Фотограф. Оригинальный сценарий

Андрей Евгеньевич Макаров
НАТ. УЛИЦА ГОРОДА У ТОРГОВОГО ЦЕНТРА - УТРО

Зима. Старая часть города. Невысокие, в основном 2-3-этажные дома. На улице еще горят фонари, но уже начинает светать. Идет сильный снег. Прохожие спешат на работу. Автомобили светят фарами сквозь снегопад. Мимо витрин небольшого торгового центра, кутаясь в поднятый воротник пальто, торопливо идет САША, молодой человек лет 27-и. На плече у него фотокофр. Саша открывает стеклянную дверь торгового центра и заходит внутрь. 

ИНТ. ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР. ХОЛЛ ПЕРЕД ВХОДОМ - ДЕНЬ

В холле у входной двери прохаживается МИХАЛЫЧ – худощавый мужчина лет 55 с рыжими усами, охранник. Входная дверь открывается, входит Саша.

МИХАЛЫЧ
(насмешливо)
О! Сашок пришел!

Михалыч бросает взгляд на наручные часы. Саша подходит к Михалычу, они здороваются за руку.

САША
Привет, Михалыч!

МИХАЛЫЧ
(разглядывая лицо Александра)
ЗдорОво, Сашок! Чего такой сонный?

САША
(махнув рукой)
А! Не выспался.

МИХАЛЫЧ
(насмешливо)
Дело молодое!

Саша, криво улыбнувшись, уходит по коридору.

ИНТ. ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР. КОРИДОР - ДЕНЬ

Саша идет по коридору между стеклянных перегородок торговых секций. Проходя мимо секции с вывеской «Оптика», с многочисленными очками на витринах, Саша приветствует взмахом руки сидящего за прилавком ВЕНЮ, молодого человека лет 30-и.

САША
Веня, привет!

Веня отвечает на приветствие, подняв ладонь.

ВЕНЯ
Хай!

Саша идет дальше, подходит к секции с вывеской «Фотография», отпирает дверь, заходит внутрь.

ИНТ. ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР. СЕКЦИЯ «ФОТОГРАФИЯ» - ДЕНЬ

Саша входит в помещение и включает свет. Помещение представляет собой небольшую фотостудию. Слева у стены белый пластиковый фотофон, перед ним высокий стул с узкой спинкой, световое оборудование, отражатели. Справа от двери: мягкий офисный стул, металлическая напольная вешалка для одежды, большое зеркало, фотоштатив. Саша проходит от двери до противоположной стены, завешенной плотной тканью. Саша отодвигает ткань, за ней оказывается небольшое отгороженное пространство. Здесь находится стол с компьютером и принтером, низкий столик с электрочайником и чайной посудой, пара стульев, на стене – вешалка для одежды, в окне – ржавая решетка, за окном – тихий старинный дворик. Саша снимает с плеча и ставит на компьютерный стол кофр с фотоаппаратом, включает компьютер, хлопает ладонью по кнопке выключателя чайника, снимает пальто, встряхивает его и вешает на вешалку. Компьютер загружается. Чайник начинает шуметь. Слышен голос клиента в студии.
 
КЛИЕНТ (ВПЗ)
Здравствуйте!

Саша оборачивается на голос. В дверях студии стоит КЛИЕНТ, прилично одетый мужчина лет 65-и с портфелем в руке. В движениях и интонациях Клиента – усталость и апатия. 

КЛИЕНТ
Вы открыты?

САША
Да-да! Проходите.

ИНТ. ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР. СЕКЦИЯ «ФОТОГРАФИЯ» - ДЕНЬ

Клиент причесывается перед зеркалом. Саша устанавливает фотокамеру на штатив. Клиент поворачивается, вопросительно смотрит на Сашу. Саша указывает на стул перед фотофоном.   

САША
Сюда, пожалуйста.

Клиент садится на табурет. Саша включает освещение и смотрит на монитор фотокамеры.   

САША (ПРОД.)
Прошу Вас, спину прямо, плечи расправляем.

Клиент выполняет Сашины указания.   

САША (ПРОД.)
Так. Голову наклоните чуть вправо. Хорошо. А теперь пониже подбородок. Да, вот так. Не шевелитесь.

Звонит мобильный телефон Клиента, но Клиент не шевелится и продолжает смотреть в объектив.

САША (ПРОД.)
Телефон…

КЛИЕНТ
(безразличным тоном)
Ничего, продолжайте.

Дважды щелкает затвор фотокамеры. Саша смотрит на монитор. На мониторе – грудной портрет Клиента.

САША
Готово. Теперь посмотрим на большом экране.

Телефон продолжает звенеть. Саша идет к компьютеру. Клиент встает со стула, не спеша достает из кармана телефон и прикладывает к уху.

КЛИЕНТ
Слушаю.
(пауза)
Здравствуйте.
(пауза)
Нет, сейчас не могу. Я вам перезвоню.
(пауза)
Через десять минут.

ИНТ. ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР. СЕКЦИЯ «ФОТОГРАФИЯ» - ДЕНЬ

Саша сидит на стуле перед компьютером. Рядом стоит Клиент. На экране компьютера изображение Клиента.
Из принтера выползает лист фотобумаги с несколькими изображениями Клиента размером 3х4 см. Саша кладет фотографии в конверт и отдает Клиенту.

САША
Пожалуйста.

КЛИЕНТ
(протягивая Саше деньги)
Спасибо.

САША
ВАм спасибо.

КЛИЕНТ
Счастливо оставаться.

САША
До свиданья.

ИНТ. ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР. КОРИДОР - ДЕНЬ

Саша, стоя в дверях своей секции, рассеянно смотрит вслед Клиенту. Клиент уходит по длинному коридору к выходу из торгового центра. По коридору ходят редкие покупатели, у выхода прохаживается Михалыч. Клиент открывает дверь и выходит на улицу.

ИНТ/НАТ. ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР. КОРИДОР/УЛИЦА ГОРОДА - ДЕНЬ

У дверей торгового центра прохаживается Михалыч. Сквозь прозрачные двери видно Клиента, пересекающего тротуар. Клиент обходит машину, припаркованную у входа в торговый центр. По улице проносится темный легковой автомобиль, сбивает Клиента и врезается в припаркованную машину. Слышен глухой удар и звук осыпающихся осколков стекла. Михалыч на секунду замирает от неожиданности, затем выбегает на улицу. Редкие покупатели устремляются к выходу. Продавцы выглядывают из своих секций, смотрят по сторонам, спрашивают у прохожих, что произошло.

НАТ. УЛИЦА ГОРОДА У ТОРГОВОГО ЦЕНТРА - ДЕНЬ

У тротуара два разбитых автомобиля, между ними тело Клиента, покрытое тканью. Под тканью угадывается неестественно перекрученная поза изуродованного тела. Осталась неприкрытой часть кровавой лужи на снегу у бордюра, в которую падают пушистые снежинки. Около трупа прохаживаются трое полицейских. Рядом стоят автомобили скорой помощи и полиции. Место происшествия огорожено лентой. Невдалеке на тротуаре собралось человек 20 любопытных граждан, среди них Саша, Веня и ПРОДАВЩИЦА из торгового центра, молодящаяся женщина лет 45-и. Из задних рядов к Продавщице протискивается ПОДРУГА ПРОДАВЩИЦЫ, смотрит на место происшествия.

ПОДРУГА ПРОДАВЩИЦЫ
Кошмар! Насмерть?

ПРОДАВЩИЦА
А ты как думаешь? Его, считай, пополам перерубило! Экспертизу ждут.

САША
(Вене, возбужденно)
Ты представляешь, он ведь только что был у меня! Понимаешь? Вот этот кусок мяса к чему-то стремился, строил планы, для чего-то фотографировался. И вдруг бац – фотографии больше не нужны!   

ВЕНЯ
Ну, не скажи! А на памятник?

САША
Что?

ВЕНЯ
(внимательно поглядев на Сашу)
Да ничего, пойдем отсюда! Тебе вредно смотреть на покойников. Ты вообще в последнее время стал какой-то невменяемый.

Веня уводит Сашу.

ВЕНЯ (ПРОД.)
Идем к тебе, чайку попьем.

ИНТ. ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР. СЕКЦИЯ «ФОТОГРАФИЯ» - ДЕНЬ

Саша и Веня пьют чай, сидя у низкого столика за занавеской фотостудии. Саша – спиной к экрану компьютера, Веня – лицом к Саше.   

ВЕНЯ
На земле каждую секунду умирает в среднем два человека. Вот, мы с тобой тут чай пьем, а они там мрут. Смотри.

Веня поднимает правую ладонь и начинает загибать пальцы.   

ВЕНЯ (ПРОД.)
Два, четыре, шесть, восемь, десять человек.

Не опуская правой руки, Веня поднимает левую и продолжает загибать пальцы.   

ВЕНЯ (ПРОД.)
Двенадцать, четырнадцать, шестнадцать, восемнадцать, двадцать. Гора трупов! Если об этом постоянно думать, с ума сойдешь. Нормальный человек думает не о смерти, а о жизни. Поверь старшему товарищу, жизнь – весьма достойный предмет.

Саша, опустив глаза, механически прихлебывает из стеклянной кружки.   

ВЕНЯ (ПРОД.)
Слушай! А у тебя после Маринки ведь никого не было? Да?

Саша смущается, но делает вид, что просто поперхнулся чаем. Веня замечает притворство и оживляется.   

ВЕНЯ (ПРОД.)
Кошмар! Это сколько же получается? Полгода? Или больше? Поздравляю – полгода без женщины! Теперь мне многое становится понятно! Скоро ты, вообще, начнешь разговаривать с ангелами!

Саша отворачивается к компьютеру и машинально трогает мышь. Экран монитора вспыхивает. На экране картинка в фотошопе – белый прямоугольник фона и спинка стула в нижней его части.

САША
Подожди! Что это?! Здесь должен быть клиент – которого машина сбила!

Веня встает, заглядывает на экран из-за Сашиного плеча, смеется.

ВЕНЯ
А ты уверен, что это тот самый файл?

САША
Вообще-то, да. Но могу еще раз проверить.

Саша открывает на мониторе рабочую папку. Там всего один файл. Саша снова переходит в фотошоп, на экране опять спинка стула на белом фоне.

САША (ПРОД.)
В рабочей папке один единственный файл, больше ничего нет. Но я не фотографировал пустой стул!
(глядя Вене в глаза)
Ты что, мне не веришь?! 

ВЕНЯ
Даже не знаю… Посмотри в корзине - может, ты его удалил.

Саша открывает корзину, там нет ни одного файла.

САША
Пусто!

Веня собирается что-то спросить, но Саша его опережает.

САША (ПРОД.)
И корзину я сегодня не чистил, а значит, стереть ничего не мог. Выходит, я отдал клиенту фотки с пустым стулом!

ВЕНЯ
Боюсь показаться циником, но, по-моему, клиенту уже всё равно.

САША
Зато мнЕ не всё равно! Я должен понять…

ВЕНЯ
Расслабься, ты никому ничего не должен. Ну, сохранил по запарке другой файл под тем же именем. С кем не бывает! Зачем так близко к сердцу принимать?! Забудь!
(пауза)
Ладно…

Веня встает со стула.

ВЕНЯ (ПРОД.)
Пойду, поработаю. И ты тоже займись чем-нибудь полезным. Я зайду попозже.

Веня уходит.

ИНТ. ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР. КОРИДОР - ДЕНЬ

По коридору ходят покупатели. Веня одной рукой отпирает дверь секции «Оптика», на которой висит табличка «Технический перерыв», другой рукой прижимает к уху мобильный телефон.

ВЕНЯ
Ленок, привет!
(пауза)
Да, есть идея. Давно не собирались.
(пауза)
Хорошо! Как насчет завтра?

Веня открывает дверь и заходит в секцию.

ИНТ. ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР. СЕКЦИЯ «ФОТОГРАФИЯ» - ДЕНЬ

Саша сидит за компьютером с кружкой чая и редактирует фирменный календарь для какой-то компании. Из фотостудии доносится женский голос.

КЛИЕНТКА (ВПЗ)
Здравствуйте.

Саша оборачиваются на голос. На пороге студии стоит КЛИЕНТКА, женщина лет 40-45, похожая на бизнес-леди, но недостаточно энергичная, болезненного вида.
Прикрыв рот ладонью, Клиентка несколько раз кашляет. Саша встает и подходит к ней.

САША
Здравствуйте. Слушаю вас.

ИНТ. ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР. СЕКЦИЯ «ОПТИКА» - ДЕНЬ

Веня сидит за прилавком, развалившись на стуле, и разговаривает по мобильному телефону.

ВЕНЯ
Светик, привет!
(пауза)
Я тоже!
(пауза)
Вот и я думаю…
(пауза)
Может, завтра?
(пауза)
Ну, давай.

ИНТ. ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР. СЕКЦИЯ «ФОТОГРАФИЯ» - ДЕНЬ

Саша сидит на стуле перед компьютером. Рядом стоит Клиентка. На экране компьютера изображение Клиентки, которое Саша обрабатывает.
 
САША
Готово.

КЛИЕНТКА
Очень хорошо. Печатать не надо. Вот, отправьте по электронной почте.

Клиентка передает Саше визитную карточку.

САША
Хорошо.

КЛИЕНТКА
Спасибо.

САША
До свиданья.

Клиентка идет к выходу и несколько раз кашляет, прикрывая рот ладонью.

ИНТ. ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР. КОРИДОР - ДЕНЬ

По коридору ходят покупатели. Веня запирает секцию «Оптика» и идет к секции «Фотография».

ИНТ. ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР. СЕКЦИЯ «ФОТОГРАФИЯ» - ДЕНЬ

Саша сидит за компьютером с кружкой чая и редактирует фирменный календарь. Ему наконец удалось успокоиться. Подходит Веня, садится на стул у чайного столика. Саша поворачивается на своем стуле к Вене лицом, спиной к монитору.

ВЕНЯ
Ну, вот, я со всеми договорился – завтра после работы идем в боулинг.

САША
Здорово!

ВЕНЯ
(удивленно)
Ты что, согласен?

САША
(пожимая плечами)
А почему нет?

ВЕНЯ
И даже не придумаешь никаких отговорок?

САША
Не придумаю.

ВЕНЯ
Удивительно, как ты быстро пошел на поправку! Похоже, мое влияние!

САША
Ну, конечно! Чье же еще!

ВЕНЯ
Правильно, со мной не пропадешь! Только смотри, не расхолаживайся. Ложись сегодня пораньше. Хорошенько выспись, чтобы завтра быть в форме. У тебя нет срочной работы? А то, может, домой пойдешь?

САША
Да вОт, надо фотку отправить клиентке. Остальное терпит.

Саша поворачивается к компьютеру, открывает файл, предназначенный для отправки. На экране появляется белый прямоугольник, на фоне которого в нижней части видна узкая спинка стула.

САША
Черт!

Саша открывает разные папки и файлы, но нужное фото не находит.

САША
Черт! Опять то же самое!

Веня встает со стула, заглядывает на экран.

САША (ПРОД.)
Видишь?

ВЕНЯ
Ну, не знаю… Может, вирус.

САША
Да какой еще вирус! Это мистика настоящая!

ВЕНЯ
Думай, что хочешь, но сисадмина пригласи. А клиенту напиши, мол, извините, вирус и всё такое, зайдите, пожалуйста, еще раз.

САША
Веня, админа я, конечно, приглашу. Но у меня такое чувство, что со мной наяву происходит что-то нереальное. Сначала это было только по ночам, когда мне начали сниться эти сны.

ВЕНЯ
Сны? Какие сны?

НАТ. УЛИЦА ГОРОДА В САШИНОМ СНЕ - НОЧЬ

Ночной город. В окнах домов нет ни огонька. Темно-серое небо затянуто тучами. Тускло мерцают редкие уличные фонари. Но город не спит. Слышен глухой топот и шарканье сотен ног. На широкой улице полно людей, таких же черно-серых, как всё вокруг. Они движутся каждый сам по себе примерно в одном направлении и смотрят вдоль улицы куда-то вдаль. Их лица бледны и безжизненны. В глазах отчаяние. Среди прочих идут Клиент, кашляющая Клиентка, Михалыч, Веня и НЕЗНАКОМАЯ ДЕВУШКА лет 25-и. На улице находится и сам Саша, но, в отличие от других, он не идет, а стоит, тревожно озираясь по сторонам. Проходящий мимо Михалыч задевает Сашу. Саша ловит его за рукав.

САША
Эй! Михалыч! Привет!

Михалыч, не оборачиваясь, медленно освобождает руку и продолжает движение. Саша секунду смотрит вслед, а затем поворачивается навстречу потоку. Прямо на него идет Веня. Саша хватает и трясет его за плечи.

САША
Веня, что случилось? Ты меня узнаешь? Веня!

Веня, не замечая Сашу, смотрит сквозь него куда-то вдаль. Саша бессильно опускает руки. Веня проходит мимо Саши, слегка задев его плечом. Толпа становится более плотной. Люди с серыми лицами, проходя мимо Саши, всё сильнее толкают его, и, наконец, человеческий поток увлекает его за собой. Саша испуган, он смотрит в направлении движения толпы. Там город кончается, и человеческий поток выходит на пустынную равнину, немного волнистую и темную, которая простирается до самого горизонта. Небо над горизонтом окрашено яркими багровыми всполохами. Время от времени из-за горизонта слышен гулкий звук, похожий на крики ужаса и стоны тысяч голосов. Саша в панике, он сопротивляется движению толпы, пробиваясь ей навстречу. 

САША
Я не хочу!

ИНТ. КОМНАТА В САШИНОЙ КВАРТИРЕ - НОЧЬ

В комнате полумрак. На журнальном столике возле дивана горит неяркая лампа под абажуром, лежит мобильный телефон и открытая книга корешком вверх. Саша крутится на диване, машет руками и бормочет невнятно слабым сонным голосом.

САША
Не хочу! Не хочу!

Саша охает и резко садится на диване. Непонимающим взглядом он осматривает комнату, останавливает взгляд на книге. На обложке книги: имя автора - Константин Собакин; название – «Анализ сновидений». Саша берет со столика мобильный телефон - часы на дисплее показывают 06:00. Саша печально вздыхает, выключает свет и снова ложится на диван. Он лежит на спине с широко открытыми глазами и тревожно смотрит в потолок.

НАТ. ПУСТЫННАЯ РАВНИНА В САШИНОМ СНЕ - НОЧЬ

Пейзаж похож на пустыню, но вместо песка всё покрыто темно-серым сыпучий материалом наподобие вулканического пепла, который громко шуршит под ногами тысяч людей с серыми лицами, идущих широкой колонной по равнине.
Небо затянуто тучами. Вдалеке видна окраина города, откуда выходит человеческий поток и, как река, вьется между темных холмов. В людском потоке идут Клиент, кашляющая Клиентка, Михалыч, Веня и Незнакомая Девушка. В толпе также находится Саша, он больше не суетится, а обреченно идет вместе со всеми. Время от времени слышен отдаленный гулкий звук, похожий на крики ужаса и стоны тысяч голосов. Небо над горизонтом с той стороны, куда движется толпа, окрашено багровыми всполохами.

ИНТ. КОМНАТА В САШИНОЙ КВАРТИРЕ - НОЧЬ

В комнате темно. На мобильном телефоне, лежащем на журнальном столике, вдруг включается дисплей, комната освещается голубоватым светом. Рядом с мобильным телефоном книга Константина Собакина «Анализ сновидений». Саша лежит на диване лицом вверх с закрытыми глазами, вытянув руки вдоль тела.

НАТ. ПУСТЫННАЯ РАВНИНА В САШИНОМ СНЕ - НОЧЬ

Человеческий поток движется по темно-серой пустыне. Среди людей идут Клиент, Клиентка, Михалыч, Веня и Незнакомая Девушка. Пустыня кончается обрывом. Люди обреченно шагают вперед и падают в огнедышащую пропасть, похожую на жерло огромного вулкана. Из пропасти слышны жуткие вопли тысяч голосов и безумный хохот. Один за другим в пропасть падают: Клиент, Клиентка, Михалыч, Веня и Незнакомая Девушка.

ИНТ. КОМНАТА В САШИНОЙ КВАРТИРЕ - НОЧЬ

Саша лежит на диване лицом вверх с закрытыми глазами, вытянув руки вдоль тела.

Слышны страшные крики из сна, среди которых выделяется один баритон, кричащий то ли «останови» то ли «остановись». Саша, продолжая неподвижно лежать, открывает глаза - в них беспредельный ужас.

ИНТ. ВАННАЯ В САШИНОЙ КВАРТИРЕ - НОЧЬ

Саша чистит зубы над раковиной перед зеркалом, глядя в глаза собственному отражению. В глазах застыл ужас. Вокруг глаз темные круги. Звучат крики из сна. Вдруг Саша с силой бросает зубную щетку в раковину, хватается за края раковины руками и кричит, тряся головой и брызгая зубной пастой на зеркало.

САША
Заткнитесь!

Саша, учащенно дышит, плещет себе в лицо водой, со стоном сует голову под кран, затем подставляет губы струе и жадно пьет воду. Криков из сна больше не слышно. Саша расслабляется и облегченно вздыхает. По зеркалу стекают капли воды.

ИНТ. КОМНАТА В САШИНОЙ КВАРТИРЕ - НОЧЬ

Тяжело переставляя ноги, Саша подходит к дивану, падает на него ничком и мгновенно засыпает.

НАТ. УЛИЦА ГОРОДА У ТОРГОВОГО ЦЕНТРА - УТРО

Уличные фонари еще горят, но уже начинает светать. Снег хрустит под ногами прохожих, спешащих на работу. Проезжают автомобили. Саша идет мимо витрин торгового центра, кутаясь в поднятый воротник пальто. На плече у него фотокофр. Саша открывает стеклянную дверь торгового центра и заходит внутрь. 

ИНТ. ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР. ХОЛЛ ПЕРЕД ВХОДОМ - ДЕНЬ

В холле у входной двери прохаживается МАКС – охранник лет 40-а мощного телосложения, с большими печальными глазами. Дверь открывается, входит Саша.

САША
Привет, Макс!

МАКС
Здорово!

САША
А где Михалыч? Сегодня, вроде бы, его смена?

Макс большими печальными глазами смотрит на Сашу.

Конец первой серии