Вера в моей жизни. Словарик

Алексей Ратушный
Вероника – моя тётя Рона. Она меня и воспитывала! Ей посвящён ряд моих песен («Цветочки полевые» и другие) Домашние звали её: Рона. Но сама она говорила мне, что ей больше нравится именно «Вера». Ей выпала нелёгкая судьба и очень короткая жизнь. Родилась она в роддоме Южной железной дороги Киева, когда Ольга Александровна и Порфирий Илларионович жили на улице Обсерваторной в Киеве. Это было в полуквартале от Сенного рынка (на улице Воровского). Родилась Вероника с врождённым пороком сердца. Впоследствии к нему добавилось ещё два. Именно она подробно объясняла мне, что такое пороки сердца, как устроена реанимация, куда она попадала неоднократно, как умирают задыхаясь от недостатка кислорода больные сердцем люди. Однажды она на скамеечке под старым тополем, украшавшим наш двор на Карла Маркса, взяла меня за руку и сказала: «Скоро я умру». Она обожала протирать от пыли полочки ажурной этажерочки, на которой стояли её любимые слоники. Следила за чистотой в доме. С ней вместе мы ходили на Центральный рынок, по улице Радищева, вверх – тогда на ней ещё не было трамвайных путей – это была тихая неприметная улочка, и ещё никому на ней не приходило на ум написать об этой улочке: «Видишь, там на горе»… Ильюшка  только-только появился на свет. Они с Жориком – сыном младшего брата Вероники – Миши, только что родились. Она часто водила нас с Серёжкой – моим младшим братиком – в парки Свердловска – в ЦПКиО и в Городской Дендрарий. А ещё она часто водила меня в зоопарк. Затем, когда я приносил из школу пятёрку, она повадилась выдавать мне пять копеек на билет в зоопарк – детский стоил именно столько, студенческий – десять копеек, взрослый – двадцать – и я стал активно зарабатывать «пятёрки» в борьбе за этот потрясающий поход. Тогда я и не догадывался про историю с тигрицей. А ещё Вера учила меня вышивать крестиком и пела украинские народные песни. У неё было две украинских подружки со времён эвакуации "Киевкабеля" в Свердловск во время войны. Они ходили друг к другу в гости и обожали петь втроём на три голоса. Вместе с ней мы смотрели на звёздочку первого советского спутника Земли в октябре 1957-го. С ней ездили вместе в лес за опятами. По существу она заменяла мне маму, которая после окончания Горного постоянно работала в поле, в командировках. О ней – о Веронике – многие мои воспоминания и многие мои размышления. В своих «Воспоминаниях…» я подробно описал её уход и многие эпизоды моего детства. Для меня всю жизнь она оставалась самым близким после мамы человеком.
***
Вера Павловна Петрашень. Мой самый первый тренер по лёгкой атлетике. Мы познакомились в легкоатлетическом манеже Центрального стадиона Свердловска, куда меня привела моя мама после контрольного забега на десять километров по трассе Челябинского шоссе от Авиационной до Химмаша и обратно. Именно по этой трассе я буду бегать всю юность, и именно по ней в 2005-ом повезут рождаться Дашутку! И вот прямо с этой трассы мы с мамой – она засекала время пробега – убыли на Центральный стадион и зашли в манеж. Нас встретила невысокая женщина в красивой спортивной форме. Она представилась, выслушала меня о намерении заниматься бегом на длинные дистанции и предложила для начала походить на занятия к ней в этот самый манеж. Позднее мы перевелись на стадион «Динамо» в центре Свердловска. Много позднее я узнал, что Вера Павловна – великий тренер нашего уездного городка.  За успехи в подготовке сборных она получила звание заслуженного тренера Российской Федерации. Меня всерьёз она не воспринимала и вскоре передала на воспитание своему ученику – Валерию Ивановичу Никитину. Но всегда мои тренировки проходили у неё на глазах и её советы и замечания всегда были просто бесценны. По большому счёту я занимался у них обоих одновременно. Когда в легкоатлетическом манеже Уральского политехнического института мне довелось пробежать километр из двух минут сорока пяти секунд Вера Павловна сказала мне: «А ведь ты можешь добиться многого, Алёша!» На всю жизнь мы подружились с её учеником Володей Кунцевичем. Он – выдающийся уральский прыгун в высоту – только недавно перестал выступать в состязаниях. Ему принадлежит целая серия рекордов в прыжках в высоту для спортсменов старших возрастных групп. И его дети добились выдающихся спортивных результатов. Всё это – школа замечательного тренера и великой женщины – настоящей Королевы Уральской лёгкой атлетики – Веры Павловны Петрашень. Она похоронена в Екатеринбурге и в Интернете есть фотография её могилы.
***
Вера Яковлевна Комарова. Специалист по истории античной философии, доктор философских наук, профессор кафедры истории философии философского факультета Ленинградского университета. Мы познакомились с нею вполне характерным для меня способом. Я конкретно игнорировал её саму и её лекции. Не посещал. Не интересовался. На первой зимней сессии избежал зачёта – прикрылся справкой о болезни и перенёс зачёт на лето. Затем вновь не посещал, не интересовался, обдумывал план ещё разок уклониться, но уклониться не выходило и я подошёл с просьбой принять и зачёт и экзамен досрочно и в один день. Она предложила мне посидеть на одной лекции и сразу после оной всё сдать. Скрепя сердце я согласился. Теперь понимаю, это было задумано, как публичная порка с пристрастием, чтобы весь курс видел, что бывает с нерадивыми студентами-наглецами. Лекцию я отсидел. Поскольку курс ожидал продолжения банкета в форме второй пары (лекции читались парами – по два академических часа кряду) никто особо не расходился, тем более, что многим моим сокурсникам было любопытно посмотреть, как именно я провалюсь на зачёте и экзамене. Осмотрев меня критически она приняла мою зачётку и отчётливо произнесла: «Платон. Федр. Готовьтесь пять минут.»
- Я готов, - спокойно отвечал я.
- Отвечайте! – она внимательно смотрела мне прямо в глаза.
- Федр! Привет! Откуда и куда? Да вот иду под платаны…
С Верой Яковлевной произошло что-то странное.
- Он читал! Он читал!!! – восклицала она и лихорадочно расписывалась в зачётке. – Зачёт! Экзамен – пять! – Читал!!! Цитирует наизусть! Читал!!!
Понятное дело – читал. Ведь Платон – мой любимый писатель с двенадцати лет, когда я впервые взял его «Диалоги» в руки в квартире Зингры. Школа Зинаиды Григорьевны – великая школа! Платона я не просто читал. Я читал его запоем и многие диалоги знал чуть ли не наизусть. И она почувствовала это! Так я стал её учеником и выбрал себе специализацию. Именно она сказала мне: «Займись Феофрастом, Алексей!» Именно она оппонировала мне на защите диплома. Она кормила моего Володю у себя в квартире на кухне копчёной мойвой собственного приготовления. Именно она встречала нас с Геной Лукиным и произнесла: «Смотрите, чтобы вам не оторвали головы!». Автор прекрасного исследования творчества Зенона Элейского она очень глубоко понимала учение Парменида. Её понимание Фалеса,  Анаксимандра, Анаксимена было потрясающим. А ведь во время войны она была санитаркой и своего будущего мужа – раненного лётчика – она буквально на себе вытащила с поля боя! Вся её жизнь была великим подвигом служения мудрости и сама она была для меня олицетворением женской мудрости. Когда я узнал, что она ездила в Грецию и Италию я был по-настоящему счастлив. Слава Богу! Так много лет преподавать и Грецию и Рим и не побывать там ни разу… Вот такая мне выпала Вера в городе на Неве!