  изменениями количества осадков и гражданской войной (Miguel et al., 2004; Hendrix and Glaser 2007; Hendrix and Salehyan 2012; Raleigh and Kniveton 2012), но противоречит другим работам, в которых не найдена прямая связь между засухой, наводнениями и гражданской войной (Buhaug 2010; Buhaug and Theisen 2012; Koubi et al. 2012; Theisen et al. 2012; Slettebak 2012).  Во всех работах совпадают выводы о том, что в специальных условиях (например при высоком доходе на душу населения, при эффективных правительствах),  факторы риска возникновения вооруженных конфликтов из-за перемен климата пренебрежимо малы (Bernauer et al., 2012; Koubi et al.,  2012; Scheffran et al., 2012a; Theisen et al., 2013). 

Многие отмечают, что перемена климата явилась существенной причиной массовых убийств в районе Дарфура, в начале 2003 (см Mazo, 2009).  В пяти исследованиях ставится под сомнение перемены климата в качестве главной причины войны в Дарфуре (Kevane and Gray, 2008; Brown, 2010; Hagen and Kaiser, 2011; Sunga, 2011; Verhoeven, 2011).  В них приводятся следующие причины  массовых убийств, а именно:
• Исторически в данном регионе отмечалось насилие и приток оружия;
• Манипуляции элитами в Хартуме этническим противостоянием;
• Ослабление механизмов разрешения традиционных конфликтов, в том числе из-за голода;
• Систематическое исключение местных групп населения из политического процесса,  включая этнические группы  Фур, Массалит и Загава (Fur, Masalit and Zaghawa);
• Замедленное экономическое развитие и недостаточный объем социальных услуг и защиты,  ввиду ошибочной политики правительства, политической нестабильности, и коррумпированной официальной помощи развития.

Во всех исследованиях  данного конфликта говорится о том, что нельзя выделить ни одну из перечисленных причин  в качестве главной (Kevane and Gray, 2008; Hagen and Kaiser, 2011; Sunga, 2011; Verhoeven, 2011).  Большинство авторов называют действия правительства более значимыми, чем влияние климата, отмечая тот факт, что  подобные изменения климата не вызывали конфликты такого размаха в соседних странах, и что в прошлом народ Дарфура справлялся с изменениями климата без широкомасштабного насилия.   

Все большее число исследований изучает связь между изменчивостью климата и внутренними конфликтами.  Есть общее мнение о том, что увеличенный или уменьшенный объем осадков в экономиках, бедных ресурсами, способствует росту насилия в местных конфликтах, в частности в сельских районах Африки (Benjaminsen and Ba, 2009; Benjaminsen et al., 2009; Adano et al., 2012; Butler and Gates, 2012; Fjelde and von Uexkull, 2012; Hendrix and Salehyan, 2012; Raleigh and Kniveton, 2012; Theisen, 2012). Во всех этих случаях, в качестве критически важного фактора подчеркивается важность институтов, которые должны уменьшать риски и мирно урегулировать конфликты (Gausset, 2005; Hidalgo et al., 2010; Adano et al., 2012; Benjaminsen et al., 2012, Butler and Gates, 2012, O’Loughlin et al., 2012, Theisen, 2012).    Для обнаружения прямой связи между изменениями климата и насилием некоторые исследователи  изучали влияние изменений климата на факторы, увеличивающие риск гражданской войны (Bergholt and Lujala, 2012, Koubi et al., 2012).

Гражданская война исследовалась достаточно широко с помощью количественных и качественных показателей,  и существует полное согласие в отношении факторов, повышающих риск гражданской войны, а именно:  историческая память о гражданском насилии,  низкий уровень доходов населения, отсутствие экономического роста, экономические потрясения,  неэффективные политические институты,  и конфликты в соседних странах (Miguel et al.,2004, Weede, 2004; Hegre and Sambanis, 2006; Dixon, 2009; Blattman and Miguel, 2010; Br;ckner and Ciccone, 2010).  Тем не менее, почти во всех работах отмечается недостаток теорий, объясняющих данные связи.   

Многие из факторов, повышающих риск гражданской войны и других вооруженных конфликтов, чувствительны к климатическим переменам.  Например,  в Главе 10 показано, как климатические перемены влияют на замедление экономического роста и препятствуют росту доходов на душу населения в бедных странах,  в частности в Африке, где отмечается наивысший риск конфликтов (Mendelsohn et al., 2000, Mendelsohn et al., 2006, Stern, 2007, Eboli et al., 2010). Взрывоопасные ситуации могут также вызываться климатическими  переменами или вести к экономическому шоку (Bergholt and Lujala, 2012; Hallegatte, 2012; Adam, 2013), хотя прямая связь между катастрофами и вооруженными конфликтами оспаривается (Pelling and Dill, 2010; Bergholt and Lujala, 2012; Slettebak, 2012).  В исследованиях указывается, что климатические перемены подрывают эффективность институтов, ответственных за производство и распределение продуктов (Barnett and Adger, 2007; Scheffran et al.,  2012b) и таким образом ослабляют государство и увеличивают риск конфликтов.  Однако, в некоторых случаях, катастрофы могут приводить к  ситуации, когда в конфликтной среде, возникает возможность установления мира и улучшение государственного управления (Kingsbury, 2007; Olson and Gawronski, 2010; Bruckner and Ciccone, 2011).

Подсуммировав, можно сказать, что  существует общее обоснованное понимание того, что  изменения климата или изменчивость погоды  ведет к повышенному риску вооруженных конфликтов при определенных обстоятельствах (Bernauer et al., 2012; Gleditsch, 2012; Scheffran et al., 2012;  Hsiang et al., 2013),  даже если такое влияние трудно оценить.  Данный вывод основывается на достоверном знании факторов, увеличивающих риск гражданских войн, и понимании того, что некоторые из этих факторов чувствительны к переменам климата.  Существует также общее согласие в литературе, что необходимо дальнейшее теоретическое изучение и данные  для объяснения  процессов, ведущих от климата к конфликтам; например для того, чтобы помочь формальным и неформальным институтам избежать насилия (Barnett and Adger, 2007; Scheffran and Battaglini, 2011; Buhaug and Theisen, 2012, Gleditsch, 2012; Murtinho and Hayes, 2012). Окончательные выводы относительно влияния будущих климатических изменений на вооруженные конфликты пока сделать невозможно, учитывая недостаточное теоретическое обоснование причинных связей (см Box 12-5). 

12.5.2. Конфликты и повышенная опасность, связанные с климатическими мерами

 В результате исследований выясняется, что смягчение последствий от перемен климата и меры по адаптации могут приводить к риску вооруженных конфликтов, а также к уязвимости определенных слоев населения (Bumpus and Liverman, 2008; Adger and Barnett, 2009; Webersik, 2010; Fairhead et al., 2012; Marino and Ribot, 2012; Steinbruner et al., 2012). Этот вывод основывается на достоверных данных о политических конфликтах из-за распределения природных ресурсов (Peluso and Watts, 2001).  В случаях, когда институты, отвечающие за права собственности и управление конфликтами неэффективны или нелегитимны, усилия по смягчению или адаптации к климатическим переменам приводят к перераспределению доступа к ресурсам и могут вызывать конфликты.

Действия, предпринимаемые  в ответ на климатические изменения, могут усугублять существующее неравенство или недостаток ресурсов (Marino and Ribot, 2012), ограничивать доступ к земле и другим ресурсам, необходимым для проживания и подрывать другие критические аспекты безопасности (Bumpus and Liverman, 2008, Fairhead et al., 2012).

Неспособность справиться с парниковыми газами находится в противоречии  с местными требованиями и правами собственности [на землю] и может повышать риск конфликтов среди населения, в частности там, где институты, обеспечивающие право собственности, слабы, или поддерживают отдельные группы (Barnett and O’Neill, 2010; Butler and Gates, 2012, McEvoy and Wilder, 2012). Исследование последствий расширения производства биотоплив  связано с захватом земли,  потерей плодородной почвы и социальными конфликтами (Molony and Smith, 2010; Borras et al., 2010; Dauverge and Neville, 2010; Vermeulen and Cotula, 2010).   В одном исследовании отмечается возможная связь между ростом производства биотоплив, ростом цен на продукты и социальными волнениями (Johnstone and Mazo, 2011). 

Предоставление финансовых ресурсов в качестве платы за услуги экосистем в таких проектах как проект по уменьшению выбросов от обезлесивания и деградации леса (Reduced Emissions from Deforestation and Forest Degradation, REDD) может привести к конфликтам из-за ресурсов и прав собственности [на землю] (Melick, 2010). Например, попытки обеспечить ‘готовность REDD ’  в Танзании (Beymer-Farris and Bassett, 2012; 2013; Burgess et al., 2013) и бассейне Конго (Brown et al., 2011) были встречены с враждебностью и привели к конфликтам между  местными сообществами и экологами и правительством.

 Эриксен и Линд (2009) обнаружили, что методы климатической адаптации в Кении усугубили конфликты. Ослабление последствий от климатических перемен увеличивает потребность в менее углеродных формах энергии,  включая гидроэнергию, что исторически приводило к социальным конфликтам и  уязвимости населения (например в результате насильственного переселения),  и это вызывает опасение в отношении роста насилия и уязвимости населения в будущем (Conca, 2005; McDonald-Wilmsen et al., 2010; Sherbinin et al., 2011).  Другие исследования указывают на то, что расширение использование ядерной энергии приводит к угрозе ядерного распространения и опасности ядерного терроризма (Socolow and Glaser, 2009, Steinbruner et al., 2012).  Борьба с климатическими переменами также может способствовать понижению конфликтности в различных случаях, что объясняется в Разделе 12.5.4.

 12.5.3. Насильственные конфликты и уязвимость к климатическим переменам

Многие требования к адаптации  к климатическим переменам  находятся под угрозой из-за продолжающихся или недавно возникших вооруженных конфликтов (Barnett, 2006, Brklacich et al., 2010). Существует достаточное количество доказательств, собранных политической наукой и социо-экономическими исследованиями, свидетельствующие о том, что насильственные конфликты подрывают безопасность и способность отдельных людей, сообществ и государств справляться с переменами климата (Stewart and Fitzgerald, 2001; Blattman and Miguel, 2010). Можно считать с большой достоверностью, что там где возникают вооруженные конфликты, способность населения адаптироваться к климатическим переменам понижается.  Это отражено на  Рис 12-2, где видно, что страны, пережившие конфликты, имеет низкую адаптивную способность (Barnett, 2006; Lind and Eriksen, 2006; Eriksen and Lind, 2009; Adger, 2010).

Вооруженные конфликты разрушают рынки и инфраструктуру,  ограничивают образование, развитие человеческого капитала, приводят к смертям и увечьям, и уменьшают экономическую способность отдельных граждан, сообществ и государства (Stewart et al., 2001; Goodhand, 2003; Blattman and Miguel, 2010). Таким образом конфликт приводит к нищете и ухудшает условия жизни:  это в свою очередь повышает уязвимость к действию климатических перемен (Nigel, 2009; Deng, 2010a, Hilson and van Bockstael, 2011). Так, вооруженные конфликты – главная причина голода (de Waal, 1993, Messer and Cohen, 2011, Rowhani et al., 2011). Вооруженные конфликты ограничивают доступ граждан и сообществам к природным ресурсам (Pike, 2004; Detraz, 2009; Kolmannskog, 2010; Raleigh, 2011), тем самым ограничивают их способность адаптироваться к климатическим переменам.  Ограничение передвижения во время вооруженных конфликтов (из-за, например, размещения мин в районах боевых действий) ограничивают доступ граждан и сообществ к естественному капиталу и повышают уязвимость во время перемен климата (Berhe, 2007; Unruh, 2011).

Параллельно, существует ряд исследований, указывающих на негативное влияние вооруженных конфликтов на  доступ к продуктам и услугам экосистемы, на неэффективное использование природных ресурсов и ухудшающих теми самым состояние среды.  Хроническая политическая нестабильность в Зимбабве, например,  привела к нелегальной охоте в заповедниках (Lindsey et al., 2011).  Война и миграция больших групп населения может также повлиять на биоразнообразие и вызвать значительное обезлесивание (Chase and Griffin, 2011;  Lindsell et al., 2011; Stevens et al., 2011). 

Способность действовать коллективно – критически важно для адаптации к климатическим переменам,  и она также может подрываться вооруженными конфликтами, в зависимости от природы насилия и стратегий, принимаемых  в ответ. (Deng, 2008, 2010b). Когда конфликт усиливает существующие горизонтальные неравенства между этническими или религиозными группами, подстрекает к неповиновению местным или правительственным институтам, или изолируют людей и семьи,  социальный капитал для адаптации климатическим переменам также подрывается (Bogale and Korf, 2007).

Миграция людей из-за конфликтов также нарушает социальные сети  и затрудняет  безопасное проживание,  доступ к земле,  или доступ к социальной защите (Kolmannskog, 2010; Raleigh, 2011). В ситуациях с военными конфликтами  финансовые или природные ресурсы, предназначенные на борьбу с климатическими изменениями, могут попасть в руки местных элит или незаконных институтов и усугубить положение населения (Brown et al., 2011; Verhoeven, 2011).

Вооруженные конфликты могут ослабить способность правительств действовать эффективно, что в свою очередь препятствует адаптации (Tignino, 2011; Feitelson et al., 2012). Например, исследования показывают, что затяжной политический конфликт ослабляет способность государственных институтов на разных уровнях эффективно управлять водными ресурсами в Полосе Газы (Shomar, 2011),  на Балканах (Skoulikidis, 2009), и Ближнем Востоке (Zeitoun et al., 2012).   Нестабильность мешает процессу планирования в городской среде Палестины (Raddad et al., 2010) и районах Ирака (Hassan,2010). Вооруженные конфликты могут также подорвать способность государств предотвращать или реагировать на природные бедствия и гуманитарный кризис (Keen, 2008). Неверие в способность  правительства реагировать на  вызовы, наличие нелегитимных полицейских или военных сил,  или конфликт государства с локальными силами, препятствуют проведению эффективных спасательных работ (Wisner, 2001).


http://ipcc-wg2.gov/AR5/report/final-drafts/