17. Итро

Кот Базилио 2
Восемнадцатая глава рассказывает о визите тестя Моше Итро. Он пришел в пустыню, когда евреи расположились станом против горы Синай. А вот когда точно это случилось, единого мнения нет.

Среди комментаторов Торы существуют две принципиальные позиции. Согласно одной – рассказ Торы строго хронологичен. Его отстаивал, например, Рамбан. Другие же полагают, что рассказы Торы следуют определенной своей логике (нравоучительной, законодательной и пр.), и потому могут располагаться раньше или позже тех событий, с которыми они непосредственно связаны, или даже которым они являются причиной. Такого взгляда придерживался Раши.

И хотя рассказ о визите Итро предшествует рассказу о даровании Торы, такой визит, по мнению Раши,  не мог быть ранее Дня Искупления (Йом Киппура) (1), через четыре месяца после того, как десять заповедей были озвучены Богом с горы Синай.

Раши исходит из следующих соображений.  Сказано (18:13), что на следующий день после прихода Итро, «сел Моше судить народ». А в 18:16 стихе Моше объясняет Итро, что судит он народ, возвещая уставы Бога и учение Его. Естественно,  что Моше не мог возвещать народу учение Бога раньше дарования Торы. 

«А после вручения Торы до Дня Искупления Моше не творил суда над народом, ведь в семнадцатый день тамуза он спустился и разбил (первые) скрижали, а на следующий день ранним утром он (вновь) взошел (на гору) и пробыл (там) восемьдесят дней, и спустился в День Искупления», – говорит Раши.

18 глава книги Исход и недельная глава чтения Торы, получившая название Итро, начинается словами:

«И услышал Итро, священник Мидьяна, тесть Моше, обо всем, что содеял Бог для Моше и для Исраэля, народа Своего, что вывел Господь Исраэля

Что же на самом деле услышал Итро? Мнения мудрецов, как обычно, разделились. Одни решили, что услышал Итро о рассечении моря (р.Элиэзер), другие – о войне с Амалеком (р. Йешуа), третьи полагали, что услышал он о даровании Торы (р.Элазар Модимский). И вот это последнее мнение вроде бы подтверждает комментарий Раши, что Итро пришел уже после дарования Торы.

Но Итро пришел не один. С ним вместе пришли жена Моше  Ципора и два его сына Гершом и Элиэзер.

Они жили у Итро. Потому что Моше, по совету Аарона, не взял их с собой, когда отправился исполнить миссию, порученную ему Богом. Вернее, как мы помним (см. Исход-4), Моше отправился в Египет вместе с женой и сыновьями, но повстречав Аарона, внял его доводам и отправил семью назад в Мидьян к своему тестю.

Вот как излагает эту историю Раши: «Когда Святой, благословен Он, сказал ему в Мидьяне: «Иди, возвратись в Мицраим... И взял Моше свою жену и своих сыновей... И вышел Аарон навстречу ему, и встретил его у горы Божьей» [4, 19–20]. Сказал ему (Аарон): «Кто эти (люди)?» Сказал ему (Моше): «Это моя жена, на которой я женился в Мидьяне, а это мои сыновья». Сказал ему: «Куда же ты ведешь их?» Сказал ему: «В Мицраим». Сказал ему: «Мы в тревоге за тех, которые уже находятся там, а ты хочешь еще прибавить к ним?» Сказал (Моше своей жене): «Возвратись в дом твоего отца». – Она взяла двух своих сыновей и ушла [Mexuльтa](2)».

Так зачем же пришел Итро и привел дочь свою и внуков? Очевидно для того, чтобы сыновья Моше и его жена стали свидетелями синайского откровения. Не могло быть такого, чтобы Моше своих сыновей лишил главного таинства и события в жизни еврейского народа.

И поэтому получается, что Итро все же пришел, как раз к моменту дарования Торы. И чтобы самому ему стать свидетелем этого события, необходимо было ему пройти гиюр (3), т.е. сделать обрезание и присоединиться к  народу Израиля.

Но, естественно, не для того совершал Итро гиюр, чтобы стать зрителем грандиозного шоу из любопытства, а по глубоко идейным соображениям.

Он так прямо и сказал:  «Ныне познал я, что выше Бог всех божеств» (18:11).

А вот начиная с 13 стиха, тут бесспорно прав Раши, описаны события, которые случились уже после дарования Торы. И, как указал Раши, не ранее Дня Искупления, т.е. 10 тишри нового 2449 года (4).

В этот день Моше спустился с горы Синай, где пробыл ровно восемьдесят дней. Он принес новые Скрижали, несколько попроще из камня, взамен тех сапфировых, что разбил он в сердцах 17 тамуза, увидев пляски евреев вокруг Золотого Тельца. А на следующее утро 11 тишри он сел судить народ.

Народ пришел к Моше, каждый со своими тяжбами, требуя справедливого и законного разрешения. Толпа собралась огромная. Моше сидел, а евреи стояли вокруг, каждый ожидая своей очереди. И конца этому видно не было.

Вот этой картины и стал свидетелем Итро.

– Нехорошо то, что ты делаешь – обратился он к Моше. – Падешь силами и ты, и этот народ, который с тобою.

И он дал Моше совет назначить из самых проверенных, бескорыстных, честных, не запятнавших себя ничем людей главами десятников, пятидесятников, сотников и тысячников, чтобы судить народ. А он сам должен разбирать только самые сложные и спорные дела.

Так, как советовал ему Итро, Моше и поступил. А Итро засобирался вдруг домой.

«И отослал  Моше своего тестя, и пошел тот в землю свою» (Исх.18:27).

Правда в другом месте, в книге Бемидбар, в главе 10 рассказывается, как уговаривает Моше Итро остаться вместе с ними.

«И сказал Моше Ховаву (5), сыну Реуэля-мидиянина, тестю Моше: Мы отправляемся в путь к тому месту, о котором сказал Господь: Его даю вам. Иди с нами, и мы будем благотворить тебе, ибо Господь предназначил доброе Исраэлю. И сказал он ему: Я не пойду; но на мою землю и на родину мою пойду я. И сказал он: Не покидай же нас! Ибо (прошу) потому, что ты знаешь наши стоянки в пустыне, и ты был нам глазами. И будет, если пойдешь с нами, то будет: тем же добром, каким наделит Господь нас, мы наделим тебя» (Числа 10:29-32).

Однако Итро был непреклонен. Почему же он не остался с новоприобретенным народом своим? Он прошел гиюр, и его прямым долгом было разделить все предстоящие радости и бедствия своего народа. Объяснение существует такое, что узнал якобы Итро, будто не унаследует он Святую землю. Так и зачем болтаться ему в пустыне сорок лет, когда у него есть собственный  дом, своя земля, имущество движимое и недвижимое, семья. А что еще нужно человеку, чтобы встретить достойную старость?

В устной традиции есть слова, которые произнес Итро в ответ на предложение Моше остаться:

– Светильник светит только во тьме, разве же от светильника могут получать свет солнце и луна? Ты – солнце, а Аарон, брат твой, – луна. Что же делать светильнику среди вас? Но я пойду в свою землю и обращу всех земляков моих и приведу их к изучению Торы» (Мехильта, 18:27).

Но что-то видно не срослось у Итро, потому как обитатели Мидьяна не приняли Тору.

И, тем не менее, потомки Итро получили в Святой земле Йерихонскую долину и жили там больше 400 лет.

Этот эпизод с Итро не сыграл никакой роли в судьбе народа Израиля. Сам по себе он совершенно незначителен. Ну, дал Итро дельный совет Моше относительно установления судей, так на то воля Бога была. Не было бы Итро, кто-либо другой озвучил бы это Божеское установление. Почему вообще этот рассказ был увековечен в Писании?

Письменная Тора, обычно, весьма скупа на всякие детальные описания незначительных и невыдающихся событий из жизни второстепенных персонажей. Кое-что содержит в себе Устная часть. А эта история Итро не просто отмечена в Писании, именем Итро назван недельный раздел, обязательного чтения достопочтенного иудея, раздел, можно сказать, занимающий одно из центральных мест Торы, раздел, в котором описано, как сам Господь Бог произносит заповеди с горы Синай, а народ в страхе и трепете внемлет словам. За что же Итро выпала такая честь?

Разгадка кроется в 11 стихе 18 главы книги Шмот. Сказал Итро:

 – Ныне познал я, что выше Бог (четырехбуквенное Имя) всех божеств…

И это не пустые слова. По преданию, Итро изучил все религии и философии своего времени. И ни одну не нашел достойной внимания. И только встретившись с евреями, став непосредственным участником и свидетелем тех событий, лично присутствовав у горы Синай, признал их правоту, узнал что есть истинный, живой Бог, творец неба и земли. А еще, став гером, доказал, что человек любой национальности может присоединиться к народу Израиля.

Иллюстрация: Гравюра французского иллюстратора Библии Gеrard Jollain  «Jethro's visit» (1670).

Примечания:

(1)Йом Киппур (День Искупления или Судный день) – один из главных праздников в иудаизме, день поста, покаяния.  Отмечается в первый месяц нового года –  10 тишрея (сентябрь-октябрь).

(2)Мехильта – мидраш на отдельные главы книги Исход. Создание приписывают рабби Ишмаэлю и его школе в Эрец Израэль не ранее конца 4 века н.э.

(3)Гиюр – процедура перехода в иудаизм. Обязательно включает приношение жертвы, омовение и обрезание для мужчины.

(4)Тора была дана в 2448 году, а первый День Искупления случился уже в следующем 2449, потому что Новый год наступает по еврейскому календарю 1 тишрея.

(5)Ховав – другое имя Итро. По преданию (и по Раши) у него было семь имен: Реуэль, Йетер, Итро, Ховав, Хевер, Кени, Путиэль.