Артем и Ольга

Алексей Дудкин 2
АРТЕМ  И  ОЛЬГА
       Рассказ
Артем  Завьялов сидел у окна и смотрел на опустевшую улицу. Он собирался выставлять вторую раму, но не было настроения. На село натекали сумерки. Соседка загоняла заблудившуюся корову, награждая нелестными эпитетами. Пробовали голоса самые беспокойные собаки. «Пора бы Виталию быть дома» - подумал он, и тут же услышал стук в сенях.
- Уроки делал? – спросил не глядя на сына.
- Делал, - ответил Виталий. – Мы березы вокруг школы сажали. Новая классная сказала, что будем ухаживать за ними, пока они вырастут. Мамки нету еще?
- Нет, и не будет.
- Почему не будет?
- Она у деда с бабой будет жить.
- Ты прогнал ее?
Артем не знал что ответить.
Ужинали молча. Молча разошлись по комнатам. Мысль о том, что ему теперь легче будет, обманула его. Легче не было, а было нехорошее чувство от того, что ему сегодня впервые не было жаль Ольгу. Он думал, как будет жить без нее и не видел этой жизни.
В последние годы было столько безобразного, что оно затмило все хорошее. И сейчас, стараясь осмыслить свой поступок, Артем вспоминал детство, юность. И было там столько волнующего и радостного, что хотелось вскочить с постели бежать, спрашивать, как могла так с ними поступить.
Они родились в одну зиму. Жили рядом. Оля Андрюшечкина лазала  с ним по деревьям до самых сорочьих гнезд. Научилась плавать в мутной речке, что текла посередине села. Метко стреляла из рогатки. Однажды уговорила его посадить на лошадь. Он приказал крепко держаться за гриву и махнул своей красной рубахой. Лошадь понесла и, только влетев в село, остановилась. Он бежал следом. Споткнулся и поранил колено. Ольга сидела на земле и плакала. Увидев его ссадины, перестала и спросила:
- Тебе больно?
- Ничего мне не больно. Ты испугалась?
- Да.
Было им тогда по девять лет
Когда учились в седьмом классе, по дороге в школу Ольга сказала:
- А Светка Павлова с Витькой Барановым целовались.
- Ты видела?
- Нет, она мне сказала.
- Что они, жених и невеста, чтоб целоваться.
- Сначала будут целоваться, потом поженятся.
- А если он не захочет на ней жениться.
- Зачем тогда целоваться.
- Чтобы жениться надо любить.
- А что, можно не любить и целоваться? Ты бы смог так? – И, подумав, ответила: - «Вы мужчины можете».
- Нет. Надо чтоб девчонка нравилась.
- А я тебе нравлюсь?
- Конечно.
2
Окончив школу, они начали работать в совхозе. Артем трактористом. Ольга подменной дояркой на новой комплексной ферме. Осенью он ушел в армию. Пытался поступить в Барнаульский сельскохозяйственный институт, но получил двойку по химии на экзаменах. Так он не стал агрономом. У Андрюшечкиной украли сумку с одеждой в общежитии . Она не пошла на первый экзамен, хотя девочки давали ей свои платья. Мечта о специальности детского врача так и осталась мечтой.
Ольга не замечала, что в ее доме часто отмечают какие-нибудь праздники. Собирается родня: двоюродные и троюродные братья, дяди и тети. Приходили вечерами, в выходные, приносили спиртное или их угощали родители. Усаживали за стол и Ольгу. Сначала отказывалась, но ее принуждали, придумывали разные предлоги. Давай, давай за нашу армию, за наших защитников. Она сдавалась. Выпивала немного самогона или водки. Ей становилось не так тоскливо и одиноко. И она перестала уходить из дама когда намечалось очередное застолье.
3
Артем вошел в село, когда закатное солнце полыхало над крышами домов. О приезде не писал, чтобы не беспокоить родителей, а Ольге хотел сделать сюрприз. Остановился у ограды своего огорода, пошатал столбик, крепко еще сидевший в земле, осмотрелся. Из дома Ольги кто-то вышел. В открытую дверь вырвалась песня разноголосого хора. «Вот кто-то с горочки спустился…». Он подошел ближе. На веранде стояла босая, с непокрытой головой, с трудом держась на ногах Ольга.
- Оля! – позвал он. – Это я. Артем.
Рассмотрев его, произнесла:
Ар-тем. Ми-лый
И уронила голову ему на грудь. Он поднял ее и понес домой.
Проснувшись ночью и, вспомнив вчерашний вечер, хотела уйти , но Артем сказал:
- Здравствуй, Оля.
- Здравствуй Артем, - ответила она, дыша перегаром. – Скажи сразу, обзови, обругай и я уйду. Вышло так. Не помню. Напоили. Почему ты не написал? Я ждала письма.
Она зарыдала, уткнувшись в подушку.
- Никуда не пойдешь. Он прижал к себе теплое тело.
Через две недели была свадьба. К весне родители в складчину купили им небольшой дом в центре села. Родился Виталий. Все время она отдавала ребенку. Готовила, гладила, наводила чистоту и порядок в доме. Подрос сын, и они стали водить его к матери, вышедшей на пенсию. Ольга оставалась дома. У них было небольшое хозяйство. Два поросенка, куры, гуси. Да еще огород. За всем нужен был присмотр. И Ольга легко со всем этим справлялась. Артем часто задерживался на работе. У механизатора всегда дел невпроворот. Иногда и ночевать приходилось на бригаде. Деревенская жизнь не богата на развлечения. И в отсутствие Артема, Ольгу стали навещать подруги. Приносили выпивку. Ольга доставала свою. Праздников в нашей жизни много. Только успевай отмечать. Иногда, приходя домой, он находил его пустым и холодным. Шел искать жену. Утром тихая и виноватая, она прижималась к нему и клялась, что в рот больше не возьмет спиртного. В эти трезвые дни он не мог налюбоваться ею. Дом снова оживал. Все было перестирано и перемыто. Ухожен огород. Но через неделю-две Ольга снова не могла отказать подругам посидеть у нее. И все повторялось в еще более угрожающем состоянии.
  4
Было начало ноября. Щеки уже пощипывал легкий мороз, а под ногами еще непривычно поскрипывал снег. Под слабым ветром  расстилался по деревне белесый дым.
Артем издали увидел Веру Петровну, классную руководительницу Виталия, и пошел ей навстречу.
- Я на собрание придти не смог, - сказал он, поздоровавшись.
- Да пожаловаться я не могу. Но в последнее время он как-то переменился. Стал замкнут. Наверное, из-за матери. Как у вас с ней?
- Видел я, -не отвечая на вопрос, - заговорил Артем, - какие дрова вам привезли. Как вы с ними управитесь, не знаю.
- Я и сама не придумаю, что с ними делать.
- В воскресенье я их вам распилю.
- Пожалуйста. Я заплачу.
- Какая плата.
В воскресенье во дворе Веры Петровны зарычала бензопила «Дружба». Хозяйка вышла на крыльцо.
- Здравствуйте, Артем Васильевич. Помощь нужна?
- Нет. Это мужская работа, - ответил он, поздоровавшись.
- Тогда я растапливаю печь и ставлю блины.
Уходя, Артем сказал, что в следующее воскресенье переколет чурки.
Ударили настоящие морозы. Артем снова работал во дворе Веры Петровны. Он снял полушубок. Росла куча колотых дров. Вера Петровна складывала поленницу.
- Теперь чай, - сказал Артем, когда работа была закончена, - а я дверь подремонтирую. Вон щели какие.
- Спасибо вам, Артем Васильевич. Добрый вы человек.
Через несколько дней, увидев Веру Петровну у магазина, Ольга остановила ее.
- Ну, как тебе мой муж? – вызывающе спросила и сама ответила:
- Понравится. Он хороший. Таких больше нет в совхозе.
- Да. Он хороший. Почему же вы не живете с ним? Почему бросили сына?
Вера Петровна хотела еще что-то сказать, но Ольга посмотрела на нее презрительно и сказала злобно:
- Иди, учительница, уроки проверяй, да мужа моего приучай к себе. А меня не трогай, воспитывали уже, хватит.
5
Прошла зима. На лето Вера Петровна уехала. Вернулась только к началу учебного года. Встретив ее на улице, Артем пригласил к себе.
Ольга возвращалась из магазина, где работала уборщицей. Подойдя к бывшему своему дому, сквозь неплотно сдвинутые занавески, увидела Артема и Веру.  Они о чем-то весело разговаривали за столом. Она остановилась. В ней  что-то дико взбунтовалось. Ей захотелось грохнуть по окну изо всей силы. Что вдребезги, чтобы дом зазвенел и содрогнулся, чтобы вылетела учительница оттуда, как пуля. Она замахнулась сумкой и, потеряв равновесие, свалилась в канаву. С трудом поднявшись, нащупав в сумке бутылку, поплелась к родительскому дому.
На другой день, увидев на улице сына, подозвала к себе.
- Виталя, зачем к вам учительница приходила. Ты что-то натворил?
- Нет. Она к папке приходила.
- К папке. А что ей от него надо?
- Почем знаю. Может он жениться на ней будет. А может дрова колоть опять. Меня пацаны дразнили.
- Жениться? Он тебе так сказал.
- Ничего он не говорил.
- А с чего ты взял?
- Все говорят.
- Все говорят? А я как, сыночек?
- Ты не пей, мама!
Она прижала его голову к груди.
- Пойдем домой. Пойдем.
Ключ лежал на старом месте. Они вошли в дом. Еще в сенях подняла с пола полотенце и повесила. На глаза попала чашка, которая стояла не там, куда она обычно ставила. Вещи были не на своих местах, и от этого дом выгляде неуютным. Переходя из комнаты в комнату. Ольга раскладывала и расставляла все по своему старому порядку. Представила здесь другую женщину и страшно, невыносимо стало на душе оттого, что это вполне может быть…