Рисунок мира. Гл. 2

Трошин 2
Рисунок мира.Гл. 2.

 



 Во главу угла знания
 Ставит Бог рисование.


 СОЗНАНИЕ – ЕСТЬ РИСУНОК МИРА.


 Сама Мария Монтессори, педагог от Бога, делающая особый упор на развитие в детском сознании воображения и решимости – означающей возможность и желание самостоятельного принятия решений, и, естественно, творческого дара заостряет внимание воспитателя – дошкольника на том, что прежде важно развить стремление ребёнка, его естественную предрасположенность к проникновению в среду и выживанию в среде, к умению входить в среду с предельной настороженностью.

 Что это значит? А это означает, что настороженность есть средство мобилизации чувств ребёнка направленных на всестороннее в пределах возможного изучение новой среды. Вброшенный в среду как в воду ребёнок / мы никогда не забываем, что новорожденный есть космический объект, порождённый космической средой в замкнутом пространстве Вселенной материнского тела /, перемещается насильственно, повинуясь только заданной программе, а не природному чутью, попадает в среду чуждую, незнакомую и только мать связывает его в этот момент с божьим промыслом.

 Вхождение в новую среду всегда болезненно. Эту болезненность можно уменьшить манипулированием его чувственности, направлением его первичных восприятий в надёжное русло, коим является ласка, любовь и наше отношение к новорожденному нами солнцу.

 Рождение ребёнка как рождение сверхновой звезды. Это всегда событие. Но следом наступает период выживаемости звезды, её материализация, её ориентирование относительно старых звёзд.

 Дайте возможность ребёнку изучать среду – говорила М. Монтессори.

Мы не можем объять необъятное, то есть Вселенную. Мы не можем заглянуть в таинства существования различных видов материи, но мы можем в своём маленьком мире, наблюдая маленькие события, отголоски космических стихий, делать свои маленькие умозаключения, в конечном счёте, помогающие нам выживать, обустраиваться и размножаться.

 В тоже время малое может казаться великим, а великое ввиду отдалённости или недопонимания, слишком малым. Человек приземлён и земное - кажется ему весомее, значительнее.
 Это справедливо когда касается фундаментальных вопросов выживаемости и совершенно ошибочно, когда направлено на привлечение внимания людей к вопросам третьего порядка.
 Такими вопросами могут быть политические интриги, организации толкающие людей в ту или иную стороны, не ориентированные относительно фундамента Вселенной, а значит не имеющие решения в плоскости практических задач в вопросах совершенствования человека и раскрытия его качеств на новых гораздо более высоких уровнях.

 То есть мы, взрослые, увлечены играми, которые уводят человечество в сторону от реальной жизни, Политики пишут виртуальные программы, рекламируют их и в результате в обществе происходит подмена ценностей.

 Чтобы выправить положение не достаточно решений отдельно взятых граждан, структур, государственных объединений. Нужно изменить систему воспитания детей, начиная с самых ранних возрастов. Изменить по предлагаемым планам. Но изменения не произойдут в один день. Только десятилетия смогут принести результаты. Дети вырастут и согласно видоизменённым личностным взглядам изменят общество в том числе систему воспитания, поднимая его уровень, повышая значимость воспитательного процесса, стимулируя потенцию образованности педагогов, до той поры пока всё общество окажется не тем стихийно самообразующимся анклавом, каким нам сегодня привычно его видеть и наблюдать, а стройной системой взаимодополнения, взаимопонимания, то есть разнообразием взаимно не исключающих множеств.

 Общество, видоизменённое воспитанием, выдвигает иных предводителей. Здесь нет лазеек для постоянно меняющихся местами партнёров: как обычно богатые над бедными, потом наоборот; умные над дураками, потом наоборот; сильные над слабыми, потом наоборот; в результате чего силы интеллекта гибнут под напором массового невежества; хулиганы и террористы – становятся героями, а вежливость и интеллигентность объявляются понятиями нецензурными; доверчивый и честный человек становится объектом шантажа и обмана. Чтобы не терзаться угрызениями совести наглые представители фашиствующего псевдо интеллекта объявляют таких людей ЛОХАМИ, что значит вовсе не людьми, а так объектами экономических и нравственных манипуляций, жертвами поневоле.
 Лох – это человек мыслящий логически, хрестоматийно, где хрестоматия от греческого - означает изучать полезное.
 Логически хрестоматийный человек – враг пошлости, зазнайства, бесполезности всякой и всякой бездарности. Поэтому он для всякой пошлости, бесполезности и бездарности главный презираемый объект.

 Общество, в котором воспитанием занимаются бесчисленные группы преследователей всяческой нравственной и практической пользы и всякого таланта – основное препятствие для достижения цивилизованного космического порядка.

 Не понимая, отрицая, недостатки образования, а в первую очередь воспитания детей, мы остаёмся в мире предрассудков, под властью невеж и шизофреников, указывающих космическим существам, как лучше и в каком ключе бесполезнее действовать, чтобы никогда не соответствовать тем нравственными нормам, которые заложил в нас Бог.

 Рисование – ключ к образованию. Рисование – дар естественный.

 Рисование искусство прикладное. Все геометрические фигуры свзаны между собой линиями. Все линии имеют исходные точки. Все начинаются из неоткуда и в никуда все уходят. Даже если истоком линии служит точка – эта точка образована силой.
 Сила ни есть самодвижущая и самообразующая логика. Сила есть логика разума. Разума полезного и бесполезного это уже в соответствии с условиями и объектами приложения.

 Всякая точка на листе бумаги, на карте, на экране, на скале, земле, небе, видимой звёздной сфере - есть приложенная сила выраженная силой разума. Даже черта или точка произведённые природной силой не образующей действием своим выражение разума всё же, пусть косвенно, являются разумным действием, несущим определённую нагрузку в определённое время и предназначенные для восприятия определённым образом.

 Таким образом, рисование – главный воспитывающий и образовательный момент.

 Может быть М. Монтессори не могла выразиться подобным образом, но только потому, что время её производительного труда было гораздо более агрессивным по отношению к прогрессивной мысли, чем скажем, наше время.

 Сегодня, имея мизерные средства, можно начинать работу по перестройке образования. Начинать с кропотливого внедрения новых взглядов и новых учебных технологий.

 Нужно сразу понять, что в наших условиях – сотня лет минимум. Перестройки в государственных масштабах обречены на неудачу, потому что государственность предполагает стабильность сегодняшнего дня. А стабильность предполагает незыблемость установленных правил потребляемых обществом в определённом порядке. В противном случае карточный домик разваливается.

 Но, когда – то начинать нужно. Не чиновник же начнёт. Чиновника нужно пожалеть. Он старается исполнить то, что от него требует вышестоящая власть. Деньги за работу ему платит не ребёнок. Поэтому любой чиновник против ломки традиций и правил. И это на земле справедливо.
 Так же справедливо как то, что солнце ходит вокруг земли, а земля, несмотря на это – плоская. И хотя библия во множестве мест объявляет землю кругом и даже сферой, чиновник от церкви заявляет: нет!. Она - таки плоская, потому что такое угодно земной власти.

 Не будем превредничать. Червь, он хотя и слеп, хотя только ползает также необходим в природе как и сокол, и беркут, и проведение, которое видит день сегодняшний и определяет день завтрашний.

 
 Воспитание перерабатывает любопытство ребёнка в мысль.

 В карточных сериях дидактического материала Монтессори содержится всё необходимое для дальнейшего наблюдения детьми окружающего мира.
 Увидев предметы в живой природе /растительный, животный мир, мир человека/, ребёнок продолжает изучение внешних условий среды, объединяя впечатления, соотнося реальное с изображением, научаясь понимать вымысел и природную естественность как разные грани одного и того же бытия.

 В чём ценность материалов? А в том, что они позволяют разложить действительность на составляющие части. Они образуют реальную глубину мышления, которая в природной среде недоступна расчленению из - за нехватки знаний по предмету.

 Монтессори – материалы, говоря образно, формирут структуру восприятия ребёнка, на уровне если не клеточном, то уже системно образующем.
 Ребёнок видит из чего состоит дерево. У дерева есть вершина, ствол и корень. Вершина – это множество ветвей и веточек, листьев и почек. Ствол – жизнеобеспечивающее передаточное устройство из коры, древесины, дыхательных и влагососущих пор; корни – органы поедания питательных сред из земной поверхности.

 Очень важно дать понять ребёнку, что планета Земля – живая. Что всё, что существует в природе необходимо земле, чтобы содержать и питать живой растительный, животный и мир человека, которые в свою очередь обеспечивают земле круговорот питательных средств в её организме.

 Правильное соотношение живых и неживых форм жизни обеспечивает устойчивость земли на орбите, а с этим и устойчивость всей солнечной системы и космоса в целом.

 Если земля – колыбель человечества, то космос – колыбель разума. И человек не в праве нарушать баланс не им установленных в природе сил.

 Как нынче человечество справляется с ролью звена в цепи космических взаимоотношений, известно.
 Нет в природе врага для природы страшнее человека.

 Потому идёт разговор о воспитании детей раннего возраста, потому что именно так и только таким способом можно привести человека к мысли о гибельности результатов цивилизации. Гибельности в том случае, если мы не сделаем выводов в ближайшем будущем и не направим своих усилий на выращивание нового поколения, если хотите на воспитание сверхчеловека.

 Сегодня все мы, все предыдущие поколения только подлюди или как говорят в народе – «подлюки», что возможно не этично, но точно.

 В наше время, когда честный человек – ЛОХ, почему не назвать подлюкой человека нечестного, жуликоватого, приземлённого, только из - за страха что большинство подлюк правят миром, людьми и странами…

 Все мои отступления направлены единственно на то, чтобы описать образно то бытие, которое определяет наше сознание. Подняться над бытием невозможно, но можно исправить наше отношение к бытию, через формирование новых взглядов, нового мировозрения, истоки которого существуют в точках нанесённых силой Разума не нашего порядка, а Высшего; нужно только захотеть понять очевидное.

 Мир бесконечен во все стороны. А сколько сторон света существует? Только четыре? Мир огромен. Как только человек начинает проникать за пределы видимого, он начинает стремительно увеличиваться или уменьшаться.

 Как развиваются живые организмы /от яйца к птенцу, от гусеницы – к бабочке и т.д./
 Бактерии… Из чего состоят бактерии?
 Зверь – животное. Из чего состоят тела?
 Кусты. Корнеплоды, злаковые…

 Из чего всё это состоит?

 Всё состоит из воды. Очень много воды и очень мало иных химических элементов.
 Из чего состоит вода? Вода состоит из газа. Газ может быть раскалённым, как солнышко, а может быть холодным, как тот, который образует лёд в твоём домашнем холодильнике.

 Но газ может быть и водой и камнем и железом и всем прочим, что окружает тебя. Газ –это первоначальное. Затем вода.

 Как нарисовать воду? Это легко показать ребёнку. Чем больше плотность воды, тем цвет её насыщеннее. От бесцветности до черноты. А между этими двумя цветами все спектры от голубого до тёмно синего.

 А как нарисовать газ?
 Давай посмотрим на солнышко?
 Утром, оно какое?
 Красное. Оранжевое. Бардовое…

 Молодцы дети. А какого цвета бывает солнечный диск?
 Жёлтый. Ярко жёлтый. Лимонный…

 Из чего состоит солнце?
 Из газа. Раскалённого газа.
 А что влияет на интенсивность солнечной окраски?
 Погода. Тучи. Время года…
 Опять молодцы.

 Вот и рисуйте солнце таким, каким оно вам больше всего запомнилось.
 Согласны?

 Да-да-а-а!



 Наш мир огромный почему?
 Мы маленькие.
 Хотите вырасти большими людьми?
 Хотим, очень хотим!

 Скажите, когда вы станете большими, мир уменьшится?

 Да-а!
 Почему?

 Мы выросли.
 Сейчас кто-нибудь из вас может достать до звёзд? До Луны? До Солнца?

 Нет! Нет! Нет!
 А ваши мамы и папы?
 Нет.

 А вы, когда вырастите?
 Нет! Нет! Нет!

 Значит, внешний мир относительно нас постоянен. Значит он огромен настолько, что нам никогда не объять его даже если все люди вместе возьмутся за руки. Мы можем сделаться цепочкой вокруг земли, но обнять планету даже в этом случае не сможем.

 Но мы можем вообразить себя великанами. Мы можем представить себе силой своей фантазии, силой свойств своего ума, что мы сверх люди – гиганты и наша земля всего лишь детский мячик на футбольном поле. Мы можем пнуть мяч ногой с такой силой, что он вылетит за кромку поля.

 Скажите, вы хотели бы, чтобы Некто Огромный пнул нашу землю ногой?

 Нет! Нет! Нет!
 Почему?
 Мы все погибнем.

 Поэтому существуют законы. Законы физические и моральные. Если нарушать законы физические земля погибнет. Если нарушать законы моральные – погибнем все мы. Все люди и хорошие, и плохие.

 Значит, мы с вами рисуем, чтобы развивать свою чувственность. Чувства помогают нам не только видеть, слышать и ощущать мир, но и взаимодействовать с этим миром, уважать и любить его.

 Если мама любит вас, а вы ваших мам, то какая у вас семья?
 Хорошая! Добрая! Дружная!

 Правильно. А если наоборот?

 Папа с мамой разведутся.

 Так и в природе. Если мы перестанем уважать землю и космос, то они с нами разведутся. Потеряем тогда все. Что природа без нас? А что мы без природы!

 
 Это беседы я проводила с двух-трёхлетками. Но с полуторогодовалыми детьми такие беседы преждевременны. Здесь нужна карточная система.
Карточки я всегда изготавливала вручную. Промышленные для нас педагогов дороги.

 Существуют десятки серий карточек. Раскрывающих мир с разных сторон и точек зрения.

 Серии: От яйца к птенцу. Животные средней полосы. Животный мир севера. Животные тропического леса. Животные пустынных областей земли. Океан. Реки, озёра, моря, озёра.

 Сравнительные размеры животных. Продолжительность жизни флоры, фауны. Рассказ берёзки. Явления природы: ветер, дождь, весна.

 Животные и их детёныши. От ростка к дереву. Ит.д.

 Карточки – опредмеченая природа. Квинтэссенция окружающего мира. Образы, которые существуют и будут существовать в сознании уже независимо от последующего опыта. Точность изобразительного карточного материала всегда буде сопровождать человека на его пути как эталон его сознательного выбора.

 Дидактический материал, отпечатанный в сознании ребёнка есть фундамент знаний, картотека опыта в плоскостном выражении многоликого реального мира.

 В этом смысле рисунок всегда был точнее первичного наблюдения. Потому что в рисунок превзнесён талантом определённый опыт знающего человека и искусного художника.
 Тот же окрас животного или цвет сонца, неба, моря может отражаться в зрительном аппарате ребёнка или взрослого по разному. Нехватка опыта и знаний определённо влияет на изображение то ли в кристалике глаза, то ли на листе бумаги.
 Картотека исполненная искусстно – великолепный обучающий материал. Поэтому? говоря о том, что я самостоятельно исполняла учебные карточки, предупреждаю возможных последователей от необдуманного подражания.

 Я – художник, как говорится, в душе и в натуре. Я это могу делать.
 Но как любое дело хорошо делать его могут не все.

 Рисование – отражение действительности в глазах наблюдателя. Пропущенные через сенсорные механизмы такие отражения концентрируют любопытство. Любопытство – чувство врождённое.
 Любопытство - это фотографический негатив, который прежде чем стать изображением, проходит сложный путь от первичного восприятия до осознания личностной заинтересованности. Заинтересованность продиктована условиями бытия, в которых личность находится и от которых личность в той или иной степени заинтересована.
 Осознание себя в процессе освоения знаний и роли своего Эго в процессе приспособления к этим знаниям приводит в движение мышечную механику генетически настроенную на вживание в среду через опыт.

 Что означает термин «вживание»?
 Вживание – это потенциал физических сил и духовных возможностей имеющих прикладное значение для эгоистического существа, недавно вошедшего в соприкосновение с уже существующими формами жизни в данной среде.

 Вживание не может быть нейтральной функцией организма живого существа. Вживание всегда его активная форма. Вживание – это обострённое внимание, это опыт, складывающийся из ощущений негативных и позитивных ощущений. Это кнут и пряник воспитания.

 Воспитывают не только люди. Воспитывают все живые существа своё потомство и разница лишь в одухотворённости, в степени различия двух форм мысли: сознательной и инстинктивной.

 Как раньше я говорила в своих книгах: инстинкт – высшая форма развития мышления. Инстинкт не разум, но обязательно сознание.

 Если бы инстинкт находился ниже уровня сознания, ни одно животное не в состоянии было бы выжить на земле. Инстинкт предполагает врождённую способность обучаться и быть обучаемой в недели, месяцы, иногда часы.

 Сознание не имеет таких способностей. Но потому-то сознание на определённом этапе и породило Разум, что не было иного пути у тупиковой ветви обезьяно- человека.
 О путях возникновения Разума изложено мою ранее.

 Вживание формирует опыт. Опыт - есть библия нашего разума. Разум – это полное соответствие всех чувственных областей человеческого сознания и тела всем внешним и внутренним параметрам сложившейся вокруг нас природной среды.

 Любопытство развило способность не только к выживанию, но и отображению видимых предметов посредством руки и инструмента на подходящих поверхностях.

 Первый, сделанный человеком рисунок, объявил потомкам о рождении на земле человеческого разума.
 Рисунок позволял не только механически умозрительно перенести наблюдаемый объект на план, но и обобщить опыт сопричастности наблюдателя с объектом /разделка туши, изучение внутреннего строения и общих черт/ в наглядном рисунке.

 Тем самым рисунок сделал человека человеком. Охота ради выживания, что при желании можно назвать трудовой деятельностью первобытного существа.

 Наскальная живопись – главный и основной аккумулятор человеческих способностей, которые мы сегодня называем разумом.

 Дети – существа почти нейтральные. Есть у них разум или нет, спорят об этом учёные или псевдоучёные. Одни говорят так, другие этак. Но если считать, что летоисчисление мы ведём с рождества Христова, а некоторые предлагали вести его с семнадцатого года, времени пролетарской революции, то жизни до того не существовало вовсе.

 Вполне можно заблуждаясь и дальше объявлять сознание порождением человеческой деятельности и той среды, которая позволяет эту деятельность осуществлять.

 Так и дитя объявляется чистым листом, непрочитанной книгой, холстом или плоским камнем, на который можно нанести любой рисунок, любым инструментом, любой краской, любым существом знающим что-либо об искусстве или ничего не знающим, но обладающим самомнением и поддержкой таких же невежд, как и он сам.

 Неоднократно повторяю и не поленюсь повторить ещё, что ребёнок мизерная часть космоса, которая появляется на свет с определённой задачей и с заранее заданными свойствами для выполнения программ не нами написанных.

 Мы же обратили свой разум на ломку космических принципов. Отвергли космические задачи и положили усилия для создания общества приматов, связанных только со средой обитания, с возможностью насилия над средой и преобразования среды в энергетический придаток нашей плоти.

 Это общая схема. Она справедлива как к одному человеку, так и коллективу, и обществу и сообществу.

 Моя задача, обратить внимание на извращённость наших понятий, суждений и логических обоснований, которыми мы заменили Слово Божее, как заменяют слова человеческие уголовники, придумывая языки, жаргоны, сленги, всю ту словесную эквилибристику тюремной братковой шпаны, что является порождением нашей цивилизации. Самой «открытой» и «честной» её частью, которая не прячет свои противообщественные желания за двуличием души, а материализует их, хотя и настраивает против себя так увлечённо играющую в непорочность тупиковую ветвь «разумного» человечества.

 Воспитание детей – ключ к сохранению цивилизации. Все эти тряпки, полоскание в кладовых подземных, перепродажа и переделка того, что тебе никогда не принадлежало; объявления личной собственностью космического имущества – есть уголовно наказуемые деяния, которые обязательно и непосредственно повлекут за собой неприятности может быть даже сегодня, а может быть через месяц-другой.

 Человека тянет грязь. Грязь уличная, грязь телесная, грязь духовная.

 Всмотритесь в своих детей. Они надежда наша. Как оторвать их от себя? Каким таким способом?

 Разве сможет мать оторвать от груди самое дорогое и близкое её сердцу. Образуется замкнутый круг. Мать не может, общество не хочет. Плодим и воспитываем зеркальные отображения собственной беспомощности, которую прячем за груды хлама, называемые отходами цивилизации.

 Всякое живое существо перерабатывает среду с пользой для среды, пользуясь её дарами. Лишь человек образует горы мусора, большинство которого попадает в категории отходов не перерабатываемых.

 Скоро выживаемость обретёт реальные формы и черты, напоминающие скелетоформирующие кости.

 Обратимся к детской аудитории. К этим несмышлёнышам, которые и являются нашими спасителями. Но отнестись к ним нужно настолько тепло и технически справедливо, чтобы ощущения детей не переросли в детское неприятие действительности, в протест, который сегодня наблюдается среди детей всех возрастных групп, к которому мы привыкли, и не считаем чем-то из ряда выходящим, тем более общественно опасным.

 Мы должны проявить терпение. Мы должны изымать детей из рук и голов плохих людей. Потому что плохие люди – не только пьяницы и наркоманы, но и политики, заводящие целые сообщества в дебри первобытных отношений, где человек человеку волк.

 Как я постоянно повторяю, рисунок и является тем стержнем с которого нужно начинать новые формы воспитания. Проследим за становлением рисунка в самом младшем возрасте.

 Рисунки без текста. Рисунки с текстом.

 Композиция, форма, цвет.
 Картины, плакаты, репродукции.

 «Творчество – откровение реальности. Творчество – опыт, ищущий самовыражения в рационализации и открытиях. Творческое воображение в науке базируется на истине. Никто не может сказать, что человек творит артистическое произведение из ничего. То, что называется творением, есть в действительности композиция; построение, сделанное на основании первоначального материала в мозгу, материала который необходимо собрать чувствами из окружающего мира.
 Мы не можем вообразить вещи, которые не попали реально в наши чувства: не хватило бы даже языка для выражения фактов, которые выходят за пределы реальности, заключающие наше значение. Воображение имеет только чувственную базу, а потому сенсорное воспитание, приготовляющее к точному восприятию всех подробностей, различающих качества вещей, основывается на наблюдениях предметов и явлений, которые схватываются нашими чувствами, что и помогает собирать из внешнего мира материал для воображения.
 Творение, созданное воображением, не имеет только смутную, чувственную базук; но… человек творит по подобию божественных творений, в которые он погружён материально и духовно ».

 М. Монтессори.

 Законы воображения:
1. Форма связи с действительностью через богатый чувственный опыт.
2. Связь между продуктом фантазии и явлением действительности. Прямая и обратная.
3. Эмоциональная связь. Прямая и обратная.


 Механизмы воображения. Диссоциация и ассоциация впечатлений.
 Преувеличение.
 Никакие открытия не появляются раньше, чем создаются материальные и психологические условия для их возникновения.

 Приготовимся к процессу обучения рисованию. Иначе скажем к пробуждению в маленьком человеке врождённого чувства любопытства из которого произрастает первоначальное творчество – предмет наших исследований, совершенно не исследованный психологами и аналитиками механизм сотворения внутреннего мира человека.

 Предлагается набор для работы детей по рисованию.
1. Бумага всех размеров. Маленький поднос, фломастер или карандаш основных цветов.
2. Поднос с тремя карандашами трёх основных цветов. Стаканчик.
3. Стаканчик или поднос с карандашами вторичных цветов.
4. Стаканчик с карандашами более тонких оттенков основных и вторичных цветов.
5. Стаканчик с угольным карандашом. Стаканчик с простым карандашом.
6. Двусторонний мольберт:
7. а. Поднос с толстой кистью с толстой ручкой, одна акварельная краска основного цвета, баночка с водой.
б. С другой стороны столика – простая кисть и три краски основных цветов.

8. Поднос с пластилином и стекой.
9. Поднос ножницами и клеем, тканью, тесьмой для аппликаций.
10. Поднос с бумажными карточками на которых нарисованы прямые линии.
11. Карточки с кривыми линиями, зигзагообразными.
12. Поднос со старыми журналами /для аппликаций/. Бархатная бумага.

Материалы помещаем в уголке доступном для всех детей. Некоторым детям понадобится помощь педагогов, другим нет.
 Количество и разнообразие упражнений должно быть ограниченно; более лёгкий материал по отработке детьми убирается, более трудный добавляется. Все качества материалов должны быть детям знакомы уже до того, как они начнут с ними работать. /сначала – цветные таблички, затем – основные цвета у мольберта/.
 Ознакомление с материалами происходит совершенно также как и со всеми материалами среды.

 Особенно важно, если возникает концентрация материала. Но концентрация материала не должна быть бессистемной и не представлять собой не продуктивный навал. Излишний материал рассредотачивает внимание детей, забавляет их возможностью копания в его грудах, происходит то, что мы называем эффектом «гастронома», то есть таким состоянием и таким взаимоотношением продукта /материала/ с потребителем, когда избыток влияет на возможность выбора и фактически препятствует принятию решения.

 Закрепление навыка невозможности принятия решения – один из самых стойких и труднопереживаемых недостатков ребёнка. Он вполне может переноситься во взрослую жизнь, в которой мы видим огромное количество хороших исполнителей, и отсутствие достаточного числа ответственных «товарищей» за принятие решений «квалифицированными» работниками.

 За линиями следует изображение плоскостного рисунка. Потом проекции и т.д. Всё должно быть осуществлено педагогом наглядно, ненавязчиво.

 С самого раннего возраста ребёнок должен быть окружён геометрическими рисунками, изделиями, помогающими осознать геометричность форм.
 Лекала, транспортиры, линейки, простые карандаши, резинки для стирания линий. Обязательно должна присутствовать и активно осваиваться рабочая одежда /халаты/. Халаты очень нравятся детям. Они их взрослят и заставляют думать, что они уже взрослые, чувствовать себя увереннее и работать не покладая рук, как это делают ежедневно их мамы и папы.

 Бумагу можно применять различных фактур. Это имеет значение только в одном: разная фактура по- разному влияет на формирование осязательных чувств ребёнка. Осязая, он привыкает к разнородности одного и того же материала и ему легче объяснять происхождение этих свойств.

 Воспитательный процесс активизирует работу мысли. Зачем, скажете, он нужен, если любопытство является предпосылкой мысли. Можно ребёнка ничему не учить, но врождённые его качества, при условии жизни в среде и сообществе, заставят его проявить любопытство тем самым войти в контингент существ разумных.

 Так-то оно так, да не совсем. Процесс адаптации долгий. Человечество проходило его по крайней мере десяток и более тысяч лет.
 Потому и востребовано воспитание, что оно позволяет сделать качественный стремительный скачок из прошлого в будущее, за считанные годы.
 Но если за считанные годы можно пройти от состояния первобытности до всестороннего научного оснащения одарённой личности, то что могут сделать грамотные воспитатели, которые поставят целью воспитание «сверхчеловека».
 Сверхчеловек не по отношению к среднестатистическому человеку, а по отношению к состязательным силам природы даже в лице Бога, который всемогущ, но доступен, пусть не воображению, но вере, которая в некоторых случаях является самостоятельной категорией и олицетворяет собой мощь Духа и Души человеческой.

 Отрицая что-то или поддерживая что-то из опыта накопленного многими поколениями людей мы не можем творчески проявить себя. И отрицание, и принятие различных взглядов лишь движение на ощупь. Это не абсолютная слепота, но и не движение по накатанной дороге.

 Что сложнее – можно спорить. Слепота заводит в тупики. Скорость приводит к трагедиям. И то и другое упраздняет бренное человеческое существование, потому что одно настораживает, но не даёт уверенности, другое даёт уверенность, но не настораживает.

 Рисование доступно и слепцам и естественно зрячим. Рисование прокладывает линии, как дороги прокладывают дорожные мастера. Только слепые – это категория людей иная. Их мир – мир обострённых ощущений. Они живут и продолжают жить в космосе. Космос бесконечен в практическом умозрении и бесконечность эта выражена в постоянной и неограниченной темноте, которая взрослому человеку чужда, неприятна, ведь суть темноты в безответности и скорби.

 Другое дело здоровые дети.