Южный Урал - 3

Сергей Малыгин
Окончание. Начало см.
http://www.proza.ru/2012/09/21/1381

На фото: сарматская конница; головной убор сорока с хвостом. Село Русская тростянка Острожского уезда Воронежской губернии.




… Примерно с 7-го века до н.э. юг Урала стал средой обитания скифов, носителей величайшей мировой культуры, – тех же самых индоевропейцев, которые после ухода основной массы арийцев на юг и не покидали эти места.  Затем скифов сменили сарматы.

Легенда о происхождении сарматов (савроматов), переданная Геродотом, гласит, что они произошли от брака скифских юношей и воинственных женщин -  «амазонок» - и что «савроматы говорят по-скифски, но исстари неправильно».  То есть, уважаемый историк свидетельствует о близком, тесном родстве скифов и их последователей – сарматов.

Ввиду засушливого климата основным занятием сарматов являлось кочевое скотоводство. Существовало у сарматских племен также и  земледелие, которое играло подсобную роль. Впрочем, на Урале, как и в Зауралье, древнейшие люди периодически переходили от земледелия к скотоводству и обратно –  в зависимости от количества выпадающих за лето осадков.

Наши далёкие предки были чрезвычайно воинственны! Причём, воинским исскусством с детства овладевали не только юноши, но и девушки. По тогдашнему закону, девушка не имела права выйти замуж до тех пор, пока не одолеет хотя бы двух вражеских воинов (ничего себе норматив! не каждому мужчине по плечу!).

Одним из забавных преданий древности является молва о том, что сарматки воевали с открытой грудью. Действительно, враждебные сарматам племена порою проявляли, так сказать, военную хитрость и переодевались в женское платье. Но женскую грудь-то не пришьёшь! Потому и воевали наши пра-прабабушки со своим открытым естеством…

Сарматы являлись язычниками и поклонялись животным. Зайцев, Волков, Медведев, Савроматин (Саломатин) – типично сарматские (то есть, древнерусские) фамилии.

Сам собой встаёт вопрос: почему скифов сменили сарматы?
По-моему, это - один народ, расселившийся на огромной территории: сарматы тяготели к Уралу, скифы - к Чёрному морю. И язык со временем стал различаться. Примерно так же, как это произошло с разделением древнерусского народа на русских, украинцев и белорусов.

И ещё интересный вопрос: на кого походили скифы и сарматы?

        - Да, Скифы — мы! Да, азиаты — мы, —
          С раскосыми и жадными очами! - писал А. Блок.

Но вспомним знаменитую картину В.Васнецова "Три богатыря" и представим себе Илью Муромца. Точно так же, судя по многочисленным, дошедшим до нас изображениям, и выглядели наши далёкие предки - статные, могучие, с широкой бородой, прямым носом на типично русском лице, в кольчуге, в точно таком же шлеме и на коне; в руках - копьё и палица, за поясом - короткий меч.

Нужно заметить, что вооружение скифов и сарматов всё же несколько разнилось. Если скифов можно было отнести к легковооружённой коннице, то сарматов – к тяжёлой кавалерии.

Типичный сарматский воин – это всадник, с ног до головы одетый в металл, в чешуйчатой или кожаной броне, с длинным копьём; даже лошадь была покрыта защитными доспехами.
   
... Откуда, кстати, такое вооружение у древнейших рыцарей? Не с неба, конечно, упало. Сами добыли из руды железо, сами и выковали.

Скифы же мчались на своих быстроногих конях на противника, осыпая его градом стрел, выпущенных из луков, и лёгкими копьями – дротиками. При этом, по возможности, скифы не вступали в непосредственное соприкосновение с соперником, предпочитая истреблять того на расстоянии.

При необходимости скифы, естественно,  не бежали с поля боя, а сражались с противником короткими мечами или секирами. Длинные мечи слишком тяжелы и потому неудобны в обращении. Это  только в литературе жанра «фэнтэзи» можно увидеть меч длиной до двух метров! А попробуйте-ка, помашите им хотя бы с час!..

Воинственные скифы, расселившись у Чёрного моря, лупасили пеших, легковооружённых, голозадых греков и римлян только так! Сами-то скифы издревле носили прочные (и тёплые) кожаные штаны!..

Правда,  греки и римляне не желали вести военные действия со скифами: либо загораживались кордоном стран-вассалов, либо, если это не помогало, щедро откупались. И на том, как говорится, спасибо...

… В 4-м веке до н.э. в нашей местности появились гунны, пришедшие, как традиционно считается,  из далёкой Азии.

Вслед за гуннами в Приуральские степи вторглись авары - большой племенной союз, главную роль в котором играли тюркоязычные племена. В VII веке н.э. в приуральских степях появляются хазары, народ тюркского происхождения. Территорию Хазарии составляли тогда степи от Урала до дельты Волги и далее до Кавказа, а также северное Причерноморье и часть Крыма.

Не забывали о богатейшем крае – Южном Урале - и жители древних Киева и Новгорода. Ещё с 10-го века н.э. пришедшие на Яик русы нашли здесь благоприятные условия для осёдлой жизни. В период с 10 по 13 века они основали около 30 русских городов и занимались охотой, рыболовством, скотоводством, торговлей и земледелием.

В начале XIII в. в регионе Южного Урала появляются монголы. В 1236 г. войско хана Батыя пересекло Волго-Уральские степи и двинулось на завоевание Европы.

На Нижней Волге монголо-татары основали новое государство — Золотую Орду. Приуральские степи стали частью его территории и находились под властью Золотой Орды более двух веков. Местное население - башкиры - платили ясак ногайским, казанским и сибирским ханам.

Как только на Руси стало известно о существовании Золотой Орды, туда с Севера тут же отправились  молодые ребята, чтобы пограбить пришедших из богатого Китая на Русь монголов. Лучше всего описаны русские набеги 14 века (если кто забыл - игом считается период с 14 по 15 век).

В 1360 году новгородские хлопцы с боями прошли по Волге до Камского устья, а затем взяли штурмом большой татарский город Жукотин (Джукетау близ современного города Чистополя). Захватив несметные богатства, ушкуйники вернулись назад и начали "пропивать зипуны" в городе Костроме.

С 1360 по 1375 год русские совершили восемь больших походов на среднюю Волгу, не считая малых налетов. В 1374 году новгородцы в третий раз взяли город Болгар (недалеко от Казани), затем пошли вниз и взяли сам Сарай - столицу Великого хана.

В 1375 году смоленские ребята на семидесяти лодках под началом воевод Прокопа и Смолянина двинулись вниз по Волге. Уже по традиции они нанесли "визит" в города Болгар и Сарай. Причём, правители Болгара, наученные горьким опытом, откупились большой данью, зато ханская столица Сараи была взята штурмом и разграблена. В 1392 году ушкуйники опять взяли Жукотин и Казань. В 1409 году воевода Анфал повел 250 ушкуев на Волгу и Каму.

И вообще, бить татар на Руси считалось не подвигом, а промыслом. За время татарского "ига" русские ходили на татар каждые 2-3 года, Сарай палили десятки раз, татарок продавали в Европу сотнями.

Что делали в ответ татары? Писали жалобы! В Москву, в Новгород. Жалобы сохранились. Больше ничего «поработители» сделать не могли, увы...

Источник информации по упомянутым походам - вы будете смеяться, но это монография татарского историка Альфреда Хасановича Халикова! Они нам до сих пор этих визитов простить не могут!

А в школе все еще рассказывают, как русские сиволапые мужики плакали и отдавали своих девок в рабство - потому, как быдло покорное...

У нас кто-нибудь сомневается в реальности ига?

... Новая волна активного заселения Южного Урала  началась  после покорения Иваном Грозным Казанского (в 1552-м году) и Астраханского (1554 год) ханств. Местное население – башкиры – приняли русское подданство. Уже в 1574 г. была основана Уфа, в 1586 г. — Самара и ряд крепостей, которые были заселены бывшими волжскими, а ныне – яицкими  казаками.

В 18-м веке были основаны Орск и Оренбург; в районе последнего  в 1773 г. вспыхнуло пугачёвское восстание, охватившее весь Урал и Приуралье.  В восстании приняли участие и казаки, и крестьяне, и рабочие; бок о бок с русскими воинами героически сражались татары, башкиры, удмурты, мордва, калмыки…

В 1774 году восстание было подавлено царскими войсками, Пугачёв казнён.
Екатерина II подписала указ о переименовании реки Яик в Урал, дабы стереть всякую память о народном движении. Этим же указом переименовывалось Яицкое казачье войско и город Яицкий: казаки стали уральскими, а город — Уральском.

К этому же времени относится и появление на свет такой удивительной национальности, как кряшены.

Кряшены (от русского – «крещён; крещёные татары») — этническая группа в составе татар волжского и уральского регионов; исповедуют православие, живут в основном в Татарстане, небольшие группы -  в Удмуртии, Башкирии и Челябинской области.

«Наш народ никогда не изменит православной вере, это равносильно краху нации!" - так выразилась одна бабушка из кряшен.

В нашей местности кряшены именуются нагайбаками; обитают они повсеместно на юге Челябинской области. Нагайбаков немного - на сегодняшний день их 11 с небольшим тысяч человек. Выглядят нагайбаки, как татары, говорят по русски и по татарски, посещают православную церковь. Вместе в одну школу ходили; бывало, и за одной партой сидели,  вместе играли в футбол и хоккей.

Нагайбакские девушки, нужно сказать, очень красивы - белокожи и остроглазы, потому не редкость у нас межнациональные браки. Влюблялись в них русские парни - только так!

И за русских ребят нагайбачки охотно выходят, и русских девушек нагайбакские парни с удовольствием в жёны берут. Национальная одежда у нагайбаков также очень красива, масса всевозможных нагрудных украшений.

Во время башкирской смуты 18-го века нагайбаки не присоединились к бунтарям, соблюдали твёрдый порядок. После подавления восстания императрица Анна Иоанновна произвела нагайбаков в ранг казаков с вытекающими отсюда привилегиями. Известно, что казаки, в отличие от крестьян, налогов государству не платили.

Новые казаки, как защитники Отечества, принимали участие во всех крупнейших сражениях XVIII века, в Отечественной войне 1812 года, заграничных походах.

Можно только представить себе, сколько мундиров было запачкано цивилизованными французами, когда во время наполеоновских войн на пеших солдат с ужасным визгом неслась стремительная конная лава сверкающих шашками, неотличимых от монголов, всадников!.. Это был ужас! Не хотел бы я оказаться на месте французов!..

Вернувшись с победой домой, казаки давали своим, «номерным», станицам европейские названия:  Кассель, Остроленка, Париж, Лейпциг, Треббия, Арси, Берлин, Чесма, Наваринка, Балканы...

Районным центром стало село Фершампенуаз, получившее свое название в память о сражении под одноименным французским селением на реке Марне. О славных победах напоминает серебряный меч в центре герба Нагайбакского района - геральдический символ власти, мужественности, силы.

В период Гражданской войны казаки оказали решительное сопротивление красным войскам. «Красными» уральские казаки, насколько мне известно, становились только принудительно, по мобилизации... Таких «окрасившихся» казаков их товарищи и земляки беспощадно казнили.

Это сопротивление вышло местному населению боком.  Как утверждает известный писатель Александр Бушков, после Гражданской войны в живых не осталось ни одного уральского белоказака…

Правда, я лично знал ОДНОГО (это - в исконно казачьем-то краю!) русского казака, но мне неизвестно, за кого он в те годы воевал... Уж, наверное, не за белых - иначе и его бы я не застал... Фамилия его была -  Темников, что означает - начальник «тмы», то есть десяти тысяч воинов-казаков. Немалый чин! По современному - генерал.

... В 1919-м году к селу Париж подошли регулярные части Красной Армии во главе с прославленным героем Гражданской войны Блюхером Василием Константиновичем. Очень красивый был мужчина! Такой обаятельный, улыбчивый!..

Смею полагать, и духовой орестр уже играл победный "Интернационал", поскольку мужчин в селе не осталось (все ушли воевать), так что взять Париж было - что раз плюнуть... А там - сдобные девушки-казачки, яйца, мясо, куры!.. Долгожданный отдых, наконец!

… Казачки-парижанки прекрасно знали, что сулит им  занятие села "красными": массовые грабежи, насилие, избиения и казни мирного населения.
За каких-нибудь 15 минут было организовано стихийное воинство, состоящее из нескольких десятков баб, мальчиков и совсем ещё молоденьких девчушек. Оседлав коней и вооружившись вилами и косами, бабы с пронзительным визгом бросились на врага.

И случилось чудо - блюхеровцы (скорее всего, пешие) дрогнули и позорно бежали...
Василию Константиновичу, конечно, потом было легко отписаться в рапорте: «Встретили ожесточённое сопротивление противника, вынужденно отступили...»

Тем не менее, красные с упорными боями продвигались на юг. В июле отбили у белых г. Уральск. Продолжались массовые избиения казаков и членов их семей, от мала до велика. В августе заняли станицу Лбищенск. В ночь с 4 на 5 сентября 1919 года казаки внезано окружили станицу и уничтожили практически всех красноармейцев.

... Чапаев и его бойцы вызывали у всех уральцев лютую ненависть. Сам комдив, как писал его комиссар Фурманов, пленных не брал, а всех захваченных казаков приказывал своим бойцам уничтожать. И те - уничтожали, причём, не только вооруженных казаков, но и их жён, стариков и детей в станицах... А в Лбищенске в течение месяца красноармейцы ограбили все дома, отняли урожай. Многие женщины были ими изнасилованы и даже изрублены.

Теперь же, после боя, казаки дали волю своим чувствам, а офицеры не могли сдерживать возмездие. Женщин водили мимо толпы пленных, и те указывали на своих обидчиков. Насильников выводили из толпы и беспощадно рубили шашками. Ненависть к красным, накопленная за время гражданской войны, выплеснулась через край.

Ненависть же к самому Чапаеву таилась в сознании народа все долгие годы советской власти. Анекдоты про Василия Ивановича появились недаром — осмеяние в те годы было единственно возможной формой выражения народного презрения...

... Последний атаман Уральского войска казачьего Алексей Толстов с отрядом в сто человек, среди которых находились раненые и жёны казаков с детьми ушёл по побережью Каспийского моря в Персию.

... Светлая им всем память! И красным, и белым.... И разбери сейчас, пойми, кто из них теперь «свой», а кто - не «свой»... Все они - наши, русские, люди...

На фронтах Великой Отечественной войны сражалось около пяти тысяч жителей района; две с половиной тысячи человек пали в боях... Многие фронтовики удостоены правительственных наград; среди них был один Герой Советского Союза, пятеро человек награждены орденом Александра Невского.



   *                *                *


Жемчужиной нашей местности является знаменитый Карагайский сосновый бор, протянувшийся из центра Челябинской области далеко на юг, до самого Парижа.  В  выжженной солнцем, ковыльной степи шумят тёмные, величественные сосны, окружённые березняком.

В уральском Париже в 2005 году даже построили свою собственную Эйфелеву башню! Конечно, она значительно ниже настоящей, французской… В 5 раз.  Возвела её компания сотовой связи «Южно-уральский сотовый телефон» в самом центре села.

Другой достопримечательностью нашей области является  Серпиевский пещерный град, расположенный в Катав-Ивановском районе Челябинской области на реке Сим.  На территории парка площадью около 3 тысяч га компактно расположено более 150 пещер, гротов, навесов и карстовых воронок. Здесь открыто более 12 археологических памятников. Наиболее значимый объект – Игнатьевская пещера с уникальными рисунками эпохи палеолита.

Южный Урал - край озёр. На территории Челябинской области их насчитывается свыше трёх тысяч. Череду озёр, украшающих восточные предгорья Урала от Чебаркуля до северных границ области, именуют Голубым ожерельем Урала.  К ним относятся высокогорное озеро Зюраткуль (724 м. от уровня моря), чистейшее озеро Тургояк, Увильды и многие другие.Эту местность сравнивают с Швейцарией.

Озеро Тургояк, которое часто называют «младшим братом Байкала», расположено в непосредственной близости к Ильменскому заповеднику. Это - одно из самых привлекательных мест Южного Урала.

Интересно также озеро Ят-Куль, что по-башкирски значит «светлая вода» (оно же – Банное), расположенное в 40 км. от Магнитогоска на територии соседней Башкирии. «Банным» его стали называть оттого, что, якобы проходивший в 1774 году к станице Магнитной Е. Пугачёв, устроил своему войску на этом озере банный день. Ныне Банное озеро является всероссийской здранивцей.

Ну, и конечно же, следует упомянуть и о ставшем знаменитым древнем Аркаиме. Это - не только город-крепость, город-мастерская литейщиков, где производилась бронза, это – и  город-храм, и древнейшая обсерватория,  также как и известный Стоунхендж.  И расположены оба уникальных памятника древности практически на одной и той же широте (чуть севернее 52 градусов), и возраст имеют примерно одинаковый -  3 600 (по другим оценкам – 4 800) лет.

Обсерватория -  единственный для той эпохи инструмент, при помощи которого можно было наблюдать целый ряд значимых астрономических явлений. Точность измерений для Стонхенджа составляет 10 угловых минут дуги,  для Аркаима -  одна минута.  Такая точность измерения древних арьев не была превзойдена и через две тысячи лет!

Знали арии  в то время и о таком явлении, как  прецессия земной оси (см. «Религия древних индоевропейцев»).

Возможно, то, что я сейчас сообщу, шокирует некоторых читателей. Но есть мнение, что знаменитая крепость Аркаим является ничем иным, как … конюшней! Такие крепости-конюшни сохранились на просторах евро-азиатской степи вплоть до 20-х годов прошлого века.

В промежутке между внешним и внутренним кольцами крепостных стен ставили на ночлег лошадей (до 80 голов), во внутренней части крепости располагались мастерские, в том числе, и кузница.

В такой крепости можно было уберечься от набегов волков и недобрых людей и с уютом разместиться на ночь.

… Египетские пирамиды также использовались в качестве астрономических приборов. Но пирамиды открыты ныне не только в Египте, но и в Америке, и в Узбекистане, и на Украине, что может свидетельствать о родстве древних цивилизаций.
Не исключено, что Аркаим и станет тем звеном, которое свяжет воедино загадки  древней истории.