Педаном. Гл. 7

Трошин 2
 Каким критериям должен отвечать /педаном/ педагог – дошкольник, чтобы общество было спокойно за своих детей?

 Такой вопрос часто муссируется в прессе, на радио, в телевизионных выпусках, посвящённых работе дошкольных учреждений; возникают полемики, схлёстываются мнения, профессия воспитателя становится прозрачной как стекло, на котором отпечатываются не только случайные царапины событий, но и дыхание
времён года, социальные всполохи, этические пропасти эпох.
 
 Воспитатель, пытаясь соответствовать требованиям времени, меняет своё мировозрение, приспосабливается к политическим поветриям, участвует в экономических преобразованиях, – то есть занимается всем тем, чем должно заниматься общество за исключением педанома – воспитателя.

 Процесс воспитания и обучения детей вечен. Государство, невзирая на свои возможности, экономические ухабы, авантюристические наклонности и другие сиюминутные увлечения, просто обязано взращивать молодое поколение в лучших условиях, с лучшим обеспечением, в лучших традициях, с неизменной последовательностью, добиваясь высоких результатов в педагогическом процессе дошкольного и школьного образования.

 Только в этом случае возможен прогресс, а не деградация, которую мы иногда в мире наблюдаем.
 Критерии нравственные важны. Но никаких иных критериев кроме, обычных, моральных, прописанных в тысячелетиях, нет и быть не может.

 Человек, в том числе педаном, существует в обществе только при условии соблюдения общепринятых норм и правил. Но нормы и правила не должны противоречить общечеловеческим моральным нормам и правилам, нормам и правилам самого педанома.

 Когда в среде социальных отношений не всё в порядке, хороший воспитатель углубляется в педагогический процесс, стараясь не столько спрятаться от действительности, сколько оградить детей от развращающего влияния времени. Потому что любое время состоит из процессов: ледниковых периодов и глобальных потеплений; из различных политических форм жизней от ящерообразных – дегенеративных, до – разумных прогрессивных.

 Истории известны примеры самопожертвования воспитателей /Януш Корчак / и других педагогов и педаномов, бросивших, таким образом, в лицо потерявшему ориентиры обществу, единственное своё оружие – нравственный закон. И общество переступило этот закон.

 Юлия Фаусек вела одинокую борьбу в послереволюционной России, пытаясь примирить систему индивидуального воспитания с господствующей догмой в педагогике того времени: коллективной трудовой повинностью.

 Коллективы – выразители интересов опять – таки личности. Об этом нельзя забывать. Личность всегда над коллективом, какими бы демонстративными и популистскими лозунгами личность эта не прикрывалась.

 Поэтому нужно быть до конца откровенными и не выпячивать коллективное бессознательное на передний план. Интересы коллективов, организованных по производственному принципу должны соблюдаться, но в пределах заповеданных этических норм.

 Россия не сделала открытия в области коллективных бессознательных дисфункций. Выше я приводила примеры из истории. Но это практика. А всякая практика начинает своё движение из теоретических изысков.

 Французский социалист Фурье /1772 – 1837 гг./ был прародителем нынешних детских воспитательных учреждений. Его теория – создание групп, отрядов, детских формирований: маленьких "орд" и маленьких " банд" по наклонностям, была предложена действующей в то время власти.
 Но воспитанием этих "организаций " по его мнению, должно заниматься общество в лице социально преданных педаномов с тем, чтобы вырастить из детей качественных и безответных тружеников.
 Через коллектив, через общественно полезный труд, через изоляцию детей от политики, экономики, социальных преобразований и информационной среды, Фурье предлагал создать рабоче-крестьянской общество с идеалами коллективизма – коммунизма.

 Взгляды Фурье на воспитание детей, по словам Маркса и Энгельса, "представляют наилучшее, что имеется в этой области, и содержит в себе гениальнейшие наблюдения" /Соч., 2 изд.,3 стр. 516 – 17 /.

 Что получилось из практики подобного воспитания, из создания пионерских отрядов и комсомольского актива, мы хорошо знаем. Мы помним и освоение целинного края, и строительство БАМа, и трассу Беломоро-Балтийского канала и прочее и прочее.

 Я далека от критики философских умовоззрений, но я воспитатель - практик и на практике убедилась, что коллективизм – это лишь способ выживания в экстремальных условиях. В процессе долговременного поступательного строительства цивилизованного бытия – коллективизм лишь тормоз общественного развития.
 Общество – это не коллектив и коллектив - это не общество.
 Коллектив – временно сформированная группа, объединение, с активным индивидуальным замыслом, стремящаяся провести в жизнь экстенсивным способом выгодные для данного коллектива решения.

 Что получает от решения такой задачи сам коллектив? Практически ничего.

 Единственно правильный путь социального развития общества – путь естественных преобразований. Те методики и идеи, которые строятся в таком ключе, долговременны и устойчивы.

 Но и они должны учитывать не сиюминутные интересы группы лиц, а морально- этические нормы, пришедшие к нам из древности и являющиеся и сегодня для всех социальных формаций прописными истинами.

 

 
 Это обычные моральные критерии. Существуют десять заповедей, отвечающих общечеловеческим, конфессионным и атеистическим обычаям, заповеданные всем гражданам Земли.

 Мария Монтессори предлагала:

 1. Соблюдение нравственных законов - основной критерий при отборе педагогов для преподавания в Монтессори – учебных заведениях.
 Второй критерий:
 2. Любовь к детям.

 Невозможно практически, на деле объясниться в любви всем детям вообще, потому что любовь предполагает определённые действия и затраты, направленные на материализацию заявленной любви, духовную и экономическую опеку, постоянный негасимый огонь энтузиазма.
 Всех детей охватить частной любовью невозможно.
 Вот в любви к определённой группе детей можно признаться.
 Потому что для одной такой группы всегда найдётся излишнее тепло моего сердца, которое я с радостью и без остатка отдам им.

 Когда я утром вижу детишек, которых встречаю в саду и провожаю каждый день домой, всякий раз чувствую, как в груди начинает теплиться лампадка. Это моё сердце нагревается в ожидании нового общения; общения, которое сулит чуть ли не ежечасные открытия, открытия, которые делают и меня богаче духовно, богатство же своё я раздаю детям, которых люблю.
 Но дети не ангелы, всем известно. Это наши дети и некоторые из них по взрослому скрытны, мало улыбаются, настороженно относятся к новым людям, особенно взрослым.
 Таких детей я выделяю. Я уделяю им чуточку больше внимания. Чуточку, потому что забыть других, отстраниться от остальных невозможно. Если ты их мама, то дети требуют ласки. Они ревнивы. И твоя ласка должна быть своевременной, легковесной, обнадёживающей и обязательной.

 Сегодня они опять будут со мной, я вижу их радостные и озабоченные лица. Радостные, потому что они любят свой детский сад, а озабоченные, потому что знают, чем будут сегодня заниматься и ждут с нетерпением занятий, повторяют пройденные уроки и те вопросы, которые внезапно пришли им в голову. Может быть, вчера вечером, а может быть, сегодня утром по дороге в детсад.

 Мои дети, даже самые маленькие, постоянно задаются вопросами. Им интересно всё происходящее вокруг. И когда им объясняешь по существу, вопросов не убавляется, а наоборот. Они возникают в их сознании веерообразно.

 Вчера мы проходили космический урок. Мы строили, перестраивали, изменяли форму, проводили изыскательные работы, обсуждали проекты и даже сметы, потому что мои дети знают:
 всё вокруг нас материально. Всё вокруг связано и не только физическими законами, но и экономическими. Если здесь что-то лежит, то лежит оно не напрасно. Оно привезено, сгружено, перелопачено. Произведён продукт. На произведённый продукт затрачены средства. Значит, продукт стоит денег. На деньги меряется материальная жизнь, к которой мы принадлежим.

 Сколько стоит ведро песка? Если его накопать лопатой и перенести вручную на некоторое расстояние? Или если его привезёт самосвал?
 Сложная задача. Дети ушли домой, пока не ответив на этот вопрос. Это их домашнее задание.
 Утром они спешат в детский садик, потому что в головках созрели если не ответы, то решения, если не решения, то лёгкокрылые идеи. Из этих идей мы скоро выстроим звездоплан, и он, стремительный, как сама идея, понесёт нас к незнакомым галактикам, где может быть мои дети встретятся с " Маленьким принцем".

 Но прежде они должны подкрепиться. Позавтракать. Поупражняться физически и умственно.

 Хороший уход и хорошее питание формируют здоровое тело.
 В здоровом теле, как известно, здоровый дух.
 Здоровый дух порождает здоровые взгляды.
 Взгляды здорового общества обращаются к детям, потому что дети- это реальное будущее, а будущее зависит от воспитанной нравственности в наших детях.

 Педагог – монтессорианец участвует в формировании интеллекта и личности ребёнка. Он разрабатывает содержание занятий с детьми, их насыщенность и благоприятную для развития детей атмосферу сотрудничества в коллективе детского сада.

 Психическое здоровье детей во власти педагога. Любой ребёнок, даже слегка отстающий и отстоящий всегда может сформироваться как личность с выдающимися качествами. Ведь все мы рождены от подобия и в каждом из нас море талантов, но отыскать их, развить и вручить в руки самому ребёнку может только талантливый педагог.
 Только талантливый педагог может сказать ребёнку: СОТВОРИ СЕБЯ САМ и после этого вместе с ним биться, превозмогать неудачи, и по шажку постепенно двигаться навстречу полному успеху.

 Именно такими педагогами видела Мария Монтессори своих учеников в будущем. Она мечтала о будущем без войн и идеологических шабашей.

 Профессиональный педагог, вооружённый совершенной педагогической системой, поможет адаптироваться в коллективе любому нормальному ребёнку.

 Я задавалась себе вопросом: как сделать вновь набранную группу дошкольников близкими друг другу?
 Как сделать детский сад дорогим сердцу ребёнка?

 Детское достоинство ранимо. Его легко покалечить. А искалеченное достоинство делает душу ребёнка ущербной. Здесь то, в ущербности души и гнездятся пороки.

 Нам ли педагогам не знать, как трудно потом добираться до глубин его сердца.
 Детский сад – второй дом. Если дома теплее, значит, отношение ребёнка к детскому саду прохладное. Если и в детском саду его согревает отношение воспитателей, то он уже любит свой второй дом.

 Великие стимулы – любовь и справедливость. Именно на них держится дошкольное воспитание, и именно они закладывают в основание характера малыша первые кирпичики нравственности, морали, достоинства и патриотизма.

 Используя метод воспитания по Монтессори, мы ставим ребёнка в эпицентр процесса, который называем педагогикой, иногда забывая, что нет воспитания без педагога. Справедливо сказать, что и педагог, и ребёнок – та самая критическая масса, с которой и начинается цепная реакция освобождения души от стереотипов "классического" бытия.

 Что подразумеваем под "классическим" бытием? Тот привычный ход мыслей, порядка, раз и навсегда заведённых правил, которые апробированы обществом на протяжении столетий.

 Слияние двух независимо существующих индивидуальностей оказывается возможным, когда верой в силу личности проникся не только ребёнок, но и сам педагог. Тогда и воспитательная система о б р е ч е н а давать результаты, обречена на успех; а положительный результат вовлекает в процесс всё новые и новые силы и потому распространение его в учебных системах мира – дело времени.

 Что же такое открыла Мария Монтессори, чего люди, а тем более педагоги не знали раньше?
 Знать то знали, да уметь не умели. Все мы прекрасно знаем силу косности мышления. Раз и навсегда заведённый порядок глушит инициативу, сковывает само
стоятельность.
 И колесо кто-то изобрёл, хотя принцип колеса в природе применяется бесконечно. Нужно только вовремя увидеть и что-то сообразить.
 Как видите, всё просто. Кто умеет наблюдать, тот умеет думать.

 Монтессори призвала родителей и воспитателей и общество в целом, к новому, хорошо забытому старому подходу в воспитании детей. К полной, ничем не сдерживаемой анархической свободе, где действия ребёнка ничем не ограничены.
 Но это только первый этап. Здесь Монтессори повторяет библейское учение о сотворении мира. Вначале был хаос.
 Затем воспитательный процесс начинает своё педагогическое вмешательство. Но вмешательство это ненавязчиво. Оно лишь корректирует произвол детей. И постепенно упорядочивает их действия.

 Начинается период осознанного движения. Дети приобретают собственные орбиты. Их никто не втиснул на "круги своя" насильно, в движении они научились самодисциплинировать себя и ограничивать себя "по умолчанию".

 Где тут работа педагога?
 Именно в том, что хаос заканчивается космосом, как это и должно быть, когда над всяким действием и его противодействием стоит более высокий разум.

 " В моём методе, педагог мало преподаёт, много наблюдает и главным образом направляет психическую деятельность детей и их физиологическое развитие." Монтессори.

 Эта ненавязчивость отнюдь не проста. Нужно многому научиться и пересмотреть в своих суждениях, взглядах, оторваться от привычной и косной рутины в педагогике, которая вовсе не так слаба, как это некоторым кажется.
 Педагогика за тысячи лет мало изменилась. Насилие над воспитанником - действенный способ повысить успеваемость. Но прорыва в научных изысканиях не будет, ибо наука через палку – синтез разума и инстинкта.
 Да, в человеке невообразимым образом соединились человек и животное. Человек двойственен по натуре. Искалеченное "воспитанием" сознание вырабатывает способы защиты, направленные на выживание, через воспроизводство и ареалы кормления.
 Но свободный разум идёт дальше.
 Он – Божественного происхождения, если не сказать больше. А больше или меньше не скажешь, потому что истоки разума находятся за семи печатями, а печати те в яйце, яйцо в утке, утка в сундуке, сундук в тереме, терем на запоре, а ключи от того замка утеряны и найти их пока не удаётся.
 

 Сама Монтессори считала, что обычный педагог не в состоянии переделать себя. Слишком велика власть воспитателя – учителя над обучаемым. Монтессорианца нужно создавать. Однако жизнь построена таким образом, что совершенствоваться никогда не поздно, что, практически, и происходит во всех сферах человеческой деятельности.
 И в педагогике, как мы говорили выше, всё можно уразуметь и усвоить.

 Да, интуиция и духовность – основные черты воспитателя этой формации. Нужно уметь видеть ребёнка не только глазами, но и внутренним зрением, как мы говорили выше, чутьём.
 У детей масса разносторонних интересов, выявить их, развить, дать им укрепиться – вот сверхзадача на раннем этапе воспитательного процесса.
 Если этот этап основной на первых шагах становления маленькой личности, если он выполнен, то с большой уверенность можно предположить, что и в остальных фазах взросления ребёнок покажет себя молодцом.

 Являясь по образной сути второй матерью, воспитательница должна проводить в жизнь две свои главные задачи:
 1. Видеть в детях - разумных существ, которые выше тебя по способностям.
Которые могут уже то, чего не можешь больше ты; а именно, они могут учиться, воспринимать и запоминать такую информацию, какой тебе никогда уже не освоить в силу закостенелого интеллекта.
 Да, да! Не удивляйтесь! С годами интеллект становится всё менее пластичным и сила его только в опыте, в уже накопленных знаниях.
 2. Педагог обязан наблюдать. Логически осмысливать свои наблюдения. Анализировать смысл поступков, действий, намерений детей, делать выводы и корректировать жизнь в группе согласно общих космических / читай общечеловеческих/ правил.

 "Кто умеет видеть, начинает интересоваться, и этот интерес есть движущая сила, которая создаёт дух учёного…" Монтессори.

 Не может каждая воспитательница, даже если она "монтессорианка", стать светилом науки, притом такой науки, в которой кажется и открытий – то сделать невозможно – в педагогике; но наблюдать, для того чтобы формировать, а формировать, для того чтобы взращивать сознание до уровней выдающихся личностей она обязана по профилю работы и по статусу своего положения.

 Конечно, Творчество присуще не всем, но стремиться к пониманию значения и предопределённости Творчества необходимо.

 3. Значение Творчества в индивидуализации воспитательного процесса. Индивидуальное всегда исключительно. А исключительность имеет мало прав, но много обязанностей.
 В народе говорят так:
 Кому много дано, с того многое спросится.

 Предопределённость Творчества в том, что процесс этот рукоположен Сущностью и всякое творение и всякая тварь занимают подобающее место в космическом плане нашего бытия.

 Мария Монтессори мечтала о таких учреждениях, в которых бы учебный процесс не был просто процессом образовательным, а скорее научным; где воспитатель являлся бы экспериментатором психогенетических опытов; где психологи находили бы для себя обширные сферы деятельности не только по воспитанию сильных индивидуальностей, но и образованию самих педагогов; где дети бы обучали учителей, а учителя старались бы соответствовать детскому доверию.

 Когда я принимаю новую группу, а это происходит раз в год. Я принимаю неуправляемое, хаотичное, скрипящее и визжащее подобие детского коллектива, которое пугает взрослых и не только молодых, но и видавших виды педагогов.
 По старым правилам детский коллектив "объезживается" таким образом:

 - Всякая треть ляжет под плеть.-

 То есть педагог, восстанавливая порядок, может сечь выборочно, а может просто высечь треть класса в назидание остальным.

 " Пусть перебесятся" – говорила Монтессори.
 Естественно, детское хулиганство пресекала и она.

 Только позже, когда силы дисгармонии, которые очень подвижны в маленьких детях, в меньшей степени в подростках, исчерпаны, начинается главная и основная задача педагога – создание среды учебного процесса, возбуждение заинтересованности, выявление и поощрение признаков сосредоточения.

 Здесь просматривается три этапа работы:
 
 1. Среда учебного процесса поляризует волю детей.
 Дидактические материалы, исполненные на высоком профессиональном уровне, завлекают и приковывают внимание ребёнка.
 Красочные и яркие игровые обучающие предметы наполняют его маленький разум первичным любопытством, перерастающим в интерес.

 Сам воспитатель как часть среды, вполне должен вписываться в систему. А система такова, что не терпит двусмыслия, двойственного отношения, разграничения, мол, это дети, а это я…
 Воспитатель должен проникнуться ответственностью, что для более полного процесса обучения он должен врасти не только в систему Монтессори, но и в сам материал.
 Только осознание ребёнком, что мир – есть материя и материей той является органично существующие рядом Одно в Другом, а не ВСЯ и ВСЕ - сами по себе; живое и не живое, инстинктивное и разумное, твёрдое и мягкое, хорошее и плохое, маленькое и большое, детское и взрослое.., может настроить его на лад, гармонирующий с Монтессори – системой и методами преподавания.


 2. Второй этап - построение мира в отдельно взятом коллективе, отдельно взятой группе через индивидуальную работу с податливыми как глина умами. Осуществить эту задачу невероятно сложно. Только талант и способность отвлечься от бытовых неурядиц, способность сконцентрировать себя исключительно на работе могут и должны принести успех.
 Недисциплинированность в особых случаях пресекается. Дети, мешающие учебному процессу, должны быть организованы по иному. Есть допустимые приёмы и ими педагог обязан воспользоваться.

 3. Воспитание сосредоточения.
 Возникновение интереса ещё не сам интерес. Да и сам интерес может быть ограничен временем или сиюминутным желанием ребёнка. Вот он взялся за работу, а вот он уже охладел к ней.
 Как побороть инфантильность и равнодушие? Чем заинтересовать дополнительно?

 Похвала?
 Но похвала ещё не импульс. Похвала - лишь способ привлечь внимание ребёнка к делу, а окружающих детей в группе к нему самому. Если в ребёнке есть зачатки честолюбия, возможно, это сыграет свою роль. Честолюбивый ребёнок начнёт работать не ради дела, а ради внимания.
 Но внимание - тоже временная и неустойчивая "ипостась". Требующий внимания к своей особе ребёнок, начинает нервничать, ощущая холодок равнодушия и, из рвущегося в лидеры мы получим аутсайдера "камчатки", с ярко выраженным протестом в форме непослушания.

 Что же делать?
 "Камчатка" не материк. Наша педагогическая "камчатка" - это плавающий остров, вернее несколько островков. Все они индивидуальны, сложены из разных материалов. Качество материалов отличное одно от другого, а физические и химические составы сходные.
 Значит, трагедии нет. Значит, нужно начинать новую параллельную игру на выявление интересов и группировать "камчадалов" по признакам психических достоинств и недостатков.

 К достоинствам могут быть отнесены личностные качества, имеющие наглядные проявления, например: желание рассматривать книги, фотоальбомы, попытки рисования;
 Или речевые способности, голосовые, интерес к физическим упражнениям и так далее.

 К недостаткам: болтливость без меры, излишняя жестикуляция, нетерпение в исполнении требований, перерастающих в однотонное клянченье: тя… дай!

 Крикливость, драчливость, ненасытность, немотивированное зло и насилие.

 Но всё это при надлежащем уходе, спокойном, практическом, настойчивом воспитании проходит бесследно.
 

 Однажды у детей возникнет стабильный, непреходящий интерес.
 Здесь значение дидактического материала огромно. По возникновении интереса, а с интересом - озабоченности порученным делом, сосредоточением на исполнении задачи, можно оставить ребёнка в покое. Нужно стать незаметным, не вмешиваться, пока дети не обратятся за помощью.
 Стать если не вещью, то материалом, который важен только тем, что может предлагать новый материал.
 Как выше сказано: всякий материал материален, И люди в том числе.

 Хороший воспитатель – хороший человек.

 Хорошего человека всегда много.

 Поэтому ребёнок сам разберётся, что ему лучше и как ему лучше.

 Понадобится, он обратится за помощью и непременно получит похвалу.

 В достойном случае – похвала достойна.

 Мы растим детей, а жизнь принимает их в свои жёсткие объятия. Но он уже неутомимый работник, помогающий отстающим, уважающий независимость других, честный, спокойный, уравновешенный и сам независимый и достойный, полноправный и полноценный член общества.


 Принцип свободы в воспитании – основополагающий. Права ребёнка – гуманистическая основа любого правового общества. Соблюдать права ребёнка – значит, оградить его индивидуальность от посягательств как недостойных членов общества, так и недостойных родителей.
 И те, и другие - порождение среды; среды, которая пока что ещё неизбежна.
 Эта среда асоциальна, хотя в истоках её социальная нужда, экономическая отсталость и духовная нищета – плод одного от другого.

 Среда – это ландшафт не только природы, но и человеческих взаимоотношений. За массивами леса прячутся болота, за персиковыми садами – голая пустыня, реки пересыхают, горы смещаются, ледники накрывают с головой;
Всё в движении постоянно и навечно.

 Отделить человека достойного от так называемого "маргинала" практически невозможно. Да и не нужно. Маргинальность не болезнь и не свойство, это недостаток воспитания, ограниченная востребованность и социальная незащищённость.
 Среда плотоядна, компактна, изменчива и в то же время способна длительно существовать в определённых почти застывших формах. Государства, поставившие своей целью любой ценой сохранять среду для удержания политической власти и строя, должны уразуметь, что ничто так непостоянно, как среда. Она формирует, подаёт надежды, заверяет в верности своей и благонадёжности своей и она же предаёт, изменяет, лишает власти руками ближайших и вернейших сподвижников.

 Нужно изменять среду в социальной сфере, но не кровопролитными революциями, а воспитательными процессами, основанными на принципах свободы индивидумов.

 Народ – огромная стихийная сила. Управлять этой силой можно. И есть для этого рычаги.
 А что даст свобода индивидумов? Анархию?
 
 При соблюдении основных принципов Монтессори – системы свобода индивидумов выдвинет огромное число способных к творчеству людей. Мир пополнится многими гениями. Как известно из древней мифологии Гений дух – хранитель человека, формирующий его характер и сопутствующий ему всю жизнь.

 Гениальность – высшая одарённость, творческий дар. И нужно жить так, чтобы не воскликнуть в горечи:

 "…Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
 Ты гений свой воспитывал в тиши". А. С. Пушкин.



 Однако свобода, которую получает ребёнок для развития проявлений своей индивидуальности – это не "буза" и не гирлянда безобразий, а "дисциплина в свободе".
 Именно для этого призван и обучен Монтессори – педагог.
 Педагогу важно следить, чтобы в сознании ребёнка хаос, произвол не принял обличие активного самодостаточного поведения, призванного оттеснить порядок на второй план, как понятие неподвижности, застывшего действия, в котором давно уже нечего исследовать и потому можно игнорировать и не выполнять косные установки порядка.

 Это самообман неокрепшего ума. Воспитатель обязательно научит детей отличать "плохое" от "хорошего".
 "Плохое" пластично и достаточно активно.
 " Хорошее" активно самодостаточно. Это значит, что в Хорошем порядок сочетается с полезностью, востребованностью обществом, рассудочностью и нравственными идеалами.

 Цель системы Монтессори – "дисциплинировать детей для деятельности, для труда, для добра".

 Обслуживая три тенденции в поведении ребёнка, ещё не выработавшего в себе внутреннюю дисциплину, Монтессори – педагог обязан:

 1. При беспорядочности волевых движений /отсутствии цели/ вырабатывать у малыша "точность постепенной координации движений". Для этого ребёнка нужно учить ходить без посторонней помощи, одеваться, мыться, делать посильную работу и т. д.

 2. При неспособности детей концентрировать внимание на реальных предметах, так называемое "блуждание ума в области фантазий" применимы простые упражнения в координации движений. Они воспитывают способность фиксировать, удерживать на реальном предмете не только взгляд, обрабатывающий форму предмета, но и сознание, обрабатывающее его содержание.

 Это и есть сосредоточенность.

 3. Третья тенденция из сферы генетической. Подражание может являться условием для освоения предмета, а может гипертрофироваться в потребность существования.
 В наше время мы все являлись и неоднократно свидетелями "шабашей", которые устраивают почитатели какой-либо знаменитости, в основном шоу-бизнеса.
 Эти крики восторга, слёзы и другие проявления взбаламученных чувств на грани душевного взрыва и есть застывшая в недоразвитии своём тенденция к подражанию.
 Ходить, как ходит герой, одеваться, как одевается герой, говорить как герой говорит, носить усы или шляпку… всё это подтверждение внутренней несвободы, душевного дискомфорта, определённой закомплексованности человека, плохо ориентирующегося в собственной индивидуальности, критически относящегося к востребованности обществом его личности.

 Кто сегодня занят устранением этих проявлений несвободы в душе у человека?
 Психологи? Нет!
 Психологи помогают человеку справиться с дисгармонией.
 Только воспитатели – педагоги и в том числе воспитатель Монтессори – системы может заранее, ещё в детском возрасте выявить отклонения в психике ребёнка и выправить ситуацию, определив в сознании место личностного, место общественного, и местечко для разнородных игр, зрелищ и прочих азартов, в обособленное чувство, управляемое разумом.

 Подражательность, по мнению М. Монтессори, является признаком глубокой слабости задерживающих центров и преувеличением подражательности совсем маленьких.

 Здесь средствами выработки сознательного дисциплинированного поведения являются предметы дидактического материала Монтессори.

 Это: "Уроки вежливости". "Уроки тишины". "Хождение по линии", и другие.
 Эти упражнения Мария Монтессори называет:

 УПРАЖНЕНИЯМИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.

 Но об этом в следующей главе. Скажем только, что быть профессиональным педагогом - воспитателем, значит, быть постоянно начинающим, ищущим педагогом, творческой личностью, наносящей на холст неокрепшего сознания ребёнка, кистью выверенной методики, краски жизни, состоящие из палитры твоих мыслей.
 Сказать легко, а добиться профессионализма в работе трудно. Нужны годы и опыт.

 В моей практике было, достаточно примеров, обобщающих мой опыт. Разные пути я искала к душам детей. Разные дети работали в моих группах и, что роднило со мной всех моих выпускников? – Счастье взаимности.
 Осознанное разумом чувство счастья от соприкосновения с прекрасным, коим является искусство воспитания детей.