Мирилки

Лара Ищенко
Ох, уж этот переходный возраст. Жди, пока повзрослеют твои воспитанники.
А пока постоянные выяснения отношений: у мальчишек - драки, у девчонок ссоры с криками, слезами, непримиримостью.

Подхожу к своему 6 классу. Из-за двери такой ор, что, скорее всего, не слышно было и звонка.

Вхожу. Возле первой парты, где постоянно сидят две подружки, толпа. Что происходит- не понять. Подружки, всклокоченные, зареванные, что-то эмоционально доказывают то ли друг другу, то ли окружающим. Мальчишки смеются, девочки размахивают руками, стараясь
вмешаться.

Замечая меня, быстро занимают свои места.
Выяснять, что произошло, мне, конечно, недосуг, потому что на это уйдет немало времени. А урок нужно проводить. И оставить без внимания нельзя.
Одно ясно: крупная ссора. Я уверена, что пустяковая причина. Но детям, разумеется, кажется, что принципиально.

Решаю немного перестроить ведение занятия. Тема "Устное народное творчество".
На прошлых уроках говорили о пословицах-поговорках,о небылицах,о песнях, играх и...
о дразнилках, как части фольклора.

А я вспомнила замечательные стишки-мирилки, которые прочитала в приложении к украинскому букварю. Я тогда дословно их не стала переводить, а сделала стилизацию.
Вот и решила сейчас использовать два катрена.

Без предварительного объяснения, что к чему, объявила, что пишем маленький слуховой диктант, и продиктовала.

Не смотри ты так сердито:
Все обиды позабыты.
Вот мизинец мой - держи.
Я хочу с тобой дружить.

А мирилка летела,
На плечо тихо села,
Прошептала на ушко:
- Помиритесь подружки.

Сначала поссорившиеся насторожились, но раздумывать некогда: нужно писать.
Написали. Я как ни в чем не бывало стала разбирать орфограммы и пунктограммы.

Вижу, что одному из мальчишек, не терпится задать мне вопрос. Догадываюсь, какой, и говорю:
- Да-да, именно для того вы и записали эти два четверостишья, чтобы быстрее мириться, если даже и поссоритесь. Ведь мириться приятнее?

Конечно, вспомнили и классическую мирилку: Мирись, мирись и больше не дерись.
Откуда эта традиция - браться за мизинцы? Задала классу постараться узнать самим - не все же им разжевывать, в конце концов.

- Пусть сейчас помирятся,- загалдели ребята, -только с Вашими стишками.

Сначала нехотя, не поднимая глаз, девочки повернулись друг к другу.
Пришлось им мириться под скандирование моих мирилок.
Конечно, я оставлю их после уроков и выясню, что произошло. Дети мне доверяют, я думаю, честно расскажут причину ссоры. А пока обиды друг на друга отступили хотя бы на время урока, что очень важно.

- Получилось,- подумала я. Так занимательность помогла не только в учебном плане, но и в педагогическом...