Пес у дороги. Послесловие

Кузнецов Николай 2
Сам рассказ "Пес у дороги"  размещен здесь
http://www.proza.ru/2011/04/12/1046

________________________________

Послесловие!

 Прошел  читательский конкурс  от «Добрая лира»*, по моему рассазу «Пес у дороги». Мне как автору, очень приятно, что именно мою работу сами школьники оценили и выбрали для читательского конкурса.  И очень волнительно было читать работы победителей читательского кокнурса. Очень интересно, немного страшно и приятно, читать то, что думают дети о твоих героях. Помимо текстовых работ в конкурсе были и графические работы которые мне любезно выслали организаторы. И когда я смотрел презентацию с английским переводом и фотографиями, да еще под музыку которую подобрали ребята, я сам, по-новой, погрузился в атфосферу своего героя и той самой собаки, которая стояла у дороги и ждала своего потеряного хозяина.

Странное ощущение, его испытываеь, когда пишешь рассказ и  полностью в него погружаешься. А тут сам рассказ уже давно написан, но просматривая и перечитывая детские работы я вдруг увидел свою историю совершенно с другой стороны. Это так необычно и одновременно интересно и приятно. Я не знаю сколько ребят принимали участие в этом конкурсе. Ведь посадить кого-то из этих «негодников» за книгу стоит немалого  труда. У меня самого есть сын пятиклассник и я знаю о чем говорю. И только одно осознание того факта, что дети в России сели и прочли мою историю, мало того приняли участие в  данном читательском конкурсе, написали и нарисовали свои работы, это уже вызывает мое к ним уважение и некоторую зависть к самому себе.

Я,  в этом своем блоге, хочу выложить истории тех кто победил в читательском конкурсе.

Но ведь кроме тех, кто победил есть еще и немало, те кто участвовал и не дошел до финала. Это ведь всего лишь конкурс, суть не в этом.  Я хочу обратиться к вам, ко всем:

«Ребята, вы все молодцы, только за одно то, что читаете. В наш современный век, это уже не модно, но тем не менее. Книга нам дает то, чего никогда не даст никакая телевидео компьтерная штучка, она дает нам воображение. Вы, когда читаете, вы представляете литературных героев наяву, вы их видите и сопреживаете, любите их и ненавидите, вам смешно и радостно, больно и грустно. И вы понимаете, что я и другие авторы хотели вам передать. И поверьте мне,  оно того стоит, читать книги!!!»

Примечание автора:
** «Добрая лира», -  литературный конкурс— «Премия Педагогического Признания».
http://dobrayalira.ru/

___________________________________________________________



Часть первая
Размышления о верности и преданности.

      Рассказ Николая Кузнецова повествует нам о судьбе одинокого бездомного пса, который сидел и у дороги и преданно ждал своего хозяина. Собака с надеждой вглядывалась в каждый проезжавший  мимо автомобиль и ждала, что вот сейчас машина остановится и из неё  выйдет хозяин и заберёт его домой.
      Но время неумолимо летело, за осенью пришла холодная зима, а хозяина всё не было. Часто проезжавшие в этом направлении водители уже хорошо знали пса и старались его накормить чем – нибудь вкусным. Местные жители относились к собаке по – разному: кто – то жалел, кто – то смеялся над его преданностью, а кто – то и вовсе грозился застрелить.
        Пёс был настолько предан своему хозяину, что любые попытки жителей забрать его к себе оставались тщетными. Оканчивается рассказ тем, что всё - таки одна старушка смогла забрать пса к себе домой.
          Прочитав этот  рассказ, я невольно задумалась о судьбе собак, которые служат человеку. Действительно ли мы достойны той преданности и верности,  которую эти животные  нам дарят за еду и кров? И сколько среди нас таких хозяев, которых собаки ждут «у дороги»?
      Каждый из нас слышал фразу: «Собака – друг человека», но  не каждый задумывался над смыслом, который в него  вложен. А действительно, что же значит эта фраза на самом деле?   Перебирая все моменты, в которые я слышала эту фразу, могу сказать, что она всегда  относилась  к подвигам, которые совершали собаки для человека и на его благо. Да, действительно собаки готовы рисковать своей жизнью ради  помощи своему хозяину, а мы - люди способны ли мы на это, готовы ли мы сделать это ради своих питомцев? Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны большинство людей тоже любят собак, во многих странах даже установлены памятники собакам, в благодарность за их службу и верность. Но с другой стороны, видя, сколько на наших улицах бездомных собак, хочется закричать: «Люди, опомнитесь, они же Ваши друзья!». О таком  отношении человека к  животным можно сказать: «Бескорыстная преданность больше всего стоит и меньше всего ценится».
        Я бы очень хотела, что бы этот рассказ прочли как можно больше людей, потому что он ярко описывает преданность и верность, которой обладают собаки. И возможно, тогда человек будет задумываться прежде, чем выгнать собаку на улицу.
       А ещё мне бы хотелось, чтобы люди заменили  фразу «Собака – друг человека»  на «Братья наши меньшие», потому что братья звучит как – то роднее и теплее, а собаки доказали своей верностью, что  они достойны быть нашими братьями.



Иванова Дарья
5 «А» класс
Гимназия № 7 города Буденновска.
Ставропольский край



Часть вторая
              Размышления о рассказе      Николая Кузнецова «Пёс у дороги»
                «Все настоящее так редко в жизни,
                поэтому так ценно…»
Я бы хотела описать свои чувства по отношению ко всем героям этого рассказа. Эта история заставила меня задуматься о многом: об одиночестве, о предательстве, о том ,как  мы относимся друг к другу, к природе, к животным. Что может быть важнее настоящей дружбы в нашей современной жизни? Читая этот рассказ , я подумала, что истинно преданным другом может быть только собака, она никогда не предаст своего хозяина.
В данном рассказе животное – это большая собака, которая очень долго ждала своего хозяина, но он так и не вернулся к ней. Хозяин предал своего друга. Этот человек не понимает, кто такой друг, что такое дружить. Он просто купил собаку как игрушку, поиграл и выбросил.
Мне очень жалко этого пса! Он все ждал и ждал, не теряя надежды. Очень трогательно заглядывал  в проезжающие машины. Ему казалось, вот-вот выйдет его друг, даст ему чего-нибудь вкусного, почешет за ухом. Пес стоял на обочине дороги очень долго. Наверняка, были дожди, шёл снег, было холодно или жарко, дул сильный ветер, но пёс не отходил от своего поста. Он убирал там мусор, когда люди на своих автомобилях , проезжая мимо, бросали его в окно. Пёс не уходил от своего поста дальше тридцати метров. Это говорит о том, что собака умная, аккуратная и любит чистоту. Это значит, что иногда люди ведут себя хуже животных. От  этой мысли становится очень грустно…..
Даже официантка Люся с таким окаменевшим сердцем, которой нужны только деньги, всё-таки не совсем испорченный человек. Она способна на чувство сострадания. Ей было жаль пса. Я даже предполагаю, что она хотела забрать его домой. Ведь в тексте сказано не заплакала, а разрыдалась, и её сердце смогло немного оттаять. Мне кажется, она хотела бы ему помочь всем, чем сможет, но она не могла этого сделать.
А водитель машины он как раз и хотел помочь собаке. Кажется, в первый раз пёс только знакомился с ним, обнюхивал. И ведь пёс не сразу взял у водителя еду, он о чём-то думал, размышлял, решая для себя, сможет ли этот человек стать  другом? Только когда собака увидела водителя второй раз, она поняла, что он ей ничего плохого не сделает. И поэтому пёс завилял хвостом. (Даже в начале ведь собака не садилась в машину, а настороженно отошла в сторону и смотрела на него.)
Старушка поступила правильно, что взяла пса к себе домой. И ещё в тексте сказано, что она уговорила его пойти с ней. Наверное, пёс всё-таки не хотел покидать свой пост и думал, что его хозяин всё равно вернётся. Но он почувствовал её заботу. И понял, что она очень добрая, хорошая и что она будет ухаживать за ним и не бросит его никогда. Пёс будет ей настоящим другом!
 Я бы на месте старушки поступила бы так же. Ведь неизвестно, как долго он простоял там??? Конечно, я бы взяла его! А если бы не получилось, я бы поискала вместе с собакой ей хозяев, чтобы его больше никто  не предавал. Я надеюсь, ему со старушкой сейчас хорошо. Он  рад и счастлив. У него блестят глаза, и он весело виляет хвостиком.
Я думаю, что обыкновенное животное дало такой хороший пример нам людям. Нужно добиваться своей цели, быть упорным и ждать до последней минуты, пока всё не получится. Кстати, простой пёс научил нас не только упорству, преданности, но и аккуратности! Мне очень понравилось это произведение! Я думаю, здесь уместно будет использовать  старинное русское слово «ДУШЕПОЛЕЗНЫЙ», то есть лечит наши окаменевшие души. Души современных людей, которые всю свою жизнь посвятили поискам комфорта, погоне за удовольствиями, бесконечной суете. Я бы хотела,  чтобы такие рассказы были включены в наши учебники. Спасибо автору!!!

Ангелина Пархоменко
5 «б» класс, гимназия №14
г.Улан-Удэ




Часть третья
Письмо автору рассказа «Пёс у дороги»

Уважаемый Николай Кузнецов!
Я прочитал Ваше произведение «Пес у дороги». Мне рассказ очень понравился тем, что он поучительный, интересный и  заставляет о многом  задуматься. Я считаю, что Вы хотели сказать о преданности и верности собак. А еще о том, что мы должны ценить своих питомцев.
После прочтения рассказа «Пёс у дороги» мне стало жалко главного героя. Но утешало то, что у верной собаки появился хозяин. Также я изменил свое мнение о животных.
 Я задумался о бездомных животных. Ведь, сколько на улице собак и кошек! А на них никто не обращает внимание! С одной стороны, животные становятся дикими, разносят инфекцию и даже, порой, бросаются на людей. А с другой стороны, их жалко, ведь в большинстве случаев собаки и кошки оказываются на улице, потому что хозяева их бросают и выгоняют на произвол судьбы.
Меня поразило, что пёс стал убирать место своего «поста». А до этого дорога была грязная. Обычный пес задумался о чистоте места, где он живет и проводит много времени. А ведь это правда – мир, в котором мы живём очень грязный! Далеко не каждый, живущий на земле  задумывается об окружающем его мире. И человек продолжает загрязнять реки, озёра, моря, океаны, города, сёла и деревни. Тем самым ставит под угрозу экологию всей планеты.
Так же рассказ заставил меня задуматься о домашних питомцах. «Мы в ответе за тех, кого приручили» - писал Антуан де Сент-Экзюпери в «Маленьком принце». И «Пёс у дороги» как раз об этом! Вероятно, кто-то приручил собаку, а потом по какой-то причине бросил её. А пёс все ждал своего хозяина! И многие животные такие же верные своим хозяевам.
Я вспомнил другие произведения о собаках, и мне захотелось сравнить рассказ «Пес у дороги» с рассказом Джека Лондона «Белый Клык». На мой взгляд, они похожи. Хотя в Вашем рассказе у главного героя хозяина нет, но он его ждет. А в рассказе «Белый Клык» хозяин у пса есть, но ему пес нужен, чтобы зарабатывать на нем деньги. Хозяин его постоянно бьет, ругает и воспитывает в нем злобу и ненависть. А пес послушно воспринимает все «тренировки» и, несмотря ни на что, любит своего хозяина и остается ему верным. И мне, кажется, что большинство книг написано на тему собачьей верности и преданности. Собака - друг человека, она никогда тебя не оставит, не забудет и будет верна своему другу всю жизнь. В конце Белый Клык обретает нового хозяина и тот приручает его, хотя пес по привычке агрессивен, но добр. Новый хозяин завоевывает доверие пса с помощью ласки и заботы. Сюжеты у этих двух рассказов разные, но смысл один – цени то, что у тебя есть, люби, не бросай своих питомцев и относись ко всем так, как хотелось, чтобы относились к тебе!
Для интереса я сравнил Ваш рассказ с произведением еще одного автора – Гаврила Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Как я говорил, в Вашем рассказе хозяина у пса нет, но он появляется в конце. А в рассказе «Белый Бим Черное Ухо» у собаки хозяин есть, но он ранен осколком и нуждается в операции, и по этой причине он уезжает в Москву. Тоска по хозяину невыносима для Бима и он самостоятельно отправляется на поиски своего друга. По пути ему встречаются разные люди: добрые и злые, отзывчивые и равнодушные. В вашем рассказе собаке большая часть людей относится доброжелательно – помогают, подкармливают пса. Бим же во время поиска хозяина встречает много плохих людей. В конечном счете, пес погибает, и когда хозяин находит его, он оказывается уже мертвым.
Тут, как мне кажется, прослеживается  мысль, что рассказы посвящены именно верности собак, а не кошек или других домашних животных. На мой взгляд, именно собаки – самые благородные животные, способные любить преданно и безоговорочно, способные на самопожертвование.
Собака - добрая, умная, верная и преданная. Я считаю, что этими и другими положительными качествами должен обладать человек. А на самом деле не каждый человек такой, каким мы хотели бы его видеть. И мне кажется, что Вы попытались сказать, каким должен быть человек!
Спасибо Вам за интересный, наводящий на размышления рассказ!

Выполнил: ученик 5 «Д» класса
Гимназия № 14 г. Улан-Удэ
Тен Андрей