Пути по которым мы ходим. Гл. 9

Трошин 2
 Периоды особой восприимчивости к различным видам деятельности и способы эмоционального реагирования, в течение которых развиваются те или иные качества и психологические особенности человека, присущи всем нашим детям.
 Эти качества и эти особенности приходят и уходят безвозвратно; уловить их, использовать, обратить на пользу малыша - задача педагога , прошедшего школу воспитания по Монтессори.
 
 Мы называем эти периоды – СЕНЗИТИВНЫМИ.

 
 В эти не простые моменты воспитатель обязан в кратчайшие сроки пронаблюдать доверенных ему детей. Выявить нормально развивающихся, научить их первым приёмам выживания в нашей среде.
 Для этого применяются МОНТЕССОРИ МАТЕРИАЛЫ – средства развития детей /дидактические пособия/ отобранные Марией Монтессори в результате её многолетних и плодотворных наблюдений.


 Научному подходу к подготовке дошкольников способствует МОНТЕССОРИ – ПЕДАГОГИКА – научная система воспитания и образования детей в возрасте до двеннадцати лет.

 Она предусматривает возможность НОРМАЛИЗАЦИИ детей, то есть такого процесса максимальной оптимизации ребёнка, в ходе которого устраняются отклонения в его развитии девиантного характера.
 Девиантность – это всегда отклонения, то ли от заранее проложенного пути, то ли от курса корабля, то ли стрелки компаса, то ли отклонения в индивидуальном развитии животного организма, в нашем случае ребёнка.

 Нормализация происходит благодаря свободной работе в специально подготовленной среде.

 Отсутствуют отклонения в поведении?
 Значит, нормализация состоялась.

 Но случается, что период нормализации затягивается. Ребёнок появляется в саду с выраженными признаками подавленного состояния, депрессии.

Чаще всего депрессия у детей спутник развода или другой потери. Мучительный этап.

 "Детская депрессия находит своё выражение в том, что печаль может сочетаться с ощущением своей неадекватности и низкой самооценкой. Ребёнок может думать, что он – никчемное, скверное существо и ничего не способен сделать путного". – Гельмут Фигдор.

 У меня были такие случаи. Неполные семьи – обычное явление в нашем обществе. Они – рассадник разного рода бед и горестей. Не только дети, но и взрослые реагируют на разводы обилием различных эмоций. Но в конечном итоге стресс обычно проходит. Мы, педагоги, помогаем детям придти в себя после болезненного, печального события.
 Врастание в коллектив группы проходит гораздо сложнее, но, обретая в лице воспитателя новую МАМУ, а в коллективе - сестёр и братьев, процесс развивается стремительно и скоро пострадавший ребёнок прочно занимает своё место в группе по выявленным способностям и возможностям сознания.

 Так что нормализация не просто педагогическое понятие, а вполне реальная программа с насущными и необходимыми задачами.

 Другой случай – выдвигает другую связку проблем. Одарённый ребёнок и коллектив. Известно, и мы об этом говорили, что общество заражено антиинтеллектуализмом. Общество выравнивается на "грудь четвёртого человека" в шеренге. К "умникам" испытывают недоверие.
 Эти проблемы переходят и на детей.
 Установка на "Будь как все" – раскрывает стремление многих родителей видеть своего ребёнка человеком "средней" руки. Так легче выжить.
 Талантливые дети оказывают постоянное давление на воспитателей, на товарищей. И, в свою очередь, чувствуют недоброжелательность и недоверие со стороны коллектива.
 Как определить одарённого ребёнка?
 Одарённость выражена тремя параметрами:

 опережающим развитием познания,
 психологическим опережающим развитием,
 а так же хорошо не по возрасту развитыми физическими данными.

 Одарённость многогранна. Но установить эту одарённость могут только профессионалы. Здесь и интеллектуальные способности ребёнка, специфические способности к обучению, творческое продуктивное мышление, способности к изобразительному и исполнительскому искусству, психомоторные способности.

 В следующей своей работе я подробно остановлюсь на занятиях как с отстающими воспитанниками, так и с одарёнными детьми. Исследую причины и закономерности. Покажу пути, по которым мы ходим и которые выводят детей из лабиринтов психологической неустойчивости.
 Расскажу о своих исследованиях на предмет индивидуальной работы в изобразительной деятельности, театральном искусстве, искусстве стихосложения и так далее.

 Адаптация таких детей в группе гораздо более сложна, чем устранение заторможенности. При корректном подходе к насущной проблеме трения между воспитанниками можно устранить.
 Достигаем этого путём рассмотрения любой поставленной задачи через призму различных взглядов и восприятий; когда каждый ребёнок может ответить на поставленный вопрос самостоятельно и на уровне своих представлений. А всякое иное мнение лишь выражение иной индивидуальности. Мнения обсуждаются, и все мнения оказываются жизнеспособными.
 Индивидуальное мышление продолжает свой эволюционный путь в рамках индивидуального сознания, но в соприкосновении с коллективным интеллектом.
 Все выигрывают.


 Сензитивные периоды характерны проявлениями у детей особых качеств ума, способного воспринимать и усваивать огромное количество разнообразной информации, составляющей впоследствии основы интеллекта, этой движущей машины прогресса.

 Такое природное свойство ребёнка от рождения до шести лет спонтанно воспринимать, запоминать впечатления /сигналы, информацию/ извне, с помощью всех органов чувств и преобразовывать их в свой личный опыт, носит название ВПИТЫВАЮЩИЙ УМ.

 Впитывающий ум предельно работоспособен в моменты наивысшей своей концентрации.
 КОНЦЕНТРАЦИЯ – способность к непрерывной, интенсивной работе с дидактическим материалом.

 Для поддержания концентрации внимания на должном уровне ребёнку предлагается ПОДГОТОВЛЕННАЯ СРЕДА. То есть такое окружение ребёнка во всех его аспектах, со всеми субъектами окружения и отношениями между субъектами, средой и ребёнком, которое предоставляет ему возможность для наиболее полного оптимального физического, духовного и интеллектуального развития.
 Это понятие включает в себя ряд психолого-педагогических и организационных аспектов. А именно наличие дидактического материала, подготовленного педагога и системы, позволяющей развивать обучение в русле монтессорианских взглядов.

 В этом случае скоро с маленькими детьми происходят почти чудеса перевоплощения; из неорганизованных импульсивных малышей путём распадения синкретичного / целостного /сознания на многие составляющие, воспитываются вдумчивые свободные потребители информации.
 Происходит "ВЗРЫВ" в обучении. Почти мгновенный процесс перехода количества накопленных знаний в новое качество.
 Например: спонтанное чтение; спонтанное письмо.
 Само собой ничего не происходит. Переизбыток упражнений, несущих информацию, заставляет ребёнка самопроизвольно начать чтение и письмо, давая выход целенаправленной энергии.

 Такому переходу способствуют СЕНСОРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, выстраивающие интеллект ребёнка. Их задача: утончение чувств, построение пар, последовательность рядов и, как результат, умение упорядочивать и классифицировать предметы и информацию, преобразовывать эту классификацию в зачатки будущего гигантского образования, что носит название ИНТЕЛЛЕКТ.

 Тонкая моторная координация, ручная работа, сопоставление визуального восприятия с механическим движением нуждаются в постоянных тренировках, в постоянной практике.

 Резать и клеить кому – то труднее, чем вычитать и складывать, а читать и говорить труднее, чем орудовать ложкой. Существуют нормы развития, и игнорирование подобных отклонений от принятых норм ведёт к росту зависимости ребёнка и усилению его раздражительности.
 Здесь незаменима практика Монтессори и её сенсорные материалы.
 Развитие мелкой моторики влияет на организацию мышления, а соответствующие материалы нормализуют психическое состояние ребёнка, благотворно влияют на соотношение мышления к организации движений.
 Уж поверьте моему опыту.

 Подход Монтессори к разработке и практическому использованию дидактического материала как "материализованной абстракции" предполагает овладение малышами "чистыми категориями восприятия".
 На практике Мария М. доказывает, что только чёткий и точный материал позволяет детям выделять признаки предметов в чистом виде, а через осознанное восприятие влиять сознанием на практическое мышление.

 Многие пытались обосновать и вызвать к жизни приёмы и методы, с помощью которых можно было бы ещё эффектнее проводить обучение через воспитательный процесс.
 Таковы приёмы О. Декроли – бельгийского врача и педагога.
 В любом деле всегда есть место для дискуссии. Двери в педагогику открыты широко и поэтому воспитателем может объявить себя каждый.
 Но не у каждого получится.

 "Вряд ли кто, кроме узкого круга специалистов, знает, что наши буквы "ш" и "щ" являются … потомками иероглифов Древнего Египта." /А. Кондратов./

 Мы с вами говорили о том, что детям проще и легче запоминать японские иероглифы, чем латинские буквы. Буквы слишком абстрактные, похожи друг на друга. А иероглифы древней Японии насыщены практической геометрией, полны смысла, применимого в практике. В китайском языке 50 000 иероглифов и, это вовсе не означает, что языком и письменностью Китая, Японии трудно овладеть.
 Скорее наоборот. Усвоение материала идёт увлекательным путём.

 Мария Монтессори приметила такую особенность иероглифической письменности и создала дидактические материалы геометрических форм. Насыщенные цветом, любых геометрических прогрессий, материалы эти эстетичны и целесообразны. Они как отражение среды. Отражение, но не фотографии. Ребёнок наполняет посредством мышления искусственную среду живым воображением. Спросите у малыша, что он видит в ромбе или окружности, равностороннем треугольнике или призме и, каждый ответит по - своему.
 Общим будет только вывод: дидактический материал – это природа, окружающая нас. Природа более близкая ребёнку, потому что она реальная, её можно пощупать рукой и подумать, что вот он, мир: горы, долины, дома, люди, небо и солнце…

 Предлагая ребёнку сотворить себя самому М. Монтессори особое внимание уделяет упражнениям по "контролю за ошибками". Но это, как мы знаем из вышеизложенного, не кураторское исправление ошибок в тетрадке для письма, с последующими оргвыводами дома и в школе, а показатель, говорящий нам, в правильном ли направлении мы движемся.

 "Контроль ошибок" руководит малышом, толкает его на путь самовоспитания, позволяет увидеть свои ошибки своими глазами, устранить их самому, восстановить нарушенный ошибкой порядок, а, значит, обрести силу, основанную на независимости ребёнка, силу, двигающую маленький разум по узенькой тропке на путь познания.

 Путь ПОЗНАНИЯ – единственно правильный, историей гарантированный путь для человечества.
 СВОБОДА ЛИЧНОСТИ – двигатель разума, ступившего на этот путь.

 О контроле, включающим пять разных способов выявления ошибок, мы говорили выше. Но не побоюсь повториться.

 1. Механический способ;
 2. Психологический способ /органы чувств/;
 3. С помощью контрольных точек;
 4. Контрольный набор;
 5. Помощь учителя.

 "Контроль ошибок" – замечательное открытие. Он выявляет способность ребёнка к обучению, говорит воспитателю о степени развития органов чувств и внимания. Заметив ошибку, ребёнок исправляет её сам.
 Развивается исследовательский интерес, потому что прежде чем выявить ошибку, предмет нужно исследовать и не поверхностно, а объективно. Наряду со вниманием упражняется и память; малышу приходится удерживать в памяти размеры, форму, цвет, вес и даже звук при отыскании необходимого ему предмета или материала.

 Особая сила "контроля ошибок" в математическом материале.
 " Здесь проверка состоит в сопоставлении работы самого ребёнка с моделью – сопоставлении, которое указывает на сознательную силу воли ребёнка и создаёт настоящие условия для самовоспитания".

 "Потушить в ребёнке его стремление к переживанию сложных интеллектуальных эмоций – это значит закрыть ему путь к прогрессу". - Монтессори, - об ошибочном подходе к продолжению активности ребёнка с предметами материала.
 Закрытие сензитивных периодов отторгает вмешательство в процесс обучения. Освоенные уроки уже не нуждаются в наглядности сенсорных материалов. Это важно учитывать и не насиловать природу детей.

 В некоторых случаях чрезмерное использование материала может привести к задержке переходного периода от развития чувств и абстрактных представлений к реально ощущаемым предметам со смысловыми значениями и их практической необходимостью.

 Чувственные ощущения из фантомных быстро перерастают в реальные: осязаемые, обоняемые и вкусовые.
 Поэтому Мария Монтессори настаивала на точном определении "необходимости", "достаточности" материала для соответствия внутренним потребностям ребёнка в процессе развития. Наблюдательность педагога позволит точно определить границы активности малыша.

 Всякое упражнение с Монтессори – материалом имеет двойную цель:

 1. Добиться ПРЯМОГО воздействия на сознание ребёнка, активизируя его активность и,
 2. КОСВЕНОГО, чья направленность пока носит абстрактный характер, ибо обращена лицом не к сегодняшнему моменту, а к будущему, далёкому, и близкому.

 Значит, ЗОНА АКТУАЛЬНОГО развития, это Прямое воздействие на сектор ближайшей перспективы.
 А ЗОНА ПЕРСПЕКТИВНАЯ – Косвенное направление будущих плановых воздействий на более продвинутое сознание.

 И, в прямом, и в косвенном случаях, в работе с детьми одно требование:

 простота / "ничего, кроме безусловной истины" /;
 
 краткость /" веди счёт словам своим" /;

 объективность /"бросить луч света и пойти своей дорогой"/

 Основным руководством ведения воспитательных занятий является МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ, состоящий из принципа невмешательства, абсолютной свободы подконтрольного ребёнка и его практической самостоятельности.

 Отсутствие одного из перечисленных основополагающих составных Монтессори – метода могут лишить ребёнка права самому делать открытия. Или, наоборот, пресыщение материалом может вызвать потерю интереса к делу и творческой радости от его исполнения.

 Научная система по Монтессори имеет точную логику построения и до мелочей продуманное содержание. Расчёт на разновозрастную группу детей в детском саду от 3 до 6 лет.
 Главное условие: доступность всех пособий. Ребёнку должна быть обеспечена свобода выбора. Каждый материал в одном экземпляре.

 Полки /шкафы / с Монтессори – материалом разделены на несколько зон:

 1. ЗОНА УПРАЖНЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
 
 Здесь собраны материалы для общеподготовительных упражнений. Всё что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов. Также предметы для упражнений с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизыванием бус, сортировкой мелких предметов.
 Материалы, которые помогут ребёнку заботиться о себе.
 К ним относятся: рамки с различными видами застёжек, большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой. К этой же группе относится материал для мытья рук и чистки ногтей, материалы, позволяющие освоить первые навыки в приготовлении пищи – чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола.

 Материалы, которые позволят ребёнку научиться заботиться об окружающем мире.
 Мытьё посуды, стирка, мытьё стола, глажение, чистка обуви, полировка металла, уход за срезанными и живыми цветами.
 Все предметы настоящие, а не игрушечные. Ребёнку, делающему первые шаги на пути к свободе, нужна серьёзная, настоящая реальность.

 

 2. ЗОНА СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ.

 Предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств. Оборудована классическим сенсорным Монтессори – материалом, разделённым в, свою очередь, на группы:

 Материалы для развития зрения.

 Для различения форм и размеров, развития зрительной памяти – 4 блока с цилиндрами и цветные цилиндры, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги.
 Геометрический комод с рамками – вкладышами и проекциями, объёмные геометрические тела с основаниями.
 Для развития цветового зрения – коробки с цветными табличками.
 Для развития логического мышления на основе зрительного восприятия – комплект конструктивных треугольников, биноминальный и триноминальный кубы.

 Материалы для развития осязания.
 Для различения на ощупь структуры поверхности – шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью.

 Материалы для различения температуры и теплопроводности.
 Тепловые баллончики и тепловые таблички.

 Материал для развития барического чувства: / ощущения давления, веса и тяжести
 Весовые таблички.

 Материал для развития вкуса.
 Вкусовые баночки.

 Материал для развития обоняния.
 Коробочки с запахами.

 Материал для развития слуха.
 Шумящие цилиндры.

 Материал для развития мускульной памяти.
 Цилиндры с пружинками.

 "Малыш мыслит действиями… так как движение и все сенсорные системы и зрение, и слух, и обоняние, и осязание и др, - питают мышление…" /Международная научно- практическая конференция 27-29 мая 1995 г.
 Движение – сила, пробуждающая в новорожденном ребёнке, сознание. А сознание основано в первую очередь, на чувствах, на сенсорике; но чувства эти обретают способность к сознательному мышлению лишь при определённом воздействии общества на живые структуры головного мозга человека.



 3. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗОНА.

 Материал для знакомства с количествами и символами до 10; изучение состава и свойств чисел.
 Первого десятка.
 Числовые штанги, шершавые цифры, "веретена", цифры и чипсы.

 Материал для знакомства с десятичной системой; сложения, вычитания, умножения и деления четырёхзначных чисел.
 Банк золотого материала с набором карт – символов, игра с марками.

 Материал для освоения порядкового счёта до ста.
 Доски Сегена и коробочки с цветными и золотыми бусами.

 Материал для получения навыка табличного сложения, вычитания, умножения и деления.
 Игры в змейки и игры с полосками. Наборы рабочих и контрольных карт на все действия, доски для умножения и деления, короткие цепочки и набор стержней для умножения.


 4. ЗОНА РУССКОГО ЯЗЫКА.

 Материал для расширения словарного запаса.
 Классификационные карточки с обобщением.

 Материал для развития фонематического слуха.
 Наборы мелких предметов, звуковые игры.

 Материалы для подготовки руки к письму.
 Металлические рамки - вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги.

 Материал для знакомства с письменными буквами.
 Шероховатые буквы, поднос с манкой для письма.

 Материал для написания слов.
 Большой подвижный алфавит.

 Материал для чтения.
 Серии из карточек, наименований предметов, списков слов, предложений, книжек.

 
 5. ЗОНА "КОСМОСА".


 Эта зона помогает ребёнку создать для себя целостную картину мира. Материалы этого раздела нужны для освоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.
 Почти четыреста вариантов видов деятельности представлено Монтессори – материалами и у детей есть большой выбор для своей кипучей деятельности.

 Поставив перед собой цель, воспитатель постепенно шаг за шагом приближается к её исполнению, к наглядной демонстрации успехов своих воспитанников. Цель не за горами. Цель – это результат, которого мы хотим достичь.
 Важно правильно, корректно сформулировать цель, тогда и оценка её исполнения будет объективна.

 Пути достижения поставленной цели – это творческие пути. Становление личности проходит в сложных условиях, в битве между космическим распутьем и космическим порядком, где достижения порядка требует конкретизации цели, дробления её на составные части и освоения пошаговым методом.

 Ребёнок вошёл в мир беззащитным. Он полон страхов. Мы развиваем его сознание, приобщаем к делу, вживляем в среду, составной частью которой он сейчас является. Развиваем его самостоятельность, учим свободе, свободе выбора, умению отстаивать свою жизненную позицию.
 Такова наша первая цель.
 Вторая – это развитие памяти, пока произвольной; развитие внимания, пока произвольного; развитие логического мышления, без которого существование сознания возможно лишь теоретически.

 Затем я знакомлю детей с основными эмоциями. Учу и направляю обучение на скорейшее и глубочайшее осознание ими своих эмоций. Путём определённой работы с определёнными материалами формирую умение понимать эмоции других людей.

 Эмоции бывают ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ и НЕГАТИВНЫМИ.
 Негативные мы заключаем в рамки приемлемых взаимоотношений.

 Приемлемые – значит вполне допустимые. Ведь спор, выяснение отношений, отстаивание мнений, определения расстояний, на которых общение не наносит урона достоинству ребёнка, оттачивание "речи и языка", при пользовании которыми вырабатываются способы корректного общения, не слишком приятны, образно выражаясь, ещё шершавы.
 Мы пользуемся тем языком, который нам уже доступен и оформляем его, ограниваем, как огранивают алмаз, чтобы язык из языка разговорного становился литературным, воспринимаемым с удовольствием, делался родным и в высшей степени понятным
 Умение выражать эмоции, различать их, называть их, осознавать и выражать их, приходит уже к пяти годам. В это время дружеские взаимоотношения развиты наиболее сильно. Дети клянутся друг другу в дружбе и взаимопомощи.
 
 Самодостаточная обаятельная личность в будущем всегда контактна. Верит в себя, в свои силы, в свои возможности и в вероятность их практического востребования.
 Самостоятельна. Умеет слушать, анализировать и задавать вопросы. Умеет отстаивать свою позицию и проводить её в жизнь.

 Уверяю вас, это совсем не просто.

 Поскольку процесс формирования личности начинается с первого дня рождения ребёнка; на неё влияет всё социальное окружение и условия, которые служат предпосылками развития творческого потенциала ребёнка в дальнейшем, когда он оказывается вовлечённым в педагогический процесс в одном из дошкольных учреждений.

 Другое дело - диалектический способ мышления. Сегодня психологическими исследованиями определено / Н. Поддъяков, Н. Веракса и др./, что основы диалектики мышления закладываются у малыша лишь с четырёхлетнего возраста. К этому времени ребёнок уже нуждается в создании оптимальных условий для развития основных мыслительных операций, происходящих у него в сознании на диалектической основе.

 Мышление - очень сложный процесс. Познать его мы не в состоянии. Но определиться с ним, понять суть его и место его в нашей жизни вполне можем.

 Я не буду давать определение мышления. Оно есть в любом словаре философского, социального, педагогического направления. Лишь скажу, что чувства человеческие воспринимают действительность и представляют её своему сознанию. Но не всё, что воспринято, может быть представлено. Если мы говорим о значении движения в природе, то представляем его не в целом, а в частях. Потому что есть движение, скорость которого невероятно велика, вплоть до скорости света. А мышление вполне может объять необъятное и единственно, что ограничивает наше мышление, нашу фантазию – это опыт.
 Мы не можем представить себе ничего, что бы не казалось нашему мышлению реальным.
 То есть, если опыт есть, был, то сознание преобразует его в символы и образы. Эти символы и образы запечатлены в памяти, на основе их работает мышление, создавая фантастические невероятные картины.

 Если нет опыта познания /например иных форм разумной жизни,/ то никаких образов, кроме зелёных, синих, жёлтых человечков или животных всех размеров и всех цветов радуги, или насекомых, наше мышление изобрести не может.

 Значит, мышление наше, в том числе ребёнка, привязано к бытию, к среде и отражает объективную действительность, помогает чувственному сознанию преобразовывать в более глубокое и полное – сознание аналитическое, состоящее из анализа и синтеза.
 Ребёнок интуитивно ищет ответы на постоянно возникающие вопросы. Сравнивает и систематизирует объекты. Обобщает ощущения и, отвлекаясь от явных существенных и несущественных их свойств, переходит к абстрактному мышлению.
 От конкретного, к абстрактному и снова к конкретному – вот путь, по которому извечно ходит человечество.

 На этот путь мы ставим и своих детей. Потому что это единственный путь, который создаёт мыслительный процесс и делает человека ЧЕЛОВЕКОМ.

 Наиболее короткий и проверенный путь к индивидуальному продуктивному мышлению и созданию личности проходит через учение М. Монтессори, путём применения Монтессори – материалов, через созданную этим талантливым педагогом СРЕДУ, в среду, созданную Высшими Силами Природы или Сущностью к успехам в учёбе, к творческому созиданию и благополучию в личной жизни.