Суть или Сущность. Гл. 2

Трошин 2
 
 Впитывающий ум.

 Маленький человек стремится к совершенствованию вполне
 интуитивно. Он воспринимает из окружающей среды всю ту информацию,
 которую Среда может ему дать. А дать ему она может немало.
 Кому- то покажется фантастикой, что ребёнок, оставленный без внимания, всё же наглядно впитывает уроки, небрежно брошенные родителями или сторонними лицами; подхваченные неокрепшим сознанием уроки эти оставляют рубцы в памяти, делая зверька человеком.
 Мы усвоили, что "Маугли" – сказка. Что в
 действительности всё не так; что ребёнок попавший в аналогичную
 ситуацию, не развивается, а остаётся животным.
 Ребёнок не развивается как человек в общепринятом образе
 человека. Но он и не делается животным, потому что всякое животное
 уже при внутриутробном развитии или в яйце получает информацию и
 воспринимает её на генном уровне; и медведь никогда не станет
 рысью, даже если его изолировать от сородичей, тем более птицей и т.
 подобное.
 В животном подсознании всё чётко, всё обусловлено
 необходимостью, всё подчинено правилам выживания и в этом мозг
 животного абсолютно совершенен. Ум животного окончателен, прекрасно развит
 с рождения и до смерти, разве что включает незначительный опыт
 непродолжительного "текущего" момента.
 "Текущий" момент и сближает человека с животным.
 " Нет ничего важнее текущего момента", – говорят люди с очень
 сильно развитыми животными инстинктами.
 Действительно, выживание обуславливает необходимость
 потребления, но для человека важнее всего сочетание плотскихо побуждений с
 духовными стремлениями, стремлениями к совершенству.
 Как растёт ребёнок и каково состояние его разума и сознания в
 случае "Маугли", проблема совершенно не изученная и обсуждать её в таком
 качестве бесполезно.
 Мы знаем, что информация существует вне зависимости от
 нашей воли. Она окружает нас, и яблоко падает по физическим законам, но
 только подготовленные люди могут связать падение зрелого плода не с
 утробным желанием, а с эффектом относительности и открыть теорию, которая
 смогла перевернуть если не мир, то взгляды.

 Чем лучше подготовка, тем мощнее прогресс.

 Монтессори предлагает такое обучение, которое выявляет способности у детей, разрешает им смотреть на мир глазами первооткрывателей, а не глазами очередного "идола", которому из глубины колонн демонстрируют своё невежество его подданные.
 Для ребёнка ещё не существует общих правил, но уже есть практическая задача, которую он не осознаёт, но упрямо движется по пути к ней; проходит небольшой отрезок времени и задача решается.

 Не грех вспомнить Г.С. Альтшуллера.
 Сегодня бытует мнение, что ТРИЗ умер. Что статистически ТРИЗ ничего не доказал. Что перенесение технологий ТРИЗ на педагогику бесполезно и неумно.
 Но уже в том преимущество и научность ТРИЗ, что решения творческих задач, не имеющих эффективных механизмов решения, путём "проб и ошибок" переведено на принципиальную основу, на три основательных закона: объективности, противоречия и конкретности.

 Отсюда: сильные решения, преодолевающие противоречия.

 Я педагог – монтессорианец, но ничто толковое мне не чуждо.

 Начинать нужно не с общих правил, определений и отвлечённостей, что противоестественно, противоречит естественному ходу развития человеческого ума, ибо первые годы жизни ум ребёнка находится в стадии детского возраста человеческого рода.
 Начинать нужно с практической оценки поставленной задачи, её объективности, с заложенных в неё противоречий, выявлять эти противоречия и находить способы устранения их. Затем решать задачу конкретно, не отвлекаясь на сопутствующие всякому делу механические необъективные издержки.

 Общие правила проживания в этом мире довольно жестоки.
 Потому многие дети всеми силами сопротивляются преждевременным отвлечённостям, только память работает бессознательно, а вот смысл ускользает от погружения в массу слов, немотивированных поступков и навыков.
 Монтессори не только кладёт ум ребёнка на чистый лист бумаги, то есть начинает работу с открытого космоса, в котором НОЛЬ не является пустотой, наоборот информационной лавой, проистекающей в сознание ребёнка по законам подсознания, непонятным нам, взрослым людям, в большинстве своём закрытым для космоса; но и создаёт эффект присутствия ребёнка при сотворении мира, который до того для этой индивидуальности и не существовал вовсе.

 Мало того, Монтессори требует, чтобы дети участвовали в Сотворении Мира.

 Если голландский учёный де Фриз разрабатывал тему чувственности как биологическое поле человеческой жизни и деятельности, то Монтессори перенесла эти периоды на психологическую основу.
 Сенсуализм – восприятие, чувство, ощущение – остро необходимые качества в практике познания, в противоположность рационализму.
 Материалистический сенсуализм связывает чувствительность человека с его сознанием через деятельность во внешнем мире. Когда все органы чувств оказываются зеркалом, отражающим реальный многообразный мир.
 Идеалистический сенсуализм видит в чувственности человека САМОСУЩУЮ сферу сознания, то есть то, о чём говорилось выше - связь с высшими силами, которые, несомненно, существуют в природе.
 И Аристотель, и Эпикур исповедовали классическую формулу -
 " Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах ".
 Я не увлекаюсь философией в той степени которая необходима чистым учёным, я только напомню читателям, что сфера чувств человека всегда во все времена интересовала лучших его представителей и, несмотря на то, что подходы к теме разнились, вывод всегда оставался единственно верным:
 ЧУВСТВА - ФАКТОР ПОЗНАНИЯ, через Бога ли, космический информационный ветер или же естественный двигательный процесс.

 Гассенди, Гобс, Локк, Беркли, Юм, Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах, Сеченов, Плеханов, Павлов, Бехтерев и другие создали целый пласт в истории философии, посвящённый целиком и полностью: исследованию человеческой чувственности.

 Г. Альтшуллер, Н. Лейтес, К. Абромс, Г. Фигдор, Л. Выгодский,
Е. Панько, Я. Коломинский и другие исследовали детскую чувствительность как составную часть Дифференциальной психофизиологии детей.
 Внушаемость, задатки, музыкальные способности, одарённость, талант, характер, черты личности, индивид, возрастная сензитивность и так далее – все эти черты "Души" нашей проявляются уже в раннем возрасте и затем сопутствуют человеку всю жизнь.
 
 Воспитатель обязан знать средства, которыми воздействуя на ребёнка он формирует будущую личность.
 
 В детском возрасте чувственность обострена. Больше никогда в своей жизни человек не ощутит той лёгкости, с которой он ребёнком познавал мир. Он будет радоваться открытиям, впечатлениям, но через труд, достаточно тяжёлый и продолжительный.
 Поэтому педагог Мария Монтессори заостряет внимание своих последователей на более полном, скорейшем использовании времени, уходящем безвозвратно.
 Потерянное время – это не потерянные души, но потерянные гении, "ДЕМОНЫ КОСМОСА", творящие ПРОГРЕСС на наших глазах.

 Чувство времени должно быть воспитано. Это продемонстрировал нам всем А. Любищев, организовав систему учёта потерянного времени, в которой он на протяжении более пятидесяти лет детализировал причины таких потерь, предлагая способы их устранения.

 Такие опыты нельзя забывать. Всё новое тяжело приживается. Недостаток воспитания в детском возрасте закладывает фундамент чувственных восприятий в детях, на них базируется вся последующая жизнь.
 Совершенствоваться трудно. Гораздо проще "плыть по течению", соответствуя замыслу стихии.
 Однако жизнь заставляет двигаться вперёд; и педагогика в том числе озабочена индивидуальным ранним воспитанием.

 Есть особенности в работе с детьми. Существуют периоды индивидуализации. Их легко пропустить, не заметить в погоне за дешёвыми педагогическими приёмами: построениями, речёвками, показательными уроками...
 Упущенные сенситивные периоды влекут за собой сопротивление ребёнка навязываемым "педагогическим" методикам, рождённым в тиши кабинетов.
 Сенситивные периоды универсальны. Они присущи детям всех рас, национальностей, пола, культуры и других, в том числе физических различий.
 Биологический возраст 4-5 лет не означает, что ребёнок соответствует этому возрасту. Протекание каждого периода характеризуется медленным началом, этапом наибольшей интенсивности и затем медленным спадом.

 Основные сенситивные периоды с 0 до 6 лет:

 речь, порядок, сенсорное развитие,
 восприятие маленьких предметов, развитие движений и действий,
 развитие социальных навыков.

 Внутриутробное развитие ребёнка не исключает его обучения. Важно разговаривать с ним, петь песни, думать о прекрасном, много читать и не забывать, что маме нужно правильно и калорийно питаться.

 Все этапы развития речи, как средства мышления у ребёнка проходят фазы от ориентировки в среде, интуитивного движения к речи и планирования движения к речи, до реализации речи и контроля за речью.. Напомним о некоторых:
 от 0 до 4 месяцев:
 новорожденный ощущает речь, но сознание ещё не складывает отдельные образы в картины. Он в состоянии повернуть голову, смотрит в рот говорящему, выделяет мать.
 Выплёвывание пузырей слюны означает, что уже происходит тренировка речевого аппарата.
 Движения ещё не скоординированы, но ручки ножки в постоянной работе мышц.
 Около года: выговаривает одно слово, но уже твёрдо понимает, что речь мамы что-то означает; он уже стремится к познанию, морщит лобик, стараясь схватить на лету любое слово и запомнить.

 С одного года идёт постоянное наполнение словарного запаса. С полутора лет малыш начинает выражать желания. Понимает, что приятно, а что неприятно.
 
 Вслушиваясь в речь матери, отца, родных начинает перестраивать неправильное произношение в правильное. Здесь важно взрослым не засорять язык фривольными выражениями, сленгами, жаргоном, следить за ударением в словах и оборотом слов.

 Хотя запаса слов ещё не хватает, ребёнок воспринимает грамматические нормы языка, вполне и легко может осваивать два и даже более, иностранных языков.

 2,5 – 3 года разговаривает сам с собой. /Эгоцентрическая речь/. Постепенно такой способ диалога плотской своей сущности с сознанием уходит, диалог становится внутренним монологом: это значит что ребёнок ощутил в себе собственное " Я ", то есть ,по сути, живую внутреннюю Суть.

 3,5 – 4 года – употребляет речь целенаправленно и осознанно; интересуется символическими обозначениями звуков, с удовольствием обводит пальчиками буквы, особенно если они исполнены на шершавой бумаге. Работает с подвижным алфавитом, выкладывает буквы, обозначающие отдельные звуки.
 Поэтому в возрасте 4,5 – 5 лет уже начинает спонтанно писать различные слова, предложения, хотя письму вроде бы никто и не учит.
 Наконец в пять лет ребёнок самостоятельно учится читать. Жажда к чтению возникает несколько позже, потому что письмо – это выражение собственных мыслей, а чтение - это не только умение складывать буквы в слоги и слова, но ещё и понимание чужих мыслей.

 Информация плавает эфиром, но ключ от той информации в шкатулке. Шкатулка брошена в море, в шкатулке той яичко; яичко не простое, а закодированное, и код тот в руках у младенца, рождённого в Вифлееме.
 Царь Ирод понимает, что информация несёт Знания, а знания открывают путь наверх, к Богу ли? К власти?
 Бог высоко, а власть, вот она, в руках. Что предпринять, чтобы сохранить власть?
 Опыт есть. Ещё Моисей угрожал фараону Египетскому казнью всех первенцев страны. В те времена, как рассказывает Библия, народ еврейский в борьбе за выживание научился так воспитывать и образовывать своих детей, что за полтора столетия египетского пленения достиг невиданных успехов во всех науках и, в свою очередь, использовал знания для порабощения народов египетских.
 
 Именно образование и воспитание подняло Израиль над золотом и властью египтян. Но и народ египетский научился многому от рабов своих и понимая, что нет другого выхода избавиться от евреев, платит им отступные. Потом преследует Израиль, пытаясь уничтожить его физически.
 Казнь младенцев прерывает связь с информационной средой; есть возможность отбросить людей в каменный век.
 И царь Ирод приказывает избить всех младенцев, рождённых в Вифлееме и округе.

 "Вся беда от детей"

 Жизнь взрослых устроена, что ещё желать можно? А новое поколение стремится к новым рубежам и это утомительно.
 Остановить прогресс можно одним лишь способом – избиением.

 Нынче другие времена. Нынче детей выхаживают. Но создают ли им такие образовательные условия, в коих они могут раскрыть свои личности наиболее полно и, проникнув сознанием своим в информационную среду, уловить ЧТО-ТО из стройной системы существования миров, на этом "что-то" воздвигнуть прогрессивные теории построения нового мира.
 Народы, не уделяющие достаточного внимания воспитанию младенцев, обречены как минимум на застой.
 Динозавры пожирали растительность до тех пор, пока земля не
 оскудела. А, оскудев, она уложила паразитов в своё тело.

 Плоть от плоти – есть прах плоти.

 Учить маленького человечка разговаривать не нужно. Он сам научится, ибо речь до Вавилонского столпотворения была едина и давалась детям с рождения, рассказывают тексты Библия.
 Ни доказать, ни опровергнуть нельзя.
 Как умеем, едва появившись на свет, сосать, так когда-то умели и говорить.
 Как общаются между собой животные? Имеют ли они свой язык? Или владеют только инстинктами, а вопли их только слоги, не связанные в слова инстинктом. Инстинкт совершенен. Потому что в нём законченность идеи.

 Человек обречён на сознание, но врождённая способность думать о себе в третьем лице исключает творческую работу мысли, а это противно замыслу Высших сил и потому языки рассыпались как плевелы в зерно.
 Таковы мысли древних.
 
 Мы же в трудах и мучительных раздумьях, а не в стремлении обрести Божескую форму на основе бытия, можем войти в информационную среду и делать открытия.

 Очутившись в реальном мире, ребёнок познаёт хаос. Генетически он стремится к сохранению порядка.
 Мы уже говорили о внутренней потребности порядка у ребёнка. Первичный хаос постепенно выстраивается в логически завершённую картину.
 Длится он от 0 до 3 лет. Наивысший этап 2 – 2, 5 года.

 Выстроенный раз и навсегда порядок остаётся с человеком на всю жизнь.
 Монтессори говорила: "Для ребёнка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим"
 Сравнение несколько вульгарно в поэтическом смысле, но реалистично вполне. Пол – основание, которое крепит нас в системе координат динамически живущего мира.

 В раннем детском возрасте человеческий дух берёт из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего его внедрения во внешнюю среду. Хаос страшен своей многоликостью, непредсказуемостью, отсутствием элементов безопасности, разорванностью логических цепей и отсутствием истоков.

 Бог и тот отступился от образа Вселенной в форме хаоса и проделал ту работу, которую мы называем "Сотворением Мира".
 Помочь ребёнку выйти из хаоса может только внешний порядок. Но внешний порядок - это в первую очередь внутренняя потребность.
 Порядок в мыслях, чувствах, поступках любого взрослого человека будет развит настолько, насколько упорядоченной была его среда до 3 лет.

 Три сферы порядка:

 В окружающей среде, во времени и в поведении взрослых по отношению к ребёнку.
 И мы не будем отступать от заведённого порядка и разберёмся с эти понятием скрупулёзно.
 Что такое порядок в среде?

 Каждой вещи - своё место. Одежда в шкафу, обувь в прихожей, игрушки – в специальном ящике. У каждого ребёнка свой уголок.
 Дети уже много знают: где сидеть, как открывать дверь, что за окном, что такое аквариум?
 Аквариум – это часть моря, в котором плавают рыбки, живые существа, обитатели рек, озёр, океанов.
 Океаны, озёра, моря - это огромные аквариумы, большие, как небо; небо - это облака, тучи, солнце, ветер.
 Ветер дует, потому что земля круглая и если у нас день, в другом месте ночь. Ночь сменяет день.
 Ночью нужно спать, а днём наводить порядок, кормить рыбок, потому что они хотят есть. Кушая, рыбки растут как дети. Когда они вырастут, то станут попадаться в сети, которые поставят в море ставшие взрослыми детишки. Пойманную рыбку отнесут на кухню и там из неё сделают вкусную еду, которая насытит детей, сделает их умнее и сильнее.
 Ночь холодная, день теплый. Солнце нагревает, звёзды охлаждают. Борьба ночи и дня, холода и тепла порождает ветер.

 Всякая борьба - то демонстрация силы.

 Силы тепла и холода порождают ветер.

 " Ветер, ветер ты могуч,
 Ты гоняешь стаи туч…" А. С. Пушкин.

 
 Порядок во времени:

 Во времени порядок становится распорядком. На смену спокойствия ночи приходит ритмика дня. Последовательно происходят события от утреннего подъёма до встречи с воспитателем, с одногодками, среди которых ребёнок избирательно намечает себе будущих друзей.
 Он уже требует. Требования постоянные, обоснованные и не зависят от его мимолётного настроения. Эти требования должны исполняться взрослыми; неисполнения требований ребёнка закладывает в детское сознание стойкий синдром недисциплинированности, необязательности, лжи, изворотливости, легковесности слов и обещаний.
 
 "Слово" – это то, что дано человеку свыше, что предопределено средой до его появления на свет; как сказал образно поэт:

 Словом можно убить. Словом можно спасти.
 Словом можно полки за собой повести.

 Можно петь дифирамбы Слову, но лучше сказать, чем сказано в первой главе в святом благовествование "От Иоанна" не скажешь:
 
 " В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

 Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть."


 Творческая работа воспитателя это СЛОВО, вовремя сказанное, метко отпущенное, направляющее, сдерживающее, исчерпывающее в своей мудрости, наполненное мыслью проникающей в подсознание ребёнка, оплодотворяющее его сырой разум частью Божественной сути, которую мы называем природным даром.

 Тьма бесконечна, но свет прорезает тьму. Учение свет – неучение тьма.
 Как солнце светит, пронизывая лучами эфир, так и воспитатель наполняет подопечных своих теплом маленьких и больших знаний, опытом человечества, ещё не вышедшего из детского возраста.
 Драки, войны, политические разборки – это суровые шалости взрослых людей на стадии раннего детского возраста.

 Sensitivus период - знаменателен стремительным развитием нервных волокон, по которым возбуждение передаётся из органов и тканей в центральную нервную систему.
 Волокна afferentis - доставляют в мозг возбуждения от ощущений; биологическая система, озабоченная выживанием, систематизирует ощущения, разделяет на "плохо" и " хорошо" и пробуждает у ребёнка либо защитные свойства иммунных систем, либо активное физическое действие или противодействие.

 Сензитивный период сенсорного развития длится от 0 до 5,5 лет.

 В условиях свободного выбора ребёнок сам подходит к материалу, который необходим ему. Наблюдая за поведением ребёнка, отмечая сделанный им выбор воспитатель может определить уровень его развития и наметить перспективы в дальнейшей работе.
 Тактильные /осязательные/ ощущения или ощущения прикосновения, а также цвет, запах, слуховые /звуковые/ восприятия всё приходит сразу единовременно и наваливается на только что родившийся плод беспорядочной хаотической какафонией.
 Как тут не воспротивиться беспорядку, не встать в позу и не начать творческую работу по систематизации всех тактильных ощущений в стройную систему природной гармонии.
 Сосущие движения губами, грудь матери, её голос, её тепло, её руки принуждают думать о том, что в мире этом не так плохо. Что можно жить, научившись выделять интуитивно предметы необходимые, пользоваться ими и укрываться от неприятного знакомства, ощущения, скрывающимися за ними, идеализировать материнские объятия или тёплое одеяло.


 Монтессори считала, что для воспитания глубины чувств обязательны острые эмоции как положительного, так и отрицательного характера. Раздражителей во внешнем мире достаточно. Задача в том, чтобы отрицательные раздражители не доминировали в жизни ребёнка. Чтобы положительных ощущений было больше, но и они не превалировали настолько, чтобы в ощущениях нарождающегося сознания не возник одномерный однополюсный мир.

 Можно предложить ребёнку гладкую и шершавую дощечки. Пусть он потрогает, пусть задумается, отчего это? Ещё лучше, если во время опытов надеть ему на глаза повязку. Исследователь сосредоточен, его лобик морщится. Идёт интенсивная работа мозга. И как он рад, когда его иссследования приносят результаты, когда он с уверенностью показывает на предметы, уже известные ему, не обманувшие его в его ожиданиях.

 Цветные таблички. Цвета в сравнении. Я делаю так. Вырезала из картона прямоугольнички и закрасила их всеми оттенками основных цветов спектра.
 Получились наглядные пособия по цвету. Дети с удовольствием разглядывают их, сравнивают, делают выводы, что цвет многогранен, пытаются тут же в жизни найти аналоги, сравнить их и систематизировать. Складывая цвета они понимают, как из одного цвета получается несколько оттенков и как из многих оттенков можно сложить один контрастный цвет.
 Учатся пользоваться цветными карандашами. Рассматривают небо, растения, животных через цветные стёкла, изумляются многообразию цвета и жалеют, что в реальности преобладают серые оттенки.
 В будущем они приобщатся к запахам, к парфюмерии, к восприятию вкусовых качеств, к способности различать различные кухни, поймут, что такое дегустация.
 
 Конечно, нужны условия для подобных упражнений и пособия.

 В группе важно иметь цветовые таблички, нюхательные баночки, вкусовые посудинки, колокольчики для слухового восприятия, для развития музыкального слуха.
 Редкий воспитатель озабочен подбором таких средств, отладкой сенсорных путей развития у ребёнка.
 В нашей дошкольной системе воспитания и обучения часто наблюдаешь, что именно ребёнок оказывается лишней структурой, что именно ребёнок мешает взрослым ощущать себя личностями; что воспитатель делает одолжение и государству, и родителям, наблюдая их отпрысков. Что он личность творческая, но серость бытия заставляет его заниматься таким мелким и неблагодарным делом, как воспитание подрастающего поколения.

 Неорганизованность взрослых, разбалансировка их талантов, несоответствие способностей и возможностей делает взрослых, в том числе педагогов и воспитателей личностями брюзгливыми, сварливыми, неуравновешенными. Естественно, о полноценном воспитании не может быть и речи.
 Но даже в наших условиях находятся люди, которые поднимаются над нелепостями текущего момента и отдаются делу воспитания детей самозабвенно.

 Владику уже исполнилось шесть лет. Ребёнок драчливый, неуживчивый, плохо воспринимающий критику взрослых, не находящий понимания среди сверстников.
 Сензитивные периоды ушли, многое нужно исправлять, но он уже пошёл в школу.
 Система гонит и не даёт времени на пересмотр и исправление ошибок.
 Он приходил ко мне в группу в гости. В прошлом году он появился в группе в конце года, мы встретились поздно, но каким-то образом он сохранил добрые ко мне чувства. И нынче я не прогоняла его, он с удовольствием играл с младшими детьми. Особенное удовольствие доставляли ему опыты с водой.
 Мальчик по полтора, по два часа ежедневно просиживал над склянками переливая воду / из пустого - в порожнее/, Приходила мать, пытаясь прервать этот "идиотизм", но я настояла чтобы всё шло естественным путём.
 Ведь надоест ему когда-нибудь!
 

 Так прошёл месяц, другой и вдруг Владик перестал приходить. Через полгода я случайно встретила мать, та со слезами на глазах благодарила меня, за то что я не прогнала тогда сына.
 Владик изменился. Он стал прилежным учеником, в семье утвердилось
согласие. В школе подружился со сверстниками. Появились интересы, улучшился аппетит и т. д, и тому подобное.
 Что же произошло?
 Опыты с водой были необходимы ещё неокрепшей нервной системе
 ребёнка, для уравновешивания чувств, для успокоения, для внутреннего порядка,
 который не установился в своё время по вине взрослых, из-за их равнодушия.
 
 Линия на обеспечение ребёнку безопасности, своевременного наполнения желудка и передачи его из рук в руки родителям, вполне вписывающаяся в нашу систему дошкольного воспитания, оказалась недостаточной для этого неординарного маленького человека.

 Время от времени я прослеживаю его дальнейший путь и могу с
 удовлетворением отметить, что растёт он и развивается достаточно хорошо,
 несмотря на неполную семью и малую обеспеченность средствами существования.

 Перейдём к сензитивному периоду развития движений и действий.

 Длится он в среднем он от одного года до 4 лет. Он, пожалуй, самый важный в жизни ребёнка. Движения - это динамика. Динамика связана с проявлением силы, с внутренней энергией, видоизменениями.
 Напряжённо работают сердце, лёгкие; насыщают кровь кислородом, питают клетки головного мозга, который непосредственно
 участвует в развитии психических функций.

 Теперь представьте себе 2-3 фронтальных по 20-25 минут занятий с детьми за столами, и всего1,5 –2 мин упражнений на расслабление.
 Что это? Каким опытом это показано?
 Задумано и проведено в жизнь так, как это выгодно взрослым людям, которые сужают необъятный мир в представлениях ребёнка до узко профессиональных, а хуже того, до бытовых интересов человека, случайно попавшем в воспитатели.
 Случайные люди в педагогике, - это вовсе не лишние люди. Мы все учили литературу, историю и другие социальные предметы, помогающие ориентироваться в быту и в хозяйственной деятельности, знаем историю Печорина, всегда относимся с сожалением к загубленным и невостребованным талантам, но всё это далеко от нас, как бы вторично, как бы не существенно.
 На злобу дня выходят насущные, сегодняшние
 интересы, осмысляющие "текущий" момент, делающие животные инстинкты острой повседневной необходимостью.

 Воспитание детей - это даже не второй план и не третий. Это что-то далеко отстоящее от реальности, от гонки за благами, от карьеры, политиканства, борьбы за власть.
 Мы гордились, что жили в эпоху развитого социализма; оказалось, что не в социализме дело. Оказалось, что в социальном плане мы опустились так низко, что даже феодализм, возглавляемый христианской церковью, оказался более прогрессивным, чем социализм Маркса.
 И ныне мы двигаемся вверх и вперёд по лестнице, ведущей вниз и в сторону. Объяснять власти и имущим, что дети наше будущее - излишне. Все знают и убеждены, что это так. Но при этом никто не задумывается, каково оно это будущее?
 А будущее многолико. В нём столько лабиринтов, углов и тупиков, что не сказке сказать, не пером описать. Пуская дело воспитания на самотёк, опираясь на постулаты выживаемости в виде игровых, непрактичных политэкономик, мы даже не участвуем в системном выборе будущего. Мы принимаем брошенную нам кость как должное, и это касается не только нас, белорусов, но всех народов земли вообще.
 В чём разница между белорусами и, допустим, американцами? Только в том, что мы находимся на своей земле и более уверены в том, что никто её не отнимет у нас.
 Американцы живут как на вулкане. Они в большинстве своём пришлые люди, служивые. Они служат своему государству не за страх, а за совесть, потому что оно, государство - гарант их выживаемости.
 Отняв у коренных жителей их земли, а, значит и культуру, а, значит, и перспективу, американец живёт как в чумной деревне, каждый новый день озираясь на прошедший и работающий как вол на благо себе и своему гаранту.
 И педагогическое воспитание, что бы кто не говорил, у них поставлено гораздо прочнее, и реальный эффект на выходе гораздо весомее. Но и у них есть чиновники готовые вырвать у детей кусок хлеба изо рта. Разница в том, что плюрализму там достаточно места.
 Качественно образование различно, исходя из экономических ситуаций. Там профессор тот, кто более профессионален, кто хорошо знает свою работу, и научить может апробированным навыкам.
 
 Движение к самообразованию - не самоцель. Не сумбурное хаотическое бегство по замкнутому кругу, не побег от инфаркта и социального тупика, а размеренное, поступательное движение с постоянной нагрузкой, физической и умственной, по пути исследования сенсорных возможностей человека и приближения к тем вехам будущего, которое мы самостоятельно запрограммировали, если хотите, вычислили.
 
 Как раз Монтессори учитывала стремление ребёнка к движению и потому выбирала место для работы подальше от мест хранения материалов. В течение дня ребёнок до десяти раз переносил, например, штанги, придерживая их за края, /а их десять/ к месту хранения и обратно.
 Она отказалась от парт. Выделила двигательную зону. Заставила воспитателя занять неудобное для него положение, то есть вывела его из эпицентра детских игр, поместив за невысокие ширмы, непреодолимые для ребёнка, но вполне позволяющие осуществлять помощь и контроль.
 Обязательны спортивные комплексы. Нет средств - нужно искать спонсоров. Нет спонсоров - нужно бросать шапку по кругу и собирать эти незначительные смехотворные средства.
 Чрезмерное, в численном выражении, комплектование детских групп - другая тема.
 "Ну, как не порадеть родному человечку".

 "Фамусов – душка. Да душка – подушка.
 В казне не убудет, а вору полушка. "