Ночной гость

Александр Герзон
                ФАНТАСМАГОРИЯ

Феликс Су никак не мог уснуть. То ли подействовал жуткий триллер, который смотрел по телевизору, то ли ссора с другом, то ли статья в газете с мрачным прогнозом международного обозревателя.
Взял «Портрет Дориана Грея». Но и Оскар Уайльд не усыплял. Феликс с досадой выключил лампочку на торшере.
И едва стало в комнате темно, как появилось НЕЧТО.

Боковым зрением старый Су увидел, как полутьма в углу спальни начала сгущаться. Но не сильно: Нечто оставалось прозрачным, хотя и темным.
Оно поплыло в воздухе – медленно, как бы осторожно. Приобрело очертания человеческой фигуры. И село на постель в ногах у старого.
- Чушь, - произнес Су сердито. – Этого нет, просто глаза устали.
- Нет, не чушь, - тихо возразил темно-прозрачный Гость.
- Глюки, - пробормотал Феликс еще более сердито.
- Нет, не глюки, - промолвил все так же тихо Гость. – Я пришел к тебе потому, что ты меня вызвал.
- Я? Тебя? Да кто ты? Ты джинн? Из той бутылки вина, что я вечером прикончил?
- Никакой я не джинн. Я – это ты.

- Как это? Что за шуточки? Каким образом ты стал я?
- Очень просто. Я твое подсознание, которое ты вызвал из Глубин.
- И зачем это я тебя вызвал, Подсознание прозрачное?
- Ты хочешь поговорить со мной. Тебе очень плохо. Ты страдаешь. Ты не можешь избавиться от мыслей о своей  жене, которая уехала на некий конгресс.
- Дорогой мой незваный гость, не выдумывай, скажи кто ты на самом деле.  Я что-то не помню, чтобы где-то кто-то разговаривал со своим подсознанием, кроме психов. Или и я псих? Я не верю тебе.
- И напрасно. Подобные факты имели место не раз. Просто люди о таких вещах никому не рассказывают, потому что боятся сразу же  попасть в дурдом. А те, кто разболтал о беседе, попали-таки в дурдом.

Гость засмеялся. Феликс узнал свой смех. Стало не по себе.
- Хорошо. Я тебе поверил. Я хочу потолковать с тобой о любви. Между мужчиной и женщиной. Любви же все возрасты покорны.
- Пушкин не имел в виду твой возраст.
- Это он сам тебе сказал? Кто ты на самом деле?
- Я в самом деле твое подсознание. Любовь … Что это такое? Вот ты, Феликс, женился трижды. Сперва женился на своей сверстнице. Потом оставил ее и дочь  ради более молодой и более горячей. С этой молодой ты прожил меньше года. И оставил ее с трехмесячной дочерью, сбежал.

- Понимаешь … Я не мог больше терпеть ее капризы, ее истерики. Я устал от ее лжи.  От ее наглых измен.
- Молчи! Ты сам вел себя не лучше. А сбежав, сразу же женился на третьей, еще более молодой. И прожил с ней целых одиннадцать лет. Как она тебя любила! Но ты сбежал, бросив ее с восьмилетней дочерью. И что же?! Ты вернулся к своей первой жене, которая тоже успела дважды побывать замужем и разойтись. Почему ты так поступал, старый греховодник?
- Потому что навязчивая преданность третьей  жены, ее  дурацкая сверхзабота о моем здоровье доводили меня до исступления. И … она плохо готовила. Невкусно. Несъедобно.

- Мне стыдно слушать тебя. Тебе вообще не надо было жениться до тридцати лет или еще позже. Ты не имел ни ума, ни опыта. А по натуре ты однолюб. Должен был набраться жизненного опыта и жениться разумно,  раз и навсегда. Но первый твой брак был глупостью, ты не был готов к семейной жизни и не любил …
- То есть как это не любил? – взвился Су.
- Очень просто. Ни ты, ни она не любили друг друга. А поженились сдуру, думая, что поступаете прагматично. Ты искал свою выгоду, она – свою. И оба вы просчитались. Потом захотели создать семью. Надеялись. Старались. И если бы не ваши взаимные измены …

- Она первая начала.
- Ну и что? Ты подхватил эстафету. Но даже при этом вряд ли вы разошлись бы, если бы тебя не окрутила твоя вторая жена. У тебя не было выхода.
- Да, она сумела.
- Ты же видел, что она не страдает искренностью. Ты видел, что она капризна. Но ее сексапильность …
- Да уж … Как она была сексапильна! А какая у нее была фигура!
- И сколько ты с ней прожил? Всего один год без малого!
- Она сама меня бросила. Вспомни, Подсознание, вспомни!
- Так ведь ты не оправдал ее надежд. Она тебя так хорошо пристроила, а ты покинул высокий пост! И не посоветовавшись с ней, с молодой женой, которой был обязан этим креслом. Кстати, ты неплохо справлялся. Мог бы и в политику оттуда прыгнуть. Но ты дурак.

- Врешь, я не дурак.
- Ты неглупый человек, но твой ум не может пересилить твоих нелепых эмоций, в итоге – ты все же поэтому дурак.
- Круто ты меня … Подсознатель  злобный …
- А третья твоя жена …
- Вот она-то как раз меня любила! И сильно!
- Да. Потому что она, как и ты, из однолюбов. Но сам ты ее не любил. И когда она это поняла, то ушла. Пожертвовала собой, чтобы не быть тебе обузой. Такого друга жизни ты потерял! И вернулся к первой жене. Стоило ли бегать по женам, чтобы вернуться, наконец, к исходу?
- Мы понимаем друг друга. Почти во всем. Наши вкусы совпадают.

- Жаль, что она уехала на конференцию, а то я бы помог тебе поговорить с ее подсознанием. Ей там весело среди мужиков, а?
- Одним мужиком больше,  одним – меньше, теперь для меня не так и важно. Тем более, что это – последняя ее конференция. Уволена как пенсионерка. Теперь в университете – новая команда. Прагматики.
- Ты просто устал жить и бороться, мечтать и надеяться. Ты искал жизненную гавань, чтобы спастись от штормов жизни, а должен был проложить курс корабля через бури и штормы! Чтобы сказать в конце пути: «Я славно пожил! Мне есть, что вспомнить! Я много сделал! Был многим нужен! Я ошибался, но шел я смело вперед – и честно! И вот устал я – и в гавань-вечность иду спокойно».

- Работнул под «Песнь о Соколе» Горького! Эх, ты, Подсознание. Я  могу сказать я сегодня, что славно пожил и много сделал. Могу!
- Сказать-то можешь, но ты ведь не сделал и десятой доли того, что мог бы, если бы не поддавался глупым мыслям, нелепым эмоциям и низменным инстинктам. Ты даже не защитил кандидатскую диссертацию.
- Я ее и не начинал. Но мои студенты – видные ученые. Пусть даже я не состоялся, но состоялись те, кого учил я!

- Не сердись на меня. На себя, вернее. Я ведь люблю тебя, потому что подсознание – частичка Доброй Бесконечности. Доброй, пойми ты. Я уверен в том, что ты хочешь поговорить со мной о самом главном, о судьбе Человечества.
- Да, меня действительно волнует эта тема. И довольно давно.
- Итак, жду конкретных вопросов. Не стесняйся.

- Откуда мы, люди, на планете Земля? – спросил старый Су.
- Вас создал Вечный и Бесконечный. Ему это не было трудно.
- Создал, как и все живое?
- Нет, не совсем так. По-особому. Хоть вы и сродни животным. Вообще-то нет ничего нового в мире. Ты ведь читал Платона?
- Весьма бегло. Да и в переводе. Ты имеешь в виду его мысль о том, что идея  любого предмета существовала еще до его появления в реальной жизни?
- Именно. Идеи вечны. Самый удивительный организм, самая странная звезда, самая ненормальная элементарная частица – все это было ВСЕГДА. Было, есть и будет: как идея. А воплощение идеи – дело вторичное. Оно происходит везде, но в разное время. Идея живет в Вечности и в Бесконечности.

- Это как программа в компьютере? – догадался старик Су.
- Похоже. Вот только количество этих программ - бесконечно большое. Беспредельное. Иначе говоря – ничего нового нет в мире.
- Да, я слышал, что ничто не ново под луною. Но не знал, что это относится к идеям, которым нет предела.
- Нет предела ни параллельным мирам, ни метагалактикам, ни видам организмов, которые могут существовать. Нет предела фантазии Хозяина Пространства-Времени. Ибо Он Сам Беспределен.

- Не верю в бесконечное количество программ, - возразил Су.
- Ты не можешь принять идею Бесконечности, ибо и сам ты, и твой город, и планета Земля – все это имеет границы в Пространстве и во Времени. Никогда человеку не понять и не представить Вечность и Бесконечность. Не дано вам это, - мягко посочувствовал Гость.
- А тебе дано, дорогое Подсознание?
- Дано. Я ведь просто связан с тобой, но я частица Вечности-Бесконечности, поэтому мне – дано.

- А я – не такая же частица? – возмутился Феликс. - Да ты никто, ты мой глюк! Я сейчас включу свет – и ты исчезнешь!
- Но тогда не продолжится и никогда больше не повторится наша беседа. И ты будешь сожалеть об этом. Особенно - думая о политике.
Су расхохотался. Гость – тоже, но негромко.
- Скажи, Подсознание, ты знаешь, что такое политика? Это же ложь! Прежде всего – это ложь. И нет в ней логики, нет идеалов. А есть только низменные цели немногих, власть имущих. И иерархического множества их прихлебателей. И есть страдания и смерть миллионов других людей, страдания масс народных. А сами эти массы? Они легко поддаются злобной ненависти, и именно она гонит их убивать друга во имя чуши собачьей, именуемой идеологией.

- Слышу до боли знакомые речи, - хохотнул Гость. – Дальше!
- Политика якобы может быть прагматичной. Ты, Подсознание, знаешь, что такое прагматизм?
- Знаю, конечно. Это стремление делать то, что тебе выгодно.
- Да. А слова у подлых прагматиков - другие, с высоким смыслом. На деле же всегда то, что выгодно одному, может быть невыгодно и даже смертельно опасно другому. Кроме того, прагматики часто ошибаются, когда видят только ближнюю выгоду, а она может в перспективе нести им самим не выгоду, а гибель им самим и всем, кто им поверил.

- Твое понимание политики слишком упрощено. Свою выгоду преследуют все-все люди, честно и открыто, а чаще - скрытно. Да-да. Все. Это лежит в основе природы. А человек – элемент природы. И ты – не исключение. Другое дело – совпадает ли твоя личная выгода,  твое благо, с благом твоей семьи, твоего народа. Всего Человечества.
- Пример приведи!
- Пожалуйста. Франклин Делано Рузвельт. Президент США. Он столько сделал для своей страны, хотя стремился в личных прагматичных интересах быть президентом страны еще и еще раз. Здесь было совпадение с интересами его страны. А также – антигитлеровской коалиции. В конечном счете – выгода, благо человечества. Победа над фашизмом – его заслуга.

- Подсознание дорогое, великий Рузвельт проморгал Пёрл-харбор, погиб почти весь Тихоокеанский флот США. Он не помог евреям спастись от гибели в годы Второй мировой войны, хотя это было бы выгодно Соединенным Штатам. Во всяком случае, не повредило бы.
- Какое тебе дело до евреев?
- Моя бабушка была еврейка. Она погибла в Освенциме.
- Да. Но твой отец был юдофоб. И поклонялся Гитлеру. Он был прагматик, твой покойный отец.

Феликс рассердился.
- Ты чье подсознание? Мое или не мое? Ты знаешь, что моя жена – полуеврейка? Что мы собрались в Израиль? Уж ты-то прекрасно знаешь, что Израиль миролюбив, что это демократическая страна. А все поддерживают его врагов – и тайно, и явно! Даже ООН против Израиля!
- Ну и что? Все та же прагматика. Все тот же Всеобщий Закон Борьбы. Одни державы поддерживают режимы Северной Кореи и Ирана, другие – режим Саудовской Аравии. Террористы и анти-террористы совершают убийства по всей планете. Любая сила побеждает любую слабость. Вот формула Всеобщего Закона Борьбы во Вселенной.
- А как же Добро и Зло?
Гость захихикал мелко и тонко.
- Та же борьба. Только Зло сильнее, поэтому оно всегда побеждает.

- Неправда! Добро непобедимо!
- Ты сохраняешь восторженное отношения к Тому, Кто создал Вселенную и управляет ею?
- Да, и ты знаешь об этом. Но ты также должен знать о моей мечте объединить всех людей в одной общей религии Любви. Это было бы прекрасно, было бы угодно Вс-вышнему.
- Я знаю и о твоем лозунге: «Никакому мудрецу не дано  права растолковывать Его волю другим людям!» Крутой лозунг! И что-то интересное в этом есть.
- Я думаю, что поначалу можно каждому народу и сохранять свою веру, и параллельно присоединиться к Обществу Единой Веры, - мечтательно промолвил оживившийся Су.

- Не будь я твоим подсознанием, последовали бы аплодисменты. Только кто же тебя послушает? Более того, твой призыв может вызвать такой гнев всех служителей всех религий … Жрецы и священники строги.
- Ты, Подсознание, все знаешь! Я уверен, что именно ты в храме воспринимаешь первым то, что потом лишь входит в мое сознание, в мой разум. Я через тебя чувствую, когда есть присутствие Его Сияния.
- Ну-ну, не надо слез! Верю! Я ведь легко отличаю ложь от правды. Не то, что ты. Ах ты, бедолага!
- Я не бедолага!

Су вскочил с постели, включил все осветительные приборы – и тут же в дверь позвонили.
Феликс вздрогнул. Час ночи. Кто бы это мог быть? Но пошел к двери – и отпер, не задавая вопросов.
Жена бросилась ему на шею.
- Я так соскучилась, милый!
Ее карие глаза сияли, от нее пахло «Шанелью». Она вкатила в квартиру свой чемодан – и снова бросилась обнимать мужа.
- Почему не предупредила? Я бы встретил тебя в аэропорту.
- Я хотела явиться сюрпризом. В квартире есть еще кто-то7
- Откуда?
- Я слышала, что ты с кем-то разговаривал.

- А, это? Да сам с собой. Точнее, со своим подсознанием. Ты знаешь, какая мысль пришла мне сейчас в голову? Внутренняя политика государства не может быть справедливой в силу самой своей природы.
- Милый, ты о чем? Неужели не соскучился по женской ласке?
        - Справедливость - это правильное, честное и чуткое отношение к людям зависимым, понимаешь? Но ведь сама зависимость одних от  других - она сама по себе уже есть несправедливость, ибо те, кто властвует …
          Раздался в ушах тихий-тихий смешок. Су понял: смеется его подсознание. Он тоже засмеялся и произнес почти искренно:
          - Как я рад, что ты вернулась. Мне было так одиноко. Я не привык быть без тебя даже дня.
         - Привычка сильнее всего, даже сильнее любви, - убежденно заявила супруга, садясь ему на колени. – Я так к тебе привыкла!

             16 апреля 2014 года.