Практика повседневности. Гл. 8

Трошин 2
 




 Ребёнок научился говорить, научился слушать, научился мыслить; его поступки – его выбор. Но выбор пока ограничен. Маловато опыта, полученные навыки требуют постоянной тренировки, изо дня в день.
 Нужно довести опыт работы до автоматизма, тогда только задача по воспитанию обыденных действий будет считаться выполненной.

 Полученные знания направлены на выработку привычки к самостоятельности. Есть вредные привычки. Их много. Но это хорошая привычка.
Малыши уже понимают что такое "хорошо" и что такое "плохо".

 "В возрасте трёх лет ребёнок уже должен иметь возможность проявлять значительную самостоятельность и свободу, - говорила М. Монтессори.

 "Дети одарены необыкновенной силой, которая может указать нам путь к лучезарному будущему. Если то, что мы действительно хотим – новый мир, то целью образования должно стать развитие этих скрытых возможностей ребёнка". Монтессори.

 Эту силу нужно правильно использовать. Но прежде её нужно одухотворить. Одухотворённая сила необычайно активна и формы её зависят от среды, общественной среды, способной правильно поставить задачи перед педагогами и воспитателями, а затем и их воспитанниками.

 Такова диалетика монтессорианства. В трёхлетнем малыше мы хотим увидеть не ребёнка, но мужа, играющего заметную роль в преобразовании мира. Когда мы станем смотреть на детей глазами прорицателей, то скоро заметим, что многое из того, что нам кажется обыденным и скучным, дети воспринимают как яркие страницы своей жизни. Этот многоцветный спектр детских интересов выделяет и откладывает в памяти всё мало - мальски значимое для их внутреннего мира. В этот перечень попадают и упражнения практической жизни.

 Что такое: "Упражнения практической жизни"?

 М. Монтессори называет их "Обыденные житейские упражнения".

 В чём же их обыденность?
 
 Под этим понятием подразумеваются все те действия, которые ребёнок проделывает ежедневно и по несколько раз. Заходя в помещение садика, он раздевается. Вешает в шкафчик на вешалки верхнюю одежду. Ставит обувь, надевает тапочки, если нужно, рабочую одежду. Он помогает воспитателю готовить группу к занятиям. Моет руки, лицо, чистит одежду. Застилает скатертью столы, расставляет посуду, прибирает, моет посуду и так далее и тому подобное.

 Занятия по этому вопросу включают в себя уроки тишины, уроки вежливости, бережное отношение к вещам и бережное обращение с вещами.

 Завод начинается с проходной; театр, как известно, с вешалки, а личность ребёнка с умывальника и туалета. Сегодня, промахнувшись мимо писсуара, можешь завтра промахнуться мимо собственной судьбы, ибо судьба не фантастическая, непостижимая Эгосфера, а маленькая, затерявшаяся ячейка среди огромного ячеистого поля; но только одна она открыта для твоего "Я".

 Смотри, не промахнись!

 Главная задача воспитателя - научить малышей этой скромной обыденности. Скромность и обыденность - два рычага одной оси. Они - то и движут локомотив творческой личности по колее интересов.

 Поел – помой руки.
 Сходил в туалет – помой руки.
 Потрудился – помой руки…

 Да я уже десять раз мыл! - В сердцах восклицает малыш.

 Сколько нужно, столько и надо.

 Мытьё рук должно стать ритуалом. Не обязанностью, не необходимостью, а именно ритуалом. Потому что гигиена не столько обязанность, и не столько необходимость, сколько установленный порядок обрядовых действий, иначе сказать - церемониал.

 Когда скажешь малышу, что выполняет он церемониал, то торжественность самого слова заставляет его неукоснительно исполнять обрядовое омовение.

 Такова сила слова в своей обыденности.

 Помощь взрослых - вред или польза?

 И вред, и польза. На первых этапах становления детской психики помощь обязательна. Но с пробуждением сознания эта помощь должна оказываться всё менее навязчивыми способами, а затем и вообще исчезнуть с видимого горизонта.

 Горизонт должен быть чист. Глаза ребёнка ищут маму. Ищут взрослого, за которого можно было бы зацепиться, спрятаться, как маленькое кенгуру в сумку и бесстрашно обитать там, посапывая, посасывая и пожёвывая материнскую грудь.

 Только не найдя опоры ребёнок начинает самостоятельное движение в среде, спотыкаясь, падая, притираясь и прирастая к среде, среди мира предметов, с которыми он знакомится и входит в отношения самостоятельно, как он думает.

 Побуждение к жизни естественно. Оно вызывает полезные действия. Действия пробуждают сознание и становятся целенаправленными.
 Целенаправленные действия - это уже волевой акт. Малыш, который познал радость рождения в сознании волевого акта – решения, уже никогда не будет порабощён чужим и тёмным, ожесточённым против человечества, умом.

 Помощь воспитателя - в воспитании подобных качеств. И это – несомненное "добро".

 "Вред" – в излишествах. Часто сталкиваемся, даже на улицах, с капризами детей. С их необычайной жестокостью по отношению к родителям, кормильцам.
 "Дай! "Принеси!" "Подай!" "Хочу! Хочу! Хочу!" – и так до бесконечности. Затем истерики. Может даже укусить…
 Всё дефекты воспитания.

 Картинки как иллюстрации излишней помощи, опеки и вседозволенности.
 "Хочу" и "Буду" не имеет запретов по Монтессори – системе. Но желания должны соответствовать возможностям в первую очередь ребёнка, потом родителей, а затем ситуации.

 Хочешь?
 Пожалуйста. Сделай сам, принеси сам, заработай сам.

 Будешь?
 Пожалуйста. Воздвигай, а тогда разрушай. Зарабатывай, а тогда трать. Свари, а потом корми собак и кошек или, что ещё лучше, вылей на помойку.
 Потом на голодный желудок соверши ритуал омовения и, если хочешь, ложись спать, а нет, смотри в окно на фонари, на случайных прохожих.

 С ребёнком, пострадавшим от "любви" родителей, психика которого изранена излишней опекой, нужно работать осторожно и прямолинейно. Нет прямых запретов, но есть условия, выполнить которые ребёнок не в состоянии.
 Его психический протест должен наталкиваться на абсолютное равнодушие и тогда только, перегорев, он начинает понимать, что окружающая среда - это не только ОН и его МАТЬ, которую впрочем, прописывает он уже в своём сознании с маленькой буквы; но и огромный мир вокруг него, со своими законами, правилами, порядком и нравами.

 Вот "вред", наносимый "слепой любовью", которая и не любовь вообще, а материнский инстинкт сохранения плода, перенесённый на разумно мыслящую особь, которая и извлекает из этого состояния родителей практическую пользу.
 "Польза" несомненна, она содействует развитию злокачественной социальной опухоли: ПАРАЗИТИЗМУ.

 Итак, мы видим, что косность не только мышления, но и поведения взрослых людей – влечёт за собой ошибочное мнение, что избыточная жалость никак не повредит ребёнку.
 Увы! Повредит и ещё как.
 Пример: Семидесятилетний мужчина с горечью рассказывает о сыне. Сын закончил Белгосуниверситет, но стечением обстоятельств оказался без работы.
 В сыне родители души не чаяли. Жена склонна винить всех, но оправдывать поступки сына. Всякий раз он появляется в день получения пенсии. Если деньги добровольно не отдать, можно оказаться битым.
 "Всё ждём, когда он образумится," - заканчивает повествование старик.

 Паразитим, как форма существования, закладывается уже в глубоком детстве. Со временем оформляется в инстинкт. Он живёт в подсознательной сфере и преобразовывает мышление настолько, что взрослый человек уже не мыслит иного для себя поведения.

 Вот и относись к упражнениям повседневной жизни с предубеждением. Мол, вырастет, поумнеет. Всё само по себе образуется.
 Жизнь даёт примеры, располагающие к размышлению. Кто думает, - что там изобрела Монтессори, чего мы не знаем? - ошибается. Он не подвергает анализу наш быт, нашу жизнь, наш менталитет.

 МОНТЕССОРИ ИЗОБРЕЛА СИСТЕМУ.

 СИСТЕМУ, КОТОРАЯ НЕ ОШИБАЕТСЯ, А ПОЗВОЛЯЕТ воспитателю - родителю НА РАННЕЙ СТАДИИ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПОСТАВИТЬ ДЕЛО ЕГО ВОСПИТАНИЯ ТАК, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО БРАКА.

 Брак воспитания хороводит вокруг нас.

 Для избежания брака и придуманы "Обыденные житейские упражнения"

 Эти упражнения по смыслу практические, но практического значения пока не имеют. Здесь главное и основное: научить ребёнка жизни. Конечно, и, несомненно, они способствуют общему развитию малышей.
 Можно с удовлетворением наблюдать, как дети выполняют работу: Они погружены мыслями в задание. Их серьёзность высвечивается искрами радости. Бесконечные повторения одних и тех же движений вовсе не утомляют, наоборот, они магически приковывают внимание детей. Даже удивительно! Мы, взрослые, не умеем в большинстве своём, с таким упоением отдаваться работе; за исключением Творческих личностей, весь труд которых является "счастливой" необходимостью, в которой эти личности и живут.

 Заметьте сходство ситуаций. И в первом случае, и во втором – работа сопряжена с Творчеством. Только позже у одних /большинства/ угасает интерес к Творчеству; у других /меньшинства/ он в разной степени превалирует над житейской рутиной.

 В корне различий лежат первичные упражнения, организующие упорядочивания хаоса в душе у ребёнка. Если эта работа по каким-то причинам приостановлена, не доведена до логического завершения, хаос частично присутствует в мышлении и вполне способен расстроить всё сознание и весь разум.

 В воспитательном процессе все этапы взаимосвязаны. Скажем точнее: переплетены как нервные волокна. Вылечить запущенную болезнь практически невозможно. Этим занимаются уже не педагоги – воспитатели, а психологи и психотерапевты. Но и они лишь заглушат истоки. Загонят болезнь глубоко в подсознание, откуда время от времени будут вырываться наружу, в среду, в бытие остатки хаотического мышления.

 Итак, я надеюсь, понятна необходимость завершённости воспитательного процесса. Вернёмся снова к упражнениям практической жизни.

 Заинтересованность работой возникает от внутренней необходимости. Стремление к самореализации и есть внутренняя необходимость, действующая в связке с личностным ЭГО и логикой жизни, выраженной в активном содействии среде.

 Все действия, производимые ребёнком в практике жизни мы называем "СИНТЕТИЧЕСКИМИ". То есть целенаправленными, упорядоченными, являющими собой единое целое, но временно расчленённое на составляющие, потому что пока мы имеем дело с учебным процессом.
Процессом "пошаговым". Большая задача состоит из маленьких поэтапных решений.
Эти решения записываются мышлением на матрицу "Сознания" и затем являются опытом, на котором и воздвигнуто здание человеческого Разума.

 Учение М. Монтессори стремится помочь ребёнку выполнить лучше то, что он хочет сделать. Он ещё не ставит перед собой цели, в каком качестве её понимаем мы, взрослые. Но у него уже есть импульсы, которыми он руководствуется, и которые мы обязаны развить в пластике неокрепшего сознания.

 Способ развития: стимуляция к деятельности. Для этого и существуют красочные привлекательные Монтессори – материалы, составляющие материальную основу игровой деятельности ребёнка.
 Это не игра с куклами. Это практическая работа. Это не вымышленные образы игрушек в фантастическом мире. Это образ мышления и действий в мире реальном, настоящем, житейском.

 Ребёнок вытирает пол, не потому что он играет в "уборшицу", а потому что пол грязный.
 Стирает тряпку не потому, что у куклы пелёнки мокрые, а потому что этой тряпкой вытирали стол и нужно прополоскать её, сделать чистой.

 Уход за малышом. Мы учим его: одеваться, раздеваться, чистить зубы, мыть руки, расчёсываться, приводить в порядок одежду, чистить обувь, наводить порядок в собственном шкафчике, который является отражением твоего внутреннего порядка.
 По порядку и чистоте шкафчика можно судить о характере ребёнка, степени упорядоченного мышления, остаточной агрессивности "хаоса", который как гидра возрождается из единой нечаянно сохранившейся клетки.
 Другая часть: уход за помещением, за предметами быта, за цветами, иным материалом – все действия малышей и есть упражнения практической жизни.

 М. Монтессори придумала различные рамки с пуговицами и шнурками, которыми мы пользуемся.
 О технике использования рамок говорилось выше.
 
 Особое внимание я уделяю урокам обаяния и вежливости.
 В нашем мире не просто существовать, не обладая в совершенстве этими двумя качествами. Воспитывая индивидуальность нельзя забывать, что жить ребёнку, юноше или девушке придётся в мире коллективизма, где потребности каждого – часть потребностей общества, а именно общество решает как, каким способом, в каком качестве и насколько полно эти потребности удовлетворять.

 Личное обаяние, обходительность, располагающая вежливость имеют зачастую решающее влияние на окружающую среду, в том числе среду мыслящую.
 В зависимости от местных обычаев, национальных привычек мировая общественность выработала систему правил поведения. Этих правил обязательно нужно придерживаться
 У нас, белорусов, нет экзотических привычек. Белорусский народ скромный. Но правила поведения существуют; они универсальны и соответствуют общепринятым европейским нормам.
 Гражданин Белоруссии – гражданин Мира, белорусский народ ещё никогда не ронял своей "марки", своего достоинства, а в ситуациях побывал, не дай бог всякому.
 Воспитатель наблюдает, как ребёнок встал, как сел, как поздоровался, как попрощался, как он извинился и т. д. Всякое действие имеет не только значение, но и скрытый смысл.

 Общество в лице индивидуумов реагирует на такой посыл и поступает соответственно принятым нормам. Либо игнорирует, либо поощряет, либо наказывает, либо открывает неограниченное доверие /Выборы властных структур/.

 Все мы хотим своим детям только хорошего и потому обязаны давать им уроки вежливости, обаяния.
 
 ОБАЯНИЕ – это высшая форма вежливости, освоенная и декларированная сознанием разуму, который контролирует поведение и направляет поступки, мимику, жестикуляцию, речь, таким образом и такими способами, присущими лишь этому индивидууму, что вызывает импульсы повышенного внимания, организующими восхищение, доверие, расположение общества к данной личности.


 Так что напрасно думать, что всё приходит само собой.

 О способе проведения таких уроков Мария Монтессори выразилась так: "Наша задача состоит в том, чтобы показать, как должна быть выполнена деятельность – но одновременно исключить возможность подражания".

 Как исключить возможность подражания у маленьких детей?
 Если подражательство на раннем этапе имеет генетическую предрасположенность.
 ПОДРАЖАТЕЛЬСТВО – запущенная стадия инстинктивного поведения человека. Выше мы разбирались с причинами импульсивной остаточности этого явления. Скажем только, что бороться можно эффективно, отделяя детей из зон коллективных игр и упражнений в личностные, где задания индивидуальны, а вмешательство педагога минимизировано.
 Мысль человека такова, что в скорости перемещения она вполне соперничает со скоростью света, потому количество решений, принятые ребёнком, включая ошибочные, так велико, что некоторые из них оказываются вполне жизненными.

 В этом возрасте однажды правильно принятое решение в дальнейшем исключает постороннее влияние, а с ним и подражательство.

 Мария Монтессори назвала самостоятельное принятие решений: "частью жизни, которая разворачивается сама"

 Подражание, в свою очередь, влечёт за собой цепь поступков, которые мы называем с вполне естественным оттенком пренебрежительности. К ним мы относим: чинопочитание, лицемерие, подхалимаж, преклонение, то есть всё то, что способствует созданию института "КУМИРОВ".

 Кумирами не рождаются, кумиров создают.

 Одна из заповедей гласит: " Не создавай себе кумира!

 Как видим, древние граждане понимали, что есть подражательство и к чему оно приводит.
 Искоренив подражательство, мы, в теории, получаем идеальное общество, где свобода индивидуальна и всецело направлена на решение вопросов коллективного блага.

 Рабство в человеческой истории не выдумано рабовладельцами; оно коренилось в душах людей, добровольно создавших условия для возникновения рабства.

 Таким образом, человек строит себя сам. Что и заповедано Богом.
 Хочешь в рабство – иди, заполучи его!

 В школах Монтессори дети чрезвычайно хорошо воспитаны. Это бросается в глаза. Их гостеприимство восхищает нас, взрослых. Их вежливость опьяняет нас. Хочется броситься к такому ребёнку и расцеловать его. Значит, есть в нём уже зачатки обаяния, которые будут сопутствовать ему в жизни и устранять видимые или возможные препоны.

 Воспитатель - монтессорианец не должен выпячивать себя; навязчивость имеет обратный эффект - она отвлекает ребёнка от предмета занятий и заостряет его внимание на объекте преподавания. Самостоятельность уступает место подражательству. То, что неинтересно, но что необходимо знать, можно освоить по - разному. Один путь глубинный, другой поверхностный.

 Поверхностный – это доминирование учителя над учеником. Ученик боится учителя. Боится сплоховать и потому выдаёт /повторяет/ как истину, сказанное учителем, без интерпретаций, без вопросов, чисто механически.

 " Мы должны учить, обучая" – неоднократно повторяла М. Монтессори. Обучать и исправлять – два направления в педагогике, не соприкасающиеся друг с другом. Если что-то ребёнок делает неправильно, не нужно бросаться исправлять ошибки. Ребёнок спрячет своё сознание за панцирь обиды и равнодушия.
 Ошибка сделана. Ошибка есть опыт и это уже хорошо.
 В другой раз по другому случаю педагог возьмёт своё и произойдёт исправление ошибки как бы само собой.

 Многие педагоги, называющие себя монтессорианцами, чисто механически подходят к идее самообучения и самововлечения детей в ИГРУ – РАБОТУ, считая, что достаточно для этого приобрести дорогие Монтессори – материалы и создать из этих материалов СРЕДУ, отвечающую духу монтессорианства.

 Я наблюдала такие сады и с горечью константирую, что воспитатели там считались монтессорианцами не по духу, а по замыслу; не по призванию, а по назначению.
 Уходит энтузиаст и, работа из стадии кипения переходит в стадию остывания и застывания. Вплоть до разрушения СРЕДЫ
 Значит, дело было поставлено неважно. Значит, педагоги – воспитатели не прониклись духом великого учения М. Монтессори.

 Делу воспитания подрастающего поколения нанесён невосполнимый ущерб.
 Дети. Вокруг нас дети! Думайте о детях!

 Вмешательство учителя необходимо в случаях, когда способы обучения подвергаются сомнению, утрируются, извращаются; бывает и такое. Ребёнок не овца на выгоне, что оставляет после себя чёрную землю, ребёнок должен развиваться гармонично и методы, применяемые к нему, должны быть избирательными, соответствовать его характеру.

 Ребёнок совершенствует своё сознание, но совершенствование проходит под неусыпным и бдительным оком педагога. Без помощи воспитателя малыш не может правильно освоить то или иное действие. Однако с такой помощью он усваивает очень быстро всякое новое упражнение. Помощь приходит не сама по себе, а точно выверенным педагогическим приёмом. Педагог направляет ребёнка. Постоянно, ежечасно контролирует учебный процесс. Самостоятельность присутствует, но она подотчётна опытному педагогу – воспитателю.

 Нынче Монтессорианские технологии применяются всё больше и чаще в социальных сферах. Но они приобрели совершенно иное значение: это манипулирование сознанием взрослого человека, направленное на удержании его в русле политических затей.

 Само же совершенствование необходимо.
 Пьём чай. Ставим чашку на стол, на блюдце.
 А кто-нибудь может поставить чашку так тихо, чтобы она не издала ни малейшего звука?
 Оказывается, могут.
 В сензитивные периоды тренировка мускульной координации больше чем необходима. Чем чаще и разнообразнее тренировки, тем лучшие результаты и в кратчайшие сроки.

 Синтетические движения упорядочивают движения целого, временно расчленённого. Каждое движение имеет смысл. Потому что смысл жизни в движении. Движение должно быть рационально, то есть соответствовать определённой деятельности в определённый момент.

 Вся деятельность взрослого человека - это единство противоположностей:
 души состоящей из сознания и эфемерных чувств.
 И тела – моторного носителя, потребителя энергии из окружающей среды.

 Отлаживание механизмов "моторного носителя" – тела, является основной задачей педагогов – воспитателей. Здесь применим метод, называемый "анализом движения"

 В каждом действии множество движений. Каждое из множественных движений направлено на промежуточную цель. Всякое отдельное движение невозможно без сопряжения с другими, потому что будет утеряна цель, а цель жизни в существовании и воспроизводстве движения как стимула жизни.

 Все движения протекают осознанно, чередуются и направляют друг друга, превращая импульсивные сокращения мышц в целенаправленную практическую деятельность.

 Такой пример, как открывание и закрывание дверей состоит из шести движений в одну, а затем в другую стороны.
 Мы, взрослые чаще сначала толкаем дверь, пытаясь минимизировать движения, /а вдруг она открыта/, затем только нажимаем на ручку. Делаем одно лишнее движение.
 Воспитанный ребёнок работает в такой последовательности:
 1. Подошёл,
 2. Поднял руку,
 3. Нажал на ручку,
 4. Нажал на дверь,
 5. Щёлкнул пружиной,
 6. Потянул дверь.


 Взрослый:
 1. Подошёл,
 2. Толкнул,
 3. Поднял руку,
 4. Нажал на ручку,
 5. Нажал на дверь,
 6. Щёлкнул пружиной,
 7. Потянул дверь.

 Открытие двери не просто действие. По нему, вы можете судить, правильно воспитан ребёнок или взрослый или его воспитание неполно.

 Ребёнок бежит по лестнице вверх. Его движения стремительны, но отточенность их оставляет желать лучшего. Стремление вперёд уносит туловище
вперёд, а движения ног отстают. Он спотыкается, падает.
 Нужно доходчиво объяснить, что все органы тела работают безошибочно лишь в полной согласованности друг с другом. Для этого нужно много тренироваться и выполнять те отдельные действия, которые подводят чаще, чем те, которые работают чётко.

 Упражнения с детьми по согласованности движений заставляют детей получать удовольствие, совершать открытия и, как отмечала М. Морнтессори - делают быль сказкой, а сказку былью.

 Необходимы для координации движений упражнения на равновесие. Замечали, как дети бегают по бордюрам, прыгают на эспланадах по спинкам скамеек, лазают по деревьям и строительным лесам, то есть выполняют те необходимые им действия, которые сопряжёны с опасностью получения травм. Сколько не бейтесь, сколько не запрещайте, они будут это делать.

 Правильно держать равновесие даётся маленькому ребёнку нелегко, мускулы слабы, сокращения и расслабления происходят не всегда синхронно. Голова и туловище тяжелее, чем ноги и поясница.
 Упражнения на удержание равновесия обязательны. Иногда тяжело пройти даже по прямой линии, а ведь люди ходят и по канату, натянутому в воздухе.
 Носок, пятка, пятка – носок. Совсем не так как в обычной жизни. Интересно! Но внимание ребёнка на удержание равновесия можно и усложнить, расчленить. Дать в руки кий, указку, штангу, флажок. Теперь сложнее. Теперь нужно уделять внимание нескольким предметам.
 Но дети справляются. Попросите остальных соблюдать тишину и покажите на примере, как шум влияет на отключение внимания и на последующую за этим ошибку.

 Игры, пущенные на самотёк, несут в себе заряд стихии. Стихия – необузданная среда. Вспомним, к чему приводили в истории человечества бунты, восстания, революции…
 К катаклизмам, в которых гибли тысячи, многие тысячи ни в чём не повинных людей, единственная ошибка которых была - завлечённость в стихию.

 Стихию можно обуздать, пока она в зачаточном состоянии. Затем это уже катаклизм.

 Воспитание чувства потребности в тишине является насущной потребностью всякой индивидуальности. Тишина востребована индивидуальностью.
 Напротив, коллективизм предполагает шумливость в форме митингов, демонстраций, сборов, собраний, маёвок, застольев и прочих шумных форм проявления коллективизма.
 Это - разные формы социального проявления человеческого общежития. Все эти формы человечеством апробированы и служат ему правдой и неправдой.

 В детях воспитывать эмоциональное отношение к тишине нужно с раннего детства. Посадить их рядом, друг против друга и заставить молчать, можно. Но не нужно. Ибо это не урок тишины, а затишье перед бурей.
 Как можно не смеяться, глядя в глаза друг другу?
 Люди, прячут глаза от взглядов в страхе за свой внутренний мир, из за боязни несанкционированного проникновение в святая святых – их душу.
 А дети? Они так же ранимы и также восприимчивы.

 Что можно увидеть в глазах человека сидящего, стоящего против тебя? Пустоту, глупость, напряжение, отчуждение, озлобление и, наконец, агрессивность. В глаза человека можно взглянуть, но не вглядываться. И чтобы избежать развития агрессивности у детей я предлагаю такой опыт тишины не проводить.

 "Тишина, - говорит М. Монтессори, - приносит нам часто знание, которое мы ещё не совсем поняли, что мы владеем внутренней жизнью. Благодаря тишине ребёнок, возможно, впервые осознаёт свою внутреннюю жизнь."

 Но шум окружает нас. Среда шумлива. Это в утробе матери относительный покой. Воздушные слои земли в постоянном движении. Они производят шум и шум этот привлекателен после абсолютной тишины околоплодного пространства.

 Для детей шум предпочтительней. Вот поэтому тишине нужно обучать.
 Тишина – это кажущийся покой.
 Тишина – это созревание идеи оплодотворяющей мысль.
 Тишина – это разум, который существовал до того как сотворён был источник шума – свет над твердью и порождение света – СРЕДА.

 Задайте детям вопрос: в каком ухе звенит?
 Мгновенная тишина. Все прислушиваются. Затем взрыв эмоций.

 Тишина - явление временное. Поэтому ценить тишину нужно научить. Впоследствии в очень редкие моменты жизни, бывшие дети смогут найти эту тишину.

 Возьмём стул. Нужно перенести его на "энное" расстояние и поставить как можно тише на выбранное ребёнком место.

 Есть четыре возможности:

 1. Подойти сбоку от стула. Взять его справа или слева со стороны сиденья. Поднять стул. Прижать к животу или взгромоздить на спину или на плечо и в таком положении перенести. Тихо опустить, что в двух последних случаях не удастся сделать.

 2. Подойти сзади. Взяться за спинку, приподнять и прижать к животу, перенести, опустить.

 3. Подойти прямо к сиденью. Взяться за сиденье. Слегка приподнять и семенить к месту назначения.

 4.Опустить стул боком на пол. Присесть на корточки. Взяться одной рукой за спинку, другой за сидение стула и на вытянутых вниз руках тащить его на другое место.

 Все способы сложные. Все способы вызывают шум. Но шум разной степени интенсивности. Победил тот, кто нашёл наиболее лёгкий способ переноски стула, и кто меньше всех произвёл шума.


 Другое упражнение: раскатывание ковра.

 Маленький коврик. Задача: Коврик нужно вынуть из гнезда, в котором он находится. Для этого использовать обе руки. Трубку коврика положить на пол, для этого опуститься на корточки или встать на колени. Коврик раскатывать, переступая по нему ногами или подтягивая колени. Поправить края коврика. Разровнять всю площадь коврика и оценить свою работу.
 Скатывание: Сворачивать двумя руками, лучше на корточках. Это растягивает икроножные мышцы, даёт им дополнительную нагрузку и заставляет ребёнка держать равновесие в полусогнутом состоянии, что и взрослому сделать сложно.
 Ребёнок ощущает дополнительную нагрузку на плечевые и на тазобедренные мышцы.

 После окончания работы навести порядок, поставить коврик в гнездо. Если трубка свёрнутого коврика толстовата, перекатать коврик плотнее и снова попытаться поставить в гнездо.

 Возраст ребёнка 2,5 года.


 Если есть в группе набор цветных платочков, можно провести следующую игру: Развёрнутые платочки, с определёнными линиями сгибов, разложить на столе. Складывание дети проводят по горизонтальным линиям, вертикальным, диагональным; определяя центр платка, практически обучаясь складыванию вещей.

 Этим упражнением достигается цель: точность, координация, самостоятельность, независимость, восприятие.

 Происходит косвенная подготовка к письму. Прощупывание линий – прощупывание печатных букв. Математическая геометрическая ориентация – восприятие геометрических линий.

 Какими способами складывать платок объяснять не надо. Дети видят стопку сложенных платков и визуально, вполне самостоятельно воспроизводят после разворачивания их первичное состояние после показа педагога.

 Ошибки устраняются ненавязчиво в последующие опыты работы через трёхступенчатый урок.


 Черпание ложкой.
 Две одинаковые чашки с бобами, фасолью, горохом. Ложка. Поднос.
 Цель упражнения: научиться черпать ложкой.
 Условия: самостоятельность, независимость, точность, концентрация внимания, координация движений.

 Снять с полки поднос, поставить на стол. Порожняя чашка справа, наполненная слева. Ложка лежит перед подносом. Правой рукой, кистью дети берут ложку. Пальцы левой руки держат за край левую чашку. Черпают зёрна и переносят в пустую тару. Левая рука, по мере опустошения полной чаши, наклоняет её, помогает исполнить работу правой руке.

 Самоконтроль ошибок по падению зёрен на поднос или стол.


 Возраст 2,5 года. Пересыпание зёрен из одной чаши в четыре меньшие и обратно. Дифференцированное упражнение, состоящее из опознавания различных предметов, правильном использовании этих предметов. При этом происходит обогащение словарного запаса, разработка кистей рук, разработка пальцев, участвующих в письме, глазомер и точность движений вестибулярного аппарата.

 Такое же упражнение по переливанию воды. Два кувшинчика, салфетка, поднос, губка для вытирания пролитой воды

 Особый интерес ребёнок испытывает, прислушиваясь к негромкому журчанию воды. Концентрация внимания на равномерном переливании воды.

 Где затерялась последняя капля?
 Ожидание последней капли.

 

 Мытьё рук. На детском столике стоят следующие материалы: кружка и тазик, мыльница, щётка для ногтей, полотенце, тряпка для вытирания, крем для рук.

 Около столика стоят ведро с половой тряпкой и щётка, детский фартук. Все предметы имеют одинаковую окраску.

 Задача простая: мытьё рук. Самостоятельность обязательна. Независимость по мере работы. Отработка движений рук. Умение держать мыло и намыливать руки.

 Особый интерес к "убегающему" куску мыла.

 Затем уборка. Ведро и тряпка, щётка. Фартук. Закатанные рукава кофточки, рубашки. Осторожные действия с грязной водой в тазике. Слив использованной воды в ведро.
 Работа с тряпкой. Насухо вытереть тазик; полотенце и тряпку повесить для просушки. Расставить предметы на положенные места.

 

 Рамки для шнурков. Опыт натягивания шнурков, расслабления, завязывания узлов, распускающихся бантиков.
 Рамка для пуговиц. Пуговицы большие и маленькие. Опыт работы с петлями. Пристёгивание и отстёгивание пуговиц.

 Подробно разработанные методические приёмы будут даны отдельно в приложении.

 Рамки с английскими булавками. Рамки с кнопками. Рамки с петлями. Рамки с крючками и петлями. Рамки с застёжкой "молния". Плетение косички и т.д.


 Упражнения в практической жизни затрагивают огромную сферу человеческой деятельности, приспособленной Марией Монтессори так, чтобы дети постепенно, вдумчиво с осознанным желанием приходили к мысли о том, что жизнь не праздное существование, а тяжёлый, но востребованный обществом труд.

 Этот труд и отличает обезьянку от ребёнка, хотя и первым существование в среде не даётся легко. Прокормиться бывает очень тяжело. Природа продумала способы ограничения популяций. Смертность среди животных обособлена условиями проживания в среде.
 Нет условий – популяции сокращаются.
 Человечество подчинило себе среду, по крайней мере, настолько, что размножается пока неограниченно, без решающих факторов, влияющих на вмешательство среды. Наши дети должны быть воспитаны в духе рационализаторского отношения к природе. К возможностям природы, изменённой под влиянием человека.

 И в дальнейшем, воспитание – это главный этап выживания. Насколько мы подготовим новое поколение к активному выживанию, настолько будущее будет реальней. Настолько цивилизация легче впишется в новые условия окружающей нас среды. Потому что СРЕДА – это живая материя, манипулировать которой можно до определённых границ и моментов.

 Человечество огромно в численном своём составе, но далеко не гармонично.
 Несоответствие гармонии и потребительской тенденции в отношении к природе
может вылиться в дисгармонию всех взаимоотношений, протекающих в природе, как на Земле, так и за её пределами.

 Человеческое познание относительно. Оно прорастает в изменчивой среде. Логика разнородна и зависит от взглядов, идей, принципов и теорий. Часто в практике жизни происходят подмены одних понятий другими.
 И приходится выбирать из разнородных взглядов, идей те, что кажутся нам практически более целесообразными.
 Это - эклектика. Это - правда и необходимость жизненной функции Разума.
 Не все корифеи философской мысли согласны на такой синтез. Они не могут поступиться своими принципами.
 В.И. Ленин: "… подделка эклектицизма под диалектику легче всего обманывает массы, даёт кажущееся удовлетворение, якобы учитывает все стороны процесса, все тенденции развития, все противоречивые влияния…" /ПСС. т. 33, стр. 21. /

 Сегодняшний мир отошёл от доминанта идей, пытавшихся не подменить, а отменить все остальные мировозрения, весь плюрализм не только философии, но и бытия.

 Синкретизм /нерасчленённость, неразвитость / сознания ребёнка – это поле, на котором ещё не высеяны семена гармонии. Всё это ещё нужно развивать.
 Синкретизм – часть эклектического мироощущения.
 Как пишет В.А. Силивон: "гармония в нашей педагогической системе есть категория, возведённая в закон, ибо все исходные положения, заложенные в ней, базируются на объективно существующих гармонических закономерностях, носящих постулированный, а следственно нормативный, системообразующий характер.

 На основании одного из законов Гармонии ребёнок рассматривается нами как единство проявленного и непроявленного."
 Стремление к жизни, самосохранению, самовыражению, самоопределению, самореализации, самоутверждению, к активности, познанию, к красоте, любви и т. далее это его проявленная природа.
 Непроявленные качества ребёнка – есть его духовное выражение, его осознанная мыслительная способность к осмыслению и переосмыслению видимых явлений и применении, результатов качественного анализа, в творческих изысках, рационализациях и изобретениях.

 Таким образом, практика повседневности - это обязательный педагогический процесс, навеянный самим провидением основным изобретателям практических воспитательных методик, на который указала Мария Монтессори, предлагая обществу свою систематизированную и откалиброванную систему Монтессори – материалов..