Мои года - моё богатство

Виталий Попов
Мои года – моё богатство
Люди и судьбы * 20 апреля Бию Дадиевичу Байдемирову исполнилось 75 лет
Заслуженный работник социальной защиты населения Московской области Бию Байдемиров хорошо известен в Ногинском районе. В 1993 году он возглавил Ногинский Центр занятости населения и много сделал для его становления. Бию Дадиевич награждён Знаком губернатора Московской области «За полезное».
Дети войны
Накануне я встретился с юбиляром и ещё раз убедился в том, что жизнь каждого человека – ненаписанная книга. Бию Дадиевич рассказал мне так много интересного из своей насыщенной событиями биографии, что я оказался в затруднении: как вместить её на одну газетную полосу?
- Я отношусь к поколению, которое называют «детьми войны», - начал свой рассказ Бию Дадиевич. – Мне было два года, когда я остался без родителей. Я, старший брат Темболат и сестра Мусипат скитались по дворам в поисках хлеба и одежды. Питались мы лебедой, подорожниками, верблюжьей колючкой, лаховником, различными травами. Немало усилий приложил директор местной школы Пётр Ильич Устинов, чтобы устроить нас в интернат села Иргаклы Ставропольского края. Тогда я перестал думать о еде, об одежде…
Как мальчику позднее рассказывали односельчане, его отец Дадий боролся за становление советской власти в их крае. Он был одним из первых коллективизаторов в их ауле. Ему приходилось пахать землю, приучать кочевников к оседлости, прививая им навыки работы на земле. Отца убили в период депортации чеченцев. Погибла и мама…
Бию воспитывался в разных детских домах – в Грозном, Караногае, Кизляре. Он с теплотой и нежностью вспоминает о своих воспитателях и воспитанниках детского дома:
- Мы были окружены вниманием и заботой наших воспитателей - людей большой душевной щедрости, добрых сердцем. Помню, в Грозном я заболел корью в очень тяжёлой форме. Наша медсестра взяла меня к себе домой, чтобы выходить… В детском доме нас учили всему - чистить картошку, мыть посуду, колоть дрова. Мы выращивали огурцы, помидоры, рис… Воспитатели учили нас поддерживать друг друга, уважать старших, «прежде думать о Родине, а потом - о себе». Мы занимались спортом, авиамоделизмом, изучали автодело…
Память у Бию Дадиевича очень цепкая. Он помнит такие детали, кои мне не хочется опускать:
- Климат у нас был тёплым, но и мы имели возможность насладиться прелестями зимы, - продолжает свой рассказ Бию Дадиевич. - Знаете, какие у нас, детдомовцев, были зимние забавы? Вместо лыж мы использовали «бока» разобранной деревянной бочки. На всех «лыж» не хватало, и мы становились в очередь. Коньки у нас были самодельными. Конструкция состояла из проволоки толщиной 8-10 миллиметров, полена диаметром 50-60 миллиметров и верёвки. Полено разрезалось пополам, круглая сторона половины полена огибалась проволокой. Вот такими были коньки нашего детства. И какое мы испытали удивление, даже зависть, когда Гале Соловьёвой родственники из Москвы подарили ботинки с фигурными коньками! Каждый из нас хотел оказаться на её месте.
Самым популярным у нас был кружок резьбы по дереву. На токарном станке мы вырезали различные деревянные фигуры. Кружком руководил Виль Дмитриевич Чернощёков. Он раньше служил на флоте механиком-мотористом. Принцип работы корабельного двигателя он использовал при налаживании работы токарного станка. Для того, чтобы заставить вращаться обрабатываемую заготовку, он придумал платформу, соединённую через ременную передачу с патроном крутящейся заготовки. Через раскачивание платформы приводилась в движение обрабатываемая заготовка. Прежде чем стать за станок, чтобы выточить фигуру, Виль Дмитриевич придумал принцип: хочешь получить удовольствие, опускайся вниз, полезай на платформу. Человек семь раскачивали внизу эту платформу и тем самым давали возможность очередному счастливчику поработать за токарным станком и сделать  ту или иную фигуру из куска дерева.
С чувством глубокой признательности Бию Дадиевич вспоминает директора Кизлярского детского дома Андрея Ивановича Головина, воспитательницу Софью Николаевну Цеханскую, завуча  Людмилу Фёдоровну Мишура (Гранёнову), учительницу немецкого языка Ольгу Христофоровну Мюллер, которая, кстати, стала героиней книги Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая», и других педагогов.
- Кизлярский детский дом заменил мне родителей, - говорит Бию Дадиевич. - Он сохранил мне жизнь, научил жить, дал мне путёвку в большую жизнь. 
Становление
Бию Байдемиров окончил Кизлярскую среднюю школу № 2 имени Сергея Кирова с серебряной медалью.               
- В эти годы зародилось патриотическое движение советской молодёжи  «За освоение целины», - продолжает вспоминать Бию Дадиевич. - Горкомы комсомола страны были завалены заявлениями от желающих поехать на освоение целины. Мы с моим другом по детскому дому Толей Лещаковым обивали пороги Кизлярского горкома комсомола. Наша напористость увенчалась успехом. Мы получили комсомольскую путёвку в Казахстан, в Тургайскую степь. Так мы оказались  в Семиозёрном районе Кустанайской области. Сознание того, что я вместе с многомиллионной армией молодёжи Советского Союза  стал участником освоения целины, до сих пор греет мою душу. 
В 1958 году начался новый этап в жизни Бию Байдемирова - он стал курсантом школы авиационных специалистов военно-морской авиации Черноморского флота. Этой школой в Керчи командовал участник Великой Отечественной войны полковник Радус – один из героев книги «Балтийское небо», в которой описывались подвиги, совершаемые советскими лётчиками при защите неба над Ленинградом.
- Через год нас направили в гвардейский авиационный полк тяжёлых бомбардировщиков дальней авиации Черноморского флота, - продолжает вспоминать Байдемиров. - Командовал полком участник войны, подполковник Дубина, которого все подчинённые с уважением величали «Батей». Полк участвовал в воздушных парадах в Москве. И перед вылетом в Москву слаженный строй стальных птиц, пилотируемых воздушными асами во главе с «Батей», низко пролетал над нашим гарнизоном в посёлке Сарабуз под Симферополем, приветствуя всех его жителей… У нас служили люди разных национальностей со всех уголков Союза. В армии я приобрёл много полезных качеств, научился ценить дружбу…
Затем Бию Байдемиров поступил  в Московский авиационный институт на факультет радиоэлектроники. Здесь его наставниками стали маститые учёные с мировым именем - Образцов, Панкратьев, Гоноровский, Сайбель и другие. Бию приходилось совмещать учёбу с работой. Он работал дворником, на почте, в столичном метро, на стройках… После защиты дипломной работы его направили в Центральный научно-исследовательский институт-30 Министерства обороны СССР. Здесь он прошёл все ступени научной иерархии  - от инженера до старшего научного сотрудника и защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук.               
- В 1984 году мне поручили организовать и возглавить в Ногинске межведомственный (Министерство Обороны и Министерство радиопромышленности СССР) филиал  Московского научно-исследовательского института приборостроения, - продолжает свой рассказ Бию Дадиевич. - Это был очень ответственный этап в моей жизни. Нужно было в короткий срок разработать и ввести в эксплуатацию полунатурную модель авиационного комплекса воздушного радиолокационного дозора семейства «АВАКС». Решить задачу нашему коллективу помогла всесторонняя помощь командира части генерала В.В. Алфёрова, полковника И.Б. Чумакова, начальника отдела НИИ приборостроения В.А. Сиволобова и, разумеется, самоотверженный труд сотрудников отдела.
Но тут наступили роковые 90-е годы. Стали закрываться предприятия. Десятки тысяч людей остались без работы. Глава Ногинского района В.Н. Лаптев, командир части генерал И.Н. Найдёнов, директор Московского областного Центра занятости населения В.И. Пономарёв сделали мне предложение возглавить Ногинский ЦЗН. С июня 1993 года я приступил к исполнению своих новых обязанностей. Нам многое приходилось делать впервые. Приходилось экспериментировать, искать нужные решения. Времени на раскачку не было. Численность безработных увеличивалась с каждым днём. Многие нововведения нашего Центра поначалу воспринимались с настороженностью. Например, так было с обучением безработных под гарантированное трудоустройство. Катастрофическая нехватка денег на пособие безработным из-за невозможности предприятий платить обязательные взносы в Фонд занятости населения побудила нас применить бартерные сделки. Предприятия часть взносов компенсировали товарами народного потребления. Таким образом, решалась задача уменьшения задолженности предприятия и не возникала задолженность государства перед безработными. Такая форма расчёта  в последующем широко стала использоваться и на федеральном уровне. Мы одними из первых в стране построили новое прекрасное здание, оборудованное современными техническими средствами, сформировали профессиональный коллектив. Разработанная нами и принятая к действию долгосрочная Программа занятости населения, тесное сотрудничество с администрацией района, с Советом директоров предприятий позволили НЦЗН даже в самые трудные для страны  (1995-1997) годы обеспечить социальную стабильность в нашем районе. При выполнении правительственной Программы финансовой поддержки предприятий в Ногинский район было привлечено более 65 млн. рублей, что дало возможность сохранить более 1300 рабочих мест. Безработица затронула и армию. Мы первыми в стране разработали и реализовали Программу социальной адаптации военнослужащих, уволенных с военной службы, стали организовывать курсы обучения по гражданским профессиям, курсы самозанятости и предпринимательства, психологической помощи. Наши начинания привели к созданию в Ногинском районе Центра социальной адаптации военнослужащих, уволенных из Вооруженных сил и членов их семей. Ногинский ЦЗН стал одним из лучших в области.  Сегодня многие инициативы Ногинского района по работе с населением внедрены в практику работы других регионов страны. Мы даже принимали коллег из Франции и Германии, которые приезжали знакомиться с технологией работы ногинской службы занятости населения. Мы показали гостям наш город, его примечательные места. Они посетили площадь Победы и мемориальный комплекс, возложили красные гвоздики к Вечному огню, любовались богородскими фонтанами. Сегодня, когда я уже нахожусь на заслуженном отдыхе, надеюсь, что коллектив Ногинского ЦЗН сохранит и приумножит достигнутые успехи.
Бию Байдемиров не привык сидеть без дела. Он взялся за реализацию нового проекта – на этот раз творческого. Он создал в нашем городе мужской вокально-хоровой коллектив «Богородские дедули». 
- Участники нашего хорового коллектива - это убелённые сединами, имеющие богатый жизненный опыт, но молодые душой люди, готовые делиться своим задором, безудержной внутренней энергией со всеми, - рассказывает Бию Дадиевич. - В его составе пенсионеры, бывшие военнослужащие, ветераны труда. За год с небольшим мы дали около 50 концертов жителям Ногинского и соседних районов Подмосковья.
«Богородские дедули» стали лауреатами Диплома I степени в районном смотре-конкурсе хоровых коллективов и ансамблей в жанре «Народное пение». А в номинации «По зову сердца» они стали  победителем конкурса губернатора Московской области «Наше Подмосковье». 
Бию Дадиевич признался, что ещё в школе города Кизляра, когда он учился в пятом классе, на него обратила внимание красивая девочка Люда Дорохова. Впоследствии она стала его женой. Они дружно прожили вместе 55 лет.
- Она жила для меня, для сына, для внучки, отдавая всю себя нам, - трогательно вспоминает о супруге Бию Дадиевич. – Она была человеком большой души - мудрой, доброй, преданной, заботливой. Прошло уже шесть лет, как она ушла из жизни. Мне словно обрезали крылья. Но я слышу её ласковый голос: «Биюшка, не раскисай, держись…» Я бесконечно благодарен судьбе за то, что Людмила была надёжной спутницей моей жизни. Она и сейчас со мной. Она - мой Ангел-Хранитель.      
2014