Индикатор социального благополучия

Прибалтиец
      Анекдот первых лет советской власти. 

      На медицинском осмотре будущих красноармейцев. 

      — Уважаемый, а вы газеткой пользуетесь? — спрашивает интеллигентный доктор крестьянского парня. 

      — Неграмотные мы…, — отвечает тот, натягивая кальсоны и подвязывая их верёвочкой.            

      Советский Союз развалился на пятнадцать  независимых государств  различной величины по размерам территории и численности населения, и самый большой «кусок», получивший от  народных избранников политическое название:  Российская федерация или Россия, отправился в  непредсказуемое плавание по бескрайним просторам рыночной экономики.

      Полки магазинов и  прилавки базаров стремительно начали заполняться отечественной и заморской едой, одеждой, обувью, бытовой техникой и электроникой. 

      А главное,  наконец,  появилась в достатке и она, такая долгожданная и желанная, успевшая побаловать многих простых советских граждан во времена кооперативного бума и приобщить к западной культуре элементарных потребностей. 
      Аккуратные очаровательные рулончики заполнили все возможные торговые точки и импровизированные уличные прилавки и радовали доступностью десятки миллионов покупателей.
      Стремительно разрастался ассортимент, цветовая гамма и даже спектр ароматов такой важной  продукции для человеческого организма. Покупатели  перестали «хватать» бывший дефицит без разбора и связками, словно баранки или бублики. 

      С чувством глубокого удовлетворения  наши граждане стали  тщательно выбирать её в соответствии с формирующимся вкусом и особенностями использования филейной частью своего тела.      

      ТУАЛЕТНАЯ БУМАГА, когда-то бывшая привилегией правящей элиты и узкой прослойки торгово-бытовой мафии советского общества, полностью и окончательно вошла в жизнь рядовых потребителей на постсоветском пространстве.   

      Резко упали тиражи партийно-политических газет и журналов, а многие несознательные граждане стали меньше читать, несмотря на то, что физиологические потребности не уменьшились. 

      Зато Россия из страны читающей стала ускоренными темпами превращаться в страну пишущую. Через четверть века только на сайте «Проза.ру» около четырёхсот тысяч писателей разместили свыше пяти миллионов шедевров, и теперь с этим наследием как в былые времена так просто не расправишься. В этом тоже есть заслуга туалетной бумаги. 

      А каково было нашим прадедушкам и прабабушкам в период репрессий и железного занавеса при использовании газет и журналов не по прямому назначению в местах общего пользования в коммуналках и бараках.
      Можно было и лагерный срок получить по недогляду, если на клочке газеты,  направляемом в филейную часть тела для гигиенической обработки, мог оказаться портрет вождя или его соратников.   

      Интересно, сколько глав интеллигентных семейств или причисляющих себя к таковым лишились в девяностые годы прошлого столетия привилегированной обязанности еженедельно нарезать газетную или журнальную бумагу, а иногда и упаковочную для туалетных нужд. Затем с чувством гордости раскладывать бумажную нарезку на специальной полочке или положить в напоминающий почтовый ящичек. И это только в нашей стране.   

      А значение туалетной бумаги в мире и её влияние на мировой прогресс можно сравнить разве только с изобретением колючей проволоки, давшей ускоренное развитие животноводству и ставшей неотъемлемой частью мировых и локальных войн и охраняемых объектов. 

      Из-за отсутствия туалетной бумаги американские солдаты в шестидесятых годах прошлого века даже отказывались воевать во Вьетнаме.    
      Ну, понятно, запад есть запад, что с них взять.

      А вот наши малые бизнесмены умудрялись в конце прошлого века в период жёсткого экономического кризиса, погасившего иллюзии о капиталистическом рае, рассчитываться по своим обязательствам в отсутствии наличности самым ходовым товаром — туалетной бумагой. 

      Историю не повернуть вспять, даже на социально-бытовом уровне. Туалетная бумага прочно вошла в наш быт и уклад, и лишь в зависимости от финансово-экономического состояния общества уменьшается её ассортимент на полках, иногда меняя соотношение между импортными и отечественными производителями и ценовой структурой, словно индикатор социального благополучия.    
      
      В нашем сознании через рекламу и жизненные реалии более привычной стала картина восседающего на горшке румяного карапуза, обмотавшегося туалетной бумагой, чем сиротливая стопка газетной или журнальной бумаги где-то на полочке в деревенском туалете, нарезанными бабушкой или дедушкой, ветеранами войны и труда.   

      Слава великим китайским мастерам, впервые изготовившим туалетную бумагу во втором веке нашей эры.   
      УРА! — ньюйоркцу  Джозефу Гайетти, повторившему их деяние в 1857 году.

      18 апреля 2014 года.               

      PRIBALTIEZ