От осознания до знаний Гл. 3

Трошин 2
От осознания до знаний


 Что такое рисование?
 Рисовать – изображать чертами подобие чего, на бумаге, на стене, карандашом, пером, красками. Это В. Даль.
 Для нас рисование – в первую очередь навык, который может быть усвоен каждым человеком, тем более ребёнком, при единственном условии – нормальном зрении.
 Наскальный рисунок – баловство или необходимость?

 Давайте задумаемся и перенесёмся в далёкое прошлое человечества.
 Не такая простая жизнь сегодня, чтобы о таком деле как рисование судить поверхностно, но и усложнять очевидное не нужно. Человек всегда тянулся к человеку, несмотря на то, что человек – главная угроза существованию другого человека.
 Страх – порождал силы отталкивания, силы отчуждения, а радость от встречи и соприкосновения с иным человеческим существом порождала любовь, дружбу, взаимопонимание.
 Как выразить эти чувства?
 Наиболее простое решение – рисование. В далёком прошлом, я думаю, человек не подозревал о существовании в своей душе, в своём сознании неких талантов, которые возвышали бы его над окружающей средой. Но, расширяя свой кругозор, своё взаимодействие с окружающей средой он всё настойчивее вызывал в себе стремление обнаружить способности, которые помогли бы ему выжить в суровом мире.

 Такие способности помогали общению. Когда один человек заинтересовывал других чем-то, не совсем обыкновенным, он обязательно был окружён любопытствующими или по нашему - поклонниками.
 Способности одних объединяли вокруг себя многих, и, уходил страх человека перед человеком. Рисование всегда было тем талантом, тем средством который служил основанием общинной привязанности и общинного единства.

 Рисовальщик мог оставить письмо иным племенам, даже потомкам, понимая, что наверняка его поймут, что он не единственный с определёнными талантами человек на свете.

 Мы рассуждали выше, как из рисования выделилась письменность. И не только письменность. Из рисования выделился новый мир, не имеющий ничего общего с миром натурального бытия. Это был мир выдуманный, но не сказочный, а только отражённый от реального мира красками, углём, мелом и другим инструментом.

 Осознание себя - это пока уровень высокоразвитого инстинкта. А вот рисунок – это осознанное действие. Прямой продукт проявившегося сознания.
 Рисунок – прорыв из животного состояния человека в пределы разума.
 Именно рисунок сделал человека человеком, позволил ему осознать окружающую действительность и подняться над реалиями жизни благодаря своим способностям, своему умению отразить эту действительность, то есть ввести в обиход нечто ирреальное, непредметное, но действительно необходимое и полезное; то, что мы все сегодня называем талантом художника.
 Итак, не палка и не камень, коими не без успеха орудуют и обезьяны, сделали человека человеком, а рисунок.

 Изображая действительность несколько иначе, утрируя, улучшая негативные стороны, отталкиваясь от позитива, первобытный художник изображал жизнь и объекты этой жизни согласно таланту ему присущему.
 Наблюдающие за творениями своего земляка хотели и в жизни видеть подобное, стремились к этому и день за днём, столетие за столетием развивали свой быт согласно начертанным на камне ориентирам.

 В этом смысле рисунок является теми каменными скрижалями, которые завещал Бог людям, отразив на них уже в письменах свои нетленные заветы.

 В наше время талантливый рисунок – это нечто из ряда вон выходящее.
 Рисунок сегодня – это необходимость.
 Маленький ребёнок в считанные недели проживает жизнь десятков тысяч поколений. От наскальной живописи до полотен Ван Гога, Сезана, Сурикова.

 Научить ребёнка рисованию можно без особого труда. Сегодня рисование – врождённое качество человека. Его остаётся только проявить. Черчение, рисование нужны в любой сфере деятельности, любому человеку. Нужно забыть о разговорах про таланты и способности. Таланты несомненно проявляются не у всех, они ценны, но они избирательны и служат прогрессу также как и все другие специальности.
 Мы просто учим рисованию, как учим ходить, читать и писать. Никто не скажет, что письмо настолько сложно, что его невозможно освоить, но ведь письмо лишь часть рисования, наименее развитая его часть.
 Значит, рисование должно оставаться необходимостью, тем средством, без использования которого у ребёнка никогда не построится мост из прошлого человечества, в его будущее.
 Рисование – это сказка. Сказка рассказана нам, но прежде чем быть рассказанной, она начертана кем-то на камне, песке, глинобитной дощечке, на бересте и в уме человека.

 Значит рисование – это ещё и прообраз речи, это сюжетная канва многих древних произведений записанных со слов очевидцев.

 А. Н. Леонтьев пишет: « Врождены у человека не самые способности, а способности к их формированию». То есть, способностей к рисованию нет, если они не развиваются.
 Совершенно справедливо. Кроме того, что способности у ребёнка существуют с момента его рождения, кто знает, может ещё до рождения. Берутся же таланты из ниоткуда и уходят в никуда. Но это уже философский вопрос не по нашей с вами теме.

 В природе всё упорядочено. То, что не используется - разрушается, исчезает. Так исчезают наши с вами способности в случае если они не находят практического применения.

 В таком ракурсе цитата из А.Н. Леонтьева справедлива.

 Какие качества необходимы ребёнку, чтобы научиться рисовать? Мы знаем, чтобы поразить цель снайперу требуются особые навыки и врождённые способности: крепкая рука и верный глаз.
 Художник – снайпер, если хотите охотник. Он увидел, запечатлел в сознании, обработал счётной машиной ума и отобразил объекты на картине с помощью крепкой руки и меткого глаза.

 Такие качества можно приобрести. Все мы связаны с внешним миром с помощью своих чувств. Наши чувства – искромётные лучи духовной материи. Они в постоянном движении. Они зондируют среду и сообщают нам о её состоянии. Враждебна ли к нам среда? Дружественна ли? Какими качествами пугает или радует нас? От состояния среды зависит состояние нашей души, а значит нашего покоя, нашей мобильности, нашего счастья.

 В прежние времена так и полагали, что обучаемыми могут быть не все. Что во многом обучаемость зависит от врождённых качеств и в учебные заведения ученики отбирались именно по этим критериям.

 Теперь иное время. Время всеобщей поголовной грамотности. Это время родило новые теории и новые практики.

 Никакая любовь к наукам, в том числе к рисованию не даст положительных результатов без упорного труда и воли педагога и ребёнка – его ученика.

 Значит, рисование вновь становится в один ряд с письменностью и я в своей книге хочу доказать, что могу обучить рисованию любого и каждого ребёнка.

 Механизм демагогии в наше время исключительно развит. Демагогия сегодня – не увлечение, не способ самоспасения, не уход от действительности ради выживаемости. Нет.
 Демагогия сегодня оружие нападения. Без этого оружия сегодня невозможно быть политиком, чиновником, политологом, адвокатом, писателем и множество других профессий использует демагогию как механизм одурачивания, подчинения, духовного насилия, экономической и политической слепоты.
 Та же реклама, предвыборные потоки обещаний, религиозные битвы за паству, за её экономический потенциал – всё продукт демагогии, облачённый в разноцветную фольгу околоприродной красоты, направленный не на улучшение природы человека, как это было, в случае наскальных рисунков, а на деморализацию общества, на сохранение его в спящем состоянии, на его деградацию и самоуничтожение в окончательном итоге.

 Почему я это говорю? И что я могу изменить? Сегодня – ничего. Но завтра, с воспитанием в ребёнке нового интереса к рисованию, возможно и даже наверняка проснуться новые – старые забытые качества самосовершенствования через искусство, где не будет места «Чёрным квадратам» и прочей демагогической «мёртвописи», а прорежется интерес к природе, возможно в иной прогрессии, но в здоровом отобразительном качестве.

 Ребёнку нужна подвижность. У него совершенствуются мускульные механизмы. Его кисть тянется к труду и пока труд ребёнка не станет производительным, он инстинктивно хватается за карандаш, мел и чертит, чертит, чертит.

 Это нам невдомёк, что он чертит. Это нам хочется научить его, схватив за маленькую руку и заставить бежать черту вослед нашей руке, нашему пониманию законов рисунка.
 Двухлетний ребёнок рисует тот мир, из которого он вышел. Он ещё не пришёл в наш мир. Он помнит, но быстро забывает, тот мир точек, чёрточек, зигзагов, полусфер и многоточий, из которых состоит необъятная Вселенная и ближний к нам с вами Космос. Он рисует. Можете мне поверить он - Творит.
 В этот момент любой ребёнок – Бог, подобие Бога, потому что ничего больше в нашем мире он ещё не умеет кроме как творить из ничего.

 А наши слова? Почему я затронула тему демагогии. Потому что из опыта педагога наверняка знаю, что демагогами и прекрасными демагогами становятся наименее способные люди. Именно те, кто не может или не хочет производительно работать, а пытается и всё чаще не без успеха существовать за счёт себе подобных.
 Оглянитесь вокруг себя. Сколько их. Они бегут под крылья избранных и кричат во всё горло как одомашненные петухи, как куры, которые никогда не несут яиц.

 Словом можно убить. Словом можно спасти.

 Рисунок привёл человечество к совершеннейшему механизму словотворчества. Но словотворчество оторвалось от своих корней и теперь существует особо, принуждая работать на себя и рисунок и письменность.

 «Вначале было слово. И слово это было Бог.» Библия.
 Сказано – сделано. Слово и дело.
 Всё это в прошлом. Слово заменило собой и Бога и Творение, и Мысль, и Творчество.


 Поэтому я боюсь обвинений в демагогии и сразу ставлю все точки над I.
 Моё утверждение о том, что рисованию можно научить каждого не голословно. Это факт.
 
 «С того мгновения, когда мать берёт дитя на руки, она учит его, делая доступным его органам то, что природа предлагает ему в рассеянном виде, на большом расстоянии и беспорядочно, и делая для него лёгким, приятным и привлекательным самый процесс наблюдения…» Песталоцци, 335 –2.

 Песталоцци утверждал, что уже в раннем возрасте необходимо давать ребёнку возможность восприятия при помощи чувств самое существенное из всех познаний – познание себя через язык и рисунок.

 Обучение языку по его мнению, есть не что иное, как собрание психологических средств для выражения своих впечатлений /ощущений, мыслей/, с тем чтобы эти впечатления обычно мимолётные утвердились в сознании при помощи сначала жестов, потом рисунка, потом только звука.

 Я не стану оспаривать ни одного слова из множества определений великого мыслителя – педагога. Трудно сказать что было изначально в период очеловечивания человека: звук ли, а за ним и слово; рисунок ли, а за ним и мысль, но то что осознание пришло с помощью этих психологических средств несомненно.

 Моя задача кратчайшим путём привести любого ребёнка к конечной цели обучения, то есть научить способности изобразительного искусства даже при условии абсолютного неприятия этого действа.

 Азбука умения по Песталоцци начинается с психологически последовательных упражнений физического характера: здесь и взмахи и вращения кистями рук, вращения туловищем, тяни-толкайные элементы, наработка движений пальцами и конечно, глазомер без которого не достичь визуального освоения пространства и построения приблизительно точной перспективы.

 Видеть и примечать природную красоту не вообще, а в плане. Умение построить план видения так, чтобы все предметы, все объекты попадающие в кадр зрения тот час же определялись как первичные, без которых план не представляет собой общей целостности картины и вторичные, без которых план в состоянии существовать самостоятельно.

 Затем выделить фон с помощью которого красота может выиграть и в отсутствии которого, красота может проиграть.

 Если ребёнок в состоянии разделить картину увиденного им на составляющие элементы, это уже огромная удача.
 Но чаще он не умеет этого делать. Значит нужно научить.

 Для этого дети должны интересоваться окружающим миром. Как организовать такой интерес?
 Подвижничеством.
 Чем больше двигается маленький человек, чем чаще меняются картинки бытия перед его глазами, тем проще научить его извлекать из этих картинок главное, отделять второстепенное и распределять впечатления по их значимости для малыша. То, что наиболее врезалось ему в память, то и является доказательством его способностей отображать. Той парадигмой, которая пришла из древности и принесла с собой первичный интерес к истории изображения реалий через индивидуальное восприятие души ребёнка и хрусталика его глаза.

 Он имеет от живой картины бытия в памяти взгляда своего первый план, второй, третий, четвёртый и так далее. Пусть его взгляд не совсем ваш и даже совсем не ваш. Но перенося на бумагу ещё не твёрдые штрихи фломастера или карандаша он инстинктивно, по примеру своих предков, начинает понимать, что главное это не то что впереди или ближе всего, а то без чего не может существовать не первое, ни второе, ни третье.

 Например, в случае наблюдения полянки, внимание одного ребёнка привлекла яркая окраска бабочки. Его рисунок на всей площади листа занимали порхающие крылья бабочки. Фоном служил голубоватый воздух и зелёная трава.

 В реальности взрослый увидел бы памятник какому-то гусару. Скамейку для отдыха. Магазинчик неподалёку и так далее. Но ребёнок идёт от своих предков, от тех впечатлений, которые пробуждают сознание и интерес.

 Таким интересом для городского ребёнка является бабочка, полёт которой над зелёной травой и под голубым небом восхитителен.

 Первобытного художника тоже удивляли не скалы и не деревья, а животные и насекомые, которых он, кочуя в новых местах, наблюдал впервые.

 Мы установили родство первобытной души и маленького ребёнка. Мы увидели как впечатления формируют осознанные способности.

 Сидя в группе или дома художника не воспитаешь. Бывает, конечно, но эти примеры не правило. Главное и основное – впечатления. Чем больше впечатлений в наивной душе ребёнка, тем весомее его тяга к творчеству.

 Несомненное влияние оказывают и разноцветные иллюстрации. Дети с удовольствием перелистывают такие книжки и пытаются подражать художнику. Но это тупиковый путь. Возможно, вырастет в подобном случае хороший копиист, но художник никогда.

 Только природа в состоянии подарить человеку глубину чувств. Природные картинки бесконечны и в ширь, и ввысь, и в глубину. Именно перспектива интригует и заставляет соревноваться с природой во всю силу таланта.
 Человеку хочется улучшить природу. Это зов сердца и души. Земля огромна – но она же и тюрьма народов. Поэтому человечество стремится выйти за её пределы.
 Не тяга к Богу, к зелёному человечку, даже Вселенской мудрости, а именно улучшение прозаического бытия заставляет смотреть в корень проблемы и искать перспективу везде, где она возможна и невозможна.

 То, что записано в нашей программе, невозможно не учитывать. Любое ограничение – есть власть тьмы. Любое движение – есть поиск перспективы, тот свет, из которого исходят все знания.

 Ребёнок использует перспективу и при самых удовлетворительных способностях вы, вдруг, замечете, что его рисунок несёт в себе самобытность, ту инстинктивную гармонию, которую взрослые иногда ищут всю жизнь и не находят.

 Теория придёт потом. Теория – это взгляд одного или ограниченного круга людей на возможность практического исполнения. Им это исполнение видится только так и не иначе.

 На самом деле множественность проблем имеет множественную возможность решений, а значит и единственная, пусть даже гениальная теория – это заблуждение иногда незначительного порядка, иногда же порядка глобального, превосходящего по своим последствиям разрушения от природных катаклизмов.

 Навязывание мнения – катаклизм. Он разрушает естественную среду души человека, лишает его подвижности и обрекает на муки средневековья, когда церковь /любая церковь/, подавляя властвовала. Не создавала, не творила, а разлагала в естественной форме всё живое на химические элементы.

 Называлось это верой. Но думаю, что Творец Бог по настоящему далёк от идеологии догматиков. Настоящая Вера в будущее человечества, в перспективу, в Бога была у первобытного художника впервые изобразившего на плоской стене пещеры дикого кабана. И тот час же родилась религия, которая объявила любое изображение, в том числе этого кабана, незаконным, богопротивным, запретным.

 Так демагоги с глубокой древности боролись с естественным стремлением человечества к прогрессу.
 Но победил художник.

 «Покажи ему дерево, покажи все части дерева, которые ты знаешь, - призывал педагогов - воспитателей великий Песталоцци. –Его ствол, крупные и мелкие ветви, его цветы и плоды; покажи ему корень дерева… покажи ему внутреннее строение дерева… Покажи наряду с великанами дубами и липами также коричневый росток, появляющийся из их семени, покажи как этот росток развёртывается, растёт, становится деревцем, затем деревом, живущим в течение нескольких человеческих поколений. Покажи ему дерево, покрытое листьями; как распускаются на нём цветы, как эти цветы осыпаются…» – и тому подобное.

 Песталоцци. Т.1. стр 466.

 Великий человек, педагог от Бога, он не поклонился власти церкви, удушающей свободу творчества. Как ныне кланяются за гроши и посулы люди, мнящие себя стержнем прогресса и перспективы. Он думал о детях. О той мощной перспективе которая таится внутри их душ и сознания тогда ещё сонного, неосознанного.

 Человек – Творец, вот что всегда привлекало молодое поколение. В основу воспитания детей всегда была положена схема прогресса, на которой помечены не массы, не стихии, а личности сумевшие преодолеть силу вяжущей по рукам и ногам тьмы, сцепившейся на клеточном уровне с помощью церковных обрядов, паутины идеологий, национальных предрассудков.

 Человечество инертно. Пробудить его естественное, а не наносное сознание очень сложно. Болезненно. Смертельно опасно. Разбуженный медведь бросается на прохожего и калечит его. А потом он /медведь/ уже заснуть не может и бродит неприкаянным убийцей по лесам и полям.

 Воспитание начинать необходимо с самого раннего возраста. Рисование – тоже воспитание. Мы уже прошли с вами ликбез по поводу необходимости рисования, как наиболее значимого предмета в образовании детей.

 Но как учебный предмет рисование невозможно правильно преподавать без непрерывной смычки живых детских душ с живым окружающим миром.
Мир должен удивлять детей.

Удивление – вызывает всплеск эмоций.
Эмоции будят чувственность.
Чувственность организует способности.
Способности самовыражаются в соперничестве.
Соперничество позитивно, когда оно направлено в русло творчества.
Творчество многогранно и первое из первых его проявлений – изобразительная деятельность, в нашем случае детей.


 Главный закон непрерывности перехода младенца из космического состояния в наш мир, заключается в следующем: первоначальное обучение ребёнка никогда не бывает делом головы, никогда не бывает делом разума – оно вечно бывает делом чувств, делом сердца, делом педагогики и родительского права.

 Эти механизмы занимаются совершенствованием органов чувств, а чувства в свою очередь влекут усовершенствование ассоциативных нервных путей. Развивается культура внимания. Внимание располагает образование способностей по распознаванию признаков предметов, объектов, ландшафтов.

 Такие способности развиваются достаточно медленно с точки зрения взрослого человека. Потому что чувства – область сердечных проявлений, а способности – область разума. Приходится ждать пока механизмы взаимодействия их отладятся.

 Наблюдение, восприятие, осмысление, мысль, задача, планирование и исполнение – это вечный круговорот жизни, в которой человек – разумный есть колесо энергии нацеленное на упорядочивание первичного хаоса в космическую сущность, в ребёнка.

 Ребёнок произведён нами, но он часть космоса. Мы, взрослые посредники между силами природы и теми физическими силами, которые управляют нашим духом.

 Природа считается с нашим мнением и даже позволяет использовать себя, но всякая помощь и содействие носят временный характер. Всякая благодать краткосрочна. Всякая кормушка требует наполнения, а наше с вами существование не безвозмездно.

 Надежда существует всегда. Наша надежда наши дети. И если я скажу, что дети – наше будущее, выражение настолько тривиальное, что не имеет уже содержания, скорее воспринимается как бессмыслица.

 Воспитание – вот трамплин для прорыва в будущее. Как построить процесс воспитания? Как объяснить людям, что творчество ни есть бессмысленное воспроизведение бесчисленных копий, не имеющих практической ценности. То, что мы сегодня называем, к примеру, творчеством художников, есть сточание сапог по заготовленным заранее колодкам. Написание произведений - есть использование одной и той же «художественной болванки» для различных нужд в одном и том же «творческом» ложе, под разными углами зрения.

 Сегодня «творчество» людей – это однообразное перетирание одного и того же человеческого материала для поиска мельчайших крупинок золотого песка, золота, которое не является на самом деле исключительным элементом, а просто принято условно за эталон некой ценности. Этим эталоном измеряем мы всё. И духовное, и материальное.

 В науке люди исходят из предыдущего воззрения на предметы, элементы их составляющие и делают открытия лежащие на плоскости в плоскости всеобщего обозрения, но благодаря устойчивой косности, которая имеет под собой прочнейший исторический фундамент из заблуждений и преступлений против личности того же человека, делают эти открытия с большим трудом и огромными потерями как в материальной, так и в духовной сферах.

 Поэтому воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста так важно именно в плане индивидуализации воспитания, а не пресловутого коллективизма.
 Сегодняшнее время, время человеческих стай, уходит в прошлое безвозвратно. Хотим мы того или нет, но жизнь очень скоро припрёт нас к стенке и думаю, что космос мало в чём нам поможет.
 По крайней мере, нам не удастся уйти от коллективной ответственности за безответственную политику не только в политическом или экономическом смысле, а скоре всего за преступления государств в области воспитания детей.

 Наша звериная приверженность к истлевшим формам воспитания, к мнениям поверженных кумиров, исчезнувших из памяти новых поколений, но осуществляющих тотальный контроль за обществом, за способами и методами образования детей, методами не имеющими уже смысла для будущего общества, но имеющими смысл в удержании нового общества в старых формах; формах неподвижности и преждевременного духовного старения для меркантильного использования в узко направленных интересах и есть то преступление, которое скоро отразится на наших детях.

 С малого возраста используя исторический опыт, первичный опыт, потому что опыт всех остальных предшественников сегодняшней педагогики, вторичен мы обязаны обучать и воспитывать детей с безжалостностью наших первобытных предков.

 Общество двулично. Ребёнок получая в одном месте блага за просто так, в другом месте эти блага теряет . Он быстро учится «крутится», используя всех в своих личностных интересах. Образование даёт определённые знания и навыки, которые помогают индивидууму выживать в окружающей его среде. Когда среда состоит из подобия прочих таких же индивидуумов, цивилизация принимает форму огненного шара. Она и приобретает свойства такого огненного шара. Недаром в центре такого шара часто изображается человек с руками и ногами растянутыми по периметру. Стилизованно это выглядит как свастика.

 Этот шар живёт, в нём происходят процессы, но он уничтожает ту среду, которая его породила. Этот шар угроза как человечеству, так и человеку.

 Шар символизирует двуличие человека, а человек в шаре беспомощность и предопределённость. То есть, до тех пор пока всякое устоявшееся мнение или действие будут существовать в нашем сознании, до тех пор ничего не измениться.
 Человек будет воевать, насиловать, убивать, творить, создавать и разрушать.
 Огненный ветер бесконечен и зависит лишь от внешних и внутренних условий бытия.

 Как порвать с движением этого дьявольского колеса?
 Только обратившись к детству. К детям. К их непорочному сознанию, которое в первые годы жизни ещё очень близко отстоит от смысла жизни. Смысл жизни в десяти заветах. На внешней, огненной стороне колеса – религии, идеологии, доктрины.

 Я сажусь за стол. Я – среди детей. Но я не ангел для них, не идол, не богоподобное существо, которое в состоянии требовать послушания и омертвления всех параметров души; нет. Я – одна из многих. Я тоже ребёнок. Я тоже хочу учиться вместе с ними и многое впервые в жизни вижу и ощущаю.

 Я беру лист бумаги. У маленьких тоже свои листы. Лист – это мир. Чистый лист страшен, потому что он не олицетворяет ничего. А пустота страшит не только детей, но и взрослых. Сходите погулять в пустыню – потянет вас туда второй раз?
 В ледовую пустыню Арктики…
 Чистый лист это не только мир несуществующих, но существенных страхов. Это ещё перспектива самостоятельных открытий без добрых рук мамы, без её поддержки; как будто снова нужно учиться ходить, падать, ушибаться и так жить в постоянном ожидании непредвиденных обстоятельств.

 Ребёнок думает. Он думает о том, что он несчастен. Что его оторвали от материнской груди и положили перед ним этот противный и страшный белый мир из бумаги, чтобы запугать его, заставить закричать от боли и от страха.

 Он противится брать в руки карандаш, он порывается убижать, но обратите внимание он сопротивляется лишь до поры пока на бумагу не насена первая точка или штрих.

 О! – Думает малыш,- значит и в этом мире есть на чём остановить свой взгляд?
 И эта точка вовсе не страшная. А если к ней добавить линию? Что кроется за этой линией?

 Может быть если провести эту линию несколько дальше она приведёт его к маме?
- Где моя мама?
- А ты поищи её – говорю я. –
- Твоя мама на работе.-
- Это далеко?

За тремя горками, за двумя ямками, в доме под крышей. Если все эти ориентиры найдёшь на листе бумаги, то придёшь к маме.

 Ребёнку задана первая в его жизни цель. Он встал самостоятельно на первую свою дорогу. Всё что им изображено на листе бумаги – препятствия, которые он преодолевает в стремлении достичь поставленной цели.

 Можете не доверять мне, сомневаться, но именно так ребёнок и думает. Логика для него также естественна, как для нас обильные словословия. Детская логика – врождённый механизм и дети ею пользуются очень удачно, интуитивно, в полной мере наслаждаясь эффектами внезапных, но ожидаемых открытий.

 На бумаге буффонадный космический мир. Нам нравится этот мир. Мы находим в нём свои взрослые прелести. Улыбаемся, смеёмся, показываем родителям.

 Забываем, что мир этот для ребёнка очень серьёзен. Сегодня он в поисках мамы преодолел Гималаи, он сражался и побеждал. Наш мир враждебен ребёнку даже при всей нашей к нему любви. Потому что дитя ещё очень далеко от реалий бытия, он там, в космосе.

 Но чем быстрее он выйдет из состояния невесомости, чем надёжнее мы поддержим его личность на этом пути, тем всё интереснее и интереснее начнёт становиться для него его собственная жизнь. В нём проснутся ощущения, а ощущения выведут его на дорогу чувств; чувства разовьют способности, а тогда уже ему и море по колено. Потому что способности это поплавки удерживающие нас на плаву в штормовом море бытия.

 Рисунок – вот компас развития ребёнка. Штрихи и точки. Когда изображения мира приведшие его в наш мир уступят место линиям привычным нашему глазу – это уже победа. Ребёнок самостоятельно, собственной рукой проводит черту из мира ирреального в мир ощущаемый. Там, в другом мире ощущений небыло. Они непонятны были. Только здесь в нашем мире можно догадаться, что главное и основное ощущение того мира _ ощущение покоя и счастья.

 Поэтому мы и кричим, покидая тот мир. И молчим, покидая этот.