Анекдот первых лет советской власти.
На медицинском осмотре будущих красноармейцев.
— Уважаемый, а вы газеткой пользуетесь? — спрашивает интеллигентный доктор крестьянского парня.
— Неграмотные мы…, — отвечает тот, натягивая кальсоны и подвязывая их верёвочкой.
Советский Союз развалился на пятнадцать независимых государств различной величины по размерам территории и численности населения, и самый большой «кусок», получивший от народных избранников политическое название: Российская федерация или Россия, отправился в непредсказуемое плавание по бескрайним просторам рыночной экономики.
Полки магазинов и прилавки базаров стремительно начали заполняться отечественной и заморской едой, одеждой, обувью, бытовой техникой и электроникой.
А главное, наконец, появилась в достатке и она, такая долгожданная и желанная, успевшая побаловать многих простых советских граждан во времена кооперативного бума и приобщить к западной культуре элементарных потребностей.
Аккуратные очаровательные рулончики заполнили все возможные торговые точки и импровизированные уличные прилавки и радовали доступностью десятки миллионов покупателей.
Стремительно разрастался ассортимент, цветовая гамма и даже спектр ароматов такой важной продукции для человеческого организма. Покупатели перестали «хватать» бывший дефицит без разбора и связками, словно баранки или бублики.
С чувством глубокого удовлетворения наши граждане стали тщательно выбирать её в соответствии с формирующимся вкусом и особенностями использования филейной частью своего тела.
ТУАЛЕТНАЯ БУМАГА, когда-то бывшая привилегией правящей элиты и узкой прослойки торгово-бытовой мафии советского общества, полностью и окончательно вошла в жизнь рядовых потребителей на постсоветском пространстве.
Резко упали тиражи партийно-политических газет и журналов, а многие несознательные граждане стали меньше читать, несмотря на то, что физиологические потребности не уменьшились.
Зато Россия из страны читающей стала ускоренными темпами превращаться в страну пишущую. Через четверть века только на сайте «Проза.ру» около четырёхсот тысяч писателей разместили свыше пяти миллионов шедевров, и теперь с этим наследием как в былые времена так просто не расправишься. В этом тоже есть заслуга туалетной бумаги.
А каково было нашим прадедушкам и прабабушкам в период репрессий и железного занавеса при использовании газет и журналов не по прямому назначению в местах общего пользования в коммуналках и бараках.
Можно было и лагерный срок получить по недогляду, если на клочке газеты, направляемом в филейную часть тела для гигиенической обработки, мог оказаться портрет вождя или его соратников.
Интересно, сколько глав интеллигентных семейств или причисляющих себя к таковым лишились в девяностые годы прошлого столетия привилегированной обязанности еженедельно нарезать газетную или журнальную бумагу, а иногда и упаковочную для туалетных нужд. Затем с чувством гордости раскладывать бумажную нарезку на специальной полочке или положить в напоминающий почтовый ящичек. И это только в нашей стране.
А значение туалетной бумаги в мире и её влияние на мировой прогресс можно сравнить разве только с изобретением колючей проволоки, давшей ускоренное развитие животноводству и ставшей неотъемлемой частью мировых и локальных войн и охраняемых объектов.
Из-за отсутствия туалетной бумаги американские солдаты в шестидесятых годах прошлого века даже отказывались воевать во Вьетнаме.
Ну, понятно, запад есть запад, что с них взять.
А вот наши малые бизнесмены умудрялись в конце прошлого века в период жёсткого экономического кризиса, погасившего иллюзии о капиталистическом рае, рассчитываться по своим обязательствам в отсутствии наличности самым ходовым товаром — туалетной бумагой.
Историю не повернуть вспять, даже на социально-бытовом уровне. Туалетная бумага прочно вошла в наш быт и уклад, и лишь в зависимости от финансово-экономического состояния общества уменьшается её ассортимент на полках, иногда меняя соотношение между импортными и отечественными производителями и ценовой структурой, словно индикатор социального благополучия.
В нашем сознании через рекламу и жизненные реалии более привычной стала картина восседающего на горшке румяного карапуза, обмотавшегося туалетной бумагой, чем сиротливая стопка газетной или журнальной бумаги где-то на полочке в деревенском туалете, нарезанными бабушкой или дедушкой, ветеранами войны и труда.
Слава великим китайским мастерам, впервые изготовившим туалетную бумагу во втором веке нашей эры.
УРА! — ньюйоркцу Джозефу Гайетти, повторившему их деяние в 1857 году.
18 апреля 2014 года.
PRIBALTIEZ