В КИНОЗАЛЕ
Боже, что с тобою, Чарли,
ты клокочешь от отчаянья,
кадр начальный так жесток,
ну, а может, нарочит:
нос разбух, разбиты губы,
сбоку шляпы блин торчит…
Отчего так люди грубы?
Крутит тросточкою Чарли,
Опершись о водосток.
Ты куда в нелепом фраке,
шлепаешь в штиблетах рваных?
Так ли публику смешат?
Гений боли и отваги, -
то ли шут, то ли подранок, -
ах ты, Чарли, горький Чарли,
Ты сойди ко мне
с экрана,
забери мои печали…
Черен смех,
светла душа…
Эти стихи были написаны мною давным-давно.
А потом я узнал, что есть стихи о великом актере и у Эмиля Мандельштама.
Чарли Чаплин вышел из кино.
Две подметки, заячья губа,
Две гляделки, полные чернил
И прекрасных удивленных сил.
Чарли Чаплин — заячья губа,
Две подметки — жалкая судьба.
Как-то мы живем неладно все —
чужие, чужие.
Оловянный ужас на лице,
голова не держится совсем.
Ходит сажа, вакса семенит,
И тихонько Чаплин говорит:
«Для чего я славен и любим
и даже знаменит...»
И ведет его шоссе большое
к чужим, к чужим.
Чарли Чаплин, нажимай педаль,
Чаплин, кролик, пробивайся в роль.
Чисти корольки, ролики надень,
А твоя жена — слепая тень.
И чудит, чудит чужая даль.
Отчего у Чаплина тюльпан,
Почему так ласкова толпа?
Потому — что это ведь Москва.
Чарли, Чарли,— надо рисковать.
Ты совсем не вовремя раскис.
Котелок твой — тот же океан,
А Москва так близко, хоть влюбись
В дорогую дорогу.
Э. Мандельштам.
Впрочем, по одной из легенд о нем, однажды сэр Чарли Чаплин тоже написал стихи и прочёл их на своём 70-летии (родился он 16 апреля 1889 г.). Хорошие стихи.
Я перевел их так:
ЛЮБОВЬ К ЖИЗНИ
Когда я полюбил себя,
то понял, что тоской и муками
жизнь изо всех сил пытается мне объяснить,
что живу я вопреки моей внутренней сути.
Тогда я понял, что это означает - надо
«БЫТЬ САМИМ СОБОЙ».
Когда я полюбил себя,
я обнаружил, как жестоко можно кого-то обидеть,
если требовать от него подчинения моим личным капризам,
особенно когда человек еще не готов, а он – это я сам.
Ныне я зову это
«САМОУВАЖЕНИЕМ».
Когда я полюбил себя,
то перестал завидовать судьбам счастливцев.
Я неожиданно ощутил, что самому мне отпущено все
для того, чтобы сбывались любые надежды мои и нелепые планы...
Видимо, это пришла наконец и ко мне
«ЗРЕЛОСТЬ».
Когда я полюбил себя,
в эту минуту я вдруг осознал: где бы я ни был, куда бы ни шел,
все, что я делаю, все это нужно,
все в мире происходит вовремя, все справедливо.
Нет у таких, как я, мужчин, для тревог ни поводов, ни причин.
Словом, с тех пор мной владеет
«УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ».
Когда я полюбил себя,
я прекратил воровать у себя самого минуты,
чтобы мечтать о том, что я мог бы сделать.
Мне никто теперь не мешает заниматься тем, что я люблю,
радует сердце,
и улыбаться от счастья.
Делаю нынче все, как хочу,
и никто не кричит на меня - поскорей.
Думаю, стоит назвать это все -
«ПРОСТОТА».
Когда я полюбил себя,
я из себя повыбрасывал все, что хотел,
Я избавился от всего, что стаскивало меня за штаны вниз.
Как я безжалостно вышвырнул все, что меня унижало,-
пищу, вещи, людей, сильных мира сего и страх сатаны.
К чертовой бабушке пусть летит все, что мешало мне вперед идти.
Это и есть
«ЛЮБОВЬ К САМОМУ СЕБЕ».
Когда я полюбил себя,
я почему-то заткнулся,
и прекратил на каждом шагу доказывать другим, что они неправы.
Странно, но с тех пор я стал ошибаться гораздо реже.
Говорят, что это
«СКРОМНОСТЬ».
Когда я полюбил себя,
я перестал жить прошлым и волноваться о будущем.
Очень мешают делам и то, и другое.
Я живу сегодня нынешним днем,
Лишь бы все было, как надо, в нем,
и зову это
«НАСТОЯЩЕЕ».
Когда я полюбил себя,
то понял, как часто мешает мне ум,
что он может стать смертельной болезнью.
Я отдал его в услужение сердцу, -
странно, но ум стал сразу полезнее и умней.
Это ведь самая важная вещь -
«МУДРОСТЬ СЕРДЦА».
И не нужно бояться споров с другими людьми,
или дать, как следует, самому себе по морде,
Стоит порой повздорить даже с тем, кого любишь.
Если в небе сталкиваются звезды,
иногда в этих встречах рождаются новые миры.
Кажется, я понял,
что это за штука такая –
«ЖИЗНЬ».
В разных книгах о нем эту импровизацию называют по-разному... Я назвал ее по-своему.
В Великобритании издано единственное литературное произведение Чарли Чаплина, сообщило ИА "Росбалт".
Эту повесть под названием "Огни рампы", в ходе поисков в архивах биограф Чаплина Д.Робинсон и сотрудники синематеки случайно нашли в фильмотеке в Болонье в июне 2012 г., накануне 60-летия выхода одноименной картины. В ней рассказано о задуманном автором фильме, посвященном Вацлаву Нижинскому.
Главная идея фильма, что карьера не есть воплощение мечты человека: она - путь, ведущий его к своему предназначению", - это первая строчка рукописи Чаплина.
На 4 неизвестных прежде фотографиях Чаплин изображен с Бастером Китоном, звездой немого кино, а также вместе с Нижинским. Они познакомились в Лос-Анджелесе, где танцовщик выступал в знаменитых "Русских сезонах" Дягилева.
В. Нижинский посещал киностудию Чаплина. Спустя 20 лет после встречи Чарли и написал сценарий фильма, посвященный танцовщику.
"Огни рампы" – единственное художественное произведение, но не единственная проба сил в литературе знаменитого актера и режиссера.
В 1964 г. он издал мемуары, позже ставшие основой документальной киноленты "Чаплин".